kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развиваем музыкальную память

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель классного часа - помочь обучающимся понять важность развития способности к запоминанию музыкального текста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развиваем музыкальную память»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Ильинская детская школа искусств»













Классный час

тема:

«Развиваем музыкальную память»











Составитель: Русинова В.М., преподаватель

музыкального отделения












п.Ильинский, 2021г.




Классный час «Развиваем музыкальную память»

01.09.2021 г.


Цель: осознание обучающимися в классе значения и важности музыкальной памяти для исполнителя.

Задачи:

1. Познакомить обучающихся с разными видами музыкальной памяти.

2. В конкурсных заданиях освоить некоторые приемы запоминания музыкального текста.

3. Продемонстрировать умение сохранять в течение долгого времени выученное музыкальное произведение. Концерт «Мое любимое произведение»

Здравствуйте ребята!

Сегодня мы с вами поговорим о музыкальной памяти.

Музыкальная память – способность к запоминанию, сохранению в сознании (кратковременному и долговременному) и последующему воспроизведению музыкального материала.

У музыкантов существуют различные формулы, методы деления памяти на виды. К примеру, Лилиас Маккинон(английский педагог по фортепиано, известный методист) в своей книге «Игра наизусть» выделяет 4 вида муз. памяти:

  • память уха (слуховая)

  • память глаза (зрительная)

  • память прикосновения (тактильная)

  • память движения (мускульная)

Геннадий Цыпин в книге «Обучение игре н а фортепиано» выделяет 5 видов:

  • слухообразная

  • эмоциональная

  • конструктивнологическая

  • двигательно – моторная

  • зрительная

Однако, нет сомнений в том, что для музыканта доминирующую роль играет слуховая память. С ней связано развитие слуха и чувство ритма.

Память развивается произвольно и непроизвольно. Многие педагоги считали, что заучивать наизусть необходимо специально. Гольденвейзер: «Первое, что мы должны сделать, разобрав произведение, - выучить его наизусть». Савшинский: «Для того, чтобы память работала плодотворно, важным условием является установка на запоминание».

Нейгауз, Рихтер и Фейнберг считали, что специально заучивать наизусть не нужно. Г. Нейгауз: «Я просто играю произведение, пока не выучу его». С. Фейнберг: «Педагог нередко требует исполнения наизусть от ученика. Мне кажется, что это не совсем верно. Минуя творческий момент, начинается мучительный, нецелесообразный процесс запоминания».

Играть наизусть начали лишь в XIX веке, до этого играли по нотам.

Следует всегда помнить об одной простой формуле в процессе запоминания. Запомнить – осмыслить – понять. То есть запомнить – значит осмыслить и понять произведение.

Что является необходимым для запоминания:

1)проникнуться образно – поэтической сущностью, эмоциональным состоянием

2)разобраться в форме, строении, логике развития музыкальной мысли

3) обучить руки свободным, непринужденным игровым движениям

Н. Рубинштейн: «Не количество, а качество упражнения решает дело».

Метнер: «При работе всегда думать».



Приемы и способы выучивания наизусть:

1)движение от общего к частному

2) материал «из кусков»

3) учить с конца

4) смысловое соотнесение (опорные пункты)

5) сопоставление и сравнение повторяющихся фрагментов

6) без инструмента, тщательный анализ текста

Кроме того, нельзя забывать и о том, что работа памяти на эстраде зависит от инструмента, освещения, обстановки и т. д. Вот почему так важна роль «обыгрывания» произведения непосредственно в концертном зале, «обыгрывания» перед аудиторией.

Наша память представляет собой очень сложный физический процесс.

Иосиф Гофман даже вывел своеобразную формулу отличного запоминания музыкального текста:

1) работа с текстом без инструмента

2) работа с текстом за инструментом

3) работа над произведением без текста

4) работа без инструмента и без нот

Советую всем попробовать, уверена, что у вас получится и даже на сцене, когда волнение неизменно присутствует практически у каждого, на вашем тексте это уж точно не отразится.



Конкурсы.



