Методическая разработка урока по дисциплине Мировая художественная культура
Методическая разработка урока по дисциплине Мировая художественная культура
Урок по теме "Русская архитектура XVIII века" предполагает углубленное изучение Отечественной культуры в рамках становления Московского и Петербургского стилей архитектуры по средствам проведения исследования и оформления проекта. Исследовательская деятельность студентов, связанная с анализом теоретического материала и созданием презентации, обеспечивающей зрительный ряд образов архитектуры, проходила на основе разработанных пошаговых методических рекомендаций. Организационной основой урока является создание проблемно-поисковой ситуации и ее разрешение, процесс которого подчиняется принципу художественно-педагогичекой драматургии.Это то, что делает урок МХК дейтсвительно уроком искусства. Воспитательный потенциал содержания предмета "Мировая художественная кульутра" и урока по предложенной теме связан с его мировоззренческим характером, со спецификой искусства создавать целостную картину Отечественной культуры в ярких чувственных образах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по дисциплине Мировая художественная культура »
Визитная карточка урока
Учебная дисциплина: Мировая художественная культура
Преподаватель: Рыжкина Н.М.
Тема « Русская архитектураXVIII век»
Цель:
1. Развитие аналитических компетенций студентов на основе анализа объектов архитектуры.
2. Создание творческих проектов-презентации темы.
Дидактические задачи:
1. На материале исторических фактов выявить характерные черты эпохи Просвещения России и их влияние на культурный процесс данного периода.
2. На основе анализа результатов внеаудиторной самостоятельной работы сформировать первичное представление об особенностях Петербургского и Московского стилей архитектуры России XVIII век.
3. Воспитание исторической памяти на основе знакомства с мировыми шедеврами архитектуры России XVIII века.
Методы: беседа, самостоятельная работа, проблемно-поисковый, практическая работа
Вид урока: комбинированный
Литература и оборудование:
1. Данилова, Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 кл. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.И.Данилова.- 4-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2008. – 399с.
2. Дмитриева, Е.В. Россия [Текст]: учебник для средней школы с рабочей тетрадью/Е.В.Дмитриева. –СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2002.- 400с.
3. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.Г.Емохонова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 448 с.
4. Компьютерные презентации студенческих проектов и темы урока.
5. Раздаточный материал (информационно-инструктивные карты)
Пояснительная записка
В современных социокультурных условиях урок мировой художественной культуры может стать пространством индивидуального духовного роста, неизбежно сопряженного с формированием гражданственности, нравственности. Особенно этому способствуют темы, связанные с изучением Отечественной культуры в единстве с мировыми тенденциями развития культуры. Урок по теме «Русская архитектура XIX века» предполагал углубленное изучение Отечественной культуры в рамках становления Московского и Петербургского стиля архитектуры по средствам проведения учебного исследования и оформления проекта. Исследовательская работа студентов, связанная с анализом теоретического материала и созданием презентации, обеспечивающей зрительный ряд образов, проходила на основе разработанных методических рекомендаций (Приложение №1).
Организационной основой урока является создание проблемно - поисковой ситуации и ее разрешения, процесс которого подчиняется принципу художественно-педагогической драматургии. Это то, что делает этот урок уроком искусства. Воспитательный потенциал содержания предмета «Мировая художественная культура» и урока по предложенной теме связан прежде всего с его мировоззренческим характером, со спецификой искусства создавать целостную картину Отечественной культуры в ярких чувственных образах, напрямую обращённых к чувствам и эмоциям студента.
В современном информационном обществе важную роль играет формирование информационно-коммуникативной компетенции, что вполне возможно в условиях безбрежного информационного поля мировой художественной культуры и соответствует заявленным общепрофессиональным компетенциям студентов.
При разработке информационно-инструктивной карты учитывался психологический момент создания так называемой ситуации успеха, что обязательно для сохранения положительного эмоционального восприятия произведений искусства.
План урока
Организация начала урока
Сообщение темы учебного занятия, формулирование цели и дидактических задач
Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы
(Задание: на основе знаний Отечественной истории XVIII века выявить черты, характеризующие данный исторический период как эпоху Просвещения; назвать исторические факты, подтверждающие данный тезис).
Работа над новым материалом
беседа «Характерные черты Отечественной культуры эпохи Просвещения»
анализ эпиграфа:
«Архитектура имеет свое политическое назначение; общественные здания являются украшением страны; она утверждает нацию, привлекает народ и торговлю; заставляет народ любить родную страну, таковая страсть – источник всех великих деяний в государстве…» Кристофер Рен
самостоятельная работа , направленная на повторение понятийного ряда, необходимого для анализа архитектурных памятников (Приложение №2);
представление и защита проекта «Петербургский стиль архитектуры XVIII века»;
беседа по соотнесенности данного архитектурного стиля общему стилевому направлению культуры;
оценивание презентации и ее защиты;
представление и защита проекта «Московский стиль архитектуры XVIII века»;
беседа по соотнесенности данного архитектурного стиля общему стилевому направлению культуры;
оценивание презентации и ее защиты.
5. Закрепление новых знаний:
-тест на определение стилей (Приложение №2),
-тест на определение стилей периодизации (Приложение №2)
6. Инструктаж по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы:
на материале учебника Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура» проанализировать Петербургский и Московский стили архитектуры XVIIIвека с точки зрения отсутствия внутристилевого единства; выписать доказательства данного тезиса в тетрадь;
* «…пред новою столицей померкла старая Москва…» (А.С.Пушкин)
поразмышлять над словами А.С.Пушкина
Приложение №1
Методические рекомендации
для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по созданию проекта – презентации «Петербургский стиль в архитектуре XVIII века»
Тема урока «Русская архитектура XVIII века»
Цель: создание творческого проекта-презентации «Петербургский стиль в архитектуре
XVIII века»
Задачи: 1. На основе анализа результатов внеаудиторной самостоятельной работы сформировать первичное представление об особенностях Петербургского стиля архитектуры России XVIII века.
