Просмотр содержимого документа
«Образы зимней природы в творчестве поэтов, художников и композиторов»
Интегрированный урок литературы, МХК и музыки в 6 классе
Тема урока: Образы зимней природы в творчестве поэтов, художников и композиторов.
Педагогические задачи: способствовать формированию представления о поэтическом слове, о пейзажной лирике, развитию интереса к полотнам художников, композиторов - мастеров пейзажной лирики
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
* познавательная сфера:знать и находить приметы пейзажной лирики, известные средства художественной выразительности в поэтическом тексте и музыке; объяснять назначение средств художественной выразительности в репродукциях, в конкурсе выразительного чтения, в викторине;
ценностно-ориентационная сфера:формировать собственное отношение к поэтическим произведениям; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской поэзии и живописи;
коммуникативная сфера:адекватно воспринимать и выразительно читать литературные произведения;
эстетическая сфера:развитие эстетического вкуса
Личностные:осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию
Метапредметные:
• познавательные:эстетическое отношение к окружающему миру, умение отвечать на вопросы учителя обобщать, делать выводы; анализировать;
регулятивные:овладение способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
• коммуникативные:проявление готовности вести диалог; участие в групповой работе.
Основные понятия и термины:пейзаж, пейзажная лирика, эпитет, олицетворение, сравнение, творец, создатель.
Зрительный ряд:
Приложение — презентация
Живописные работы обучающихся данного класса по теме «Зимний пейзаж».
Музыкальный ряд:
П. И. Чайковский – «Декабрь. У камелька» из ф-ного цикла «Времена года».
А. Вивальди. «Весна» ч. I из цикла «Времена года»,
С. В. Свиридов – «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина А. С. «Метель»
Литературный ряд:
Литература. 6 класс.
Сборники стихов поэтов 19 века
Ход урока
...Везде, всегда себя достойный,
Ты нас, волшебник, изумлял,
Пленял ли ты картиной стройной,
Язвил ли ты, иль тосковал.
П. Марков
I. Организационный момент
Постановка целей и задач урока.Запись в тетради даты и темы урока.
/Звучит музыка П. И. Чайковского/
Учитель литературы
- На предыдущих уроках, ребята, мы с вами изучалитворчество поэтов,
отразивших в своём творчестве образы природы. На дворе зима, поэтому и
говорить сегодня мы будем об образах зимней природы.
Кто из вас может назвать имена поэтов, отразивших в своих стихах зиму?
/ответы обучающихся/
II. Беседа о пейзажной лирике на примере стихотворений А. С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога».
Тексты стихотворений имеются у учащихся.
Вопросы для беседы:
* Как вы понимаете словосочетание «пейзажная лирика»?
* Какие произведения русских, советских поэтов можете отнести к пейзажной лирике?
* Назовите приметы зимнего пейзажа в стихотворении «Зимнее утро».
* Назовите приметы зимнего пейзажа в стихотворении «Зимний вечер».
* Назовите приметы зимнего пейзажа в стихотворении «Зимняя дорога». Связаны ли они с настроением, которое передается в стихотворении? Какое оно?
* Что вы можете сказать о теме домашнего уюта в стихотворении?
* Почему стихотворение называется «Зимняя дорога»? Какая мысль дорога поэту?
* Тема дороги появилась в творчестве поэта неслучайно. Он много скитался, странствовал, ездил на лошадях (верхом, в кибитке, в коляске). Любил быть в пути. Путешествие по зимней дороге давало возможность А. С. Пушкину поразмышлять о себе, о России и путях ее развития.
Знаете ли вы другие стихи Пушкина, где также присутствует мотив дороги, тема жизненного пути? (Дети читают стихи)
III.Учитель МХК - Писатель и поэт описывают природу с помощью слов , используя эпитеты, сравнения, метафоры. С помощью чего рисует природу художник? Композитор? ( Красками. Звуками.)
Сегодня мы с вами и посмотрим иллюстрации, и послушаем музыку. Весь урок подчинен одной теме «Зимняя природа». Все мы любим и ценим природу, не менее горячую любовь испытывали к ней и творческие люди прошлых веков. Поговорим, как зимние месяцы нашли свое отражение в произведениях живописи. (Задание классу: записывать фамилии художников, композиторов, произведения которых будут представлены вам сейчас).
Сегодня вы читаете прекрасные стихи, но не только поэты внесли свой вклад в зарисовки русской природы. Большую любовь к природе России выказывали и русские художники. Сейчас мы с вами совершим заочную экскурсию по залам нашей виртуальной галереи.
( Презентация с репродукциями художников – И. Грабарь, А. Пластов, К. Юон, К. Ольдаев, анализ картин)
Далее демонстрируется выставка работ, выполненных учениками этого класса на тему «Зимний пейзаж».
III. Проверка домашнего задания. Чтение стихотворений буриме
Учитель литературы - БУРИМЕ (от франц. bouts rimes -"зарифмованные концы") - сочинение стихов на заданные рифмы. В 17- 18 вв. такое занятие было довольно популярным салонным развлечением. В наше время буриме продолжает оставаться популярной игрой среди всех любителей стихотворного жанра. Чем же так примечательны буриме? Они позволяют проявить свои творческие способности в поэзии, блеснуть остроумием и оригинальностью, в считанные минуты (или даже секунды) продемонстрировать своё владение словом. В жанре буриме выступают многие мастера эстрады, разговорного жанра, конферанса и пр.
(Обучающиеся читают свои поэтические сочинения)
IV. Учитель МХК – А сейчас давайте погрузимся в прекрасные звуки музыки.
Немного послушаем с вами фрагменты классических произведений, а самые
внимательные ребята ответят на 3 моих вопроса.Я думаю, сделать это будет
совсем нетрудно…. По словам И. С. Тургенева, великого русского писателя:
«Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках».
(Дети слушают фрагменты 3-х музыкальных произведений)
*П. И. Чайковский – «Декабрь. У камелька» из ф-ного цикла «Времена года».
*А. Вивальди. «Весна» ч. I из цикла «Времена года»,
*С. В. Свиридов – «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина А. С. «Метель»
Работа по опроснику:
Какой фрагмент, по вашему мнению, изображает бег коней, бескрайние зимние просторы?
Какая музыка более спокойная, мягкая по звучанию, добрая?
Два фрагмента из трех - музыка русских композиторов, какой фрагмент принадлежит перу зарубежного композитора?
(Беседа, размышления школьников)
V. Викторина - «Любимые поэта строки».
(Учитель литературы под звуки музыки А. Вивальди читает строки стихотворений)
Определение автора и название стихотворения, из которого взяты следующие строки.
1. Белая береза 2. Спой мне песню, как синица
Под моим окном Тихо за морем жила;
Принакрылась снегом, Спой мне песню, как девица
Точно серебром. За водой поутру шла.
(С. Есенин «Береза».) (А. С. Пушкин «Зимний вечер».)