kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: «Нарты» - выдающийся фольклорный памятник адыгских народов Северного Кавказа. Р. Нехай «Нарты».

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. .Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Демонстрируют готовность к уроку

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

Контролируют свои действия

II.Сообщение темы,

Постановка учебной задачи

У - Ребята, какие жанры адыгского народного творчества вы знаете?

Д - песни, колыбельные , пословицы, поговорки, загадки, сказки, эпос

У - Хорошо, давайте кратко скажем, что обозначает каждый из этих жанров

Д - Пословица - краткое народное изречение, в ней содержится мудрость народа, его опыт.

Поговорка - устойчивое изречение, обладающее незавершённостью высказанной мысли.

Загадка - иносказательное описание какого-либо явления или предмета.

Сказка - жанр литературного творчества, устный рассказ о вымышленных событиях.

Эпос - героическое повествование о прошлом.

У - Ребята, какой из этих жанров может в полной мере охарактеризовать адыгский народ, его качества и поступки? (Начало показа презентации. Слайд 1)

Д - Эпос

- Верно, молодцы. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Д - Мы сегодня поговорим о нартском эпосе

У - Ребята, давайте заполним наше «дерево знаний» плодами - сформулируем цели и задачи нашего урока.

Д - Поговорим о нартском эпосе, вспомним героев нартского эпоса, вспомним биографию Р. Нехая, его произведения.

У - Итак, сегодня мы поговорим о нартском эпосе. Как вы думаете, кого мы можем вспомнить из него? (Слайд 2)

Д - Героев нартского эпоса: Саусырыко, Тлепша, Ащамеза, Кунууда, Орземеджа и др.

- Да, верно. А ещё мы познакомимся со стихотворением Р. Нехай «Нарты» (дерево заполняется) и поработаем на карточках

Коммуникативные:  аргументировать свою позицию.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию

Регулятивные:

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

III.Решение практических задач

У - Итак, наше дерево заполнено. Что же теперь нам предстоит?

Д - Мы должны выполнить все учебные, поставленные, перед нами задачи и к концу урока снять все плоды!

У - Верно. Что ж давайте приступим. Вы перечислили героев нартского эпоса. А что же это за народ – нарты и чем они знамениты?

(Слайд 3)

Д - Нарты - народ, который проживал в Адыгее. Люди из этого народа всегда дорожили добром и не признавали зло. Превыше всего они ставили силу, мужество, героические поступки, оружие и мастерство владения им. Нарты считали, что настоящий мужчина должен совершать подвиги. И всеми этими качествами нарты наделили своего героя - Саусырыко.

У - Ребята, а что вы знаете о жизни и творчестве Руслана Нехай, который написал об этом народе стихотворение?

(Слайд 4)

Д - Руслан Махмудович Нехай родился 25 июня 1941 года в ауле Вочепший Теучежского района республики Адыгея. После окончания школы работал в колхозе, затем учился в Майкопском сельскохозяйственном техникуме на ветеринарном отделении. В 1967 году окончил филологический факультет Адыгейского педагогического института. Работал редактором Комитета по телевидению и радиовещанию областного и исполнительного комитета. Печатался с 1960 года.

У - Какие ещё произведения вы знаете из творчества Р. Нехай?

Д - "Адыгейский стол", "Друг", "День начинается с рассвета"

У - Молодцы. Давайте познакомимся со стихотворением Руслана Нехай «Нарты». Откройте учебники на странице 75. Послушайте стихотворение. Я начну, а вы продолжите.

- Давайте разберём стихотворение по строфам.

- О каких качествах нартов говорит автор?

Д - о любви к родной земле, о езде на лошадях, о верной дружбе

У - Прочитаем вторую строфу. Что говорится в ней об этом народе?

- Как вы понимаете выражение «Точат речи свои, А не острые сабли»?

Д - Занимаются развитием своего языка, следят за культурой. Гостеприимны.

У - Прочитаем третью строфу. Кто подарил нартам огонь?

Д - Саусырыко. Он обхитрил иныжа и вернул нартам огонь.

У - Прочитаем четвёртую строфу. Какие качества нартов описывает в этой строфе Р. Нехай?

Д - Благодарность народа, верность своим обычаям.

У - Как вы думаете, чему учит нас стихотворение о нартах?

Д - Любить родное место, свою Родину. быть добрыми друг к другу, помогать в беде.

У - Прочитаем стихотворение по строфам (фронтальная работа)

Познавательные:

выделять существенную информацию из рассказа ребят,

классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Регулятивные:

уметь слушать в соответствии с целевой установкой

Личностные:

умение выражать свои чувства, мысли,

проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту.

