Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа дополнительного образования "Юные краеведы"»
МДОБУ Сурокский детский сад «Солнышко»
Образовательная программа дополнительного образования
«Юные краеведы».
Составила:
воспитатель
1 квалификационной категории
Яковлева А.Б.
2016 г.
Аннотация
к образовательной программе дополнительного образования «Юные краеведы».
Методическая разработка, представленная Яковлевой А.Б., воспитателем МДОБУ Сурокский детский сад «Солнышко» посвящена использованию краеведческого материала в работе с детьми дошкольного возраста.
Разработанная программа предусматривает в работе с детьми дошкольного возраста постепенное изучение краеведческого материала по 4 блокам. Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом возраста, основано на личностно - ориентированном подходе. Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной культуры детей дошкольного возраста основывается на четырех сферах.
• природа
• рукотворный мир человека
• отношение к общественной жизни
• человек и его собственная жизнь
В настоящее время возрастает интерес к истории родного края, его культуре, обычаям и традициям того места на земле, где человек родился и живет. Энтузиасты ведут большую работу по изучению своей малой родины. Их называют краеведами. Материалы, созданные ими, привлекают внимание взрослых, подростков, детей младшего школьного возраста и дошкольников.
Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. Она позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. Составленная программа для детей дошкольного возраста предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данной программы способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.
Актуальность программы
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через сознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Изучение истории родного края вызывает большой интерес у детей, развивает активно - познавательную деятельность, готовит к исследовательской деятельности.
Цель и задачи кружка
Цель кружка: воспитание эмоционально-отзывчивой, духовно-нравственной личности ребенка дошкольного возраста через приобщение его к истории народа, родного края, знакомство с их прошлым и настоящим.
Задачи:
- Расширять кругозор детей на основе краеведческого материала доступного их пониманию.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району.
- Формировать любовь к родному краю и интерес к его прошлому и настоящему.
- Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнавать больше об особенностях родного края, природы, истории.
- Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
- Развить такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало.
-Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.
- Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.
- Воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие в социуме на примере национальных традиций и обычаев.
Считаю, что каждый человек, живущий в пашей республике должен знать родной язык, глубоко понимать и уважать культуру своего парода. Работу по возрождению культуры, развитию языков, формированию этнического самосознания и умению жить гармонично в многонациональном мире, необходимо начинать в дошкольном возрасте.
Основная часть
Разработанная программа предусматривает в работе с детьми дошкольного возраста постепенное изучение краеведческого материала по 4 блокам. Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом возраста, основано на личностно - ориентированном подходе.
1 блок: «Мой любимый край».
Содержание данного блока предусматривает ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем, который представлен семьей, малой Родиной, знакомство с историей родного поселка.
2 блок: «Природа родного края» содержание данного блока направлена на формирование знаний детей особенностей растительного и животного мира. Показать разнообразие оседлых и перелетных птиц, которые обживают леса и местность. Предусматривает расширение знаний детей о рукотворной природе.
3 блок. «Быт и традиции» Этот блок направлен на то, чтобы воспитатель познакомил детей дошкольного возраста с народами родного края, понятием быт, традиции. Содержание данного блока предусматривает в доступной для детей дошкольного возраста форме, формировать представления о жизни людей в далеком прошлом и настоящем, об особенностях бытовых условий, предметов обихода, одежды, игрушек прошлого века и настоящего века. Формировать у детей бережного отношения к истории жизни своей Родины. Ознакомление с традициями позволяет детям дошкольного возраста формировать представления о связи между поколениями.
4 блок. «Культура и искусство родного края». Блок предусматривает работу воспитателей по знакомству детей дошкольного возраста с биографией и творчеством писателей и поэтов, которые прославили наш край своими произведениями, являясь авторами стихотворений, рассказов, песен. Изучая историю жизни выдающихся поэтов, писателей у детей дошкольного возраста формируется представление о прекрасном, воспитывается чувство уважения и почтения к творческим людям, к людям искусства.
Настоящая программа рассчитана на 2 года обучения и предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста в возрасте 5-7 лет. Занятия проводятся 2 раза в месяц (2-4 неделя). Количество детей – 12.
Прогнозируемые результаты:
- Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к истории, быту, традициям родного края, к традициям своей семьи.
- Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному селу, краю.
- Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.
- Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни села.
- Знать памятники культуры, историю возникновения своего города.
- Знать животный и растительный мир края.
- Знать наиболее важные исторические события истории родного края.
Отслеживание результатов:
Отслеживание результатов освоения данной программы происходит с помощью следующих методов:
- наблюдение – оценка и текущий анализ работ;
- опросы по изучаемым темам;
- конкурсы;
- викторины.
Методическое обоснование программы.
Знакомство дошкольников с родным селом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой.
Представления о малой родине успешно интегрируются практически со всеми образовательными областями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»).
Краеведческие знания интегрируются:
- в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников).
- в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций).
- в процесс взаимодействия с семьями (участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт поселка, составление маршрутов экскурсий и прогулок по селу; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков; участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях и прочее)
- в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь и стремится к активной деятельности, и педагог должен всячески способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. Вот почему при организации краеведческой работы в группе мы планируем разнообразные виды деятельности дошкольника - игровую, изобразительную, познавательно-исследовательскую, чтение, экскурсии, целевые прогулки к памятникам, встречи с интересными людьми, викторины. Интеграция различных видов деятельности, а также включение методов познавательной активности – обеспечивают повышение интереса к данной теме.
Педагогические технологии, используемые в работе.
Данная программа в соответствии со стоящими перед ней задачами и с учетом с учетом специфики дошкольного возраста подразумевает использование педагогом в работе нескольких технологий: игровой технологии, технологии личностно – ориентированного обучения, проектной технологии, здоровьесберегающих технологий.
Работа с родителями.
Решение задач воспитания у дошкольников любви к своему дому, к своей родине зависит от позиции близких. Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка необходимо привлечение родителей, преемственность семьи и детского сада.
Цель работы с родителями: организация работы с родителями, стимулирующей повышение их активности в воспитании у ребенка любви к родному краю, селу, традициям семьи.
Задачи:
1.Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям, характеризующим национальный колорит .
2.Формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного края.
3.Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада,
раскрытию творческих способностей в семье.
Формы работы с родителями.
Основные формы работы с родителями, способствующие их активному включению в педагогический процесс: участие в акциях, творческих конкурсах, проектная деятельность, участие в фотовыставках, посещение занятий, участие в праздниках, викторинах.
Содержание программы
Программа обучения направлена на формирование понятия малой родины, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу. На данном этапе происходит накопление детьми социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Педагог должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь родного города, села со всем краем, а затем и страной.
Марийский край имеет богатую историю и культуру, и необходимо, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, края, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной.
Важнейшая задача - познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города и поселка) и людьми, живущими в нашем поселке и городе.
1 год обучения:
№
Наименование разделов и тем
Общее
кол-во часов
Теория
Практика
1.
Мой любимый край.
2 часа
2 часа
2.
Природа республики Марий Эл.
2 часа
1 час
1 час
3.
Друзья наши меньшие.
3 часа
2 часа
1 час
4.
Быт и традиции.
3 часа
2 часа
1 час
5.
Культура и искусство родного края.
5 часов
3 часа
2 часа
6.
Марийские народные игры
1 час
1 час
7.
Экскурсии, викторины
2 часа
2 часа
Итого часов:
18 часов
Тема 1.Беседа «Мой любимый край».
Формировать у детей понимание, что страна большая. Экскурсия по улицам поселка - познакомить детей с названиями улиц поселка, с названием улицы, где живут. Рассмотреть достопримечательности поселка. Формировать представление о малой Родине. Для нас - это поселок Сурок.
Тема 2. «Уголок России - отчий дом».
3накомство с государственной символикой республики Марий Эл. Знакомство с флагом и гербом России. Довести до сознания детей, что такое Родина, почему так называют. Формировать представление о республике Марий Эл. Познакомить со столицей республики - городом Йошкар-Олой как культурным центром.
Тема 3.Природа республики Марий Эл.
Формировать представления детей о природе республики Марий Эл, об ее разнообразии, рассмотреть книги, иллюстрации, фотографии. Прививать любовь к родному краю. Начать знакомить с растениями родного края (постепенно весь год).
Тема 4. Национальный природный парк «Марий чодра».
Познакомить с государственным природным Национальным парком «Марий чодра» (Марийский лес). Дать представление об общественной значимости.
Практическая часть: рисование по теме.
Тема 5. Друзья наши меньшие.
Расширить знания детей о животном мире родного края. Познакомить с новыми видами животных, их характерными особенностями внешнего вида, различать и правильно называть части тела.
Практическая часть: Чтение произведения Ю.Русова «Волчья охота»
Тема 6 .Знакомство с Красной книгой.
Познакомить с растениями и с представителями животного мира, занесенными в Красную книгу.
Практическая часть: рисование по теме.
Тема 7.Тропой природных достопримечательностей.
Дать детям первоначальное сведения о заказниках. Познакомить с природными богатствами родного края: лесом, озерами, реками. Познакомить с заказником «Устье-Кундышский».
Дать некоторое представление о прошлом народа мари: где и как они жили, какими промыслами они занимались. Углубить знания детей об использовании дерева в быту.
Тема 9. Марийская национальная одежда.
Расширить и углубить знания детей о национальной одежде. Познакомить со старинным национальным костюмом, его составными элементами, украшениями.
Тема 10. Девочка в марийском платье.
Практическая часть: Продолжать учить составлять декоративную аппликацию на основе марийского орнамента.
Тема 11. О тех, кто обо всем пишет.
Познакомить детей с марийским фольклором: сказками, легендами, пословицами, поговорками, загадками.
Практическая часть: Чтение марийской народной сказки «Кокша-богатырь».
Тема 12. Знакомство детей с произведениями классиков и современных марийских писателей.
Воспитывать интерес у детей дошкольного возраста к художественной литературе марийских поэтов и писателей.
Практическая часть: Чтение стихотворения М.Майна «Ай да Сема».
Тема 13. Мир прекрасного.
Продолжать знакомство детей с книжной иллюстрацией. Познакомить с творчеством марийских художников З. Лаврентьева, А.Бутова. Показать их манеру, обращение к традициям народно-прикладного искусства.
Тема 14. Украсим скатерть марийским орнаментом.
Практическая часть: Составление узоров по мотивам марийского орнамента (растительного и геометрического).
Тема 15. День национального героя. Беседа о марийских богатырях.
Познакомить с играми; поиграть в них; показать отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазии при помощи марийской народной игры.
Тема 17. Экскурсия по поселку.
Посещение памятника участникам ВОВ, возложение цветов к памятнику. Составление описательного рассказа по сюжету памятника.
Помощь в организации митинга.
Тема 18.Викторина «Знаешь ли ты свой край?»
Подведение итогов работы.
2 год обучения:
№
Наименование разделов и тем
Общее
кол-во часов
Теория
Практика
1.
Мой любимый край.
2 часа
2 часа
2.
Природа республики Марий Эл.
3 часа
2 час
1 час
3.
Друзья наши меньшие.
2 часа
1 часа
1 час
4.
Быт и традиции.
1 час
1 час
5.
Культура и искусство родного края.
6 часов
3 часа
3 часа
6.
Финно-угорский мир – наши братья.
1 час
1 час
7.
Марийские народные игры
1 час
1 час
8.
Экскурсии, викторины
2 часа
2 часа
Итого часов:
18 часов
Тема 1.Беседа «Как живешь, родной край ».
Формировать элементарные знания и представления о родном крае, о его историческом прошлом и настоящем. Углубить знания детей о РМЭ, познакомить с некоторыми районами и городами. Беседа о городе Йошкар-Оле.
Тема 2. «О тружениках родного края».
Продолжать расширять и углублять знания детей о работниках ведущих промышленных и с/х предприятий республики. Дать представление о значимости труда.
Тема 3.Беседа «Лекарственные растения РМЭ».
Расширять и уточнять знания детей о растениях, учить узнавать их по внешнему виду и называть. Познакомить с лекарственными свойствами 2-3 растений; расширять и углубить знания детей о растениях, охраняемых Красной книгой, познакомить с новыми растениями.
Тема 4. Чтение стих. В.Колумба «Ландыш».
Воспитывать эмоционально положительное отношение к природе: интерес к явлениям природы, бережное отношение к растениям.
Практическая часть: рисование по теме.
Тема 5. Жизнь животных РМЭ и среда их обитания.
Расширить и углубить представления детей о животном мире республики.
Дать им доступные сведения о приспособляемости животных и птиц к окружающим условиям, о формах их защиты, связанных с особенностями среды обитания.
Продолжать знакомство с представителями животного мира, занесенными в Красную книгу.
Практическая часть: рисование по теме.
Тема 7.Тропой природных достопримечательностей.
Познакомить детей с физической картой РМЭ. Продолжить знакомство с основными природными богатствами республики. Познакомить с назначением заповедника «Большая Кокшага», с некоторыми его обитателями.
Практическая часть: Чтение Ю.Русова «В гололед».
Тема 8.Как жили наши предки.
Углубить знания детей о прошлом народа мари: о ведении хозяйства, об основных занятиях и промыслах.
Тема 9. Народно-прикладное искусство РМЭ.
Продолжать знакомство с народно-прикладным искусством марийского народа – с лозоплетением, резьбой по дереву.
Практическая часть: Продолжать учить составлять декоративную аппликацию на основе марийского орнамента.
Тема 11. О тех, кто обо всем пишет.
Воспитывать интерес у детей дошкольного возраста к художественной литературе марийских писателей и поэтов. Учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый).
Практическая часть: Чтение марийской народной сказки «Волшебный меч».
Тема 12. Знакомство детей с произведениями классиков и современных марийских писателей.
Познакомить детей с произведениями классиков и современных марийских писателей. Знакомство с творчеством писателя С.Чавайна. Чтение его произведений.
Тема 13. Мир прекрасного.
Воспитывать у детей интерес к изобразительному искусству, эмоциональную отзывчивость. Познакомить детей с выразительными средствами в иллюстрациях марийских художников к детским книгам.
Знакомство с творчеством художника Н.Токтаулова.
Тема 14. Декоративное рисование.
Продолжать учить детей рисовать узоры по мотивам марийского орнамента. Закреплять умение рисовать элементы геометрического орнамента, используя основные национальные цвета (красный, желтый, зеленый. черный и их оттенки).
Тема 15. Финно-угорский мир – наши братья.
Способствовать формированию у детей чувства любви и уважения к финно-угорскому народу, его традициям, обрядам.Развивать интерес детей к истории прошлого. Воспитывать толерантное поведение детей в условиях поликультурного окружения, благоприятного отношения к традициям и обрядам финно-угорского народа.
Тема 16.Марийские народные игры.
Познакомить с играми; поиграть в них; показать отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазии при помощи марийской народной игры.
Тема 17. Экскурсия по поселку.
Посещение памятника участникам ВОВ, возложение цветов к памятнику. Составление описательного рассказа по сюжету памятника.
Помощь в организации митинга.
Тема 18. «Что, где, когда?»
Подведение итогов работы.
Заключение
Национально - региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
Прокушев, Г. И. Этюды о художниках Марий Эл/ Прокушев Г.И.- Йошкар – Ола: Марийское книжное издательство, 2003
Г.С.Крылова. Марийский язык для всех. - Йошкар-Ола,1997.
4.Микляева, Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / Н.В. Микляева. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 144 с.
5.Иванова, Н. Мой сказочный край / Н. Иванова // Дошкольное воспитание. 2015. №12. С. 91.
6.Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 200 с.
7.Кондрыкинская, Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду /Л.А.Кондрыкинская.- М.: 2011.
8. Казакова, Н. В. ,Т. Н.Кудрявцева, Т. Н. Программа «Изи памаш» («Родничок») / Н. В. Казакова, Т. Н.Кудрявцева. – Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2000 г. – 56 с.