Задание обучающимся – выучить стихотворение (время 3 минуты) и рассказать.


* * *

— Эй, цыпленок, где твой дом?

— Он у мамы под крылом.


Т. Волжина


***

В пыли валялась палка.

Ее мне стало жалко.

Взял я палку, и она

Превратилась в скакуна!


В. Ланцетти

Неваляшка


Неваляшку на подушку

Я никак не уложу.

Непослушная игрушка –

Это точно я скажу.


Б. Лемма

Мой конь


Не просите слезть меня

С трехколесного коня.

Даже руки мыть к обеду

Я верхом на нем поеду.


В. Азбукин

***

Ванька-Встанька - неваляшка.

Даже если хочет спать,

Все равно стоит, бедняжка,

И не может лечь в кровать.

***

Подарил мне папа Льва!

Ох, и струсил я сперва!

Я два дня его боялся,

А на третий - он сломался!


Б. Заходер

Кукла


У куклы синие глаза,

У куклы желтая коса

И розовое платье.

Для куклы Катя фартук шьет,

А Надя варит ей компот.


Я. Аким

Мяч


Мяч летает полосатый,

Мяч гоняют медвежата.

— Можно мне?

– Спросила мышка.

— Что ты! Ты еще малышка!


Г. Сапгир

***

Шар воздушный, шар воздушный

Вырывается из рук.

Непослушный, непослушный –

К потолку взлетает вдруг.

Надо мне его поймать

И за хвостик привязать.


А. Ахундова

Погремушка


У меня есть Погремушка –

Настоящая старушка.

Мне шесть лет,

И ей шесть лет.

Она старушка,

А я – нет!

Г. Глушнев




Источник: https://mamamozhetvse.ru/stixi-pro-igrushki-dlya-detej.html



Задание усложняется. Выучить небольшую музыкальную мелодию используя формулу запоминания И. Гофмана – работа с текстом без инструмента. Время ограничено (3 – 5 минут). Обучающимся 2 – 7 классов раздаются небольшие произведения разной степени сложности. Через 5 минут каждый обучающийся исполняет на память свое произведение.

В конце классного часа обучающиеся класса исполнят свое любимое произведение, которое было выучено в прошлом учебном году.



Концерт «Мое любимое произведение»

1. Доницетти «Тирольская песня» - исп. Яшманова Оля, VI кл.

2. Морозов «Белая ночь» - исп. Власов Арсений, VI кл.

3. Дюссек «Сонатина» - исп. Власовских Ксения, V кл.

4. Шуберт «Вальс» - исп. Деяк Настя, V кл.

5. Симонова «Мальвина» исп. Гуляева Валерия, III кл.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Развиваем музыкальную память

Автор: Русинова Вера Михайловна

Дата: 19.09.2023

Номер свидетельства: 636864

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Урок музыки 5 класс "Музыкальное искусство страны Восходящего Солнца""
    ["seo_title"] => string(67) "urokmuzyki5klassmuzykalnoieiskusstvostranyvoskhodiashchieghosolntsa"
    ["file_id"] => string(6) "282679"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453723893"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "музыкальное занятие "Хоровод, хоровод...""
    ["seo_title"] => string(40) "muzykal-noie-zaniatiie-khorovod-khorovod"
    ["file_id"] => string(6) "289835"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454864354"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) ""Музыкальный синтаксис на уроке сольфеджио""
    ["seo_title"] => string(40) "muzykalnyi_sintaksis_na_uroke_solfedzhio"
    ["file_id"] => string(6) "645155"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1707121184"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) ""Музыкальный теремок" конспект  музыкально - тематического занятие для детей средней группы. "
    ["seo_title"] => string(101) "muzykal-nyi-tieriemok-konspiekt-muzykal-no-tiematichieskogho-zaniatiie-dlia-dietiei-sriedniei-ghruppy"
    ["file_id"] => string(6) "235783"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443844232"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "«Знакомство с понятиями авторской и народной музыки». "
    ["seo_title"] => string(52) "znakomstvo-s-poniatiiami-avtorskoi-i-narodnoi-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "125315"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414949497"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства