kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования " Краеведы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа может быть использована на занятиях дополнительного образования, классных часах, уроках краеведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования " Краеведы"»















Тематическая рабочая программа по

внеурочной деятельности в 9 «б» классе

«Фольклор и этнография»

































2020-21 уч. г.

Программа "Фольклор и этнография Пестяковского района»"


Авторская программа курса внеурочной деятельности «Фольклор и этнография Пестяковского района»" составлена учителем русского языка и литературы Кукановой В.В.- высшая квалификационная категория.




Актуальность.

Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств, расширении кругозора школьников, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Малая Родина ребёнка – это природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, речь местного населения, названия предметов, явлений и, конечно, люди, гордость и слава родного села.

На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным, как ведущий фактор воспитания патриотизма. Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю. Для развития, обучения и воспитания школьников исключительно важны связь с прошлым поколением, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ученик мог проникнуться такими чувствами, необходимо прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь школьнику в решении этих проблем сегодня может музей. Музей – своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности. В районном поселке Пестяки создан и функционирует краеведческий музей. Реализация программы «Фольклор и этнография Пестяковского района » предполагается на базе музея.

Значительное количество занятий направлено на практическую совместную деятельность обучающихся, учителей и родителей. Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом семьи, школы, села, фольклоре края, приметах, повериях, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.



Цель курса: формирование основ гражданской идентичности школьника в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Задачи курса:

1) расширять и углублять знания детей о родном селе, районе, области, крае, стране, народе. Изучить их историю, культуру, природу, традиции, приметы, географические особенности;

2) развивать интерес к окружающему миру, учить быть внимательным к предметам, явлениям и людям, находящимся вокруг;

3) развивать грамотную речь, умение строить эффективное общение со сверстниками и взрослыми;

4) развитие эмоциональной сферы ребёнка;

5) достижение личностных, метапредметных и предметных результатов основной образовательной программы основного общего образования


Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Краеведение как особая форма научно-познавательной и просветительской деятельности давно стало органической частью современного образования, одним из важных средств воспитания патриотизма. Малая Родина ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места села, его исторические и культурные центры, с/х предприятия села, это и известные люди, гордость и слава нашего края. Это такие славные даты краеведческого календаря как День основания пос. Пестяки и Пестяковского райна. День образования Ивановской области. В программе заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей. Курс использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках литературы, географии, физической культуры, математики, технологии, изобразительного искусства, музыки, совместно с ними помогая детям освоить материал краеведения. Программа отличается тем, что ребёнку предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательна именно для учащихся 9 класса. На этих занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание осуществляется. К тому же ребёнок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Программа построена на принципах краеведческого воспитания и образования:

1) принцип научности (включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и природы, системность обучения и воспитания);

2) принцип демократичности (достигается не только тем, что школа определяет вариант реализации, но и тем, что педагог самостоятельно избирает пути достижения планируемых результатов);

3) принцип практической направленности (реализуется за счёт введения в каждый блок практических занятий, экскурсий, творческих заданий);

4) принцип гуманизации (достигается за счёт введения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения смежных предметов, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края).


Формы организации занятий: экскурсии, литературные и исторические гостиные, исторические игры, викторины, проектная и исследовательская деятельность, использование интернет-технологий, создание презентаций, посещение музеев, оформление выставок, лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами, анкетирование, работа в музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин.



Место курса в плане внеурочной деятельности школы

Курс изучается в рамках социального направления внеурочной деятельности школьников и является школьным компонентом, обеспечивающим реализацию основных направлений основного образования школы. Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся в кабинетах и за пределами школы (экскурсии).


Прогнозируемые результаты с учётом УУД.

В сфере познавательных универсальных учебных действий:

Знать:-историю и традиции своего района;

-историю образования своего села, района, области;

- символику района, области;

- использование этнографических источников;

- жилище и интерьер;

- одежда своих родителей, бабушек, дедушек;

- народная игрушка;

- обрядность;

- народные знания и календарь;

- народная педагогика;

- народная медицина,

- топонимика и диалектная лексика.

Уметь:

- собирать краеведческую информацию ;

- делиться собранной информацией с друзьями;

- обобщать собранный материал;;

- принять участие в районных краеведческих чтениях.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе;

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

- развитие чувства патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий ученик научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- адекватно воспринимать оценку учителя -выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме;

Использование приобретённых знаний и умений в практической и повседневной жизни:

В ходе занятий краеведческого кружка учащиеся выполняют разнообразные практические задания:

-подготовка и проведение народных праздников;

- организация словесного и художественного творчества: сочинительство небольших стихов, сказок; рисование по результатам экскурсий, наблюдений, представлениям;

- формулирование вопросов на экскурсии при обращении к человеку любого возраста;

- слушать и слышать ответы и вопросы в беседе;

- разрабатывать и реализовывать исследовательские (индивидуальные, коллективные) и общественно-полезные проекты;

- оказывать и получать помощь в затруднительных ситуациях.


Планируемые результаты реализации программы кружка «Фольклор и этнография Пестяковского района» ориентированы на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания

социальной реальности и повседневной жизни).

Школьники приобретают знания об истории происхождения названия города, об истории родного села, о семье и семейных традициях; о жизни ветеранов Великой Отечественной, войны и тружеников тыла; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.

Ученик научится:

· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в

сотрудничестве с учителем;

· планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

в том числе во внутреннем плане;

· адекватно воспринимать оценку учителя;

· строить речевое высказывание в устной форме;

· осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).

Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны.

Ученик получит возможностьдля формирования основ экологической культуры:

- принятие ценности исторического мира, готовность следовать в своей деятельности нормам нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина

России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального

действия).

Школьник может приобрести опыт работы с архивными документами и материалами,

музейными экспонатами и документами, через фотосессии по историческим и современным местам села, через практические занятия; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны;

опыт волонтёрской деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.

Ученик научится:

· включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

· строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.


Содержание курса.



Введение - 3 часа.

1.Знакомство с целями и задачами кружка «Фольклор и этнография Пестяковского района». Экскурсия в районный краеведческий музей.

2 - 3. Историческая справка района.

Географическое положение района. Растительность и животный мир края. Полезные ископаемые. Промыслы.

Первые упоминания о Пестяках. Легенда названия села. Историческое развитие села. История суконной фабрики ( 1 половина 18 века), история вязального промысла и изготовление валенок. Деревянных дел мастера. Село в годы крепостного права, революции, гражданской и Великой Отечественной войн. Развитие поселка в период 1945-2021 г.20 – 21 веков. Раздел

2. Использование этнографических источников. – 5 часов.

Земледельческие орудия труда. Условия, определяющие отношение жителей региона к земле. Подсечное земледелие. Развитие льноводства. Обработка земли. Развитие животноводства. Расслоение крестьян на богатых и бедных.



Раздел 3. Жилище и интерьер. – 4 часа.

Изба – основное жилище региона. Дерево – главный строительный материал. Связи жилища с Мировым Древом. Ритуалы при постройке жилища. Части дома, виды построек. Деревянных дел мастера. Купеческие постройки села. Церковные постройки. Убранство дома. Отличие интерьера богатых и бедных. Предметы домашнего обихода.



Раздел 4. «Одежда» – 3 часа.

Знакомство учащихся с видами детской, женской и мужской одежды. Одежда богатых людей. Ткани, фасон. Основной вид женской одежды – сарафан. Производство валенок. Пестяковские вышивальщицы и кружевницы. Появление строчевых артелей. Пестяковская артель в годы Великой Отечественной войны.

Раздел 5. Народная игрушка. 2 часа.

Игрушки мальчиков и девочек. Изготовление куклы.

Раздел 6. Обрядность – 3 часа.

Значение обрядов в жизни человека. Проведение обрядов. Календарные праздники и обряды.( Святки, Новый год, Рождество, Масленица, Егорьев день, Вербное воскресенье, Зеленые святки). Семейная обрядность.)

Раздел 7. «Народные знания и календарь» - 1 час.

Приметы региона.

Раздел 8. Народная педагогика – 4 часа.

Воспитание детей в крестьянских и купеческих семьях.

Раздел 9. «Народная медицина – 2 час.

Влияние природы на здоровье. Знахари. Заговоры в лечении болезней. Применение трав, огня, воды и воздуха в лечении больных. Заготовка лекарственного сырья.

Раздел 10 – Фольклор – 4 часа.

Сказки, песни, частушки, потешки, пословицы и поговорки.

Раздел 11. Итоговый урок – 1 час.



Календарно-тематическое планирование объединения «Фольклор и этнография» (9 «Б» класс) на 2020-2021 учебный год






п/п




Тема занятия





Кол-во часов




Примечание



План


Факт


1

Введение

1





2

Историческая справка района.

2




.

Историческая справка района.

3

Использование этнографических источников.

Земледельческие орудия труда.



5





4

Жилище и интерьер.

4





5

Одежда.

3





6

Народная игрушка

2





7

Обрядность

3






8

Народная педагогика.

Презентация. Школы в регионе.


4









9

Народные знания и календарь.

3




10

Народная медицина. Здравоохранение в регионе.

2






11

Фольклор.

4





12

Итоговое занятие.

1





Итого:


34









Литература: 1. Куканова В.В Разработки к занятиям к программе «Фольклор и этнография Пестяковского района.

2.




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Программа дополнительного образования " Краеведы"

Автор: Куканова Вера Викторовна

Дата: 26.02.2021

Номер свидетельства: 574370

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Программа дополнительного образования "Юный турист""
    ["seo_title"] => string(54) "proghramma_dopolnitiel_nogho_obrazovaniia_iunyi_turist"
    ["file_id"] => string(6) "378807"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1484290293"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Из опыта работы педагога дополнительного образования Лукьяновой Галины Витальевны"
    ["seo_title"] => string(89) "iz-opyta-raboty-piedaghogha-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-luk-ianovoi-galiny-vital-ievny"
    ["file_id"] => string(6) "269086"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450762086"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Образовательная программа  дополнительного образования детей  «Истоки» модифицированная"
    ["seo_title"] => string(85) "obrazovatielnaiaproghrammadopolnitielnoghoobrazovaniiadietieiistokimodifitsirovannaia"
    ["file_id"] => string(6) "266267"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450114907"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Содержание программы дополнительного образования детей. Образовательная программа кружка «Краеведение»"
    ["seo_title"] => string(106) "sodierzhaniieproghrammydopolnitielnoghoobrazovaniiadietieiobrazovatielnaiaproghrammakruzhkakraieviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "270107"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450996285"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Образовательная программа дополнительного образования "Юные краеведы""
    ["seo_title"] => string(77) "obrazovatiel_naia_proghramma_dopolnitiel_nogho_obrazovaniia_iunyie_kraieviedy"
    ["file_id"] => string(6) "368410"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481470842"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства