Урок по искусству "Портреты сказочных героев в музыке и живописи"
Урок по искусству "Портреты сказочных героев в музыке и живописи"
Тема урока:
Портреты сказочных героев музыке и живописи.
Рисование Бабы-Яги по представлению
Концерт симфонической музыки: симфоническая картина.
А.К.Лядов «Баба-Яга»
Цели урока:
- обучение умению
простейшими
средствами на
примере творчества
В.Васнецова, И.Я.Билибина и музыкального произведения А.Лядова
создавать своих
сказочных героев;
- формирование
представления о
сказочно-былинном
жанре в живописи музыке
- развитие навыков поисковой работы и коллективного восприятия, творческое отношение к выполнению задания, а также развитие речи, наблюдательности и внимания;
- воспитание нравственно-эстетическое отношение к миру, любви детей к творчеству художников и композиторов и интереса к искусству.
Оборудование:
Подбор репродукций работ И.Я. Билибина
И В.М. Васнецова:
«Баба Яга».
Презентация PowerPoint
Литература:
План урока:
Орг. Момент
Постановка проблемы и определение темы урока
Беседа об особенностях сказочно-былинного жанра
Чтение стихотворения К.Д. Бальмонта «У Чудищ»
Беседа об образе Бабы-Яги. Ассоциации.
Обсуждение картин Васнецова и Билибина
Симфоническая картина Алексея Константиновича Лядова «Баба-Яга»
Обсуждение музыки
Творческая работа
Оценивание, выставка работ
ХОД УРОКА
Орг. момент.
–Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Постановка проблемы и определение темы урока
(звучит музыка «В гостях у сказки « и на её фоне на проектной доске –портреты сказочных героев)
-Ребята, вы узнали портреты на картинках? Чьи это портреты? Как можно назвать одним словом?
(сказочные герои)
- Как выдумаете, о ком мы будем говорить на уроке
-Тема нашего урока «Портреты сказочных героев в музыке и живописи»
3. Беседа об особенностях сказочно-былинного жанра.
Дети давайте с вами вспомним , что такое жанр?
(Ответ учащихся.)
Жанр – это несколько особенных признаков, присущих произведениям искусства, по которым мы отличаем одни из них от других.
- Сегодня на уроке мы поговорим об особом жанре – жанре сказки и былины, ведь в них воспроизводится мир вымысла, мир народной фантазии, а также совершим путешествие в сказочный мир, созданный известными русскими художниками и композиторами.
Со сказками мы встречаемся ещё в раннем детстве и на всю жизнь запоминаем их героев. Сказки тесно связаны с национальными преданиями, поэтому зачастую творческие люди заимствуют сказочные сюжеты при создании своих произведений. Ещё в раннем детстве мы начинаем знакомство со сказками не только из рассказов бабушки и мамы, но и из книг, из музыкальных произведений.
Вы, ребята, помните, как в детстве, когда вы ещё не умели читать, рассматривали иллюстрации, пытаясь понять сказку, вглядывались в образы сказочных героев. Красочные картинки помогали понять характеры героев: добрые они или злые, хитрые или простодушные, смешные или печальные, глупые или умные. Лучшие мастера умеют воплотить мир сказки в своих произведениях, не лишая его озорной выдумки, нарядной красочности. Конечно иллюстрации, как художественные, так и музыкальные, могут быть различны. Именно такими, как нарисовал их творец, мы и будем себе представлять сказочных героев. Важно только, чтобы произведения учили нас добру, справедливости, смелости.
Чтение стихотворения Константина Дмитриевича Бальмонта «У чудищ»
-Сказочных героев очень много. На одном уроке мы не сможем поговорить о всех.
Поэтому, мы сегодня встретимся только с одним из них. А кто это, я думаю вы догадаетесь из стих-я К.Д. Бальмонта «У чудищ». (читает ученик)
Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.
Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у старой две нитки бус.
Разгневал ведьму – и скрылся в дымке.
И вот со смехом кручу свой ус.
Беседа об образе Бабы-Яги.
