- .Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
Демонстрируют готовность к уроку
Личностные:
Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
Регулятивные:
Нацеливание на успешную деятельность.
Контролируют свои действия
II.Сообщение темы,
Постановка учебной задачи
У - Ребята, какие жанры адыгского народного творчества вы знаете?
Д - песни, колыбельные , пословицы, поговорки, загадки, сказки, эпос
У - Хорошо, давайте кратко скажем, что обозначает каждый из этих жанров
Д - Пословица - краткое народное изречение, в ней содержится мудрость народа, его опыт.
Поговорка - устойчивое изречение, обладающее незавершённостью высказанной мысли.
Загадка - иносказательное описание какого-либо явления или предмета.
Сказка - жанр литературного творчества, устный рассказ о вымышленных событиях.
Эпос - героическое повествование о прошлом.
У - Ребята, какой из этих жанров может в полной мере охарактеризовать адыгский народ, его качества и поступки? (Начало показа презентации. Слайд 1)
Д - Эпос
- Верно, молодцы. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
Д - Мы сегодня поговорим о нартском эпосе
У - Ребята, давайте заполним наше «дерево знаний» плодами - сформулируем цели и задачи нашего урока.
Д - Поговорим о нартском эпосе, вспомним героев нартского эпоса, вспомним биографию Р. Нехая, его произведения.
У - Итак, сегодня мы поговорим о нартском эпосе. Как вы думаете, кого мы можем вспомнить из него? (Слайд 2)
Д - Героев нартского эпоса: Саусырыко, Тлепша, Ащамеза, Кунууда, Орземеджа и др.
- Да, верно. А ещё мы познакомимся со стихотворением Р. Нехай «Нарты» (дерево заполняется) и поработаем на карточках
Коммуникативные: аргументировать свою позицию.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию
Регулятивные:
дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.
III.Решение практических задач
У - Итак, наше дерево заполнено. Что же теперь нам предстоит?
Д - Мы должны выполнить все учебные, поставленные, перед нами задачи и к концу урока снять все плоды!
У - Верно. Что ж давайте приступим. Вы перечислили героев нартского эпоса. А что же это за народ – нарты и чем они знамениты?
(Слайд 3)
Д - Нарты - народ, который проживал в Адыгее. Люди из этого народа всегда дорожили добром и не признавали зло. Превыше всего они ставили силу, мужество, героические поступки, оружие и мастерство владения им. Нарты считали, что настоящий мужчина должен совершать подвиги. И всеми этими качествами нарты наделили своего героя - Саусырыко.
У - Ребята, а что вы знаете о жизни и творчестве Руслана Нехай, который написал об этом народе стихотворение?
(Слайд 4)
Д - Руслан Махмудович Нехай родился 25 июня 1941 года в ауле Вочепший Теучежского района республики Адыгея. После окончания школы работал в колхозе, затем учился в Майкопском сельскохозяйственном техникуме на ветеринарном отделении. В 1967 году окончил филологический факультет Адыгейского педагогического института. Работал редактором Комитета по телевидению и радиовещанию областного и исполнительного комитета. Печатался с 1960 года.
У - Какие ещё произведения вы знаете из творчества Р. Нехай?
Д - "Адыгейский стол", "Друг", "День начинается с рассвета"
У - Молодцы. Давайте познакомимся со стихотворением Руслана Нехай «Нарты». Откройте учебники на странице 75. Послушайте стихотворение. Я начну, а вы продолжите.
- Давайте разберём стихотворение по строфам.
- О каких качествах нартов говорит автор?
Д - о любви к родной земле, о езде на лошадях, о верной дружбе
У - Прочитаем вторую строфу. Что говорится в ней об этом народе?
- Как вы понимаете выражение «Точат речи свои, А не острые сабли»?
Д - Занимаются развитием своего языка, следят за культурой. Гостеприимны.
У - Прочитаем третью строфу. Кто подарил нартам огонь?
Д - Саусырыко. Он обхитрил иныжа и вернул нартам огонь.
У - Прочитаем четвёртую строфу. Какие качества нартов описывает в этой строфе Р. Нехай?
Д - Благодарность народа, верность своим обычаям.
У - Как вы думаете, чему учит нас стихотворение о нартах?
Д - Любить родное место, свою Родину. быть добрыми друг к другу, помогать в беде.
У - Прочитаем стихотворение по строфам (фронтальная работа)
Познавательные:
выделять существенную информацию из рассказа ребят,
классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)
Регулятивные:
уметь слушать в соответствии с целевой установкой
Личностные:
умение выражать свои чувства, мысли,
проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту.
IV.Использование новых знаний в решении учебных проблем
У - Ребята, посмотрите пожалуйста на свои столы. У каждого из вас лежит на парте карточка со словами. Ваша задача составить из этих слов текст, связанный с жизнью, традициями или обычаями нартов (работа в парах)
- Прочитайте слова на карточке и за несколько минут составьте небольшой отрывок.
- Давайте проверим, что у вас получилось.
Слова: обхитрил, огонь, Саусырыко, иныжа, добыл, нартам, и.
Ответ:
Саусырыко обхитрил иныжа и добыл огонь нартам.
Слова: Тлепшу, посказала, клещи, как, невестка, изготовить.
Ответ:
Невестка подсказала Тлепшу, как изготовить клещи.
Слова: детям, выиграл, Шэуай, и, скачки, нарт, женщинам, помог.
Ответ:
Нарт Шэуай выиграл скачки и помог женщинам и детям.
Зачитывают тексты (2 – 3 ученика)
Коммуникативные:
проявлять активность во взаимодействии,
договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.
Личностные:
применять правила делового сотрудничества.
V.Рефлексия учебной деятельности
- Молодцы, ребята. Что ж, давайте соберём плоды нашей работы. Как вы думаете, всё ли у нас получилось?
- Что получилось? Снимем яблоко.
- Что не совсем вышло?
Подводят итог.
Личностные:
оценивать собственную и коллективную деятельность.
Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.
VI.Рекомендации к выполнению домашнего задания
- Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Вашим домашним заданием будет выучить наизусть любой понравившийся отрывок из стихотворения Р. Нехай «Нарты».
Личностные:
формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.