kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по искусству "Портреты сказочных героев в музыке и живописи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:

Портреты сказочных героев музыке и живописи.

Рисование Бабы-Яги по представлению

Концерт симфонической музыки: симфоническая картина.

А.К.Лядов «Баба-Яга»

Цели урока:

- обучение умению

простейшими

средствами на

примере творчества

В.Васнецова, И.Я.Билибина и музыкального произведения А.Лядова

создавать своих

сказочных героев;

- формирование

представления о

сказочно-былинном

жанре в живописи музыке

- развитие навыков поисковой работы и коллективного восприятия, творческое отношение к выполнению задания, а также развитие речи, наблюдательности и внимания;

- воспитание нравственно-эстетическое отношение к миру,  любви детей к творчеству художников и композиторов и интереса к искусству.

Оборудование:

Подбор репродукций работ И.Я. Билибина

И В.М. Васнецова:

 «Баба Яга».

Презентация PowerPoint

Литература:

План урока:

  1. Орг. Момент
  2. Постановка проблемы и определение темы урока
  3. Беседа об особенностях сказочно-былинного жанра
  4. Чтение стихотворения К.Д. Бальмонта «У Чудищ»
  5. Беседа об образе Бабы-Яги. Ассоциации.

     Обсуждение картин Васнецова и Билибина

  1. Симфоническая картина Алексея Константиновича Лядова «Баба-Яга»

Обсуждение музыки

  1. Творческая работа
  2. Оценивание, выставка работ

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент.

–Долгожданный дан звонок, начинается урок.

  1. Постановка проблемы и определение темы урока

(звучит музыка «В гостях у сказки « и на её фоне на проектной доске –портреты сказочных героев)

-Ребята, вы узнали портреты на картинках? Чьи это портреты? Как можно назвать одним словом?

(сказочные герои)

- Как выдумаете, о ком мы будем говорить на уроке

-Тема нашего урока «Портреты сказочных героев в музыке и живописи»

     3.  Беседа об особенностях сказочно-былинного жанра.

Дети давайте с вами вспомним , что такое жанр?

(Ответ учащихся.)

Жанр это несколько особенных признаков, присущих произведениям искусства, по которым мы отличаем одни из них от других.

- Назовите жанры живописи. (Портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр).

- Сегодня на уроке мы поговорим об особом жанре – жанре сказки и былины, ведь в них воспроизводится мир вымысла, мир народной фантазии, а также совершим путешествие в сказочный мир, созданный известными русскими художниками и композиторами.

Со сказками мы встречаемся ещё в раннем детстве и на всю жизнь запоминаем их героев. Сказки тесно связаны с национальными преданиями, поэтому зачастую творческие люди заимствуют сказочные сюжеты при создании своих произведений. Ещё в раннем детстве мы начинаем знакомство со сказками не только из рассказов бабушки и мамы, но и из книг, из музыкальных произведений.

 Вы, ребята, помните, как  в детстве, когда вы ещё не умели читать, рассматривали иллюстрации, пытаясь понять сказку, вглядывались в образы сказочных героев. Красочные картинки помогали понять характеры героев: добрые они или злые, хитрые или простодушные, смешные или печальные, глупые или умные.  Лучшие мастера умеют воплотить мир сказки в своих произведениях, не лишая его озорной выдумки, нарядной красочности. Конечно иллюстрации, как художественные, так и музыкальные,  могут быть различны. Именно такими, как нарисовал их творец, мы и будем себе представлять сказочных  героев. Важно только, чтобы произведения учили нас добру, справедливости, смелости.

  1. Чтение стихотворения Константина Дмитриевича Бальмонта «У чудищ»

-Сказочных героев очень много. На одном уроке мы не сможем поговорить о всех.

Поэтому, мы сегодня встретимся только с одним из них. А кто это, я думаю вы догадаетесь из стих-я К.Д. Бальмонта «У чудищ». (читает ученик)

Я был в избушке на курьих ножках.

Там все как прежде. Сидит Яга.

Пищали мыши и рылись в крошках.

Старуха злая была строга.

Но я был в шапке, был в невидимке.

Стянул у старой две нитки бус.

Разгневал ведьму – и скрылся в дымке.

И вот со смехом кручу свой ус.

  1. Беседа об образе Бабы-Яги.