- Кто это, догадались? Конечно же это Баба-Яга. (слайд)
( по ходу рассказа рассматриваем иллюстрации Билибина и Васнецова)
Кто же такая, эта Баба-Яга? (Ученики предлагают свои варианты ответа).
Старая одноногая страшная бабка, которой пугают маленьких детей? Это один из вариантов. А вот что говорится об этом персонаже в энциклопедии славянской мифологии:
«Образ Бабы-Яги как злой колдуньи встречается во многих народных сказках, но далеко не во всех. Вообще, сказки знали три разных проявления Бабы-Яги:
Первый – это Яга-похитительница, уносящая людей и в особенности, маленьких детей, которых она потом пытается изжарить и съесть.
Второй – Яга-дарительница, которая принимает добра Молодца, иногда испытывает его (загадывает ему загадки), а потом вручает ему чудесного огнедышащего коня, богатые дары, чудесные предметы (сапоги-скороходы, ковер-самолет, меч-кладенец).
И третий образ: Яга-воительница, которая сражается с героями и побеждает многих из них. Она же может быть и матерью змеев, с которыми сражаются богатыри…»
Еще интересней её портрет описывается в сказках:
«Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. Она может быть слепой на один глаз, хромой, черной, растрепанной. В сказках всегда подчеркиваются огромные размеры этого потустороннего существа: «Баба-Яга лежит из угла в угол», «Баба-Яга через всю избу протянулась: ноги на порожке, губы на сошке, руки из угла в угол, нос в потолок», «Баба-Яга, костяная нога, морда глиняная, на лавке лежит, грудью печку затыкает».
Симфоническая картина Алексея Константиновича Лядова «Баба-Яга
- К образу Бабы-Яги обращались многие творческие люди.
Мы познакомимся с замечательным мастером симфонической и фортепианной миниатюры, русским композитором конца XIX - начала XX века, Алексеем Константиновичем Лядовым. Талантливый композитор и педагог, крупный представитель корсаковской школы, дирижер, он был одним из авторитетнейших музыкантов своего времени. (Слайд )
Все творчество этого настоящего живописца русской музыки проникнуто трепетной любовью к родной природе, эпосу, песенному фольклору – к былинам, сказкам, преданиям. Его привлекали чистота и поэтичность чувств, выраженных в произведениях народного искусства, богатство народной фантазии.
Одной из характерных особенностей творчества композитора является исключительное ограничение им работой с малыми формами. Какого бы жанра Лядов ни касался, везде он неизменно оставался в рамках миниатюры, никогда не выходя за ее пределы «Так сделать, чтоб каждый такт радовал» - таков творческий девиз композитора. (Слайд )
-Вспомним, что такое миниатюра в живописи. (портрет малой формы)
Сам композитор называл свои творения «картинами для оркестра». Кроме названий у его симфонических миниатюр есть еще и литературное содержание, что облегчает слушателю понять воплощенные композитором музыкальные образы. Обратимся с Вами к его музыкальной картине картине.
Программа симфонической картины «Баба Яга» изложена самим автором по книге А.Афанасьева «Народные русские сказки»:
«.Баба-Яга вышла во двор, свистнула, - перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-Яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает. Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели…»
И так, давайте послушаем и полюбуемся на замечательные иллюстрации русских художников!
Звучит фрагмент симфонической картины «Баба Яга». (Слайд )
Учитель. Какой же характер получился в музыке Лядова?
Учащиеся предлагают свои версии трактовки образа Бабы Яги.
Учитель. Я согласна с Вами, друзья. Это очень яркая и красочная музыка. Портрет Бабы Яги получился очень колоритный. Можно услышать в этой музыке и треск, и шум, и звуковой вихрь, одним словом – Баба Яга летит!
Творческая работа учащихся.
–У каждого из вас сложился свой образ Бабы-яги. Сейчас мы с вами попробуем нарисовать Бабу –Ягу.
