План-конспект по мировой художественной культуре
в 9 классе
«Темы и герои народного эпоса»
Форма проведения: эвристическая беседа.
Цель урока: Познакомить с темами и героями народного эпоса, его элементами, характерными особенностями.
Задачи:
Знать:
основные темы и героев народного эпоса
примеры известных произведений народного эпоса.
Уметь:
- соотносить эпос с определенной эпохой, стилем, направлением;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных народов.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация учителя, учебник Г.И.Даниловой - для детей.
План урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания
Актуализация знаний
Определение цели и задач урока.
Сообщение новых знаний при помощи презентации.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Ход урока
Учитель: Ребята, посмотрите на доску и прочтите тему нашего сегодняшнего урока. (Чтение детьми темы, слайд 2).
Сегодня на уроке, мы продолжим разговор об одной из древнейших художественных ценностей каждого народа - о героическом эпосе. Точнее о темах и героях народного эпоса.
Учитель: Прежде чем начать разговор, давайте вспомним, что такое героический эпос и его разновидности (Ответы учащихся, «эпос» - это род литературы, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как сказка, предание. Разновидности героического эпоса: эпопея, эпическая поэма, повесть, рассказ, новелла, роман, очерк.)
Учитель: Совершенно верно. Назовите отличительные черты эпоса?
(1.Эпическое повествование ведется от лица повествователя, свидетеля и истолкователя происшедшего
2. Эпос максимально свободен в освоении пространства и времени
3. Сказочно-фантастическое в эпосе не отделено от реального
4. Эпос содержит сведения о богах и других сверхъестественных существах)
Учитель: Молодцы. Вы хорошо усвоили предыдущий материал и давайте приступим к изучению нового.
Для начала определим цели и задачи нашего урока (слайд 3)
Учитель: Несмотря на то, что героический эпос у разных народов слагался в разное время и разной исторической обстановке, он имел много общего. Прежде всего, темы и сюжеты, а также характеристика главных героев.
Любой эпос начинается с истории о сотворении мира (Слайд 4)
Он включает в себя историю создания богами гармонии мира из бездны хаоса.
Например, в древнеисландском эпосе «Сташая Эдда»(X в.) (слайд 5) представлена следующая картина мироустройства:
Верховный бог Один (слайд 6) пытается узнать у провидицы вёльвы историю начала жизни и будущее. Она рассказывает ему о временах, когда еще не проросло Мировое Древо – ясень Иггдрасиль (слайд 7), пронизывающий все 9 миров Вселенной. Его ветви определяют границы Земли. Высшие боги во главе с Одином подняли землю из мировой бездны. Возле источника, где растет дерево, появляются 3 «девы судьбы»-норны. Вёльва предсказывает гибель богов.
В других песнях «Старшей Эдды» содержатся иные описания Вселенной. Например, в мировой бездне смешиваются ледяные потоки и жар «огненного мира». Иней таял от жара, и из него появилось первое существо – великан Имир (слайд 8). Боги, живущие в кроне мирового Древа, убили Имира, а из его тела сделали мир. Череп стал небом, плоть – землей, кровь – морем, кости – горами. У корней Мирового Древа начинаются все реки – источники судьбы человека, его ветви объедают 4 оленя, символизирующие 4 стороны света.
Легенда о сотворении мира в индийском эпосе гласит, что сначала появились воды, породившие огонь. Огнем было рождено Золотое Яйцо, из которого возник Прародитель Брахма. Скорлупа яйца разделилась надвое, обозначив границы земли и неба. (слайд 9)
Учитель: Как вы считаете, какой сюжет представлен в эпосе разных народов? (ответы учащихся)
Учитель: Верно. Кроме истории о сотворении мира, излюбленным сюжетом эпоса является чудесное рождение героя и его первые подвиги в юности. (слайд 10)
- Богатырь Манас из киргизского эпоса, был рожден от вкушения его матерью яблока,(слайд 11) а герой осетинского эпоса родился из камня. Вяйнемёйнен – герой «Калевалы» (слайд 12)- родился от матери-воды уже взрослым.
Учитель: Вспомним любимые нами народные сказки. Какой сюжет рассказывает нам семейной жизни героя?( ответы учащихся)
Учитель: Вы правы, распространенным сюжетом народного эпоса было сватовство героя, во время которого перед ним ставят трудновыполнимые задания) (слайд13)
Учитель: Давайте подумаем, что может следовать за сватовсвом героя? (ответы учащихся)
Учитель: Вы снова угадали. Значительная часть эпоса посвящена описанию битвы и гибели героя (слайд 14) Во время неравной схватки, герой проявляет настоящие чудеса отваги и гибнет. Например, трагическая судьба героя гомеровского эпоса – Ахилла (слайд 15) Погибает доблестный рыцарь Роланд, (слайд 16) ценой своей жизни защищая короля и Францию. Гибнут Зигфрид и все рыцари-нибелунги – герои германского эпоса (слайд 17). Трагична судьба братьев Пандавы из индийского эпоса «Махабхарата». (слайд 18) Они вынуждены покинуть отчий дом, и совершают тяжелый путь к вершинам Гималаев. Только старшему из братьев удалось достичь цели.
Учитель: Мы обозначили центральные темы эпоса разных народов. Назовите героев русского эпоса (ответы учащихся)
Учитель: Верно. Богатыри. Богатыри-люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек. Однако в большинстве случаев необыкновенные качества богатырей не имеют сверхъестественного происхождения. Их грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего.
Былинные богатыри олицетворяют собой общеславянский мужской тип поведения – мужчину-воина, защищающего Русскую землю, Православную веру и киевского князя от различных врагов. Они стоят на страже Киева, то есть Русского государства, его независимости и чести. Значит, русский богатырь – это герой особого, эпического мира, вокруг жизни и подвигов которого строится все повествование былин. И нет таких препятствий, которые не смогли одолеть русские богатыри. Им под силу не только истребление огромных войск врага и фантастических чудовищ, но и дела мирного характера.
Русский героический эпос - одно из величайших созданий русского народного гения. Между тем он мало известен в широких читательских кругах. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык. Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. (слайд 21)Это киевская эпоха, а вот в новгородское время - это Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев (слайд 20).
Учитель: Назовите черты главного героя героического эпоса?(ответы учащихся)
Действительно, героический эпос прославляет верность в дружбе, великодушие и честь. Герои не только защищают Родину, но и высоко ценят собственную свободу и независимость. Главный герой всегда выступает защитником слабых и обиженных, детей и женщин, помогает влюбленным. Он готов прийти на помощь попавшему в беду товарищу. Например, в шумерском эпосе о Гильгамеше рассказывается о преданной дружбе, способной преобразить и облагородить человека. Чтобы вернуть другу Энкиду жизнь, Гильгамеш отправляется в подземный мир в поисках магического зелья против смерти и тем самым восстает против всесильных богов. Плач Гильгамеша по Энкиду – одно из самых поэтичных мест эпоса(слайд 21)
Учитель: Подведем итоги.
-Что вы узнали нового?
-С какими темами и героями народного героического эпоса мы сегодня познакомились?
(ответы учащихся)
Учитель: Домашнее задание: Подготовить рассказ о наиболее понравившемся герое