- Кто это, догадались? Конечно же это Баба-Яга. (слайд)

( по ходу рассказа рассматриваем иллюстрации Билибина и Васнецова)

Кто же такая, эта Баба-Яга? (Ученики предлагают свои варианты ответа).

Старая одноногая  страшная бабка, которой пугают маленьких детей? Это один из вариантов. А вот  что говорится об этом персонаже в энциклопедии славянской мифологии:

 «Образ Бабы-Яги как злой колдуньи встречается во многих народных сказках, но далеко не во всех. Вообще, сказки знали три разных проявления Бабы-Яги:

Первый – это Яга-похитительница, уносящая людей и в особенности, маленьких детей, которых она потом пытается изжарить и съесть.

 Второй – Яга-дарительница, которая принимает добра Молодца, иногда испытывает его (загадывает ему загадки), а потом вручает ему чудесного огнедышащего коня, богатые дары, чудесные предметы (сапоги-скороходы, ковер-самолет, меч-кладенец).

И третий образ: Яга-воительница, которая сражается с героями и побеждает многих из них. Она же может быть и матерью змеев, с которыми сражаются богатыри…»

 Еще интересней её портрет описывается в сказках:

«Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. Она может быть слепой на один глаз, хромой, черной, растрепанной. В сказках всегда подчеркиваются огромные размеры этого потустороннего существа: «Баба-Яга лежит из угла в угол», «Баба-Яга через всю избу протянулась: ноги на порожке, губы на сошке, руки из угла в угол, нос в потолок», «Баба-Яга, костяная нога, морда глиняная, на лавке лежит, грудью печку затыкает».

  1. Симфоническая картина Алексея Константиновича Лядова «Баба-Яга

- К образу Бабы-Яги обращались многие творческие люди.

Мы познакомимся с замечательным мастером симфонической и фортепианной миниатюры, русским композитором конца XIX - начала XX века, Алексеем Константиновичем Лядовым. Талантливый композитор и педагог, крупный представитель корсаковской школы, дирижер, он был одним из авторитетнейших музыкантов своего времени. (Слайд )

        Все творчество этого настоящего живописца русской музыки проникнуто трепетной любовью к родной природе, эпосу,   песенному фольклору – к былинам, сказкам, преданиям. Его привлекали чистота и поэтичность чувств, выраженных в произведениях народного искусства, богатство народной фантазии.

Одной из характерных особенностей творчества композитора является исключительное ограничение им работой с малыми формами. Какого бы жанра Лядов ни касался, везде он неизменно оставался в рамках миниатюры, никогда не выходя за ее пределы «Так сделать, чтоб каждый такт радовал» - таков творческий девиз  композитора. (Слайд )

-Вспомним, что такое миниатюра в живописи. (портрет малой формы)

Сам композитор называл свои творения «картинами для оркестра». Кроме названий у его симфонических миниатюр есть еще и литературное содержание, что облегчает слушателю  понять воплощенные композитором музыкальные образы. Обратимся с Вами к его музыкальной картине картине.

Программа симфонической картины «Баба Яга»  изложена самим автором по книге А.Афанасьева «Народные русские сказки»:

«.Баба-Яга вышла во двор, свистнула, - перед ней явилась ступа с   пестом и помелом. Баба-Яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает. Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели…»

  •  

И так, давайте послушаем и полюбуемся на замечательные иллюстрации русских художников!

Звучит фрагмент симфонической картины «Баба Яга». (Слайд )

Учитель. Какой же характер получился в музыке Лядова?

Учащиеся предлагают свои версии трактовки образа Бабы Яги.

Учитель. Я согласна с Вами, друзья. Это очень яркая и красочная музыка. Портрет Бабы Яги получился очень колоритный. Можно услышать в этой музыке и треск, и шум, и звуковой вихрь, одним словом – Баба Яга летит!

  1. Творческая работа учащихся.

–У каждого из вас сложился свой образ Бабы-яги. Сейчас мы с вами попробуем нарисовать Бабу –Ягу.

  1. Обсуждение работ. Выставка. Оценивание.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по искусству "Портреты сказочных героев в музыке и живописи" »

Тема урока:

Портреты сказочных героев музыке и живописи.

Рисование Бабы-Яги по представлению

Концерт симфонической музыки: симфоническая картина.