Обсуждение работ. Выставка. Оценивание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по искусству "Портреты сказочных героев в музыке и живописи" »
Тема урока:
Портретысказочныхгероев музыке и живописи.
Рисование Бабы-Яги по представлению
Концерт симфонической музыки: симфоническая картина.
А.К.Лядов «Баба-Яга»
Цели урока:
- обучениеумению
простейшими
средствами на
примере творчества
В.Васнецова , И.Я.Билибина и музыкального произведения А.Лядова
создавать своих
сказочных героев;
- формирование
представления о
сказочно-былинном
жанре в живописи музыке
- развитие навыков поисковой работы и коллективного восприятия, творческое отношение к выполнению задания, а также развитие речи, наблюдательности и внимания;
- воспитание нравственно-эстетическое отношение к миру, любви детей к творчеству художников и композиторов и интереса к искусству.
Оборудование:
Подбор репродукций работ И.Я. Билибина
И В.М. Васнецова:
«Баба Яга».
Презентация PowerPoint
Литература:
План урока:
Орг. Момент
Постановка проблемы и определение темы урока
Беседа об особенностях сказочно-былинного жанра
Чтение стихотворения К.Д. Бальмонта «У Чудищ»
Беседа об образе Бабы-Яги. Ассоциации.
Обсуждение картин Васнецова и Билибина
Симфоническая картина Алексея Константиновича Лядова «Баба-Яга»
Обсуждение музыки
Творческая работа
Оценивание, выставка работ
ХОД УРОКА
Орг. момент.
–Долгожданный дан звонок , начинается урок.
Постановка проблемы и определение темы урока
(звучит музыка «В гостях у сказки « и на её фоне на проектной доске –портреты сказочных героев)
-Ребята, вы узнали портреты на картинках? Чьи это портреты? Как можно назвать одним словом?
(сказочные герои)
- Как выдумаете, о ком мы будем говорить на уроке
-Тема нашего урока «Портреты сказочных героев в музыке и живописи»
3. Беседа об особенностях сказочно-былинного жанра.
Дети давайте с вами вспомним , что такое жанр?
(Ответ учащихся.)
Жанр – это несколько особенных признаков, присущих произведениям искусства, по которым мы отличаем одни из них от других.
- Сегодня на уроке мы поговорим об особом жанре – жанре сказки и былины, ведь в них воспроизводится мир вымысла, мир народной фантазии, а также совершим путешествие в сказочный мир, созданный известными русскими художниками и композиторами.
Со сказками мы встречаемся ещё в раннем детстве и на всю жизнь запоминаем их героев.. Сказки тесно связаны с национальными преданиями, поэтому зачастую творческие люди заимствуют сказочные сюжеты при создании своих произведений. Ещё в раннем детстве мы начинаем знакомство со сказками не только из рассказов бабушки и мамы, но и из книг, из музыкальных произведений.
Вы, ребята, помните, как в детстве, когда вы ещё не умели читать, рассматривали иллюстрации, пытаясь понять сказку, вглядывались в образы сказочных героев. Красочные картинки помогали понять характеры героев: добрые они или злые, хитрые или простодушные, смешные или печальные, глупые или умные. Лучшие мастера умеют воплотить мир сказки в своих произведениях, не лишая его озорной выдумки, нарядной красочности. Конечно иллюстрации, как художественные , так и музыкальные, могут быть различны. Именно такими, как нарисовал их творец, мы и будем себе представлять сказочных героев. Важно только, чтобы произведения учили нас добру, справедливости, смелости.
Чтение стихотворения Константина Дмитриевича Бальмонта «У чудищ»
-Сказочных героев очень много. На одном уроке мы не сможем поговорить о всех.
Поэтому , мы сегодня встретимся только с одним из них. А кто это, я думаю вы догадаетесь из стих-я К.Д. Бальмонта «У чудищ». (читает ученик)
Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.
Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у старой две нитки бус.
Разгневал ведьму – и скрылся в дымке.
И вот со смехом кручу свой ус.
Беседа об образе Бабы-Яги.
