Орган - это духовой, клавишный инструмент. Он состоит из набора металлических и деревянных труб разных размеров и пневматического устройства, заключенных в общий корпус. Ручные клавиатуры называются мануалами, а ножные- педалью. Кроме того, на органе есть рычаги для соединения между собой клавиатур, включения регистров и для усиления и ослабления звука. В органе бывает от одного до пяти мануалов (на каждом 48-77 клавиш) и одна педаль (обычно из 32 клавиш). Орган имеет до нескольких тысяч труб, разбитых на регистры ( или группы ). Общее число регистров от 1 до 150 и более. Число труб в регистре соответствует числу клавиш мануала. До конца 19 в. передача от клавиш к трубам осуществлялась при помощи тяжей, а воздух нагнетался мехами одним или несколькими рабочими. Такой орган называется механическим. В ХХв. вводятся органы с пневматическими и электропневматическими передачами, в которых нагнетание воздуха осуществляется вентиляторами, действующими от электродвигателя. Появились и электрические органы. Органы строились замечательными мастерами в Германии, Франции, Чехословакии, Великобритании, Италии, России, Польше.
Значительное внимание органной музыке уделял М.И. Глинка. В 17в. крупнейшим исполнителем и автором органных сочинений был органист собора Св. Петра в Риме Фрескобальди. Произведения французских мастеров 18в.- Куперена, Дандрие, Клерамбо - входят в репертуар современных исполнителей. Выдающимися представителями английской органной музыки являются Перселл, Гендель. В Германии в 17в. выделялись органисты - композиторы Рейнкен, Букстехуде, Пахельбель, и вершиной органной музыки 18в. является творчество И.С. Баха, получившее мировое признание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
МБОУ ДОД «СУДАКСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. ШЕНДЕРЕВА Г. Г.»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУДАК РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Лекция - концерт
Тема: «Органная музыка».
Предмет: музыкальная литература
Подготовила: Чурсина Т.А.
Старший преподаватель высшей категории
С У Д А К 2013 ГОД
Органная музыка.
Орган - это духовой, клавишный инструмент. Он состоит из набора металлических и деревянных труб разных размеров и пневматического устройства, заключенных в общий корпус. Ручные клавиатуры называются мануалами, а ножные- педалью. Кроме того , на органе есть рычаги для соединения между собой клавиатур, включения регистров и для усиления и ослабления звука. В органе бывает от одного до пяти мануалов (на каждом 48-77 клавиш) и одна педаль (обычно из 32 клавиш). Орган имеет до нескольких тысяч труб, разбитых на регистры ( или группы ). Общее число регистров от 1 до 150 и более. Число труб в регистре соответствует числу клавиш мануала. До конца 19 в. передача от клавиш к трубам осуществлялась при помощи тяжей, а воздух нагнетался мехами одним или несколькими рабочими. Такой орган называется механическим. В ХХв. вводятся органы с пневматическими и электропневматическими передачами, в которых нагнетание воздуха осуществляется вентиляторами , действующими от электродвигателя. Появились и электрические органы. Органы строились замечательными мастерами в Германии, Франции, Чехословакии, Великобритании, Италии, России, Польше.
Значительное внимание органной музыке уделял М.И. Глинка. В 17в. крупнейшим исполнителем и автором органных сочинений был органист собора Св. Петра в Риме Фрескобальди. Произведения французских мастеров 18в.- Куперена, Дандрие, Клерамбо - входят в репертуар современных исполнителей. Выдающимися представителями английской органной музыки являются Перселл, Гендель. В Германии в 17в. выделялись органисты - композиторы Рейнкен, Букстехуде, Пахельбель, и вершиной органной музыки 18в. является творчество И.С. Баха, получившее мировое признание.
Венские классики Моцарт, Гайдн, Бетховен широко использовали орган в своих ораториальных произведениях.
Произведения для органа писали Шуман, Брамс. Выдающимися органистами - композиторами 19 - нач. 20вв. были Мендельсон, Лист. Большой вклад в органную литературу внесли композиторы Сен-Санс, Хиндемит, Бриттен, Онеггер и др.
Самые значительные произведения для органа были созданы И. -С. Бахом в "веймарский период" (1708-1717гг.), когда, переменив ряд мест в провинциальных городах, композитор служил органистом в Веймаре.
Виртуоз - исполнитель, Бах создал для этого инструмента произведения, которые явились вершиной развития органной литературы. В становлении неповторимого стиля Баха огромная роль принадлежит хоральным прелюдиям. Бах рассматривал их как своеобразный интимный, романтический дневник художника. В этих лирических поэмах зарождался сложный музыкальный язык, опережавший свое время. В свободных фантазиях сплавлялись воедино народное и высокопрофессиональное начала , что определяло доступность этих произведений Баха. Хоральные фантазии воплощают одно настроение и образ, отличаются широким диапазоном выразительных средств, образов и форм.
В жанрах прелюдии и фуги, фантазии, токкаты Бах выступает как преемник немецкой органной школы, в особенности своих непосредственных предшественников - Рейнкена и Букстехуде. В годы юности Бах ездил учиться к Букстехуде, он ездил в г. Любек с целью ознакомления с произведениями Букстехуде и его игрой на органе. Для органных произведений Баха характеры эмоциональное богатство, глубокая внутренняя сосредоточенность, свободная форма. Бах объединял в двухчастные циклы противоположные по своей выразительности части- импровизационную токкату, фантазию или прелюдию гомофонно-гармонического характера и строгую полифоническую фугу.
Творчество Баха ознаменовало и вершину многовекового развития органной музыки, ведущей свое начало от раннего Возрождения и ее завершения.
Бах создал более 150 хоральных обработок. Хорал - это старинное духовное песнопение, основанное на народных немецких мелодиях. Обычно хорал бывает четырехголосным. Пример: хоральная прелюдия фа минор представляет собой небольшую пьесу лирического характера. Мелодия хорала звучит в верхнем голосе, как - будто гобой ее проводит. Органист так подбирает регистр, что получается подобие тамбра различных инструментов. Движение нижних голосов спокойное, мягкое, глубокое.
Предками органа были два маленьких, незатейливых древних народных инструмента - свирели волынка. От свирели орган унаследовал трубы, а от волынки - мехи. Ведь орган, как и труба, флейта, баян - духовой инструмент, а точнее клавишно-духовой.
Кто и когда впервые снабдил орган клавишами, сказать трудно. Возможно, клавиши, как и шахматы, появились впервые на арабском Востоке. О шахматах мы вспомнили не случайно - кто знает, быть может, последовательность белых и черных клавиш повторяла чередование квадратов на шахматном поле. Тем более, что клавиши первых органов были во много раз больше современных, а по форме - скорее квадратные, чем продолговатые. И звук на них извлекали не пальцами, а всей рукой, попросту говоря, кулаком. В те далекие времена орган использовали как инструмент аккомпанирующий, помогающий настроиться певцам.
Похожими на современные клавиши сделались позднее, когда орган стал инструментом с листом. Произошло это, видимо, незадолго до наступления новой эры. В Древнем Риме орган не только сопровождал торжественные церемонии, но и был инструментом, игра на котором включалась в конкурс, проходившем в цирке наряду со знаменитыми боями гладиаторов. По воспоминаниям современников, большим любителем органа и весьма искусным исполнителем был сам император Нерон.
Но орган древних римлян - уже довольно совершенный инструмент. В нем, в частности, было одно удивительное приспособление, называемое механизм регистров. Это устройство позволяло органисту пользоваться каждым рядом труб отдельно. При этом, нажимая на одну и ту же клавишу , при включенном или выключенном регистре, можно было добиться разного звучания. Высота звука оставалась прежней, но менялась его окраска.
В пестрой многовековой истории органа бывали разные периоды - бурного подъема и полного забвения. Так, например, вскоре после падения Великой Римской империи, в период смуты, переселения народов, орган с другими достижениями цивилизации исчезает. А появившись спустя несколько веков, имеет тот же вид, что и в пору своего младенчества: в нем лишь один ряд труб, примитивные кузнечные мехи и вовсе нет клавиатуры. Однако это продолжалось недолго, клавиатура вскоре вновь была водворена на прежнее место. А примерно с 8-9 вв. начинается период бурного строительства органов во многих странах Европы. Тесно связанные с архитектурой соборов ( а позднее концертных залов), органы, как, пожалуй ни один муз. инструмент, не похожие друг на друга. Они разнятся и количеством труб - от нескольких десятков до нескольких тысяч, и разнообразием регистров, чем и объясняется такая свобода органиста в регистровке произведения. Наиболее крупные органы всегда имеют несколько клавиатур - мануалы. Число их, иногда достигает пяти, как, например, в органе Домского собора в Риге. Это не считая нижней клавиатуры, на которой органист играет ногами.
Правда, в эпоху расцвета органа - в 15-16вв.-наряду с огромными церковными органами существовали и совсем маленькие, переносные органы - портативные и регали.
Возросшая популярность органа была связана с появлением оригинальных, написанных специально для органа, произведений. Одним из первых выдающихся виртуозов - органистов был итальянский композитор Фрескобальди, творивший в первой половине 17в. В Рим, где он жил и работал, из далеких городов и стран съезжались люди, чтобы послушать его игру.
Для органа писали многие замечательные композиторы. Но замечательные произведения писал Бах. И действительно, более двух столетий отделяют нас от того времени, когда жил и творил этот гениальный немецкий композитор. Но и сегодня его произведения для органа - лучшее, что создано для этого инструмента за всю его мировую историю. Непревзойденный органист - виртуоз, Бах знал все "секреты" этого инструмента. Не случайно его часто приглашали в соседние города опробовать только что построенный орган. И он не только выносил оценку новому инструменту, но и , к удивлению присутствующих, точно указывал те места в соборе, где звуки органа будут казаться "глухими", а где будут слышны лучше всего.
Бах писал для органа в течение всей своей долгой жизни. Есть среди его многочисленных произведений и " Восемь маленьких прелюдий и фуг", сочиненных им специально для юных музыкантов, обучающихся игре на органе.
Середина 18в.- пора наивысшего расцвета органного искусства и в то же время начало его упадка. За редким исключением, композиторы почти совсем перестают писать музыку для этого инструмента. Орган, как и другой клавишный инструмент - клавесин, полностью вытесняется фортепиано. Так начинается почти вековое, уже второе в его истории, забвение этого инструмента.
И только на рубеже 19-20вв. вновь возрождается интерес к старинной музыке, и вновь появляются исполнители, знакомящие слушателей с органной музыкой прежних эпох и стилей.
Мало - помалу начинается строительство органов и в России. Однако, если в начале 20 столетия их можно было, буквально, пересчитать по пальцам, то ныне в нашей стране их несколько десятков. И опять композиторы пишут музыку для этого инструмента, пытаясь по-новому осмыслить его звучание и раскрыть его огромные возможности. Среди советских органистов был композитор Старокадомский.