Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования " Краеведы"»
Тематическая рабочая программа по
внеурочной деятельности в 9 «б» классе
«Фольклор и этнография»
2020-21 уч. г.
Программа "Фольклор и этнография Пестяковского района»"
Авторская программа курса внеурочной деятельности «Фольклор и этнография Пестяковского района»" составлена учителем русского языка и литературы Кукановой В.В.- высшая квалификационная категория.
Актуальность.
Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств, расширении кругозора школьников, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Малая Родина ребёнка – это природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, речь местного населения, названия предметов, явлений и, конечно, люди, гордость и слава родного села.
На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным, как ведущий фактор воспитания патриотизма. Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю. Для развития, обучения и воспитания школьников исключительно важны связь с прошлым поколением, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ученик мог проникнуться такими чувствами, необходимо прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь школьнику в решении этих проблем сегодня может музей. Музей – своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности. В районном поселке Пестяки создан и функционирует краеведческий музей. Реализация программы «Фольклор и этнография Пестяковского района » предполагается на базе музея.
Значительное количество занятий направлено на практическую совместную деятельность обучающихся, учителей и родителей. Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом семьи, школы, села, фольклоре края, приметах, повериях, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
Цель курса: формирование основ гражданской идентичности школьника в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
Задачи курса:
1) расширять и углублять знания детей о родном селе, районе, области, крае, стране, народе. Изучить их историю, культуру, природу, традиции, приметы, географические особенности;
2) развивать интерес к окружающему миру, учить быть внимательным к предметам, явлениям и людям, находящимся вокруг;
3) развивать грамотную речь, умение строить эффективное общение со сверстниками и взрослыми;
4) развитие эмоциональной сферы ребёнка;
5) достижение личностных, метапредметных и предметных результатов основной образовательной программы основного общего образования
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Краеведение как особая форма научно-познавательной и просветительской деятельности давно стало органической частью современного образования, одним из важных средств воспитания патриотизма. Малая Родина ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места села, его исторические и культурные центры, с/х предприятия села, это и известные люди, гордость и слава нашего края. Это такие славные даты краеведческого календаря как День основания пос. Пестяки и Пестяковского райна. День образования Ивановской области. В программе заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей. Курс использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках литературы, географии, физической культуры, математики, технологии, изобразительного искусства, музыки, совместно с ними помогая детям освоить материал краеведения. Программа отличается тем, что ребёнку предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательна именно для учащихся 9 класса. На этих занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание осуществляется. К тому же ребёнок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Программа построена на принципах краеведческого воспитания и образования:
1) принцип научности (включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и природы, системность обучения и воспитания);
2) принцип демократичности (достигается не только тем, что школа определяет вариант реализации, но и тем, что педагог самостоятельно избирает пути достижения планируемых результатов);
3) принцип практической направленности (реализуется за счёт введения в каждый блок практических занятий, экскурсий, творческих заданий);
4) принцип гуманизации (достигается за счёт введения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения смежных предметов, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края).
Формы организации занятий: экскурсии, литературные и исторические гостиные, исторические игры, викторины, проектная и исследовательская деятельность, использование интернет-технологий, создание презентаций, посещение музеев, оформление выставок, лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами, анкетирование, работа в музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин.
Место курса в плане внеурочной деятельности школы
Курс изучается в рамках социального направления внеурочной деятельности школьников и является школьным компонентом, обеспечивающим реализацию основных направлений основного образования школы. Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся в кабинетах и за пределами школы (экскурсии).
Прогнозируемые результаты с учётом УУД.
В сфере познавательных универсальных учебных действий:
Знать:-историю и традиции своего района;
-историю образования своего села, района, области;
- символику района, области;
- использование этнографических источников;
- жилище и интерьер;
- одежда своих родителей, бабушек, дедушек;
- народная игрушка;
- обрядность;
- народные знания и календарь;
- народная педагогика;
- народная медицина,
- топонимика и диалектная лексика.
Уметь:
- собирать краеведческую информацию ;
- делиться собранной информацией с друзьями;
- обобщать собранный материал;;
- принять участие в районных краеведческих чтениях.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- развитие чувства патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- адекватно воспринимать оценку учителя -выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме;
Использование приобретённых знаний и умений в практической и повседневной жизни:
В ходе занятий краеведческого кружка учащиеся выполняют разнообразные практические задания:
-подготовка и проведение народных праздников;
- организация словесного и художественного творчества: сочинительство небольших стихов, сказок; рисование по результатам экскурсий, наблюдений, представлениям;
- формулирование вопросов на экскурсии при обращении к человеку любого возраста;
- слушать и слышать ответы и вопросы в беседе;
- разрабатывать и реализовывать исследовательские (индивидуальные, коллективные) и общественно-полезные проекты;
- оказывать и получать помощь в затруднительных ситуациях.
Планируемые результаты реализации программы кружка «Фольклор и этнография Пестяковского района» ориентированы на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания
социальной реальности и повседневной жизни).
Школьники приобретают знания об истории происхождения названия города, об истории родного села, о семье и семейных традициях; о жизни ветеранов Великой Отечественной, войны и тружеников тыла; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.
Ученик научится:
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
· планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
в том числе во внутреннем плане;
· адекватно воспринимать оценку учителя;
· строить речевое высказывание в устной форме;
· осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны.
Ученик получит возможностьдля формирования основ экологической культуры:
- принятие ценности исторического мира, готовность следовать в своей деятельности нормам нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального
действия).
Школьник может приобрести опыт работы с архивными документами и материалами,
музейными экспонатами и документами, через фотосессии по историческим и современным местам села, через практические занятия; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны;
опыт волонтёрской деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.
Ученик научится:
· включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
· строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Содержание курса.
Введение - 3 часа.
1.Знакомство с целями и задачами кружка «Фольклор и этнография Пестяковского района». Экскурсия в районный краеведческий музей.
2 - 3. Историческая справка района.
Географическое положение района. Растительность и животный мир края. Полезные ископаемые. Промыслы.
Первые упоминания о Пестяках. Легенда названия села. Историческое развитие села. История суконной фабрики ( 1 половина 18 века), история вязального промысла и изготовление валенок. Деревянных дел мастера. Село в годы крепостного права, революции, гражданской и Великой Отечественной войн. Развитие поселка в период 1945-2021 г.20 – 21 веков. Раздел
2. Использование этнографических источников. – 5 часов.
Земледельческие орудия труда. Условия, определяющие отношение жителей региона к земле. Подсечное земледелие. Развитие льноводства. Обработка земли. Развитие животноводства. Расслоение крестьян на богатых и бедных.
Раздел 3. Жилище и интерьер. – 4 часа.
Изба – основное жилище региона. Дерево – главный строительный материал. Связи жилища с Мировым Древом. Ритуалы при постройке жилища. Части дома, виды построек. Деревянных дел мастера. Купеческие постройки села. Церковные постройки. Убранство дома. Отличие интерьера богатых и бедных. Предметы домашнего обихода.
Раздел 4. «Одежда» – 3 часа.
Знакомство учащихся с видами детской, женской и мужской одежды. Одежда богатых людей. Ткани, фасон. Основной вид женской одежды – сарафан. Производство валенок. Пестяковские вышивальщицы и кружевницы. Появление строчевых артелей. Пестяковская артель в годы Великой Отечественной войны.
Раздел 5. Народная игрушка. 2 часа.
Игрушки мальчиков и девочек. Изготовление куклы.
Раздел 6. Обрядность – 3 часа.
Значение обрядов в жизни человека. Проведение обрядов. Календарные праздники и обряды.( Святки, Новый год, Рождество, Масленица, Егорьев день, Вербное воскресенье, Зеленые святки). Семейная обрядность.)
Раздел 7. «Народные знания и календарь» - 1 час.
Приметы региона.
Раздел 8. Народная педагогика – 4 часа.
Воспитание детей в крестьянских и купеческих семьях.
Раздел 9. «Народная медицина – 2 час.
Влияние природы на здоровье. Знахари. Заговоры в лечении болезней. Применение трав, огня, воды и воздуха в лечении больных. Заготовка лекарственного сырья.
Раздел 10 – Фольклор – 4 часа.
Сказки, песни, частушки, потешки, пословицы и поговорки.
Раздел 11. Итоговый урок – 1 час.
Календарно-тематическое планирование объединения «Фольклор и этнография» (9 «Б» класс) на 2020-2021 учебный год
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Примечание
План
Факт
1
Введение
1
2
Историческая справка района.
2
.
Историческая справка района.
3
Использование этнографических источников.
Земледельческие орудия труда.
5
4
Жилище и интерьер.
4
5
Одежда.
3
6
Народная игрушка
2
7
Обрядность
3
8
Народная педагогика.
Презентация. Школы в регионе.
4
9
Народные знания и календарь.
3
10
Народная медицина. Здравоохранение в регионе.
2
11
Фольклор.
4
12
Итоговое занятие.
1
Итого:
34
Литература: 1. Куканова В.В Разработки к занятиям к программе «Фольклор и этнография Пестяковского района.