2. Познакомить с творчеством ярких представителей ведущих стилей архитектуры XVIII века
Проанализируйте содержание учебного материала по учебнику Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура» (с.362-372).
Выделите базовые понятия темы. Используя словарь терминов «Мировая художественная культура» (составитель Г.Н.Баженова), дайте определения терминам.
Результаты аналитического исследования оформите в виде таблицы:
Представитель Петербургского стиля архитектуры
Основные проекты
Краткая характеристика объектов архитектуры
Примечание
Используя табличные данные по отдельным объектам архитектуры, сделайте выводы и сформулируйте характерные черты Петербургского стиля архитектуры.
Проанализируйте материал указанной темы по дополнительной литературе, сделайте дополнения в записях (столбец «Примечание»).
Используя Интернет-ресурс, отберите иллюстративный материал к презентации по теме «Петербургский стиль в архитектуре XVIII века», ориентируясь на подготовленные теоретические записи.
Проведите сравнительный анализ использованного литературного материала и Интернет-ресурса, оформите список использованной литературы.
На основе полученных теоретических данных создайте единую презентацию по теме «Петербургский стиль в архитектуре XVIII века»
Оформите сообщение по предложенной теме в соответствии с требованиями, принятыми в ГОУ СПО «ТППК»
Подготовьте защиту презентации
Рекомендуемая литература
1. Баженова, Г.Н. Методические указания к написанию учебного сообщения и учебного реферата [Текст]: пособ. для студ. пед. колледжей/Г.Н.Баженова. – 3-е изд. (доп.) – Брянск, 2008. – 28с.
2. Власов, В.Г. Стили в искусстве [Текст]:cловарь: В 3 т.т. – СПб., 1997. – 460 с.
3. Данилова, Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 кл. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.И.Данилова.- 4-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2008. – 399с.
4. Дмитриева, Е.В. Россия [Текст]: учебник для средней школы с рабочей тетрадью/Е.В.Дмитриева. –СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2002.- 400с.
5. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.Г.Емохонова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 448 с.
Приложение №1
Методические рекомендации
для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по созданию проекта – презентации «Московский стиль в архитектуре XVIII века»
Тема урока «Русская архитектура XVIII века»
Цель: создание творческого проекта-презентации «Московский стиль в архитектуре XVIII века»
Задачи: 1. На основе анализа результатов внеаудиторной самостоятельной работы сформировать первичное представление об особенностях Московского стиля архитектуры России XVIII века.
2. Познакомить с творчеством ярких представителей ведущих стилей архитектуры XVIII века
Проанализируйте содержание учебного материала по учебнику Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура» (с.380-382).
Выделите базовые понятия темы. Используя словарь терминов «Мировая художественная культура» (составитель Г.Н.Баженова), дайте определения терминам.
Результаты аналитического исследования оформите в виде таблицы:
Представитель Московского стиля архитектуры
Основные проекты
Краткая характеристика объектов архитектуры
Примечание
Используя табличные данные по отдельным объектам архитектуры, сделайте выводы и сформулируйте характерные черты Московского стиля архитектуры.
Проанализируйте материал указанной темы по дополнительной литературе, сделайте дополнения в записях (столбец «Примечание»).
Используя Интернет-ресурс, отберите иллюстративный материал к презентации по теме «Московский стиль в архитектуре XVIII века », ориентируясь на подготовленные теоретические записи.
Проведите сравнительный анализ использованного литературного материала и Интернет-ресурса, оформите список использованной литературы.
На основе полученных теоретических данных создайте единую презентацию по теме «Московский стиль в архитектуре XVIII века»
Оформите сообщение по предложенной теме в соответствии с требованиями, принятыми в ГОУ СПО «ТППК»
Подготовьте защиту презентации
Рекомендуемая литература
1. Баженова, Г.Н. Методические указания к написанию учебного сообщения и учебного реферата [Текст]: пособ. для студ. пед. колледжей/Г.Н.Баженова. – 3-е изд. (доп.) – Брянск, 2008. – 28с.
2. Власов, В.Г. Стили в искусстве [Текст]:cловарь: В 3 т.т. – СПб., 1997. – 460 с.
3. Данилова, Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 кл. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.И.Данилова.- 4-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2008. – 399с.
4. Дмитриева, Е.В. Россия [Текст]: учебник для средней школы с рабочей тетрадью/Е.В.Дмитриева. –СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2002.- 400с.
5. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.Г.Емохонова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 448 с.
6. Дополни периодизацию культуры XVIII века недостающими сведениями художественных стилей
Русская культура
первой половины XVIII века
«Петровск…. «Елизаветинск….
» ____________________________»
Русская культура
второй половины XVIII века
«Екатерининск… _______________»
Домашнее задание: на материале учебника Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура» проанализировать Петербургский и Московский стили архитектуры XVIIIвека с точки зрения отсутствия внутристилевого единства; выписать доказательства данного тезиса в тетрад;
* «…пред новою столицей померкла старая Москва…» (А.С.Пушкин)
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(298) "Методическая разработка «Народно-сценический танец в системе обучения на отделении хореографии детской школы искусств по предпрофессиональной программе в ДШИ»"
["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_narodno_stsenicheskii_tanets_v_sisteme_obucheniia_na_o"
["file_id"] => string(6) "545938"
["category_seo"] => string(7) "prochee"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1586444397"
}
}