- Кто это, догадались? Конечно же это Баба-Яга. (слайд)
( по ходу рассказа рассматриваем иллюстрации Билибина и Васнецова)
Кто же такая, эта Баба-Яга? (Ученики предлагают свои варианты ответа).
Старая одноногая страшная бабка, которой пугают маленьких детей? Это один из вариантов. А вот что говорится об этом персонаже в энциклопедии славянской мифологии:
«Образ Бабы-Яги как злой колдуньи встречается во многих народных сказках, но далеко не во всех. Вообще, сказки знали три разных проявления Бабы-Яги:
Первый – это Яга-похитительница, уносящая людей и в особенности, маленьких детей, которых она потом пытается изжарить и съесть.
Второй – Яга-дарительница, которая принимает добра Молодца, иногда испытывает его (загадывает ему загадки), а потом вручает ему чудесного огнедышащего коня, богатые дары, чудесные предметы (сапоги-скороходы, ковер-самолет, меч-кладенец).
И третий образ: Яга-воительница, которая сражается с героями и побеждает многих из них. Она же может быть и матерью змеев, с которыми сражаются богатыри…»
Еще интересней её портрет описывается в сказках:
«Кости у нее местами выходят наружу из-под тела... Она может быть слепой на один глаз, хромой, черной, растрепанной. В сказках всегда подчеркиваются огромные размеры этого потустороннего существа: «Баба-Яга лежит из угла в угол», «Баба-Яга через всю избу протянулась: ноги на порожке, губы на сошке, руки из угла в угол, нос в потолок», «Баба-Яга, костяная нога, морда глиняная, на лавке лежит, грудью печку затыкает».
Симфоническая картина Алексея Константиновича Лядова «Баба-Яга
- К образу Бабы-Яги обращались многие творческие люди.
Мы познакомимся с замечательным мастером симфонической и фортепианной миниатюры, русским композитором конца XIX - начала XX века, Алексеем Константиновичем Лядовым. Талантливый композитор и педагог, крупный представитель корсаковской школы, дирижер, он был одним из авторитетнейших музыкантов своего времени. (Слайд )
Все творчество этого настоящего живописца русской музыки проникнуто трепетной любовью к родной природе, эпосу, песенному фольклору – к былинам, сказкам, преданиям. Его привлекали чистота и поэтичность чувств, выраженных в произведениях народного искусства, богатство народной фантазии.
Одной из характерных особенностей творчества композитора является исключительное ограничение им работой с малыми формами. Какого бы жанра Лядов ни касался, везде он неизменно оставался в рамках миниатюры, никогда не выходя за ее пределы «Так сделать, чтоб каждый такт радовал» - таков творческий девиз композитора. (Слайд )
-Вспомним , что такое миниатюра в живописи. (портрет малой формы)
Сам композитор называл свои творения «картинами для оркестра». Кроме названий у его симфонических миниатюр есть еще и литературное содержание, что облегчает слушателю понять воплощенные композитором музыкальные образы. Обратимся с Вами к его музыкальной картине картине.
Программа симфонической картины «Баба Яга» изложена самим автором по книге А.Афанасьева «Народные русские сказки»:
«...Баба-Яга вышла во двор, свистнула, - перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-Яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает... Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели…»
-Прослушивание композиции А.К. Лядова «Баба-Яга»
И так, давайте послушаем и полюбуемся на замечательные иллюстрации русских художников!
Звучит фрагмент симфонической картины «Баба Яга». (Слайд )
Учитель. Какой же характер получился в музыке Лядова?
Учащиеся предлагают свои версии трактовки образа Бабы Яги.
Учитель. Я согласна с Вами, друзья. Это очень яркая и красочная музыка. Портрет Бабы Яги получился очень колоритный. Можно услышать в этой музыке и треск, и шум, и звуковой вихрь, одним словом – Баба Яга летит!
Творческая работа учащихся.
–У каждого из вас сложился свой образ Бабы-яги. Сейчас мы с вами попробуем нарисовать Бабу –Ягу.