Внеклассное мероприятие по литературе "В царстве фольклора" 5 класс. Цель: обобщить знания по теме фольклор, знать определения жанров фольклора, их особенности, развивать творческие способности детей, влспитывать любовь к устному народному творчеству
Эпиграфы к уроку: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» (А.С. Пушкин)
«Красна речь пословицей». «От пословицы не уйдешь». «В песне выражается душа народа». «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» (А.С. Пушкин)
Выставка книг: сборники сказок, книги с пословицами, поговорками, загадками, сборники русских песен, частушек. Иллюстрации к сказкам, рисунки детей к сказкам (можно поделки).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "В царстве фольклора"»
Внеклассное мероприятие по литературе «В царстве фольклора» (5-6 классы).
Цель: обобщить знания по теме фольклор, знать определения жанров фольклора, их особенности, развивать творческие способности детей, выразительность устной речи, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Эпиграфы к уроку: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» (А.С. Пушкин)
«Красна речь пословицей». «От пословицы не уйдешь». «В песне выражается душа народа». «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» (А.С. Пушкин)
Выставка книг: сборники сказок, книги с пословицами, поговорками, загадками, сборники русских песен, частушек. Иллюстрации к сказкам, рисунки детей к сказкам (можно поделки).
Ход мероприятия
Организационный момент
Слово учителя: ребята, сегодня наше мероприятие посвящено фольклору. Мы с вами вспомним жанры фольклора, их особенности, будем сами исполнять малые жанры. (классы поделены на три команды, выбрано жюри). А сейчас я предлагаю каждой команде представить себя (название, девиз, капитан команды). Теперь вопрос для всех команд: что такое фольклор? ( отвечает команда, первая поднявшая руку).
Правильно, фольклор – это устное народное творчество. А знаете ли вы, из какого языка пришло это слово (дети отвечают).
Да, действительно, из английского языка, в переводе означает «народная мудрость». А какие жанры фольклора вы знаете? (каждая команда должна назвать их по очереди (былина, сказка, песня, пословица, поговорка, загадка и др). за каждый правильный ответ один балл.
А теперь конкурс капитанов: нужно вытянуть листочек с названием одного из жанров фольклора (загадка, сказки, пословицы, анекдот, былина, поговорка) и подобрать к нему нужное определение (например: краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки, короткие истории фантастического характера, это краткие изречения, в которых выражены жизненные наблюдения и правила житейской мудрости, короткий устный рассказ с остроумной концовкой, песня-сказание о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси, меткое народное выражение, краткое по форме, острое по мысли), (за каждый правильный ответ три балла). А теперь я предлагаю вам поиграть в фольклорное лото (игровое поле на доске, карточки с текстами вытягивают по очереди ребята из каждой команды и прикрепляют к игровому полю, на котором написаны жанры детского фольклора: дразнилки, заклички, колыбельные песни, скороговорка, загадка, считалка. (за каждый правильный ответ два балла).
Тексты малых жанров фольклора:
Обманули дурака
На четыре кулака,
На пятое – стуло,
Чтоб тебя раздуло!
На шестое –колесо,
Чтоб тебя разнесло.
Дождик – дождик, пуще,
Я насею гущи,
Цельну кадушку,
Сверху лягушку!
Баю-баюшки баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
И укусит за бочок!
Шли сорок мышей
Несли сорок грошей,
Две поплоше
Несли по два гроша.
Зимою греет,
Весною тлеет,
Летом умирает,
Зимой оживает.
Ягодка малина,
Медок, сахарок,
Поди вон, королёк,
Там тебе место-
В кислое тесто.
О чем-то скрипят половицы,
И ветер повеял чудесный,
И тайна стучится в окна,
И в чудо поверишь вдруг,
И дрогнут чьи-то ресницы,
И сразу меняются лица…
Тихонько скрипят половицы-
К нам сказка в гости идет.
Сказка- один из любимых наших жанров. Вопрос командам: какие виды сказок вы знаете?(команды отвечают по очереди). Русская сказка имеет свое начало. Я предлагаю вам вспомнить традиционные сказочные зачины (жили - были и тд), ( за каждый правильный ответ один балл). А теперь следующие задание: подобрать постоянные эпитеты к словам.
Дороженька добрый
Девица столбовая
Молодец красная
Море черные
Тучи синее
Лес чистое
Трава дремучий
Луга шелковая
Поле зеленые
По одному баллу за каждый правильный ответ.
А теперь нужно узнать сказку по озвученному отрывку. ( сказки «Иван- крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна») 5 баллов за правильный ответ. Герои сказок иногда отгадывают такие загадки:
Загадка 1 команде: что на свете всех быстрее? (мысль)
Загадка 2 команде: что на свете всех милее? (сон)
Загадка 3 команде: что на свете всех жирнее? (земля)
За правильный ответ 1 балл.
А теперь загадки полегче (каждой команде)
1 команда
На солнце я похожий,
И солнце я люблю,
За солнцем поворачиваю
Я голову свою. (подсолнух)
2 команда
Меж двух светил
Я в середине один. (нос)
3 команда
Кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется. (топор)
1 балл за правильный ответ.
Все вы хорошо знаете пословицы и поговорки. Следующее задание: продолжить пословицу или поговорку.
Не плюй в колодец… (пригодится воды напиться), старый друг… (лучше новых двух), не рой яму другому…( сам туда попадешь).
Объясните переносный смысл пословицы: я про сапоги, а он про пироги (отсутствие взаимопонимания), шило в мешке не утаишь (тайное всегда становится явным), что посеешь, то и пожнешь (как сделаешь работу, таков и результат).
1 балл за правильный ответ.
Творческая презентация малых жанров фольклора: анекдоты, частушки, загадки (домашнее задание каждой команды).