kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования "Юный турист"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа модифицированная (адаптированная). Настоящая программа составлена на основе  программы Смирнова Д.В., Константинова Ю.С., Маслова А.Г. «Юные туристы - краеведы», рекомендованной Министерство образования и науки РФ для использования в системе дополнительного образования детей.                                                                                                                                                                

Программа была переработана в соответствии со спецификой занятий объединений в дополнительном образовании с учетом использования технико-тактической подготовки для соревнований по ориентированию в качестве средства для достижения оптимального уровня физической и морально-волевой подготовленности обучающихся к учебно-тренировочному спортивному походу, и в качестве средства обучения, воспитания и развития обучающихся, способствующего достижению цели программы. Программа  соответствует  Федеральному Закону «Об образовании в РФ» и Приказу Министерства образования и науки РФ № 1008 от 29 августа 2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

 Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный турист» имеет физкультурно- спортивную направленность.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Юный турист"»

Отдел образования МО «Сенгилеевский район»

МОУ дополнительного образования детей Сенгилеевского Центра Детского Творчества

Утверждаю

Директор МОУ ДОД Сенгилеевский ЦДТ __________Прокудин А.Л.

«___»____________2016 г




Образовательная программа


Кружка

«ЮНЫЙ ТУРИСТ»
















Рассмотрена и утверждена Программу разработала

на педагогическом Совете педагог дополнительного образования

МОУ ДОД Сенгилеевсого ЦДТ МОУ Русско-Бектяшкинская ОШ

протокол №___от_ КУЗЬМИН К.П.

секретарь –методист МОУ ДОД

Сенгилеевсого ЦДТ

_________________Севастьянова Е.С



2016-2017год




Кружок «ЮНЫЙ ТУРИСТ» Паспорт образовательной программы (ОП)

Наименование ОП

«Юный турист»



Направленность

Физкультурно-спортивная

ОП





Возраст

11-16 лет

обучающихся





Срок реализации

1 год



Год разработки

2016

Цель программы

Содействие всестороннему развитию личности ребёнка средствами спортивного туризма, формирование потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Задачи

1.Обучающие:

- познакомить с историей и особенностями спортивного туризма;

- обучить умениям и навыкам спортивного туризма;

- ознакомление с основными понятиями и терминологией

2. Развивающие:

- развивать общую культуру личности путём приобщения к занятиям спортивным туризмом;

- формировать техническую и тактическую подготовку;

- совершенствовать двигательные умения и навыки;

- способствовать развитию физических способностей


3. Воспитательные

- приобщение обучающихся к здоровому образу жизни;

- воспитание волевых качеств: целеустремленности и настойчивости;

- привитие культуры общения в коллективе, взаимоуважения и толерантности;

-воспитание чувства ответственности за свои действия, дисциплинированности, взаимопомощи


Форма занятий

Групповая


15 человек

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю - 100 минут.


Количество часов в год - 144 часа.

Ожидаемые результаты

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение комплексной программы, прирост спортивных достижений, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах, экологических акциях.

Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива кружка, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, воспитание физически здоровых, нравственно мыслящих и образованных патриотов страны.

В конце обучения подросток сможет осознанно выбрать подходящую специализацию и, используя широкий комплекс полученных знаний и навыков, продолжить своё развитие в специальных образовательных учреждениях по определённому профилю.


Формы

Участие в школьных и районных

проведения

туристических слетах и соревнованиях.

итогов реализации


ОП








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Занятия спортивным туризмом представляют собой эффективное средство физического оздоровления, воспитания и развития подростков. Воспитание, обучение и развитие происходит в процессе организации коллективной походной жизни на туристском маршруте и активной деятельности обучающихся в естественных природных условиях, что особенно важно в условиях все возрастающей гиподинамии школьников с ее негативными последствиями для здоровья. Активная и самостоятельная деятельность обучающихся в походных условиях спортивного маршрута способствует приобретению ими необходимого социального опыта, опыта общественных и личностных отношений, облегчает процессы самоутверждения, особенно остропротекающие в подростковом возрасте.


Обучение спортивному туризму предполагает овладение знаниями и умениями в различных областях: техника и тактика спортивных походов, топография и ориентирование, организация туристского быта, физиология и медицина, особенности организации питания в походе, экология, краеведение, что позволяет формировать экологическое мышление обучающихся, создает условия для их самоопределения, формирования общей культуры.


Программа модифицированная (адаптированная). Настоящая программа составлена на основе программы Смирнова Д.В., Константинова Ю.С., Маслова А.Г. «Юные туристы - краеведы», рекомендованной Министерство образования и науки РФ для использования в системе дополнительного образования детей.


Программа была переработана в соответствии со спецификой занятий объединений в дополнительном образовании с учетом использования технико-тактической подготовки для соревнований по ориентированию в качестве средства для достижения оптимального уровня физической и морально-волевой подготовленности обучающихся к учебно-тренировочному спортивному походу, и в качестве средства обучения, воспитания и развития обучающихся, способствующего достижению цели программы. Программа соответствует Федеральному Закону «Об образовании в РФ» и Приказу Министерства образования и науки РФ № 1008 от 29 августа 2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный турист» имеет физкультурно- спортивную направленность.


Педагогическая целесообразность позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, направлена на формирование потребности вести здоровый образ жизни средствами спортивного туризма, пробуждению интереса детей к новой деятельности.



Актуальность образовательной программы. В современном мире все больше углубляется процесс автоматизации и компьютеризации, многие современные дети вырастают оторванными от реальности, проводят время за компьютером и телевизором, передвигаются только на автобусах и автомобилях, и, как результат, вырастают несамостоятельными, физически слабыми и подверженными любым заболеваниям, изменившиеся условия жизни способствуют гипокинезии и гиподинамии, занятия спортивным туризмом являются их профилактикой, реализуется потребность в движении, оздоровлении и поддержания функциональности организма.


Новизна программы. В целях освоения программы предполагается использование информационных компьютерных техлогий (ИКТ).

Основная цель образовательной программы: содействие всестороннему развитию личности ребёнка средствами спортивного туризма, формирование потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Задачи:

1.Обучающие:

- познакомить с историей и особенностями спортивного туризма;

- обучить умениям и навыкам спортивного туризма;

- ознакомление с основными понятиями и терминологией

2. Развивающие:

- развивать общую культуру личности путём приобщения к занятиям спортивным туризмом;

- формировать техническую и тактическую подготовку;

- совершенствовать двигательные умения и навыки;

- способствовать развитию физических способностей



3. Воспитательные

- приобщение обучающихся к здоровому образу жизни;

- воспитание волевых качеств: целеустремленности и настойчивости;

- привитие культуры общения в коллективе, взаимоуважения и толерантности;

-воспитание чувства ответственности за свои действия, дисциплинированности, взаимопомощи


Отличительная особенность программы от уже существующих - этой программы является деятельный подход к воспитанию, образованию и развитию ребенка. Программа предполагает межпредметные связи, тесно переплетаясь со школьными предметами: ОБЖ, географией, историей, биологией, физкультурой.

Образовательная программа «Юный турист» рассчитана на 1год обучения с обязательным прохождением зачетных походов, участием и судейством туристских мероприятий и предназначена для детей 12-16 лет.

Набор в группу осуществляется по желанию, основное условие – отсутствие медицинских противопоказаний.

Формы и режим занятий

Программа занятий рассчитаны на 4 часа в неделю ( всего 144ч. в год), включая беседы по теории - 1 час в неделю и практические занятия в помещении и на местности (в том числе, подготовку походов и подведение их итогов), а также

проведение учебно-тренировочных походов и сборов.

Летние зачетные походы в сетку часов включены и проводятся только с разрешения родителей .

Режим работы туристского объединения по программе «Юный Турист» в течение учебного года в его различные периоды не одинаковы: в основном, учащиеся посещают занятия два раза в неделю в определенный день и час. Все практические занятия на местности зависят от погодных условий. Учебно-тренировочный поход может быть совершен только с разрешения родителей и при наличие справки о состоянии здоровья учащегося с допуском к участию в походе.

