kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по дисциплине Мировая художественная культура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Русская архитектура XVIII века" предполагает углубленное изучение Отечественной культуры в рамках становления Московского и Петербургского стилей архитектуры по средствам проведения исследования и оформления проекта. Исследовательская деятельность студентов, связанная с анализом теоретического материала и созданием презентации, обеспечивающей зрительный ряд образов архитектуры, проходила на основе разработанных пошаговых методических рекомендаций. Организационной основой урока является создание проблемно-поисковой ситуации и ее разрешение, процесс которого подчиняется принципу художественно-педагогичекой драматургии.Это то, что делает урок МХК дейтсвительно уроком искусства. Воспитательный потенциал содержания предмета "Мировая художественная кульутра" и урока по предложенной теме связан с его мировоззренческим характером, со спецификой искусства создавать  целостную картину Отечественной культуры в ярких чувственных образах.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по дисциплине Мировая художественная культура »




Визитная карточка урока


Учебная дисциплина: Мировая художественная культура

Преподаватель: Рыжкина Н.М.


Тема « Русская архитектура XVIII век»


Цель:

1. Развитие аналитических компетенций студентов на основе анализа объектов архитектуры.

2. Создание творческих проектов-презентации темы.


Дидактические задачи:

1. На материале исторических фактов выявить характерные черты эпохи Просвещения России и их влияние на культурный процесс данного периода.

2. На основе анализа результатов внеаудиторной самостоятельной работы сформировать первичное представление об особенностях Петербургского и Московского стилей архитектуры России XVIII век.

3. Воспитание исторической памяти на основе знакомства с мировыми шедеврами архитектуры России XVIII века.


Методы: беседа, самостоятельная работа, проблемно-поисковый, практическая работа


Вид урока: комбинированный


Литература и оборудование:


1. Данилова, Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 кл. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.И.Данилова.- 4-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2008. – 399с.

2. Дмитриева, Е.В. Россия [Текст]: учебник для средней школы с рабочей тетрадью/Е.В.Дмитриева. –СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2002.- 400с.

3. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.Г.Емохонова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 448 с.

4. Компьютерные презентации студенческих проектов и темы урока.

5. Раздаточный материал (информационно-инструктивные карты)








Пояснительная записка


В современных социокультурных условиях урок мировой художественной культуры может стать пространством индивидуального духовного роста, неизбежно сопряженного с формированием гражданственности, нравственности. Особенно этому способствуют темы, связанные с изучением Отечественной культуры в единстве с мировыми тенденциями развития культуры. Урок по теме «Русская архитектура XIX века» предполагал углубленное изучение Отечественной культуры в рамках становления Московского и Петербургского стиля архитектуры по средствам проведения учебного исследования и оформления проекта. Исследовательская работа студентов, связанная с анализом теоретического материала и созданием презентации, обеспечивающей зрительный ряд образов, проходила на основе разработанных методических рекомендаций (Приложение №1).

Организационной основой урока является создание проблемно - поисковой ситуации и ее разрешения, процесс которого подчиняется принципу художественно-педагогической драматургии. Это то, что делает этот урок уроком искусства. Воспитательный потенциал содержания предмета «Мировая художественная культура» и урока по предложенной теме связан прежде всего с его мировоззренческим характером, со спецификой искусства создавать целостную картину Отечественной культуры в ярких чувственных образах, напрямую обращённых к чувствам и эмоциям студента.

В современном информационном обществе важную роль играет формирование информационно-коммуникативной компетенции, что вполне возможно в условиях безбрежного информационного поля мировой художественной культуры и соответствует заявленным общепрофессиональным компетенциям студентов.

При разработке информационно-инструктивной карты учитывался психологический момент создания так называемой ситуации успеха, что обязательно для сохранения положительного эмоционального восприятия произведений искусства.






План урока

  1. Организация начала урока

  2. Сообщение темы учебного занятия, формулирование цели и дидактических задач

  3. Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

(Задание: на основе знаний Отечественной истории XVIII века выявить черты, характеризующие данный исторический период как эпоху Просвещения; назвать исторические факты, подтверждающие данный тезис).

  1. Работа над новым материалом

  • беседа «Характерные черты Отечественной культуры эпохи Просвещения»

  • анализ эпиграфа:

«Архитектура имеет свое политическое назначение; общественные здания являются украшением страны; она утверждает нацию, привлекает народ и торговлю; заставляет народ любить родную страну, таковая страсть – источник всех великих деяний в государстве…» Кристофер Рен

  • самостоятельная работа , направленная на повторение понятийного ряда, необходимого для анализа архитектурных памятников (Приложение №2);

  • представление и защита проекта «Петербургский стиль архитектуры XVIII века»;

  • беседа по соотнесенности данного архитектурного стиля общему стилевому направлению культуры;

  • оценивание презентации и ее защиты;

  • представление и защита проекта «Московский стиль архитектуры XVIII века»;

  • беседа по соотнесенности данного архитектурного стиля общему стилевому направлению культуры;

  • оценивание презентации и ее защиты.

5. Закрепление новых знаний:

-тест на определение стилей (Приложение №2),

-тест на определение стилей периодизации (Приложение №2)

6. Инструктаж по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы:


на материале учебника Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура» проанализировать Петербургский и Московский стили архитектуры XVIII века с точки зрения отсутствия внутристилевого единства; выписать доказательства данного тезиса в тетрадь;

* «…пред новою столицей померкла старая Москва…» (А.С.Пушкин)

поразмышлять над словами А.С.Пушкина


Приложение №1

Методические рекомендации

для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по созданию проекта – презентации «Петербургский стиль в архитектуре XVIII века»


Тема урока «Русская архитектура XVIII века»

Цель: создание творческого проекта-презентации «Петербургский стиль в архитектуре

XVIII века»

Задачи: 1. На основе анализа результатов внеаудиторной самостоятельной работы сформировать первичное представление об особенностях Петербургского стиля архитектуры России XVIII века.

2. Познакомить с творчеством ярких представителей ведущих стилей архитектуры XVIII века



  1. Проанализируйте содержание учебного материала по учебнику Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура» (с.362-372).

  2. Выделите базовые понятия темы. Используя словарь терминов «Мировая художественная культура» (составитель Г.Н.Баженова), дайте определения терминам.

  3. Результаты аналитического исследования оформите в виде таблицы:


Представитель Петербургского стиля архитектуры

Основные проекты

Краткая характеристика объектов архитектуры

Примечание






  1. Используя табличные данные по отдельным объектам архитектуры, сделайте выводы и сформулируйте характерные черты Петербургского стиля архитектуры.

  2. Проанализируйте материал указанной темы по дополнительной литературе, сделайте дополнения в записях (столбец «Примечание»).

  3. Используя Интернет-ресурс, отберите иллюстративный материал к презентации по теме «Петербургский стиль в архитектуре XVIII века», ориентируясь на подготовленные теоретические записи.

  4. Проведите сравнительный анализ использованного литературного материала и Интернет-ресурса, оформите список использованной литературы.

  5. На основе полученных теоретических данных создайте единую презентацию по теме «Петербургский стиль в архитектуре XVIII века»

  6. Оформите сообщение по предложенной теме в соответствии с требованиями, принятыми в ГОУ СПО «ТППК»

  7. Подготовьте защиту презентации


Рекомендуемая литература


1. Баженова, Г.Н. Методические указания к написанию учебного сообщения и учебного реферата [Текст]: пособ. для студ. пед. колледжей/Г.Н.Баженова. – 3-е изд. (доп.) – Брянск, 2008. – 28с.

2. Власов, В.Г. Стили в искусстве [Текст]:cловарь: В 3 т.т. – СПб., 1997. – 460 с.

3. Данилова, Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 кл. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.И.Данилова.- 4-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2008. – 399с.

4. Дмитриева, Е.В. Россия [Текст]: учебник для средней школы с рабочей тетрадью/Е.В.Дмитриева. –СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2002.- 400с.

5. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.Г.Емохонова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 448 с.





Приложение №1


Методические рекомендации

для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по созданию проекта – презентации «Московский стиль в архитектуре XVIII века»


Тема урока «Русская архитектура XVIII века»

Цель: создание творческого проекта-презентации «Московский стиль в архитектуре XVIII века»

Задачи: 1. На основе анализа результатов внеаудиторной самостоятельной работы сформировать первичное представление об особенностях Московского стиля архитектуры России XVIII века.

2. Познакомить с творчеством ярких представителей ведущих стилей архитектуры XVIII века



  1. Проанализируйте содержание учебного материала по учебнику Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура» (с.380-382).

  2. Выделите базовые понятия темы. Используя словарь терминов «Мировая художественная культура» (составитель Г.Н.Баженова), дайте определения терминам.

  3. Результаты аналитического исследования оформите в виде таблицы:


Представитель Московского стиля архитектуры

Основные проекты

Краткая характеристика объектов архитектуры

Примечание






  1. Используя табличные данные по отдельным объектам архитектуры, сделайте выводы и сформулируйте характерные черты Московского стиля архитектуры.

  2. Проанализируйте материал указанной темы по дополнительной литературе, сделайте дополнения в записях (столбец «Примечание»).

  3. Используя Интернет-ресурс, отберите иллюстративный материал к презентации по теме «Московский стиль в архитектуре XVIII века », ориентируясь на подготовленные теоретические записи.

  4. Проведите сравнительный анализ использованного литературного материала и Интернет-ресурса, оформите список использованной литературы.

  5. На основе полученных теоретических данных создайте единую презентацию по теме «Московский стиль в архитектуре XVIII века»

  6. Оформите сообщение по предложенной теме в соответствии с требованиями, принятыми в ГОУ СПО «ТППК»

  7. Подготовьте защиту презентации


Рекомендуемая литература


1. Баженова, Г.Н. Методические указания к написанию учебного сообщения и учебного реферата [Текст]: пособ. для студ. пед. колледжей/Г.Н.Баженова. – 3-е изд. (доп.) – Брянск, 2008. – 28с.

2. Власов, В.Г. Стили в искусстве [Текст]:cловарь: В 3 т.т. – СПб., 1997. – 460 с.

3. Данилова, Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 кл. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.И.Данилова.- 4-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2008. – 399с.

4. Дмитриева, Е.В. Россия [Текст]: учебник для средней школы с рабочей тетрадью/Е.В.Дмитриева. –СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2002.- 400с.

5. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.Г.Емохонова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 448 с.


Приложение №2



Информационно-инструктивная карта по теме

«Русская архитектура XVIII века»

___________________________________________________________________________________

(Ф.И.)

1. Установи соответствие:

1.

1. Лежащая на фундаменте нижняя утолщенная часть стены, сооружения, колонны, памятника.


2.

2. Перила из фигурных столбиков.


3.

3. Прямоугольное здание, разделенное внутри продольными рядами колонн на нефы.


4.

4. Прямоугольный выступ стены в виде вделанной в нее колонны.


5.

5. Вид скульптуры, в котором выпуклое изображение на более чем на половину своего объема выступает над плоскостью фона.


6.

6. Наружная, обычно передняя, сторона здания богаче других декорированная архитектурными деталями.


7.

7. Треугольная или циркульная верхняя часть фасада здания между двускатной крышей и антамблементом.


8.

8. Длинный сквозной ряд комнат в общественных зданиях, дворцах, больших домах.


9.

9. Декоративный орнамент, имитирующий соединение причудливых раковин и диких растений; основной элемент стиля рококо.


10.

10. Круглое или полукруглое небольшое здание, обычно с куполом.


11.

11. Система, основанная на строгом следовании правилам сочетания формы и пропорций колонны в греческой и римской архитектуре.


12.

12. Выступающая вперед часть здания, открытая на одну или три стороны и образуемая колоннами или арками, несущими перекрытие.


Портик, балюстрада, базилика, ротонда, ордер, цоколь, барельеф, фасад, пилястра, фронтон, анфилада, рокайль


- пользовался словарем


2. Рекомендуемая форма записи основных теоретических положений презентаций


Тема сообщения

Пример

архит. сооруж.

Автор

Характерные черты построек

Петербургский стиль архитектуры XVIII века




Московский стиль архитектуры

XVIII века






Приложение №2


3. Оценка презентации «Петербургский стиль архитектуры XVIII века»

(по пятибалльной системе)

Критерии оценки

Оценка защиты проекта

Оценка презентации

Полно-та раскрытия вопроса (темы)

Логич-

ность изложения материала и выводов

Педагоги-

ческая ориентация: культура речи, манера держаться перед аудиторией, удержание внимания ауд. и т.д.

Ответы на вопросы: полнота, агументирован-

ность, убежденность, дружелюбие и т.д.

Уровень технического исполнения работы

Грамотность, отредактиро-ванность текста презентации

Правильность выбора и использования литера-туры









4. Оценка презентации «Московский стиль архитектуры XVIII века»

(по пятибалльной системе)

Критерии оценки

Оценка защиты проекта

Оценка презентации

Полно-та раскрытия вопроса (темы)

Логич-

ность изложения материала и выводов

Педагоги-

ческая ориентация: культура речи, манера держаться перед аудиторией, удержание внимания ауд. и т.д.

Ответы на вопросы: полнота, агументирован-

ность, убежденность, дружелюбие и т.д.

Уровень технического исполнения работы

Грамотность, отредактиро-ванность текста презентации

Правильность выбора и использования литера-туры









5. Определи стиль (Московский, Петербургский) предложенного памятника архитектуры XVIII века

А)_____________________ В)______________________________

Б)_____________________ Г)______________________________


6. Дополни периодизацию культуры XVIII века недостающими сведениями художественных стилей


Русская культура

первой половины XVIII века


«Петровск…. «Елизаветинск….

» ____________________________»

Русская культура

второй половины XVIII века


«Екатерининск… _______________»


  1. Домашнее задание: на материале учебника Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура» проанализировать Петербургский и Московский стили архитектуры XVIII века с точки зрения отсутствия внутристилевого единства; выписать доказательства данного тезиса в тетрад;

* «…пред новою столицей померкла старая Москва…» (А.С.Пушкин)

Согласны ли вы с великим поэтом?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока по дисциплине Мировая художественная культура

Автор: Рыжкина Наталья Михайловна

Дата: 23.10.2014

Номер свидетельства: 121901

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Методическое пособие «Использование кейс - технологий в учебном процессе на уроках  обществознания, мировой художественной культуры и истории». "
    ["seo_title"] => string(161) "mietodichieskoie-posobiie-ispol-zovaniie-kieis-tiekhnologhii-v-uchiebnom-protsiessie-na-urokakh-obshchiestvoznaniia-mirovoi-khudozhiestviennoi-kul-tury-i-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "112315"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1408516406"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Интегрированный урок и презентация по теме "Многоликая Япония". "
    ["seo_title"] => string(72) "intieghrirovannyi-urok-i-priezientatsiia-po-tiemie-mnogholikaia-iaponiia"
    ["file_id"] => string(6) "108587"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403773239"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Музыка. Рабочая  учебная программа и календарно-тематическое планирование 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(91) "muzyka-rabochaia-uchiebnaia-proghramma-i-kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "142711"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418332682"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по ИЗО для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia-proghramma-po-izo-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173963"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424071523"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Межпредметные связи химии "
    ["seo_title"] => string(32) "miezhpriedmietnyie-sviazi-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "192117"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427408967"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства