kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Интеграция на уроках музыки как способ формирования эстетического вкуса учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему "Интеграция на уроках музыки как способ формирования эстетического вкуса учащихся" даёт представление об интеграции, о формировании эстетического вкуса учащихся. В статье представлены особенности проведения интегрированного урока по музыке. Кроме того представлен короткий анализ особенностей формирования эстетического кругозора подростков. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Интеграция на уроках музыки как способ формирования эстетического вкуса учащихся"»

ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА УЧАЩИХСЯ

В. Л. Харлановская, учитель музыки, учитель русского языка, литературы МОУ «Школа № 119 г. Донецка»


Урок музыки – это основная форма организации музыкального воспитания в школе, постоянное творческое общение между музыкой - учителем – детьми. Современный урок музыки – это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки.

Опыт показывает, что применение принципа интеграции влияет на качество образовательного процесса.

Вкус и кругозор являются важнейшими компонентами эстетической культуры личности учащихся. Эти две категории (вкус и кругозор) тесно взаимосвязаны и представляют собой не что иное как практическое выражение в педагогике искусства таких философских категорий, как «количество и качество», «форма и содержание», «возможность и действительность», «случайность и необходимость», «общее и частичное» и др. Именно интеграция предметов эстетического курса, литературы способствует формированию личности, выработки у учащихся эстетического вкуса.

Словари дают такое понятие: «Вкус эстетический — способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия («нравится» — «не нравится») дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать «прекрасное» от безобразного в действительности и в искусстве, различать эстетическое и неэстетическое, обнаруживать в явлениях черты трагического и комического.»... Из определения следует, что «... аксиологический (ценностный) аспект оценки, всегда присущий эстетическому вкусу, совпадает с гносеологическим (познавательным) аспектом. Правильно определяя эстетическую ценность явления, я тем самым, с одной стороны, верно узнаю его, а с другой стороны — правильно определяю его значение для меня самого и для общества в целом, утверждаю способность этого явления доставлять эстетическое удовольствие людям.»..

Эстетический вкус — это своеобразное поле эстетических норм, на основе которого производится оценка художественного произведения. Но развитое эстетическое сознание личности включает в себя прежде всего развитую эстетическую чувственность (эстетическое восприятие, эмоции, переживания, чувства и чувственная часть эстетического вкуса) и эстетически развитый ум, или интеллект (рациональная часть эстетического вкуса, эстетический идеал, эстетические потребности, взгляды, убеждения).

В отличие от взрослого индивидуума формирование кругозора подростков является биполярным процессом, то есть имеет две стороны — положительную и отрицательную. Необходимо отметить, что эти тенденции, противоположные по своей сути, и взаимообратимы, так как могут переходить в сознании подростка с одного «полюса» — в другой.

Применение принципа интеграции может способствовать более гуманному и разумном разрешению противоречий, возникающих в сознании и душе подростков в процессе формирования их кругозора. Кругозор, таким образом, выступает в нескольких гранях личности, будучи будто ее духовно-интеллектуальным зеркалом. Подобно музыкально-эстетическому вкусу, музыкально-эстетический кругозор не развивается изолированно, а во взаимодействии со знаниями, потребностями, интересами, мировоззрением и другими компонентами эстетической культуры личности. Формированию кругозора школьников во многом способствует применение принципа интеграции в сочетании с различными методами.

Содержанием образования должна стать как «…вся культура человечества: и система научных знаний, и эмоционально-образный мир искусства, и исторические традиции, и система деятельности, в том числе творческой, и отношения, и ценностные ориентации»

Интеграция (лат. – восстановление, восполнение, целое) – понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию

Д.И. Корнющенко выделяет следующие принципы интеграции:

  • принцип всеобщности;

  • принцип всесторонности;

  • принцип гармоничности (души и мысли);

  • принцип развития;

  • личностный принцип (подход к учащемуся как к самостоятельной, свободно мыслящей личности) .

Удивительная способность музыки познавать мир на чувственной основе при помощи яркой образности «помогает детям лучше понимать мир, находить интересные формы общения, что создает условия для формирования способности мыслить и чувствовать одновременно».
Музыкальное искусство является по своей природе интердисциплинарным, «объединяющим знания об интонационно-семантическом наполнении речи, литературы и поэзии; изобразительных возможностях музыкального искусства; о его синкретической взаимосвязи с хореографией; ассимиляции «прекрасного» и «доброго»; психологических и физиологических особенностях восприятия; происхождении и физических свойствах звука; математических пропорциях и логике; геометрических симметрии и соразмерности; о географическом расположении государств и народов, их населяющих, с характерной для них музыкальной культурой».

Наиболее распространенными на сегодняшний день в образовательной практике являются интегративные связи музыки с предметами, находящимися вместе с ней в одной образовательной области (музыка и литература, музыка и изобразительное искусство, музыка и ритмика и т.д.). Однако налицо тенденция к интеграции музыки с довольно отдаленными образовательными областями (музыка и физика, музыка и математика, музыка и биология, музыка и иностранные языки, музыка и география и т.д.).

 Учителю, задумавшему провести интегрированный урок, следует учитывать, что интеграция – это не просто сложение, а взаимопроникновение двух и более предметов, поэтому на одном занятии не могут быть представлены в равной степени музыка и литература, музыка и история и т. д.

 Структура интегрированных уроков отличается от традиционных уроков следующими особенностями:

  • предельной четкостью, компактностью учебного материала, рассчитанного на 3-4 учебных часа;

  • логической взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе блока;

  • большой информативной емкостью учебного материала, используемого в блоке.

Кроме того при проведении интегрированного урока по музыке следует учитывать такие особенности:

1. Необходимо изучение программы интегрированного урока, знание его специфики.

2. Возможно, подготовка и проведение урока двумя учителями-предметниками. Здесь необходимо учитывать время, придерживаться регламента.

3. Нужно обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: тщательно продумать расположение необходимого оборудования; продумать формы организации практической работы обучающихся и расставить соответственно столы; заранее разложить на столах необходимый раздаточный и рабочий материал. Все это необходимо для более рационального использования времени, отведенного на урок.

4. Важно продумывать формы и методы работы на таких уроках. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна и увлекательна.  Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.

Таким образом, интегрированный подход  на уроках музыки вносит в музыкальное обучение новизну и оригинальность.  Он имеет определенные преимущества для учащихся: формирует познавательный интерес, способствует созданию целостной картины музыкального мира, позволяет систематизировать музыкальные знания, способствует развитию музыкальных умений и навыков, развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, музыкальной памяти, мышления учащихся. Проведение интегрированных уроков повышает рост профессионального мастерства учителя, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению. Кроме того, интеграция на уроках музыки позволяет сформировать кругозор учащихся, прививать эстетические вкусы, чувство прекрасного не только в пределах урока.

Список использованных источников:

1. Гуняшова Т.Ю. Взаимосвязь музыки с предметами естественных, гуманитарных и эстетических циклов / Т.Ю. Гуняшова //Музыка в школе – 2003. - №1. – С.54-57.

2. Егорова, А. М. Интеграция музыки с учебными дисциплинами образовательного процесса / А. М. Егорова. // Молодой ученый. — 2010. — № 6 (17). — С. 321-324.

3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений /В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2004. - 192 с.

4. Корнющенко Д.И. Интегральная диалогика: попытка новой технологии гуманитарного образования: (из опыта работы) [Текст] /Д.И. Корнющенко. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. – 608 с.

5. Стрихар, О. И. Формирование музыкально-эстетического вкуса и кругозора учащихся на основе применения принципа интеграции на уроках музыки / О. И. Стрихар. // Молодой ученый. — 2014. — № 11 (70). — С. 423-425.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Интеграция на уроках музыки как способ формирования эстетического вкуса учащихся"

Автор: Харлановская Вероника Леонидовна

Дата: 14.05.2020

Номер свидетельства: 549762

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Пластилиновая живопись. Нетрадиционные способы изображения "
    ["seo_title"] => string(64) "plastilinovaia-zhivopis-nietraditsionnyie-sposoby-izobrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "207435"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430479203"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Изменения в учебной программе предшкольной подготовки по обновлению содержания образования."
    ["seo_title"] => string(80) "izmienieniia_v_uchiebnoi_proghrammie_priedshkol_noi_podghotovki_po_obnovlieniiu_"
    ["file_id"] => string(6) "383859"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1485366988"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Эффективность музыкального обучения и воспитания детей через интегративные связи дополнительного и общего образования "
    ["seo_title"] => string(139) "effiektivnost-muzykal-nogho-obuchieniia-i-vospitaniia-dietiei-chieriez-intieghrativnyie-sviazi-dopolnitiel-nogho-i-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "230433"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442143205"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства