Конспект урока по теме: «Понятие о былине как о героическом эпосе. Былина « Илья Муромец и Соловей - Разбойник»»
Конспект урока по теме: «Понятие о былине как о героическом эпосе. Былина « Илья Муромец и Соловей - Разбойник»»
Предлагаю конспект урока литературы в 6 классе, где используется коллективная исследовательская деятельность учащихся. На данном уроке ученики познакомятся с историей героического эпоса, народными традициями, сравнят представление о народном герое на разных этапах развития человечества. Данная тема входит в раздел учебника
Тема урока: «Понятие о былине как о героическом эпосе. Былина « Илья Муромец и Соловей - Разбойник»»
Цель урока: актуализировать знания учеников о русском героическом эпосе; дать представление об отличиях былины от сказки; дать представление об эпическом герое; совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа текста, устной речи.
Виды учебной деятельности: выразительное чтение былины, анализ особенностей героического эпоса, ответы на вопросы репродуктивного характера по содержанию былины « Илья Муромец и Соловей - Разбойник», анализ образа Ильи Муромца, характеристика героя былины как воплощение национального характера, работа с Толковым словарём С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой.
Результаты обучения.
Предметные: знать содержание былины, уметь отвечать на проблемные вопросы, выявлять художественные детали, раскрывающие характер героя, понимать ритмико-мелодическое своеобразие былины, опознавать признаки героического эпоса; осмысленно читать и адекватно воспринимать произведение, уметь пересказывать былину с использованием образных средств, создавать монологическое высказывание, составлять диалог, понимать роль изобразительно-выразительных средств.
Личностные: воспитание уважительного отношения к культуре своего народа, использование для решения познавательных задач разные источники информации.
Метапредметные: самостоятельно формулировать выводы, подбирать подтверждения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: «Понятие о былине как о героическом эпосе. Былина « Илья Муромец и Соловей - Разбойник»» »
Тема урока: «Понятие о былине как о героическом эпосе. Былина « Илья Муромец и Соловей - Разбойник»»
Цель урока: актуализировать знания учеников о русском героическом эпосе; дать представление об отличиях былины от сказки; дать представление об эпическом герое; совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа текста, устной речи.
Виды учебной деятельности: выразительное чтение былины, анализ особенностей героического эпоса, ответы на вопросы репродуктивного характера по содержанию былины « Илья Муромец и Соловей - Разбойник», анализ образа Ильи Муромца, характеристика героя былины как воплощение национального характера, работа с Толковым словарём С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой.
Результаты обучения.
Предметные: знать содержание былины, уметь отвечать на проблемные вопросы, выявлять художественные детали, раскрывающие характер героя, понимать ритмико-мелодическое своеобразие былины, опознавать признаки героического эпоса; осмысленно читать и адекватно воспринимать произведение, уметь пересказывать былину с использованием образных средств, создавать монологическое высказывание, составлять диалог, понимать роль изобразительно-выразительных средств.
Личностные: воспитание уважительного отношения к культуре своего народа, использование для решения познавательных задач разные источники информации.
Метапредметные: самостоятельно формулировать выводы, подбирать подтверждения.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания. Эту часть можно провести в виде конкурса. Класс поделить на несколько групп.
1. Конкурс на лучшего сказителя «Рассказываем сказки» ( от каждой группы по одному сказителю.)
2.Конкурс «Пословицы и поговорки»
3.Конкурс загадок.
II. Рассказ учителя о жанре былины.
Мы с вами несколько уроков посвятим изучению особенного жанра устного народного творчества, с которым вы уже знакомы, - жанра былин. Былины – один из древнейших типов фольклорных произведений. Они ведут свою историю примерно с XI века. Учёные установили, что создание былин закончилось в XII веке, а активное их бытование, постепенно угасая, продолжалось до середины прошлого столетия.
Былины – это русский героический эпос. Наиболее важным, решающим признаком эпоса является героический характер его содержания. Героический эпос показывает, кого народ считает героем и за какие заслуги. Герои-богатыри олицетворяли важнейшие идеалы народа. Величественные образы защитников родины поддерживали веру в силу, мужество и стойкость русского народа, служили примером, а иногда и укором. У М.Ю.Лермонтова «Да, были люди в наше время,/Не то, что нынешнее племя:/ Богатыри -не вы!»
Само название говорит нам, что былина воспринимается народом как быль, как правдивое повествование о событиях, происходивших когда-то в старину.
III. Беседа-повторение
Вспомните, какие особенности характерны для былин? (Герои-богатыри, образность языка, традиционные фольклорные элементы: зачин, концовка, повторы, гипербола, постоянные эпитеты.)
Каких богатырей вы помните?
IV. Работа с былиной « Илья Муромец и Соловей - Разбойник»
На картине В.Васнецова вы видите ещё двух героев: Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. Про них тоже слагалось множество былин. Всех этих богатырей называют эпическими героями.
- Что общего у Ильи Муромца и героями других былин? (Все невероятно, по-богатырски сильны, совершают подвиги)
Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.
V. Анализ былины « Илья Муромец и Соловей – Разбойник»
-Найдите приметы реального исторического прошлого русского народа. (Город Киев, Чернигов, Муром; князь Владимир)
-Как в былине раскрывается богатырская сила и воинская доблесть Ильи?
(Сражение под Черниговым, бой с Соловьём – Разбойником, сопоставление поведения князя Владимира и Ильи в сцене на княжеском дворе.)
-Можно ли назвать поступки Ильи Муромца героическими? ( Действует во благо людей.)
-Как авторы-рассказчики относятся к Илье? Подтвердите текстом.
(1.Фрагменты: портрет, снаряжение, отношение спасённых черниговских мужиков, Соловья-Разбойника. 2.Языковые средства: эпитеты для характеристики Ильи (удаленький, дородный, добрый, славный), коня и снаряжения (шелковая плеточка), обращения к Илье других персонажей былины.)
VI. Фонозапись актёрского чтения былины (фрагмент)
-Какие приёмы «сказывания» используются в этой былине? (Постепенное наращивание напряжения, повторы действий, слов, особенный ритм.)
Слово учителя.
Один из главнейших признаков русского эпоса, отличающий его от других произведений героического содержания, состоит в том, что он слагается из песен, которые назначены не для чтения, а для музыкального исполнения.
VII. Словарная работа.
Необходимо, чтобы перед глазами учеников были, кроме текста, иллюстрации к былине.
Объясняем значение слов (по Толковому словарю С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой.М.:2001, часть учеников для поиска использует Интернет-ресурсы)
Стольный, прямоезжая, заколодела, лазоревый, величать, в особину.
VIII. Творческое задание.
Рассмотрите репродукцию картины В.Васнецова «Три богатыря», вспомните былины, которые вы знаете по книгам, мультфильмам, попытайтесь составить диалог богатырей (сцену), используя лексику былин.
IX. Составление таблицы «Былина и сказка»
Сказка
Былина
Сходство:
1.И сказки, и былины существовали в устной форме.
2.Оба жанра существуют с древних времён.
Различия:
1.Сказка - прозаический художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера.
2.Былине не свойственна точная передача исторических фактов, она запечатлевает историческую реальность в обобщённых образах.
3.Былина обладает песенно-стихотворной формой.
4.Былины пели или проговаривали речитативом, часто в сопровождении гуслей.
Заключительное слово учителя.
При помощи сказки и былины как бы осуществилась связь времён - Древней Руси и нашей эпохи. Искусство прошедших веков влилось в жизнь современного человека, а былинные герои не только служат примером благородства и храбрости, но и учат соблюдать установленные традиции: уважение к старшим, к русским национальны традициям, к семейным ценностям.