2-3 раз в месяц организуются экскурсии, практические занятия на

местности (тренировки). Учебные походы на 1день, участие в соревнованиях, слетах – проводятся не более 1-2 раз в месяц. Более продолжительные походы планируются в каникулярные периоды.


Формы организации деятельности:

  • групповые;

  • звеньевые;

  • индивидуально-групповые;

Формы организации занятий:

  • беседа;

  • тестирование;

  • практические занятия;

  • теоретические занятия;

  • открытые занятия ;

  • соревнования по спортивному ориентированию;

  • экскурсии;

  • учебно-тренировочные сборы;

  • поход

  • участие в туристических слётах


Прогнозируемые результаты и критерии их оценки.

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение комплексной программы, прирост спортивных достижений, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах, экологических акциях.

Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива кружка, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, воспитание физически здоровых, нравственно мыслящих и образованных патриотов страны.

В конце обучения подросток сможет осознанно выбрать подходящую специализацию и, используя широкий комплекс полученных знаний и навыков, продолжить своё развитие в специальных образовательных учреждениях по определённому профилю.

По завершении обучения обучающиеся должны знать:

-правила техники безопасности;

- порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;

- вопросы туризма и экологии;

- основы топографии и ориентирования;

- туристскую терминологию;

- умение ориентироваться по местным признакам и звёздам;

- опасные и ядовитые растения края, иметь представление о самоконтроле и

доврачебной медицинской помощи;

- основные разделы пройденной программы;

- порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода;

- способы преодоления различных естественных препятствий;

- способы организации и проведения поисково-спасательных работ;

- основные исторические и географические сведения о родном крае;

- различные способы ориентирования на местности.


уметь:

-соблюдать правила техники безопасности;

- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;

- преодолевать вместе естественные препятствия на пути;

- ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревновании по

спортивному ориентированию;

- организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую

помощь;

- передвигаться по дорогам, тропам и пересечённой местности в составе

группы;

- владеть приёмами самостраховки, преодолевать различные естественные или

искусственные препятствия;

- уметь правильно применять туристские узлы;

- проводить поисково-спасательные работы;

- уметь ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам и

участвовать в туристических слётах, соревнованиях по спортивному

ориентированию и походах;

- оформлять отчёт и задания, выполненные в походах и на экскурсиях;

- организовать походный быт и распределять продукты на весь поход или

слёт;

- оказывать доврачебную помощь и правильно транспортировать

пострадавшего.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

- тестирования по общей и специальной физической подготовке;

- участие в походах;

- участие в соревнованиях различного уровня


Учебно – тематический план


п/п

Наименование разделов

Теория

Практика

Количество часов

1.

Вводное занятие. Введение в образовательную программу

4

-

4

2.

Краеведение

6

6

12

3.

Топография

2

10

12

4.

Туристские узлы

2

10

12

5.

Спортивное туристское многоборье

2

26

28

6.

Спортивное ориентирование

2

28

30

7.

Туристская стенгазета


4

4

8.

Спортивные походы

2

24

26

9.

Природоохранные акции


12

12

10

Подведение итогов


4

4

ИТОГО:

20

124

144










СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие. Введение в образовательную программу (4 ч).

1)Теория. Цели и значение занятий туризмом и краеведением. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Распределение группового снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к слабым и отстающим в походе Поведение возле костра и за столом. ( Беседа, инструктаж)

2)Теория. Правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением. Трудовая этика туриста. Тимуровская работа на маршруте. Отношение к памятникам истории и культуры. Отношение к природе. ( Беседа, инструктаж)


2. Краеведение. (12 ч).

1)Теория .Рельеф и климатические особенности родного края.

(Беседа, презентация) 2ч

2)Теория .Животный и растительный мир родного края. История родного края.

(Беседа, презентация) 2ч

3)Теория. Краеведческая работа в походе. Правила сбора краеведческого материала (Беседа) 2ч

4)Практика. Презентация краеведческого материала.

(Создание презентации) 2ч

5)Практика. Краеведческая викторина.

(Интеллектуально-игровая программа)

6)Практика. Проведение фотовыставки «Знай родной край!»


3. Топография.( 12 ч).1)

Теория.Топографическая карта. Топографические знаки. Масштаб и легенда карты. Чтение топографических карт. (Беседа Карта географическая и топографическая. Условные знаки. Масштаб линейный и численный. Схема маршрута. Легенда туристского маршрута. Пользование картой (схемой) в походе.  )

2)Практика. Рисование топознаков. (Изготовление таблицы или отдельных карточек топографических знаков.)   2ч

3)Практика.Топографические игры. ("Путешествия по карте"(.2ч

4)Практика. Изображение высоты местности с помощью горизонталей.

(Отработка теоретических знаний, самостоятельная работа) 2ч

5)Практика. Определение крутизны склона и его высоты.( Глазомерная съемка участка маршрута.) 2ч

6)Практика. Топографическая съемка местности.

(Отработка теоретических знаний, самостоятельная работа) 2ч


4. Туристские узлы (12 ч).

1)Теория .Узлы, их назначение и применение в походе.

(Ознакомление с сновными туристскими узлами ) 2ч

2)Практика. Узлы: двойной проводник, восьмерка, стремя, прусик, удавка,булинь, ткацкий, академический, прямой, проводник. (Вязание узлов по их назначению. ) 2ч

3)Практика. Узлы: схватывающий, грейпвайн, шкотовый, брамшкотовый. Отработка навыков завязывания туристских узлов

(Вязание узлов по их назначению. ) 2ч

4)Практика. Узлы: булинь, ткацкий, академический, схватывающий, грейпвайн, шкотовый, брамшкотовый. (Вязание узлов по их назначению. ) 2ч

5)Практика. Отработка навыков завязывания туристских узлов.

(Вязание узлов по их назначению. ) 2ч

6)Практика. Закрепление изученного материала

(Вязание узлов по их назначению. ) 2ч



5.Спортивное туристское многоборье (28 ч).

1)Теория . Спортивное туристское снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. Траверс склона с альпенштоком.

(Беседа.Назначение и применение спортивного снаряжения в походе.)2ч

2)Практика. Горизонтальный и вертикальный маятник. Переправа по кочкам и гарям. (Отработка туристских навыков в походе)2ч

3)Практика. Спуск с крутого склона при помощи веревки.

(Отработка туристских навыков в походе)2ч

4)Практика. Переправа по бревну. (Отработка туристских навыков в походе)2ч

5)Практика. Переправа по параллельно натянутым веревкам.

(Отработка туристских навыков в походе)2ч

6)Практика. Переправа по параллельно натянутым веревкам.

(Отработка туристских навыков в походе)2ч

7)Практика. Переправа при помощи горизонтального маятника.

(Отработка туристских навыков в походе)2ч

8)Практика. Переправа при помощи вертикального маятника.

(Отработка туристских навыков в походе)2ч

9)Практика. Переправа при помощи вертикального маятника.

(Отработка туристских навыков в походе)2ч

10)Практика. Навесная переправа. Переправа рюкзаков. Отработка навыков преодоления препятствий. (Отработка туристских навыков в походе)2ч

11)Практика. Подъем по склону по судейским перилам с самостраховкой.

(Отработка туристских навыков в походе)2ч

12)Практика. Подъем по склону по судейским перилам с самостраховкой.

(Отработка туристских навыков в походе)2ч

13)Практика. Навесная переправа. Переправы с самонаведением и снятием перил.

(Отработка туристских навыков в походе)2ч

14)Практика. Закрепление изученного материала (Спортивные соревнования)2ч


6. Спортивное ориентирование.(30 ч).

1)Теория. Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви. Правила соревнований по спортивному ориентированию. (Беседа с приглашением школьной медицинской сестры.Презентация )2ч

2)Практика. Спортивное снаряжение. Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша.

3)Практика. Спортивный компас. Определение сторон горизонта по компасу.

(Устройство компаса. Правила обращения с ним. Ориентирование. Визирование. Азимут. Определение азимута. .) 2ч

4) Практика.Движение по азимуту(Отработка туристских навыков в походе)2ч

5)Практика. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты.

