Методическая разработка для 10 класса по теме "Театр и музыка средних веков"
Методическая разработка для 10 класса по теме "Театр и музыка средних веков"
Тема урока: Театральное искусство и музыка средних веков.
Цель урока: Создать условия формирования у учащихся представления о театральном и музыкальном искусстве средневековья, истории его развития и становления.
Обучающий аспект: Создать формирования у учащихся новых понятий музыкального искусства средневековья. Общего характера и одновременно многообразия средневековой музыкальной культуры. Увидеть в разнообразии музыкальной и театральной культуры средневековья современные музыкальные и театральные направления.
Развивающий аспект: Создать условия для развития восприятия средневековой музыки и эстетики средневековых театральных представлений.
Воспитательный аспект: Возбудить интерес к культуре средневековья, позволяющий проследить взаимосвязь средневековья и современности.
Задачи: Сформировать у учащихся элементарные понятия и представления о средневековой музыкальной культуре. На основе общетеоретических знаний показать особенности и разнообразие музыкальных и театральных направлений. Подвести к мировоззренческому выводу о культуре средневековья как колыбели современного музыкального искусства. Развивать эстетическое восприятие театральных представлений учащимися как средства духовного развития и как одной их форм постижения культуры.
Сформировать приём описания душевного состояния после прослушивания музыкальных фрагментов. Ввести понятие, приём - ассоциации средневекового музыкального направления с современным.
План урока
1.Организациооный. Проверка готовности к уроку. (учебники, рабочие тетради)
2.Знакомство учащихся с планом урока. (3мин.)
3.Закрепление изученного материала. «Вопрос-ответ» - разминка. Вопросы по изученному материалу. Вопросы выведены на доске. (Позволяет учащимся с разным уровнем подготовленности, быстротой реакции участвовать в ходе урока, дискуссии).(12 мин.)
4. Знакомство с материалами по новой теме. (20 мин.)
А – Общий характер музыкальной культуры(религиозная окраска). основные направления: светское и церковное
Б– Литургическая драма. «Шествие Добродетелей». Мистерия. Основные задачи (поучительный характер).
В.Средневековый фарс. Основные задачи (Комические представления, высмеивающие церковные обряды, бесчинство вельмож и священников, человеческие пороки, ).
Г.Музыкально-песенное творчество
1.часть А. Церковная музыка. Звучит органная музыка.
- Высокую духовность средневековья озвучивала музыка. Музыкальным символом эпохи Средневековья становится Григорианский хорал. Исполнение на латинском языке (язык непонятный большинству слушателей приводил в трепетное и благоговейное состояние).
МОНОДИЯ – мужское пение в унисон.(Прослушивание музыкального отрывка 3мин.)
Гвидо из Ареццо основатель нотной грамоты, его 4-х строчный нотный стан и сегодня является основой записи Григорианских хоралов.
4.часть Г.Музыкально песенное творчество трубадуров, труверов, менестрелей.
Музыкально-поэтическое творчество бродячих музыкантов опиралось на французские народные традиции. Главные темы – рыцарское воспевание Прекрасной дамы, идеал молчаливой преданности, измена и расставание. (стихотворный отрывок).
Ни жив ни мертв я. Не грызет
Меня болезнь, а грудь болит.
Любовь — единый мой оплот,
Но от меня мой жребий скрыт,—
Лишь Донна бы сказать могла,
В нем гибель или благодать.
Наступит ночь, иль день придет,
Дрожу я, все во мне горит.
Страшусь открыться ей: вот-вот
Отказом буду я убит.
ТРУБАДУРА ( от франц. Изобретатель) ПОЭТ-ПЕВЕЦ. Произведения отличались изысканность и тонким вкусом. Певцы любви – идеальной.
МИНИСТРЕЛЬ (ЖОНГЛЁР) – странствуя они «рекламируют» своего Рыцаря – господина, его даму.
Бродячие музыканты развлекали гостей питейных заведений, странствуя из замка в замок развлекают господ. (Просмотр отрывка 5мин.).
Творческое задание (Дать музыкальным направлениям средневековья современные названия)
2.часть Б. Литургическая драма. Мистерия
Литургическая драма возникает из церковного богослужения, она имеет библейский сюжет, сольные музыкальные фрагменты, носит поучительный и просветительный характер. Литургическая драма меняется МИСТЕРИЕЙ – драматическое действие включающее и бытовые сценки и даже танцы. Мистерии из стен храма переносятся на паперть (место перед входом в церковь), а затем на площадь перед храмом, с масштабностью действия. (Просмотр отрывка 5 мин).
3 часть. В Средневековый фарс.
«ФАРС» - с франц. Начинка – использовались между частями в МИСТЕРИЯХ, смена темпа, монотонности религиозной строгости, оживляли всё действо. Корни средневекового фарса уходят к карнавальным представлениям, масленичным неделям (языческим праздникам оставшимся из-за популярности в традициях средневековья). Бродячие комедианты разыгрывали маленькие весёлые спектакли.
Просмотр картины«Битва Масленицы и Поста» Питер Брейгель Старший. Главные вопросы Борьба «добра» и «зла» Суть картины Воздержание и Распущенность, Веру и Неверие.
Кто победит в состязании?
Фарс высмеивал :
- Рыцарские турниры, странствия во имя Прекрасной Дамы.
- Нудные проповеди епископов
- распутство монахов
- пороки людей.
Бесконечные запреты не могли уничтожить столь любимы народом представления, разыгрываемые на глазах у публики. («соти» – от франц. «дурачество».
5.Подведение итогов (8мин) Выводы. Рефлексия.
Вопросы (выведены на доске) для учащихся позволяющие проявить своё впечатление, выявить художественный вкус и взгляд современных школьников на музыкальное искусство средневековья.
-Слова – ассоциации возникающие при прослушивании музыкальных отрывков и видеороликов – выписанные по ходу урока позволяют поделиться с одноклассниками мнением или дискутировать на предмет актуальности.
6. Домашнее задание (2мин.)
Параграф 15. Творческое задание «Музыкальные инструменты Средневековья и современность»
Урок окончен.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для 10 класса по теме "Театр и музыка средних веков" »
Тема урока: Театральное искусство и музыка средних веков.
Цель урока: Создать условия формирования у учащихся представления о театральном и музыкальном искусстве средневековья, истории его развития и становления.
Обучающий аспект: Создать формирования у учащихся новых понятий музыкального искусства средневековья. Общего характера и одновременно многообразия средневековой музыкальной культуры. Увидеть в разнообразии музыкальной и театральной культуры средневековья современные музыкальные и театральные направления.
Развивающий аспект: Создать условия для развития восприятия средневековой музыки и эстетики средневековых театральных представлений.
Воспитательный аспект: Возбудить интерес к культуре средневековья, позволяющий проследить взаимосвязь средневековья и современности.
Задачи: Сформировать у учащихся элементарные понятия и представления о средневековой музыкальной культуре. На основе общетеоретических знаний показать особенности и разнообразие музыкальных и театральных направлений. Подвести к мировоззренческому выводу о культуре средневековья как колыбели современного музыкального искусства. Развивать эстетическое восприятие театральных представлений учащимися как средства духовного развития и как одной их форм постижения культуры.
Сформировать приём описания душевного состояния после прослушивания музыкальных фрагментов. Ввести понятие, приём - ассоциации средневекового музыкального направления с современным.
План урока
1.Организациооный. Проверка готовности к уроку. (учебники, рабочие тетради)
2.Знакомство учащихся с планом урока. (3мин.)
3.Закрепление изученного материала. «Вопрос-ответ» - разминка. Вопросы по изученному материалу. Вопросы выведены на доске. (Позволяет учащимся с разным уровнем подготовленности, быстротой реакции участвовать в ходе урока, дискуссии).(12 мин.)
4. Знакомство с материалами по новой теме. (20 мин.)
А – Общий характер музыкальной культуры(религиозная окраска). основные направления: светское и церковное
Б– Литургическая драма. «Шествие Добродетелей». Мистерия. Основные задачи (поучительный характер).
В.Средневековый фарс. Основные задачи (Комические представления, высмеивающие церковные обряды, бесчинство вельмож и священников, человеческие пороки, ).
Г.Музыкально-песенное творчество
1.часть А. Церковная музыка. Звучит органная музыка.
- Высокую духовность средневековья озвучивала музыка. Музыкальным символом эпохи Средневековья становится Григорианский хорал. Исполнение на латинском языке (язык непонятный большинству слушателей приводил в трепетное и благоговейное состояние).
МОНОДИЯ – мужское пение в унисон.(Прослушивание музыкального отрывка 3мин.)
Гвидо из Ареццо основатель нотной грамоты, его 4-х строчный нотный стан и сегодня является основой записи Григорианских хоралов.
4.часть Г.Музыкально песенное творчество трубадуров, труверов, менестрелей.
Музыкально-поэтическое творчество бродячих музыкантов опиралось на французские народные традиции. Главные темы – рыцарское воспевание Прекрасной дамы, идеал молчаливой преданности, измена и расставание. (стихотворный отрывок).
Ни жив ни мертв я. Не грызет
Меня болезнь, а грудь болит.
Любовь — единый мой оплот,
Но от меня мой жребий скрыт,—
Лишь Донна бы сказать могла,
В нем гибель или благодать.
Наступит ночь, иль день придет,
Дрожу я, все во мне горит.
Страшусь открыться ей: вот-вот
Отказом буду я убит.
ТРУБАДУРА ( от франц. Изобретатель) ПОЭТ-ПЕВЕЦ. Произведения отличались изысканность и тонким вкусом. Певцы любви – идеальной.
МИНИСТРЕЛЬ (ЖОНГЛЁР) – странствуя они «рекламируют» своего Рыцаря – господина, его даму .
Бродячие музыканты развлекали гостей питейных заведений, странствуя из замка в замок развлекают господ. (Просмотр отрывка 5мин.).
Творческое задание (Дать музыкальным направлениям средневековья современные названия)
2.часть Б. Литургическая драма. Мистерия
Литургическая драма возникает из церковного богослужения, она имеет библейский сюжет, сольные музыкальные фрагменты, носит поучительный и просветительный характер. Литургическая драма меняется МИСТЕРИЕЙ – драматическое действие включающее и бытовые сценки и даже танцы. Мистерии из стен храма переносятся на паперть (место перед входом в церковь), а затем на площадь перед храмом, с масштабностью действия. (Просмотр отрывка 5 мин).
3 часть. В Средневековый фарс.
«ФАРС» - с франц. Начинка – использовались между частями в МИСТЕРИЯХ, смена темпа, монотонности религиозной строгости, оживляли всё действо. Корни средневекового фарса уходят к карнавальным представлениям, масленичным неделям (языческим праздникам оставшимся из-за популярности в традициях средневековья). Бродячие комедианты разыгрывали маленькие весёлые спектакли.
Просмотр картины«Битва Масленицы и Поста» Питер Брейгель Старший. Главные вопросы Борьба «добра» и «зла» Суть картины Воздержание и Распущенность, Веру и Неверие.
Кто победит в состязании?
Фарс высмеивал :
- Рыцарские турниры, странствия во имя Прекрасной Дамы.
- Нудные проповеди епископов
- распутство монахов
- пороки людей.
Бесконечные запреты не могли уничтожить столь любимы народом представления, разыгрываемые на глазах у публики. («соти» – от франц. «дурачество».
5.Подведение итогов (8мин) Выводы. Рефлексия.
Вопросы (выведены на доске) для учащихся позволяющие проявить своё впечатление, выявить художественный вкус и взгляд современных школьников на музыкальное искусство средневековья.
-Слова – ассоциации возникающие при прослушивании музыкальных отрывков и видеороликов – выписанные по ходу урока позволяют поделиться с одноклассниками мнением или дискутировать на предмет актуальности.
6. Домашнее задание (2мин.)
Параграф 15. Творческое задание «Музыкальные инструменты Средневековья и современность»