А.К.Лядов «Баба-Яга»


Цели урока:

- обучение умению

простейшими

средствами на

примере творчества

В.Васнецова , И.Я.Билибина и музыкального произведения А.Лядова

создавать своих

сказочных героев;

- формирование

представления о

сказочно-былинном

жанре в живописи музыке

- развитие навыков поисковой работы и коллективного восприятия, творческое отношение к выполнению задания, а также развитие речи, наблюдательности и внимания;

- воспитание нравственно-эстетическое отношение к миру, любви детей к творчеству художников и композиторов и интереса к искусству.

Оборудование:


Подбор репродукций работ И.Я. Билибина


И В.М. Васнецова:

«Баба Яга».


Презентация PowerPoint

Литература:








План урока:

  1. Орг. Момент

  2. Постановка проблемы и определение темы урока

  3. Беседа об особенностях сказочно-былинного жанра

  4. Чтение стихотворения К.Д. Бальмонта «У Чудищ»

  5. Беседа об образе Бабы-Яги. Ассоциации.

Обсуждение картин Васнецова и Билибина

  1. Симфоническая картина Алексея Константиновича Лядова «Баба-Яга»

Обсуждение музыки

  1. Творческая работа

  2. Оценивание, выставка работ



ХОД УРОКА



  1. Орг. момент.

–Долгожданный дан звонок , начинается урок.

  1. Постановка проблемы и определение темы урока

(звучит музыка «В гостях у сказки « и на её фоне на проектной доске –портреты сказочных героев)

-Ребята, вы узнали портреты на картинках? Чьи это портреты? Как можно назвать одним словом?

(сказочные герои)

- Как выдумаете, о ком мы будем говорить на уроке

-Тема нашего урока «Портреты сказочных героев в музыке и живописи»

3. Беседа об особенностях сказочно-былинного жанра.


Дети давайте с вами вспомним , что такое жанр?

(Ответ учащихся.)


Жанр это несколько особенных признаков, присущих произведениям искусства, по которым мы отличаем одни из них от других.


- Назовите жанры живописи. (Портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр).


- Сегодня на уроке мы поговорим об особом жанре – жанре сказки и былины, ведь в них воспроизводится мир вымысла, мир народной фантазии, а также совершим путешествие в сказочный мир, созданный известными русскими художниками и композиторами.


Со сказками мы встречаемся ещё в раннем детстве и на всю жизнь запоминаем их героев.. Сказки тесно связаны с национальными преданиями, поэтому зачастую творческие люди заимствуют сказочные сюжеты при создании своих произведений. Ещё в раннем детстве мы начинаем знакомство со сказками не только из рассказов бабушки и мамы, но и из книг, из музыкальных произведений.

Вы, ребята, помните, как в детстве, когда вы ещё не умели читать, рассматривали иллюстрации, пытаясь понять сказку, вглядывались в образы сказочных героев. Красочные картинки помогали понять характеры героев: добрые они или злые, хитрые или простодушные, смешные или печальные, глупые или умные. Лучшие мастера умеют воплотить мир сказки в своих произведениях, не лишая его озорной выдумки, нарядной красочности. Конечно иллюстрации, как художественные , так и музыкальные, могут быть различны. Именно такими, как нарисовал их творец, мы и будем себе представлять сказочных героев. Важно только, чтобы произведения учили нас добру, справедливости, смелости.

  1. Чтение стихотворения Константина Дмитриевича Бальмонта «У чудищ»

-Сказочных героев очень много. На одном уроке мы не сможем поговорить о всех.

Поэтому , мы сегодня встретимся только с одним из них. А кто это, я думаю вы догадаетесь из стих-я К.Д. Бальмонта «У чудищ». (читает ученик)


Я был в избушке на курьих ножках.

Там все как прежде. Сидит Яга.

Пищали мыши и рылись в крошках.

Старуха злая была строга.


Но я был в шапке, был в невидимке.

Стянул у старой две нитки бус.

Разгневал ведьму – и скрылся в дымке.

И вот со смехом кручу свой ус.

  1. Беседа об образе Бабы-Яги.

- Кто это, догадались? Конечно же это Баба-Яга. (слайд)

( по ходу рассказа рассматриваем иллюстрации Билибина и Васнецова)

Кто же такая, эта Баба-Яга? (Ученики предлагают свои варианты ответа).