(Отработка туристских навыков в походе)2ч

6)Практика. Спортивные карты. (Работать с картами различного масштаба; определять расстояния по карте; копировать участки маршрута на кальку. Читать топографическую карту)2ч

7)Практика. Технические приемы: азимут, линейное ориентирование, точечное ориентирование. (Отработка туристских навыков в походе)2ч

8)Практика. Тренировки по спортивному ориентированию.

(Прохождение маршрута ориентирования по легенде.) 2ч

9)Практика. Тренировки по спортивному ориентированию.

(Прохождение маршрута ориентирования по легенде.) 2ч

10)Практика. Тренировки по спортивному ориентированию.

(Прохождение маршрута ориентирования по легенде.) 2ч

11)Практика. Соревнования по спортивному ориентированию.

(Участие в спортивных соревнованиях ) 2ч

12)Практика. Соревнования по спортивному ориентированию.

(Участие в спортивных соревнованиях ) 2ч

13)Практика. Соревнования по спортивному ориентированию.

(Участие в спортивных соревнованиях ) 2ч

14)Практика. Соревнования по спортивному ориентированию.

(Участие в спортивных соревнованиях ) 2ч

15)Практика. Соревнования по спортивному ориентированию.

(Участие в спортивных соревнованиях ) 2ч


7. Туристская стенгазета. (4 ч).

1)Практика. Виды газет, работа редколлегии, название , газетные рубрики и заголовки, верстка и оформление. Выбор названия для туристской газеты.(Плакаты, Боевые листы, молнии, электронные газеты.Выпуск газеты в бумажном виде)2ч

2)Практика. Выпуск и презентация электронной газеты, посвященного экологическим проблемам села. ( Создание газеты в электонном виде.Работа в компьютерном классе)2ч


8. Спортивные походы.(26 ч).

1)Теория.Совместная подготовка к походам, составление маршрута походов

(Детальная разработка маршрута путешествия, графика и плана работы, изготовление картосхем маршрута) 2ч

2) Практика. Проведение похода с целью отработки навыков ориентирования

(Отработка туристских навыков в походе)2ч

3) Практика. Совместная подготовка и проведение похода,техники пешеходного туризма. (Отработка туристских навыков в походе)2ч

4) Практика. Сбор краеведческого материала в походе

(встреча со старожилами-труженникамитыла)2ч

5) Практика. Установка палатки в походе

(Устройство палаток. Выбор места на площадке (поляне) для установки палатки. Требования к месту для установки палатки на поляне (биваке). Установка палатки, тента для палатки или тента для отдыха группы)2ч

6) Практика. Установка палатки в походе

(Устройство палаток. Выбор места на площадке (поляне) для установки палатки. Требования к месту для установки палатки на поляне (биваке). Установка палатки, тента для палатки или тента для отдыха группы)2ч

7) Практика. Поход выходного дня. Различные виды укрытий в походе

(Отработка туристских навыков в походе)2ч

8) Практика. Техника разжигания костра в походе

(Отработка туристских навыков в походе)2ч

9) Практика. Техника разжигания костра в походе

(Отработка туристских навыков в походе)2ч

10) Практика. Пешеходный поход. Ориентирование на маршруте.

(Отработка туристских навыков в походе)2ч

11) Практика. Пешеходный поход.

(Отработка туристских навыков в походе)2ч

12) Практика. Подготовка технического и краеведческого описания маршрута

(Отработка туристских навыков в походе)2ч

13) Практика. Подготовка и проведение похода по местам боевой славы.

(Отработка туристских навыков в походе)2ч


9. Природоохранные акции (12ч)

1) Практика. Анкетный опрос школьников и их родителей об экологических проблемах села.(Составлене анкеты, проведение анкетирования) 2ч

2) Практика. Проведение природоохранных мероприятий на улицах, на территории села.( Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и специальной одежды. Уборка территории села, школы, обелиска)2ч

3) Практика. Проведение природоохранных мероприятий вдоль залива. (Очистка берега залива от мусора)2ч

4) Практика. Очистка родника.(Благоустройство родника «Полевой»)2ч

5) Практика Очистка родника. (Благоустройство родника «Полевой»)2ч

6) Практика. Подведение итогов: выступление перед учащимися начальных классов с презентацией о проведенных природоохранных мероприятиях.(Проведение экологической конференции)2ч


10.Подведение итогов (4ч)

1)Теория. Подготовка фотоотчета.

(Подготовка выставки о работе кружка для школы)2ч

2)Теория. Подведение итогов походной деятельности. (Подведение итогов за год. Оформление документации. Награждение. Индивидуальные рекомендации.)2ч








Календарно – тематический план объединения «Юный турист»


№ п/п

Тема

Количество часов всего

Теория

Практика

Дата


I

Вводное занятие. Введение в образовательную программу

4часа

4часа



1


Цели и значение занятий туризмом и краеведением. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Распределение группового снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к слабым и отстающим в походе Поведение возле костра и за столом

2 часа

2 часа


01.09


2


Правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением. Трудовая этика туриста. Тимуровская работа на маршруте. Отношение к памятникам истории и культуры. Отношение к природе

2 часа

2 часа


06.09


II

Краеведение

12час

6часов

6часов


3


Рельеф и климатические особенности родного края.

2часа

2часа


08.09

4


Животный и растительный мир родного края. История родного края.

2 часа

2часа


13.09

5


Краеведческая работа в походе. Правила сбора краеведческого материала.

Презентация краеведческого материала

2 часа

2часа


15.09

6


Презентация краеведческого материала

2часа


2часа

20.09

7


Краеведческая викторина.

2часа


2часа

22.09

8


Проведение фотовыставки «Знай родной край!»

2часа


2часа

27.09


III

Топография

12 часов

10ч


9


Топографическая карта. Топографические знаки. Масштаб и легенда карты. Чтение топографических карт

2часа


29.09

10


Рисование топознаков.


2 часа



04.10


11


Топографические игры.

2 часа


06.10

12


Изображение высоты местности с помощью горизонталей.

2 часа


11.10



13


Определение крутизны склона и его высоты..

2 часа


13.10

14


Топографическая съемка местности

2 часа


18.10


IV

Туристские узлы

12 часов

10ч


15



Узлы, их назначение и применение в походе.


2 часа


20.10

16


Узлы: двойной проводник, восьмерка, стремя, прусик, удавка,булинь, ткацкий, академический, прямой, проводник.

2 часа


25.10


17


Узлы: схватывающий, грейпвайн, шкотовый, брамшкотовый. Отработка навыков завязывания туристских узлов

2 часа


27.10

18.



Булинь, ткацкий, академический, схватывающий, грейпвайн, шкотовый, брамшкотовый.

2часа


01.11



19


Отработка навыков завязывания узлов.

2часа


03.11


20


Закрепление изученного материала

2часа


08.11


V

Спортивное туристское многоборье

28часа

2 часа

26 часов


21



Спортивное туристское снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. Траверс склона с альпенштоком

2 часа

2 часа


10.11


22


Горизонтальный и вертикальный маятник. Переправа по кочкам и гарям.

2 часа


2 часа

15.11


23


Спуск с крутого склона при помощи веревки.

2 часа


2 часа

17.11

24


Переправа по бревну.


2 часа


2 часа

22.11

25


Переправа по параллельно натянутым веревкам.

2 часа


2 часа

25.11


26


Переправа по параллельно натянутым веревкам.

2 часа


2 часа

29.11

27


Переправа при помощи горизонтального маятника.

2часа


2часа

01.12


28


Переправа при помощи вертикального маятника.

2 часа


2 часа

06.12


29


Переправа при помощи вертикального маятника

2 часа


2 часа

08.12


30


Навесная переправа. Переправа рюкзаков. Отработка навыков преодоления препятствий.

2часа


2 часа

13.12




31


Подъем по склону по судейским перилам с самостраховкой.

2часа


2 часа

15.12


32


Подъем по склону по судейским перилам с самостраховкой.

2часа


2 часа

20.12



33


Навесная переправа. Переправы с самонаведением и снятием перил

2часа


2 часа

22.12


34


Закрепление изученного материала

2часа


2 часа

27.12


VI

Спортивное ориентирование.

30 час

2часа

28 часов


35


Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви. Правила соревнований по спортивному ориентированию.

2 часа

2 часа

2 часа

29.12

36


Спортивное снаряжение. Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша.

2часа


2часа

03.01


37


Спортивный компас. Определение сторон горизонта по компасу.

2часа


2часа

05.01


38


Движение по азимуту.


2часа


2часа

10.01


39


Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты.

2часа


2часа

12.01


40


Спортивные карты.


2часа


2часа

17.01

41


Технические приемы: азимут, линейное ориентирование, точечное ориентирован

2часа


2часа

19.01


42


Тренировки по спортивному ориентированию.


2часа


2часа

24.01


43


Тренировки по спортивному ориентированию.

2часа


2часа

28.01


44


Тренировки по спортивному ориентированию.


2часа


2часа

31.01


45


Соревнования по спортивному ориентированию


2часа


2часа

02.02


46


Соревнования по спортивному ориентированию

2часа


2часа

07.02



47


Соревнования по спортивному ориентированию

2часа


2часа

09.02


48


Соревнования по спортивному ориентированию

2часа


2часа

14.02



49


Соревнования по спортивному ориентированию

2часа


2часа

16.02



VII

Туристская стенгазета.

4часа


4 часа


50


Виды газет, работа редколлегии, название , газетные рубрики и заголовки, верстка и оформление. Выбор названия для туристской газеты.

2 часа


2 часа

21.02

51


Выпуск и презентация электронной газеты, посвященного экологическим проблемам села.

2часа


2 часа

28.02


VIII

Спортивные походы

26 часа

2часа

24часа


52


Совместная подготовка к походам, составление маршрута походов

2 часа

2часа


02.03


53


Проведение похода с целью отработки навыков ориентирования

2 часа


2часа

10.03

54


Совместная подготовка и проведение похода,

техники пешеходного туризма,

2часа


2часа

14.03


55


Сбор краеведческого материала в походе




16.03

56


Установка палатки в походе


2 часа


2часа

21.03

57


Установка палатки в походе


2 часа


2часа

23.03

58


Поход выходного дня. Различные виды укрытий в походе


2 часа


2часа

28.03

59


Техника разжигания костра в походе

2часа


2часа

30.03


60


Техника разжигания костра в походе

2часа


2часа

04.04

61


Пешеходный поход. Ориентирование на маршруте.

2 часа


2часа

06.04

62


Пешеходный поход.


2 часа


2часа

11.04

63


Подготовка технического и краеведческого описания маршрута

2 часа


2часа

13.04

64


Подготовка и проведение похода по местам боевой славы.

2 часа


2часа

18.04


IX

Природоохранные акции

12часов


12часов


65


Анкетный опрос школьников и их родителей об экологических проблемах села.

2 часа


2часа

20.04

66


Проведение природоохранных мероприятий на улицах, на территории села

2 часа


2 часа

25.04

67


Проведение природоохранных мероприятий вдоль залива.

2 часа


2 часа

27.04

68


Очистка родника.


2 часа


2 часа

04.05


69


Очистка родника.


2 часа



11.05

70


Подведение итогов: выступление перед учащимися начальных классов с презентацией о проведенных природоохранных мероприятиях

2 часа



16.05


X

Подведение итогов

4 часа


4 часа


71


Подготовка фотоотчета.


2 часа


2 часа

18.05

72


Подведение итогов походной деятельности.


2 часа


2часа

23.05



Итого:

144

20

часов

124

часа


Методическое обеспечение программы


Перед началом работы кружка на родительском собрании познакомить родителей с программой, планами занятий и походов, условиями их проведения, необходимом личном снаряжении юных туристов-краеведов. Так как данный вид деятельности предполагает длительный прогулки и экскурсии, руководитель кружка обязан познакомиться с медицинскими картами воспитанников, чтобы предупредить нежелательные перегрузки. Перед каждым походом или экскурсией обязателен инструктаж по мерам безопасности. Теоретические задания помогают выполнить образовательную функцию. Формы их проведения разнообразны: беседа, лекция, работа с архивными документами, обзор печатного материала на краеведческую тематику. Практические занятия позволяют реализовать воспитательную цель и развивать творческие способности учащихся. Виды практической деятельности: экскурсии, походы, конкурсы, ролевые и интеллектуальные игры, КВНы, викторины, составление отчётов, проектов и др


Материально-техническое обеспечение:

- пришкольная территория;

- спортивный зал;

- раздевалки - 1 шт;

- компьютер/планшетный-компьютер - 1 шт;

- проектор - 1 шт;

- веревка 60м. диаметр 10мм – 2 шт.

- обвязка нижняя -15 шт.

- карабины – 4шт.

- оборудование для КП –4 шт.

- походная медицинская аптечка –1 шт.

- компас –5 шт.

- карта пришкольной территории – 15 шт.

- шлем – 5 шт.

- палатка 4-х местная- 2 шт.

Условия, необходимые для реализации программы

Занятия проводятся па базе МОУ Русско-Бектяшкинская основная школа в спортивном зале и на местности. Используется снаряжение и оборудование, имеющееся в школе и у участников кружка. У каждого кружковца должна быть записная книжка или тетрадь, куда записываются сведения, слышанные на занятиях (условные топографические знаки, список снаряжения, наборы продуктов, аптечка), заносятся впечатления о походах и экскурсиях

Руководитель кружка должен обеспечить условия для безопасного проведения экскурсий, путешествий.

Литература


1.Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся РФ. – М.: ЦЦЮТур МО РФ, 2015г.

2.В.И.Тыкул «Спортивное ориентирование» (пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений). – М.: «Просвещение», 2016г.

3. Смирнова Д.В., Константинова Ю.С., Маслова А.Г. « Юные туристы- краеведы»- М.:ФЦДЮТ и К 2006 г. 4. К.В. Бардин «Азбука туризма». М., Просвещение, 2013.

5. Туризм в школе. – М.: Физкультура и спорт, 2013г.

8. Ю.С. Константинов «Туристская игротека». - М.: Владос, 2000г.

9. .Организация и проведение слётов и соревнований по пешеходному туризму: Методические рекомендации. – М.:ЦРИБ «Турист», 2003г.

10 . Б.И.Огородников «Туризм и спортивное ориентирование в комплексе ГТО». – М.: Физкультура и спорт, 200г.

11.. А.М.Куприн «Умей ориентироваться на местности». - М.: ДОСААФ, 2009г.

12. Н.В.Андреев «Основы топографии и картографии». - М.: Просвещение, 2012г.

13. Подготовка и проведение похода:

15. А.Ю.Остапец «На маршруте туристы- следопыты». М.: «Просвещение», 1987г.

16. . А.Евтушенко «Организация, подготовка и проведение походов выходного дня». Методическая разработка, - Ставрополь, 2014г.

17. И.А.Юньев «Краеведение и туризм». М.: Знание, 204г.

19. Первая медицинская помощь дома и на улице. Под ред. Профессора В.А. Попова. – Ленинград, 2011г.

20. Личная безопасность. Энциклопедия.- М.: Аванта + 2016 г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Программа дополнительного образования "Юный турист"

Автор: Кузьмин Константин Павлович

Дата: 13.01.2017

Номер свидетельства: 378807

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "программа внеурочной деятельности "Юный турист" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(60) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-iunyi-turist-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "242423"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445452445"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Программа доп.образования "Юный турист" "
    ["seo_title"] => string(40) "proghramma-dop-obrazovaniia-iunyi-turist"
    ["file_id"] => string(6) "211288"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1431597655"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Основы работы в команде (в рамках программы дополнительного образования "Юные туристы-спасатели") "
    ["seo_title"] => string(102) "osnovy-raboty-v-komandie-v-ramkakh-proghrammy-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-iunyie-turisty-spasatieli"
    ["file_id"] => string(6) "144286"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418675138"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Развитие силовой выносливости учеников 7-9 классов в системе дополнительного образования"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitiie_silovoi_vynoslivosti_uchienikov_7_9_klassov_v_sistiemie_dopolnitiel_no"
    ["file_id"] => string(6) "435350"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509304133"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Образовательная программа  дополнительного образования детей  «Истоки» модифицированная"
    ["seo_title"] => string(85) "obrazovatielnaiaproghrammadopolnitielnoghoobrazovaniiadietieiistokimodifitsirovannaia"
    ["file_id"] => string(6) "266267"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450114907"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства