Героический эпос олонхо является выдающимся памятником народной педагогики. Раньше олонхосуты, сказители и шаманы артистическим исполнением произведений устного народного творчества воодушевляли детей, побуждая их к познанию окружающего мира, его прошлого и настоящего. Они были хранителями и пропагандистами духовного опыта Саха, специалистами по разрешению бытовых и социально-этических проблем, вопросов взаимоотношений людей; толковали о смысле жизни на земле, о различных явлений природе, о солнце, луне и звездах. Из рассказов ребенок черпал знания о законах природы, человеческого сообщества и приобретал навык практического мышления. Он начинал отличать плохое от хорошего, добра от зла и понимать суть человеческих взаимоотношений. Чем раньше подрастающий ребенок начинал вербальное общение со взрослым, тем раньше у него проявлялось потребность к деятельности по саморазвитии ума, мышления и речи. С малых лет ребенок, наделенный развитым умом, ощущал нужды семьи и постоянно помогал родителям.
Из всех средств воспитания, наиболее значимым В.А. Сухомлинский считает родное слово. «Язык – духовное богатство народа» - пишет он. По его мнению, речевая культура – это зеркало его духовной культуры [61].
«Важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживающим его чувства, душу, мысли, переживания, - утверждает педагог – мыслитель, - являются красота и величие, сила и выразительность родного слова» [61. C.105].
Слово «айыы» по словарю Э.К. Пекарского [52] – творчество, творческое начало, добро. Айыы – в переводе на русский означает божества, боги – творцы, мудрецы. По представлению якутов, верхний мир, где обитают боги, божества – девятиярусный мир. Средний мир населен человеком и его окружением, и нижний, где обитают злые духи. Приобретение опыта, знаний жизни по воззрениям якутов, считается учением айыы.
В героическом эпосе – олонхо часто упоминается «Аал Луук Мас» - многоветвистое, обильное, мировое дерево, символизирующая изобилие и плодородие, всегда оказывающее благоприятное действие на людей. Поэтому к «Аал Луук Мас» люди относились с любовью и уважением. Это символ счастья и благополучия.
Древние люди ставили перед собой важнейшие жизненные и нравственные проблемы. Главной идеей, которая развивается в бытующих до сих пор олонхо, является идея установления счастливой жизни и устранения зла на земле, воспитания молодого поколения в духе преданности, любви к родной земле – айыы. Развитие этих идей отражается на характере борьбы героев олонхо - богатырей племени айыы против зла – абаасы. Любовь к Родине и народу – одно из наиболее глубоких чувств, которое прививается детям с ранних лет.
В эпосе олонхо значительное место занимает мысль о необходимости математических знаний. Такая необходимость диктовалась потребностями окружающей действительности. В произведениях олонхо Юрюнг Айыы помогает героям правильно рассчитывать путь выхода из лабиринта, в срок выполнять поставленные задачи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Героический эпос олонхо »
Героический эпос олонхо
Героический эпос олонхо является выдающимся памятником народной педагогики. Раньше олонхосуты, сказители и шаманы артистическим исполнением произведений устного народного творчества воодушевляли детей, побуждая их к познанию окружающего мира, его прошлого и настоящего. Они были хранителями и пропагандистами духовного опыта Саха, специалистами по разрешению бытовых и социально-этических проблем, вопросов взаимоотношений людей; толковали о смысле жизни на земле, о различных явлений природе, о солнце, луне и звездах. Из рассказов ребенок черпал знания о законах природы, человеческого сообщества и приобретал навык практического мышления. Он начинал отличать плохое от хорошего, добра от зла и понимать суть человеческих взаимоотношений. Чем раньше подрастающий ребенок начинал вербальное общение со взрослым, тем раньше у него проявлялось потребность к деятельности по саморазвитии ума, мышления и речи. С малых лет ребенок, наделенный развитым умом, ощущал нужды семьи и постоянно помогал родителям.
Из всех средств воспитания, наиболее значимым В.А. Сухомлинский считает родное слово. «Язык – духовное богатство народа» - пишет он. По его мнению, речевая культура – это зеркало его духовной культуры [61].
«Важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживающим его чувства, душу, мысли, переживания, - утверждает педагог – мыслитель, - являются красота и величие, сила и выразительность родного слова» [61. C.105].
Слово «айыы» по словарю Э.К. Пекарского [52] – творчество, творческое начало, добро. Айыы – в переводе на русский означает божества, боги – творцы, мудрецы. По представлению якутов, верхний мир, где обитают боги, божества – девятиярусный мир. Средний мир населен человеком и его окружением, и нижний, где обитают злые духи. Приобретение опыта, знаний жизни по воззрениям якутов, считается учением айыы.
В героическом эпосе – олонхо часто упоминается «Аал Луук Мас» - многоветвистое, обильное, мировое дерево, символизирующая изобилие и плодородие, всегда оказывающее благоприятное действие на людей. Поэтому к «Аал Луук Мас» люди относились с любовью и уважением. Это символ счастья и благополучия.
Древние люди ставили перед собой важнейшие жизненные и нравственные проблемы. Главной идеей, которая развивается в бытующих до сих пор олонхо, является идея установления счастливой жизни и устранения зла на земле, воспитания молодого поколения в духе преданности, любви к родной земле – айыы. Развитие этих идей отражается на характере борьбы героев олонхо - богатырей племени айыы против зла – абаасы. Любовь к Родине и народу – одно из наиболее глубоких чувств, которое прививается детям с ранних лет.
В эпосе олонхо значительное место занимает мысль о необходимости математических знаний. Такая необходимость диктовалась потребностями окружающей действительности. В произведениях олонхо Юрюнг Айыы помогает героям правильно рассчитывать путь выхода из лабиринта, в срок выполнять поставленные задачи.