Старая одноногая страшная бабка, которой пугают маленьких детей? Это один из вариантов. А вот что говорится об этом персонаже в энциклопедии славянской мифологии:

 «Образ Бабы-Яги как злой колдуньи встречается во многих народных сказках, но далеко не во всех. Вообще, сказки знали три разных проявления Бабы-Яги:

Первый – это Яга-похитительница, уносящая людей и в особенности, маленьких детей, которых она потом пытается изжарить и съесть.

Второй – Яга-дарительница, которая принимает добра Молодца, иногда испытывает его (загадывает ему загадки), а потом вручает ему чудесного огнедышащего коня, богатые дары, чудесные предметы (сапоги-скороходы, ковер-самолет, меч-кладенец).

И третий образ: Яга-воительница, которая сражается с героями и побеждает многих из них. Она же может быть и матерью змеев, с которыми сражаются богатыри…»

 Еще интересней её портрет описывается в сказках:

«Кости у нее местами выходят наружу из-под тела... Она может быть слепой на один глаз, хромой, черной, растрепанной. В сказках всегда подчеркиваются огромные размеры этого потустороннего существа: «Баба-Яга лежит из угла в угол», «Баба-Яга через всю избу протянулась: ноги на порожке, губы на сошке, руки из угла в угол, нос в потолок», «Баба-Яга, костяная нога, морда глиняная, на лавке лежит, грудью печку затыкает».

  1. Симфоническая картина Алексея Константиновича Лядова «Баба-Яга

- К образу Бабы-Яги обращались многие творческие люди.

Мы познакомимся с замечательным мастером симфонической и фортепианной миниатюры, русским композитором конца XIX - начала XX века, Алексеем Константиновичем Лядовым. Талантливый композитор и педагог, крупный представитель корсаковской школы, дирижер, он был одним из авторитетнейших музыкантов своего времени. (Слайд )

Все творчество этого настоящего живописца русской музыки проникнуто трепетной любовью к родной природе, эпосу, песенному фольклору – к былинам, сказкам, преданиям. Его привлекали чистота и поэтичность чувств, выраженных в произведениях народного искусства, богатство народной фантазии.

Одной из характерных особенностей творчества композитора является исключительное ограничение им работой с малыми формами. Какого бы жанра Лядов ни касался, везде он неизменно оставался в рамках миниатюры, никогда не выходя за ее пределы «Так сделать, чтоб каждый такт радовал» - таков творческий девиз композитора. (Слайд )

-Вспомним , что такое миниатюра в живописи. (портрет малой формы)

Сам композитор называл свои творения «картинами для оркестра». Кроме названий у его симфонических миниатюр есть еще и литературное содержание, что облегчает слушателю понять воплощенные композитором музыкальные образы. Обратимся с Вами к его музыкальной картине картине.

Программа симфонической картины «Баба Яга» изложена самим автором по книге А.Афанасьева «Народные русские сказки»:

«...Баба-Яга вышла во двор, свистнула, - перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-Яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает... Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели…»

-Прослушивание композиции А.К. Лядова «Баба-Яга»

И так, давайте послушаем и полюбуемся на замечательные иллюстрации русских художников!

Звучит фрагмент симфонической картины «Баба Яга». (Слайд )

Учитель. Какой же характер получился в музыке Лядова?

Учащиеся предлагают свои версии трактовки образа Бабы Яги.

Учитель. Я согласна с Вами, друзья. Это очень яркая и красочная музыка. Портрет Бабы Яги получился очень колоритный. Можно услышать в этой музыке и треск, и шум, и звуковой вихрь, одним словом – Баба Яга летит!

  1. Творческая работа учащихся.

–У каждого из вас сложился свой образ Бабы-яги. Сейчас мы с вами попробуем нарисовать Бабу –Ягу.

  1. Обсуждение работ. Выставка. Оценивание.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок по искусству "Портреты сказочных героев в музыке и живописи"

Автор: Карякина Резида Альфитовна

Дата: 15.10.2015

Номер свидетельства: 240070

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Фрагмент урока окружающего мира в 3  классе на тему: «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?» "
    ["seo_title"] => string(115) "fraghmient-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-3-klassie-na-tiemu-pochiemu-my-nie-budiem-rvat-tsviety-i-lovit-babochiek"
    ["file_id"] => string(6) "221852"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435610830"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "«Музыкальные пейзажи»"
    ["seo_title"] => string(19) "muzykalnye_peizazhi"
    ["file_id"] => string(6) "604864"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1649992962"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства