МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТАГАНРОГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ТПИ – филиал ДГТУ)
УТВЕРЖДАЮ
Директор
________________ В.В. Игнатьев
«___»__________________201__ г
Рег. № ____________
Методическое пособие
«Использование кейс - технологий в учебном процессе на уроках обществознания, мировой художественной культуры и истории».
По дисциплине Обществознание, МХК, история
По специальности 151901 «Технология машиностроения»
150415 «Сварочное производство»
230701 «Прикладная информатика»
050720 «Физическая культура»
030504 «Право и социальное обеспечение»
080114 «Экономика и бухгалтерский учет»
Форма и срок освоения ООП: очная
Таганрог
2014 г.
Лист согласования
Методическое пособие разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО)
151901 «Технология машиностроения»
150415 «Сварочное производство»
230701 «Прикладная информатика»
050720 «Физическая культура»
030504 «Право и социальное обеспечение»
080114 «Экономика и бухгалтерский учет»
Разработчик:
Преподаватель _____________ Н.Г.Чернова
«___»_____________201__г.
Методическое пособие рассмотрено и одобрено на заседании цикловой (предметной) комиссии «_______________________________________________________»
Протокол № ___ от «___» ________ 201__ г
Председатель цикловой методической комиссии _____________ Ю.А.Раскошная
«___»_____________201__г.
Рецензенты:
ТПИ – филиал ДГТУ преподаватель истории Ю.И.Шевченко
Согласовано:
Зам.директора по УМР ___________ М.Б. Савченко
Зав.УМО ___________ Т.В. Воловская
«___»___________201__г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 4 |
«Использование кейс - технологий в учебном процессе на уроках обществознания, мировой художественной культуры и истории» | 5 |
«Использование кейс - технологий в учебном процессе на уроках обществознания, мировой художественной культуры и истории» Электронная презентация | |
3. КЕЙС-ЗАДАНИЯ. ЭЛЕКТРОННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ | |
4. ЛИТЕРАТУРА 9
Введение.
Урок был, есть и в ближайшем будущем, по-видимому, останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся. Урок сегодня предполагает и новое содержание, и новые подходы, и новые технологии. Одними из них являются кейс-технологии. Они нашли свое место в образовательной системе с внедрением интерактивной системы обучения и развитием интернет-технологий. Сегодня эти технологии внедряются на всех ступенях образования. Поскольку я стараюсь использовать в своей работе элементы интерактивной системы, мне показалось интересным использование кейс-технологий или их элементов у себя на уроках. А также познакомить с этими технологиями коллег.
В данной работе представлена общая часть пособия в текстовом варианте, более подробный обзор составлен в режиме презентации, а также в режиме презентации составлены примеры кейс-заданий .
«Использование кейс - технологий в учебном процессе на уроках обществознания, мировой художественной культуры и истории».
На современном этапе развития образования наряду с традиционными методами и приемами всё большую популярность приобретает интерактивное обучение. В контексте интерактивного обучения разработана технология проведения интерактивных лекций, предусматривающая создание "фокус-групп”, проектные технологии, тренинги и др. Одна из таких технологий получила название CASE STUDY или КЕЙС-МЕТОД.
Кейс – метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в. В 1920г. после издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY. В России кейс технологии называют методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами.
Кейс - технологии (case study) (от английского case – случай, ситуация) – представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач; это многоэтапный процесс знакомства с реальной (или смоделированной) сложной проблемой, ее коллективное обсуждение и последующее представление своего взгляда на ее решение перед аудиторией. Учитель может использовать как готовые кейсы, так и собственные разработки. В последнее время популярнее становятся мультимедиа представление кейсов. Объем кейсов может быть различным – от нескольких предложений на одной странице («западноевропейские» кейсы) до множества страниц («американские» кейсы). Существуют два способа знакомства с содержанием кейсов: предварительный (в качестве домашнего задания) и непосредственное чтение на занятии. Количество экземпляров кейсов должно соответствовать числу обучающихся в группе.
Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории, МХК по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс - технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.
Технологическая деятельность учителя при использовании кейс-метода включает два этапа:
Первый этап:
сложная творческая работа по поиску готового кейса или созданию собственного кейса и вопросов для его анализа. Она включает в себя научно-исследователь-скую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя. Различают «полевые» (основанные на реальном фактическом материале) и «кресельные» (вымышленные) кейсы. В кейсах могут быть диаграммы, символы, фотографии, рисунки, карикатуры, звукозаписи, видеоматериалы и др.
Источники формирования кейса:
- Художественная и публицистическая литература, оперативная информация из СМИ.
- Научность и строгость кейсу придают статистические данные.
- Материалы к кейсу можно получить посредством анализа научных статей, монографий и отчетов, посвященных той или иной проблеме.
- Реальные события местной жизни.
- Неисчерпаемым кладезем материала являются Интернет с его ресурсами
Второй этап:
деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и начинает дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад учащихся в анализ ситуации.
Краткая структура кейса:
Введение, которое включает в себя первые несколько абзацев: название кейса и авторство; название организации, имена и должности главных персонажей, которые в дальнейшем будут фигурировать на страницах кейса.
Проблема, описание которой дается в виде нескольких абзацев: краткое описание проблемы (как она видится разными участниками событий); описание структуры проблемной ситуации. Если это возможно.
Материалы для решения указанной проблемы, которые структурированы в форме вопросов и ответов или разбиты на темы и подтемы. Цель этого раздела - представить большой объем необходимой информации.
Сценарии решения кейса: характеристики каждой роли в заданной ситуации; возможные альтернативы в решении изучаемой проблемы; постановка задач как для всей группы, так и для ее отдельных участников.
Методические рекомендации преподавателю, в которых рассматриваются примерные вопросы по данному кейсу, определена целевая группа, цели преподавания, анализ проблем и их концептуальное обоснование.
Поэтапная работа с кейсом:
Этап введения в кейс, постановка преподавателем основных вопросов .
Анализ ситуации (индивидуально или в малых группах). Жесткое требование - укладываться в установленные сроки. Ученики выявляют проблему, вырабатывают, оценивают и выбирают оптимальное решение, готовятся к презентации.
Этап презентации решений по кейсам.
Этап общей дискуссии.
Этап подведения итогов, завершающего выступления преподавателя. Продолжительность – 10-15 минут
Типологизация кейс-метода:
Классический кейс-метод, когда учащимся самим нужно сформулировать проблему на основе представленной информации.
Проблемный кейс-метод, когда проблема уже сформулирована, а акцент делается на разработке возможных вариантов решений.
Кейс неопределенности, когда важно самостоятельно собрать необходимую информацию для решения проблемы, обозначенной в кейсе.
Метод решенных проблем, когда в кейсе предоставляются варианты готовых решений. Задача заключается в ознакомлении со структурой процесса принятия решений, в критической оценке решений и разработке альтернативных решений.
Методы, включенные в кейс-анализ Роль методов в кейс-анализе
Моделирование Построение модели ситуации
Системный анализ Системное представление и анализ ситуации
Мысленный эксперимент Способ получения знания о ситуации посредством ее
мысленного преобразования
Методы описания Создание описания ситуации
Проблемный метод Представление проблемы, лежащей в основе ситуации
Метод классификации Создание упорядоченных перечней свойств,
сторон, составляющих ситуации
Игровые методы Представление вариантов поведения героев в ситуации
«Мозговая атака» Генерирование идей относительно ситуации
Дискуссия Обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решения
В методе case-study преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала - эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль
Подготовка и обучение кейс-методом:
Фаза работа | Действие преподавателя | Действие учащегося |
До занятия | | |
Во время занятия | Организует предварительное обсуждение кейса. Делит группу на подгруппы. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями. | Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы. Разрабатывает варианты решений. Принимает или участвует в принятии решений. |
После занятия | | |
Оценивание учащихся в рамках кейс-метода:
Необходимо учитывать:
- органичность решения проблемы;
- способ подачи материала;
- доступность презентации;
- оригинальность решения и представления результатов.
Использование данной технологии развивает и активизирует учащихся. На уроках они не просто «изучают» факты и явления, как нечто не связанное с ними и с современной жизнью, а становятся полноправными участниками истории и даже её творцами.
Кейс - технологии создают условия для того, чтобы учащиеся могли вообразить то, чего в их непосредственном опыте не было, они вооружают учащихся доступными для них способами воссоздания исторической действительности
Литература:
Воронина Ю.В. Технология формирования профессиональной готовности педагогов к реализации профильного обучения в системе дополнительного педагогического образования / Ю.В.Воронина //Профильная школа.-2008.-N 1.- С.56-60. (В основу гуманитарного технологического комплекса формирования профессиональной готовности педагога к реализации профильного обучения м.б. положены следующие технологии: построения проблемных лекций, игровая, проектирования, кейс-стади и др.)
Дудчик С. Жизнь - непростая задачка. Заочные курсы повышения квалификации.
Егошина Н.Г. Этнокультурологический подход в патриотическом воспитании /Н.Г.Егошина //Образование в современной школе.-2009.-N 6.-С.60-63. (Пример исполь-зования кейсового метода в патриотическом воспитании на уроках английского языка).
Еремина М.Ю. Потенциал кейсового метода /М.Ю.Еремина //Школьные технологии.-2004.-N 6.-С.104-106.(Приведена таблица технологии работы при использовании кейсового метода)
Занятие 12. Метод анализа конкретной ситуации /С.Дудчик //Учит. газ.- 2006.-N 47.- С.6-7.
Казакова Е.И. Методическое пособие для преподавателей (Гл. 5) /Е.И.Казакова. – М.: НФПК, ООО «Миралл», 2005. –С.80-90.
Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса /Е.А.Михайлова //Школьные технологии.-2005.-N 5.-С.106-115.(Предложенный материал базируется на практике западных коллег).
Новожилова Н.В., Фирсова М.М. Курсы по выбору: отбор содержания и технологии проведения /Н.В.Новожилова, М.М.Фирсова //Школьные технологии.-2003.-N 5.-С.23-33.(«Кейсовые» формы курсов по выбору)
Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организации развития персонала: Учебное пособие. - СПб: ИВЭСЭП, 2003.
Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие для студ. /Гл.5. Кейс-метод – метод коллективного анализа ситуаций. - М.: Академия, 2006.-С.92-102.
Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе /А.С.Прутченков // Экономика в школе.-2007.-N 2.- С.22-41; N 3.-С.29-37; N 4.- С.15-31.
Прутченков А.С. Технология "кейс-стади" в воспитании школьников /А.С.Прутченков // Школьные технологии.-2009.-N 1.-С.55-67.(Сущность кейсов, варианты представления информации, классификация и структура кейса, этапы построения)
Прутченко А.С., Новикова Т.Г. Обучение по кейс-методу: возможности, дилеммы и риски / Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла. – М.: Русское слово - РС, 2007.-С.92-97.
Релеев С.И. "Дебаты" на уроках /С.И.Релеев //Школа.-2005.-N 2.-С.28-31.(Приведен пример кейса, подготовленного учениками 11 класса для участия в игре, связанной с изучением темы «Великая Отечественная война»)
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП./Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – С.86-87.
Херрид К.Ф. Кейсовое обучение в науке /К.Ф.Херрид //Школьные технологии.-2007.-N 6.-С.112-110.(Использование кейсового метода в университете Буффало (США).
Шимутина Е. Кейс-технологии в учебном процессе /Е.Шимутина //Народное образо-вание.-2009.-N 2.-С.172-179.(Рассмотрена кратко кейс-технология, приведены примеры кейсов)
Щукина Л. Примеры "кейс-стадис" для преподавателей экономической теории / Л. Щукина //Экономика в школе.-2006.-N 4.-C.83-90.