IV.Использование новых знаний в решении учебных проблем

У - Ребята, посмотрите пожалуйста на свои столы. У каждого из вас лежит на парте карточка со словами. Ваша задача составить из этих слов текст, связанный с жизнью, традициями или обычаями нартов (работа в парах)

- Прочитайте слова на карточке и за несколько минут составьте небольшой отрывок.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

Слова: обхитрил, огонь, Саусырыко, иныжа, добыл, нартам, и.

Ответ:

Саусырыко обхитрил иныжа и добыл огонь нартам.

 

Слова: Тлепшу, посказала, клещи, как, невестка, изготовить.

Ответ:

Невестка подсказала Тлепшу, как изготовить клещи.

 

Слова: детям, выиграл, Шэуай, и, скачки, нарт, женщинам, помог.

Ответ:

Нарт Шэуай выиграл скачки и помог женщинам и детям.

 

Зачитывают тексты (2 – 3 ученика)

Коммуникативные:

проявлять активность во взаимодействии,

договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Личностные:

применять правила  делового сотрудничества.

V.Рефлексия учебной деятельности

- Молодцы, ребята. Что ж, давайте соберём плоды нашей работы. Как вы думаете, всё ли у нас получилось?

- Что получилось? Снимем яблоко.

- Что не совсем вышло?

Подводят итог.

Личностные:

оценивать собственную и коллективную деятельность.

Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.

VI.Рекомендации к выполнению домашнего задания

- Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Вашим домашним заданием будет выучить наизусть любой понравившийся отрывок из стихотворения Р. Нехай «Нарты».

Личностные:

формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: «Нарты» - выдающийся фольклорный памятник адыгских народов Северного Кавказа. Р. Нехай «Нарты». »

2


Тема: «Нарты» - выдающийся фольклорный памятник адыгских народов Северного Кавказа. Р. Нехай «Нарты».


Цели деятельности учителя

Обобщить знания о выдающемся фольклорном памятнике адыгских народов Северного Кавказа – нартах; познакомить со стихотворением Р. Нехай «Нарты»; работать над выразительным, беглым чтением; развивать творческие способности учащихся; воспитывать любознательность, любовь к родной земле.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные: создавать собственные тексты на основе опорных слов.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): принимать учебную задачу урока, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, оценивать себя в соответствии с выбранными критериями; работать в паре.

Личностные: проявлять интерес к чтению; с увлечением рассказывать о героях нартского эпоса друзьям

Методы и формы обучения

Частично – поисковый; индивидуальная, фронтальная, парная

Образовательные ресурсы

Нартские сказания / сост. М. Панеш. – Майкоп: ООО «Качество», 2007.

ru.wikipedia.org/wiki/Нар

ossetia.ru/ir/history/detail.ph...

mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000...

myfhology.info/heroes/n/narts.h...

Оборудование

Дерево знаний, изображения героев нартского эпоса, индивидуальные карточки со словами для работы в парах, учебники по адыгейской литературе, рабочие тетради, презентация

Основные понятия

Сакля, Саусырыко, эпос






О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а (с ц е н а р и й) у р о к а




Этапы урока



Деятельность учителя



Осуществляемая деятельность учащихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

I.Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Демонстрируют готовность к уроку

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

контролируют свои действия

II.Сообщение темы,

Постановка учебной задачи

- Ребята, какие жанры адыгского народного творчества вы знаете?



- Хорошо, давайте кратко скажем, что обозначает каждый из этих жанров













- Ребята, какой из этих жанров может в полной мере охарактеризовать адыгский народ, его качества и поступки? (Начало показа презентации. Слайд 1)



- Верно, молодцы. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?


- Ребята, давайте заполним наше «дерево знаний» плодами - сформулируем цели и задачи нашего урока.


- Итак, сегодня мы поговорим о нартском эпосе. Как вы думаете, кого мы можем вспомнить из него? (Слайд 2)


- Да, верно. А ещё мы познакомимся со стихотворением Р. Нехай «Нарты» (дерево заполняется) и поработаем на карточках

- Песни, колыбельные, пословицы, поговорки, загадки, сказки, эпос



- Пословица – краткое народное изречение, в ней содержится мудрость народа, его опыт.

Поговорка – устойчивое изречение, обладающее незавершённостью высказанной мысли.

Загадка – иносказательное описание какого-либо явления или предмета.

Сказка – жанр литературного творчества, устный рассказ о вымышленных событиях.

Эпос – героическое повествование о прошлом.

- Эпос.





- Мы сегодня поговорим о нартском эпосе





- Героев нартского эпоса: Саусырыко, Тлепша, Ащемеза, Кунууда, Орземеджа и др.



Коммуникативные:  аргументировать свою позицию.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию

Регулятивные:

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

III.Решение практических задач

- Итак, наше дерево заполнено. Что же теперь нам предстоит?



- Верно. Что ж давайте приступим. Вы перечислили героев нартского эпоса. А что же это за народ – нарты и чем они знамениты?

(Слайд 3)








- Ребята, а что вы знаете о жизни и творчестве Руслана Нехай, который написал об этом народе стихотворение?

(Слайд 4)











- Какие ещё произведения вы знаете из творчества Р. Нехай?


- Молодцы. Давайте познакомимся со стихотворением Руслана Нехай «Нарты». Откройте учебники на странице 75. Послушайте стихотворение. Я начну, а вы продолжите.


- Давайте разберём стихотворение по строфам.


- О каких качествах нартов говорит автор?


- Прочитаем вторую строфу. Что говорится в ней об этом народе?

- Как вы понимаете выражение «Точат речи свои, А не острые сабли»?


- Прочитаем третью строфу. Кто подарил нартам огонь?


- Прочитаем четвёртую строфу. Какие качества нартов описывает в этой строфе Р. Нехай?


- Как вы думаете, чему учит нас стихотворение о нартах?


- Прочитаем стихотворение по строфам (фронтальная работа)

- Мы должны выполнить все учебные, поставленные, перед нами задачи и к концу урока снять все плоды!


- Нарты – народ, который проживал в Адыгее. Люди из этого народа всегда дорожили добром и не признавали зло. Превыше всего они ставили силу, мужество, героические поступки, оружие и мастерство владения им.

Нарты считали, что настоящий мужчина должен совершать подвиги. И всеми этими качествами нарты наделили своего героя – Саусырыко.


- Руслан Махмудович Нехай родился 25 июня 1941 года в ауле Вочепший Теучежского района Республики Адыгея.

После окончания школы работал в колхозе, затем учился в Майкопском сельскохозяйственном техникуме на ветеринарном отделении. В 1967 году окончил филологический факультет Адыгейского педагогического института.

Работал редактором Комитета по телевидению и радиовещанию областного исполнительного комитета.

Печатался с 1960 года.


- «Адыгейский стол», «Друг», «День начинается с рассвета»







1-ый ученик – читает строфу.


- О любви к родной земле, о езде на лошадях, о верной дружбе.

2-ой ученик – читает строфу.


-Занимаются развитием своего языка, следят за культурой. Гостеприимны.


- Саусырыко. Он обхитрил иныжа и вернул нартам огонь.


- Благородность народа, верность своим обычаям.


- Любить родное место, свою Родину. Быть добрыми друг к другу, помогать в беде.

Познавательные:

выделять существенную информацию из рассказа ребят,

классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Регулятивные:

уметь слушать в соответствии с целевой установкой


Личностные:

умение выражать свои чувства, мысли,

проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту.


IV.Использование новых знаний в решении учебных проблем

- Ребята, посмотрите пожалуйста на свои столы. У каждого из вас лежит на парте карточка со словами. Ваша задача составить из этих слов текст, связанный с жизнью, традициями или обычаями нартов (работа в парах)


- Прочитайте слова на карточке и за несколько минут составьте небольшой отрывок.













- Давайте проверим, что у вас получилось.

Слова: обхитрил, огонь, Саусырыко, иныжа, добыл, нартам, и.

Ответ:

Саусырыко обхитрил иныжа и добыл огонь нартам.


Слова: Тлепшу, посказала, клещи, как, невестка, изготовить.


Ответ:

Невестка подсказала Тлепшу, как изготовить клещи.


Слова: детям, выиграл, Шэуай, и, скачки, нарт, женщинам, помог.

Ответ:

Нарт Шэуай выиграл скачки и помог женщинам и детям.


Зачитывают тексты (2 – 3 ученика)

Коммуникативные:

проявлять активность во взаимодействии,

договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Личностные:

применять правила  делового сотрудничества.

V.Рефлексия учебной деятельности

- Молодцы, ребята. Что ж, давайте соберём плоды нашей работы. Как вы думаете, всё ли у нас получилось?


- Что получилось? Снимем яблоко.

- Что не совсем вышло?

Подводят итог.

Личностные:

оценивать собственную и коллективную деятельность.

Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.

VI.Рекомендации к выполнению домашнего задания

- Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Вашим домашним заданием будет выучить наизусть любой понравившийся отрывок из стихотворения Р. Нехай «Нарты».


Личностные:

формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.  










































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лысянская Юлия Николаевна

Дата: 06.07.2014

Номер свидетельства: 109462


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства