kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Интеграция на уроках музыки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка и другие предметы в школе могут раскрыть предмет более глубоко. Об этом говорится в данной работе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Интеграция на уроках музыки"»

Работа по самообразованию учителя музыки МБОУ ООШ № 20 Квачевой О.М

Тема: «Интеграция на уроках музыки»

Музыка в общеобразовательной школе — «…это не только отдельная учебная дисциплина и составляющая уроков эстетического цикла, не только предмет внеклассных, факультативных занятий и форма эстетизации школьных праздников и развлекательных мероприятий, но это и одухотворяющий компонент всей учебной школьной деятельности, который может быть использован буквально в любом школьном уроке» [1]. Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется у ребенка с раннего детства. Самый «эмоциональный» вид искусства – музыка. Если ребенок учится различать настроения и их смену в музыке, он пополняет свои представления о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Словарь детей обогащается словами-образами, выражающими оттенки настроений. Эмоциональное развитие тесно связано с развитием мышления, воображения, творческих способностей и влияет на общее развитие ребенка и личностное его становление. Интеграция уроков музыки и развития речи обеспечивает межпредметную связь и раскрывает взаимосвязь человека и искусства. Словарь детей обогащается словами-образами, выражающими оттенки настроений. Эмоциональное развитие тесно связано с развитием мышления, воображения, творческих способностей и влияет на общее развитие ребенка и личностное его становление. Большую роль при этом играет целостность восприятия «музыкального мира». Формирование у учащихся целостной картины этого мира невозможно без интеграции как ведущей идеи в реализации содержания образования. Что же такое интеграция? Вот как это понятие трактуется в логическом словаре-справочнике Н. И. Кондакова: «Интеграция — это объединение в целом каких-либо частей, элементов» [2]. Философский словарь дает следующее определение: «Интеграция — это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей, элементов» [3]. Однако в приведенных определениях даны лишь общие характеристики понятия, поэтому можно привести еще одну цитату: «Интеграция в образовательной системе — это подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы на определенной ступени обучения» [4]. Применительно к музыкальному обучению понятие «интеграция» может иметь несколько значений: • создание у школьника целостного представления о музыкальном мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения). Результат такой интеграции — ученик получает те знания, которые позволяют ему увидеть связь между отдельными музыкальными понятиями, представить музыкальный мир как единое целое; • нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция — средство обучения). На стыке уже имеющихся предметных знаний дети получают все новые и новые представления о музыкальном мире, систематически дополняя их и расширяя (двигаясь в познании по спирали); • развитие у учащихся музыкального интегративного мышления (здесь интеграция результат обучения). Учащийся, сравнивая, делая логические выводы, мыслит данный музыкальный объект в разносторонней сфере представлений и музыкальных понятий, устанавливая связи между различными формами мыслительных понятий. Интеграция на уроках музыки осуществляется на нескольких уровнях. Во-первых — это внутрипредметная интеграция, когда исходная проблема не теряется из поля зрения учащихся, расширяется и углубляется круг связанных с ней знаний. Например, это интеграция между освоением теории и истории музыки, которые объединены логикой познания музыкального языка в историческом срезе развития музыкальных стилей. Второй уровень интеграции — межпредметная интеграция. Это объединение нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы или главных понятий. Учителю, задумавшему провести интегрированный урок, следует учитывать, что интеграция — это не просто сложение, а взаимопроникновение двух и более предметов, поэтому на одном занятии не могут быть представлены в равной степени музыка и литература, музыка и история и т. д. Чем же отличается интегрированный урок от традиционного? Структура интегрированных уроков отличается от традиционных уроков следующими особенностями: • предельной четкостью, компактностью учебного материала, рассчитанного на 3-4 учебных часа; • логической взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе блока; • большой информативной емкостью учебного материала, используемого в блоке. Для интегрированных уроков характерны следующие формы (по Р. М. Чумичевой и Л. Л. Редько [5: 86]) организации содержания интегрированного блока: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная (творческая).  Рассмотрим некоторые из них на примере уроков музыки. Пластообразная форма организации содержания интегрированного блока. Суть данной формы — наслоение различных видов деятельности, содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания. Например,  тема урока «Пейзаж в музыке и изобразительном искусстве», образ осени раскрывается в музыке через звуки природы, песни, музыкальные сочинения (П. И. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Осень» и др.); в изобразительном искусстве тема осени раскрывается в различных жанрах живописи: натюрморте, пейзаже, отображается посредством цвета, композиции (И. Левитан «Золотая осень», И. Грабарь «Рябинка» и др.); в литературе — через художественные средства выразительности (А. С. Пушкин «Осень», А. Толстой «Осень» и др.). Подход к отбору содержания предполагает осмысление учителем закономерности в чередовании пластов образовательного процесса с целью дать возможность каждому ученику быстрее познать изучаемое.          Спиралевидная форма организации содержания интегрированного блока. Особенность данной формы в том, что содержание, способы деятельности, в которую включен учащийся, будут постепенно нарастать, количественно и качественно изменяться. Познание объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому) или от общего к частному. Спираль — это основное понятие, изучаемое на уроке. Например, в 4 классе занятии «Музыка Украины», оценить красоту мелодий украинских песен можно на основе восприятия красоты одного музыкального произведения и прийти к пониманию красоты музыкальной культуры Украины в произведениях музыкального, литературного, изобразительного искусства.          Взаимопроникающая форма организации содержания интегрированного блока [4]. Содержание этой формы строится на основе одного вида деятельности, например, игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и т. д. Известны такие виды уроков, как урок-спектакль, урок-сказка, урок-расследование и т. п. Проникновение одной деятельности в другую обусловливается необходимостью расширения данного содержания или его закрепления. Также эта форма используется и при блочной подаче материала.            Интеграция на уроках музыки вносит в музыкальное обучение новизну и оригинальность. Имеет определенные преимущества для учащихся: формирует познавательный интерес, способствует созданию целостной картины музыкального мира, позволяет систематизировать музыкальные знания, способствует развитию музыкальных умений и навыков, развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, музыкальной памяти, мышления учащихся. Проведение интегрированных уроков повышает рост профессионального мастерства учителя, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению. Литература:

1. Развивающее обучение: история, теория, практика (Материалы зональной научно-практической конференции, октябрь 1998) М.: Начальная школа, 1998.

2. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник М.: Наука, 1975.

3. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.

4. Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока Изд-во Учитель, 2003.

5. Чумичева Р. М. Ребенок в мире культуры Ставрополь, 1998.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Интеграция на уроках музыки"

Автор: Квачёва Ольга Михайловна

Дата: 18.05.2017

Номер свидетельства: 416564

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Технологическая карта урока музыки "разыграй песню", 1 класс, программа Е.Д.Критской "
    ["seo_title"] => string(91) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-muzyki-razyghrai-piesniu-1-klass-proghramma-ie-d-kritskoi"
    ["file_id"] => string(6) "108308"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403664746"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) ""Интеграция на уроках музыки как способ формирования эстетического вкуса учащихся""
    ["seo_title"] => string(80) "integratsiia_na_urokakh_muzyki_kak_sposob_formirovaniia_esteticheskogo_vkusa_uch"
    ["file_id"] => string(6) "549762"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1589488017"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Интеграция искусств на уроках музыки"
    ["seo_title"] => string(41) "intieghratsiia_iskusstv_na_urokakh_muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "376226"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483799436"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Инструктивно-диагностическая карта урока музыки 1 класс  по ФГОС "Разыграй песню" "
    ["seo_title"] => string(85) "instruktivno-diaghnostichieskaia-karta-uroka-muzyki-1-klass-po-fgos-razyghrai-piesniu"
    ["file_id"] => string(6) "243987"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445868636"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Интегрированный урок музыки"
    ["seo_title"] => string(29) "intieghrirovannyi-urok-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "336100"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1466844514"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства