kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Герои и темы народного эпоса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок раскрывает основные темы героического эпоса и знакомит с главными персонажами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«план конспект»

План-конспект по мировой художественной культуре

в 9 классе

«Темы и герои народного эпоса»

Форма проведения: эвристическая беседа.

Цель урока: Познакомить с темами и героями народного эпоса, его элементами, характерными особенностями.

Задачи:

Знать:

основные темы и героев народного эпоса

примеры известных произведений народного эпоса.

Уметь:

- соотносить эпос с определенной эпохой, стилем, направлением;

- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных народов.



Оборудование: компьютер, проектор, презентация учителя, учебник Г.И.Даниловой - для детей.



План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания

  3. Актуализация знаний

  4. Определение цели и задач урока.

  5. Сообщение новых знаний при помощи презентации.

  6. Подведение итогов урока.

  7. Домашнее задание.





Ход урока

Учитель: Ребята, посмотрите на доску и прочтите тему нашего сегодняшнего урока. (Чтение детьми темы, слайд 2).

Сегодня на уроке, мы продолжим разговор об одной из древнейших художественных ценностей каждого народа - о героическом эпосе. Точнее о темах и героях народного эпоса.

Учитель: Прежде чем начать разговор, давайте вспомним, что такое героический эпос и его разновидности (Ответы учащихся, «эпос» - это род литературы, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как сказка, предание. Разновидности героического эпоса: эпопея, эпическая поэма, повесть, рассказ, новелла, роман, очерк.)

Учитель: Совершенно верно. Назовите отличительные черты эпоса?

(1.Эпическое повествование ведется от лица повествователя, свидетеля и истолкователя происшедшего

2. Эпос максимально свободен в освоении пространства и времени

3. Сказочно-фантастическое в эпосе не отделено от реального

4. Эпос содержит сведения о богах и других сверхъестественных существах)

Учитель: Молодцы. Вы хорошо усвоили предыдущий материал и давайте приступим к изучению нового.

Для начала определим цели и задачи нашего урока (слайд 3)

Учитель: Несмотря на то, что героический эпос у разных народов слагался в разное время и разной исторической обстановке, он имел много общего. Прежде всего, темы и сюжеты, а также характеристика главных героев.

Любой эпос начинается с истории о сотворении мира (Слайд 4)

Он включает в себя историю создания богами гармонии мира из бездны хаоса.

Например, в древнеисландском эпосе «Сташая Эдда»(X в.) (слайд 5) представлена следующая картина мироустройства:

Верховный бог Один (слайд 6) пытается узнать у провидицы вёльвы историю начала жизни и будущее. Она рассказывает ему о временах, когда еще не проросло Мировое Древо – ясень Иггдрасиль (слайд 7), пронизывающий все 9 миров Вселенной. Его ветви определяют границы Земли. Высшие боги во главе с Одином подняли землю из мировой бездны. Возле источника, где растет дерево, появляются 3 «девы судьбы»-норны. Вёльва предсказывает гибель богов.

В других песнях «Старшей Эдды» содержатся иные описания Вселенной. Например, в мировой бездне смешиваются ледяные потоки и жар «огненного мира». Иней таял от жара, и из него появилось первое существо – великан Имир (слайд 8). Боги, живущие в кроне мирового Древа, убили Имира, а из его тела сделали мир. Череп стал небом, плоть – землей, кровь – морем, кости – горами. У корней Мирового Древа начинаются все реки – источники судьбы человека, его ветви объедают 4 оленя, символизирующие 4 стороны света.

Легенда о сотворении мира в индийском эпосе гласит, что сначала появились воды, породившие огонь. Огнем было рождено Золотое Яйцо, из которого возник Прародитель Брахма. Скорлупа яйца разделилась надвое, обозначив границы земли и неба. (слайд 9)

Учитель: Как вы считаете, какой сюжет представлен в эпосе разных народов? (ответы учащихся)

Учитель: Верно. Кроме истории о сотворении мира, излюбленным сюжетом эпоса является чудесное рождение героя и его первые подвиги в юности. (слайд 10)

- Богатырь Манас из киргизского эпоса, был рожден от вкушения его матерью яблока,(слайд 11) а герой осетинского эпоса родился из камня. Вяйнемёйнен – герой «Калевалы» (слайд 12)- родился от матери-воды уже взрослым.

Учитель: Вспомним любимые нами народные сказки. Какой сюжет рассказывает нам семейной жизни героя?( ответы учащихся)

Учитель: Вы правы, распространенным сюжетом народного эпоса было сватовство героя, во время которого перед ним ставят трудновыполнимые задания) (слайд13)

Учитель: Давайте подумаем, что может следовать за сватовсвом героя? (ответы учащихся)

Учитель: Вы снова угадали. Значительная часть эпоса посвящена описанию битвы и гибели героя (слайд 14) Во время неравной схватки, герой проявляет настоящие чудеса отваги и гибнет. Например, трагическая судьба героя гомеровского эпоса – Ахилла (слайд 15) Погибает доблестный рыцарь Роланд, (слайд 16) ценой своей жизни защищая короля и Францию. Гибнут Зигфрид и все рыцари-нибелунги – герои германского эпоса (слайд 17). Трагична судьба братьев Пандавы из индийского эпоса «Махабхарата». (слайд 18) Они вынуждены покинуть отчий дом, и совершают тяжелый путь к вершинам Гималаев. Только старшему из братьев удалось достичь цели.

Учитель: Мы обозначили центральные темы эпоса разных народов. Назовите героев русского эпоса (ответы учащихся)

Учитель: Верно. Богатыри. Богатыри-люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек. Однако в большинстве случаев необыкновенные качества богатырей не имеют сверхъестественного происхождения. Их грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего.

Былинные богатыри олицетворяют собой общеславянский мужской тип поведения – мужчину-воина, защищающего Русскую землю, Православную веру и киевского князя от различных врагов. Они стоят на страже Киева, то есть Русского государства, его независимости и чести. Значит, русский богатырь – это герой особого, эпического мира, вокруг жизни и подвигов которого строится все повествование былин. И нет таких препятствий, которые не смогли одолеть русские богатыри. Им под силу не только истребление огромных войск врага и фантастических чудовищ, но и дела мирного характера.

Русский героический эпос - одно из величайших созданий русского народного гения. Между тем он мало известен в широких читательских кругах. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык. Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. (слайд 21)Это киевская эпоха, а вот в новгородское время - это Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев (слайд 20).

Учитель: Назовите черты главного героя героического эпоса?(ответы учащихся)

Действительно, героический эпос прославляет верность в дружбе, великодушие и честь. Герои не только защищают Родину, но и высоко ценят собственную свободу и независимость. Главный герой всегда выступает защитником слабых и обиженных, детей и женщин, помогает влюбленным. Он готов прийти на помощь попавшему в беду товарищу. Например, в шумерском эпосе о Гильгамеше рассказывается о преданной дружбе, способной преобразить и облагородить человека. Чтобы вернуть другу Энкиду жизнь, Гильгамеш отправляется в подземный мир в поисках магического зелья против смерти и тем самым восстает против всесильных богов. Плач Гильгамеша по Энкиду – одно из самых поэтичных мест эпоса(слайд 21)

Учитель: Подведем итоги.

-Что вы узнали нового?

-С какими темами и героями народного героического эпоса мы сегодня познакомились?

(ответы учащихся)

Учитель: Домашнее задание: Подготовить рассказ о наиболее понравившемся герое







Просмотр содержимого презентации
«Герои и темы народного эпоса»

МБОУ Кочкуровская СШ   Урок-презентация по мировой художественной культуре в 9 классе на тему: «Темы и герои народного эпоса» (по программе Г.И. Даниловой)  Составитель:  учитель МХК  Анохина Анастасия  Анатольевна

МБОУ Кочкуровская СШ

Урок-презентация

по мировой художественной культуре

в 9 классе на тему:

«Темы и герои народного эпоса»

(по программе Г.И. Даниловой)

Составитель:

учитель МХК

Анохина Анастасия

Анатольевна

«Темы и герои народного эпоса»

«Темы и герои народного эпоса»

Цель урока:   Познакомить с темами и героями эпоса , его элементами, характерными особенностями .

Цель урока:

Познакомить с темами и

героями эпоса , его элементами, характерными особенностями .

Сюжет о сотворении мира

Сюжет о сотворении мира

Древнеисландский эпос

Древнеисландский эпос

Бог Один

Бог Один

Ясень Иггдрасиль – мировое древо

Ясень Иггдрасиль – мировое древо

Великан Имир

Великан Имир

Прародитель Брахма  (индийский эпос)

Прародитель Брахма (индийский эпос)

Чудесное рождение героя и первые подвиги

Чудесное рождение героя и первые подвиги

Манас – герой киргизского эпоса

Манас – герой киргизского эпоса

Вяйнямёйнен - герой карело-финского эпоса

Вяйнямёйнен - герой карело-финского эпоса

Сватовство героя

Сватовство героя

Описание битвы и гибель героя

Описание битвы и гибель героя

Гибель Ахилла  (гомеровский эпос)

Гибель Ахилла (гомеровский эпос)

Гибель Роланда  (французский эпос)

Гибель Роланда (французский эпос)

Смерть Зигфрида  (германский эпос)

Смерть Зигфрида (германский эпос)

Сражение братьев Пандавы  (индийский эпос)

Сражение братьев Пандавы (индийский эпос)

Три богатыря

Три богатыря

Микула Селянинович

Микула Селянинович

Плач Гильгамеша об Энкиду

Плач Гильгамеша об Энкиду

Домашнее задание: Подготовить рассказ  о наиболее понравившемся  герое

Домашнее задание:

  • Подготовить рассказ

о наиболее понравившемся

герое


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
"Герои и темы народного эпоса"

Автор: Анохина Анастасия Анатольевна

Дата: 29.09.2016

Номер свидетельства: 346747

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Реальность и мифы в героическом эпосе «Кобланды батыр». "
    ["seo_title"] => string(57) "rieal-nost-i-mify-v-ghieroichieskom-eposie-koblandy-batyr"
    ["file_id"] => string(6) "129599"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415727059"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Конспект урока на тему: «Нарты» - выдающийся фольклорный памятник адыгских народов Северного Кавказа. Р. Нехай «Нарты». "
    ["seo_title"] => string(124) "konspiekt-uroka-na-tiemu-narty-vydaiushchiisia-fol-klornyi-pamiatnik-adyghskikh-narodov-sieviernogho-kavkaza-r-niekhai-narty"
    ["file_id"] => string(6) "109462"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404637644"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Конспект урока по теме: «Понятие о былине как о героическом эпосе. Былина « Илья Муромец и Соловей - Разбойник»» "
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekt-uroka-po-tiemie-poniatiie-o-bylinie-kak-o-ghieroichieskom-eposie-bylina-il-ia-muromiets-i-soloviei-razboinik"
    ["file_id"] => string(6) "223121"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437299349"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Героический эпос олонхо "
    ["seo_title"] => string(27) "gieroichieskii-epos-olonkho"
    ["file_id"] => string(6) "171220"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423653779"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок по искусству "Портреты сказочных героев в музыке и живописи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-po-iskusstvu-portriety-skazochnykh-ghieroiev-v-muzykie-i-zhivopisi"
    ["file_id"] => string(6) "240070"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444926749"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства