kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приоритет читательских интересов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гуманистическая направленность деятельности библиотек исходит из системы идей, отстаивающих и обосновывающих высшую ценность человеческой личности. Человек имеет право на свободное развитие и реализацию своих потребностей и интересов. Читательские интересы и потребности - это исходный пункт, цель и критерий оценки деятельности библиотеки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приоритет читательских интересов»

Приоритет читательских интересов

Бабич Елена Николаевна

заведующая библиотекой

КГУ «Средняя школа № 26»

акимата города Усть - Каменогорска



Гуманистическая направленность деятельности библиотек исходит из системы идей, отстаивающих и обосновывающих высшую ценность человеческой личности. Человек имеет право на свободное развитие и реализацию своих потребностей и интересов. Читательские интересы и потребности - это исходный пункт, цель и критерий оценки деятельности библиотеки.

В прежней библиотечной практике отсутствовали альтернативные подходы к разным читателям и их интересам, действовал подход с позиций принципа коммунистической партийности. Жестко идеологизированные государственные органы предписывали библиотекам, какие книги направлять в открытый доступ, какие в “спецхраны”, какие рекомендовались читателям. Воспитание политического мировоззрения, проведение в жизнь официальной политики не требовало глубокого изучения читательских потребностей личности (информационных, познавательных), ориентировало лишь на выполнение социального заказа государства. Существовавшая в СССР и других социалистических странах ориентация на приоритет общественных интересов над личными ограничивала и подавляла индивидуальные читательские интересы, односторонне воздействовала на сознание читателей. Создавалось иллюзорное единство читательских интересов. Нарушались, таким образом, базисные цели библиотечной деятельности: обеспечение условий свободного всестороннего саморазвития личности читателя, приоритет читательских интересов.

В настоящее время в библиотечном деле происходит неуклонный, хотя и не безболезненный, процесс избавления от устаревших представлений, формируется новое библиотечное мышление. В библиотечном деле восстанавливается все ценное из научного, методического и практического потенциала. И одновременно отрицаются, отбрасываются дискредитировавшие себя взгляды, формы и методы, в которых отражались догматизм и нетерпимость к иным взглядам и идеям.

Процесс обновления библиотечного дела значительно расширил спектр проблем, требующих научного осмысления и исследования, среди которых есть и проблема плюрализма (от лат. Pluralis - множественный) читательских интересов. Прежде она толковалась как чуждая, несвойственная социалистическому библиотечному делу. Сейчас как принцип организации и функционирования библиотечного дела она приобретает права гражданства не только в теории, но и на практике. Демократия в Казахстане осуществляется на основе политического и идеологического многообразия, многопартийности, участия беспартийных.

В чем суть плюрализма в библиотечном деле? Ее можно определить как проявление объективно действующего многообразия читательских интересов, целей, устремлений и т.д. различных слоев и групп населения, отдельных граждан и соответствующего отражения, учет и реализация этого многообразия в библиотечной деятельности.

Объективной основой плюрализма читательских интересов являются различия экономических, социальных, политических и других интересов социальных групп, коллективов и отдельных людей, отражающие их положение в обществе и отношение к различным аспектам государственной и общественной жизни. Осознание гражданами своих ценностей и интересов, их дифференциация и направленность на поиск необходимой информации рождают соответствующие читательские интересы. Развитие социальной структуры нашего общества будет идти не по пути установления социальной односторонности, стирания социальных различий, а наоборот, по пути социальной дифференциации, различий интересов социальных слоев и групп, что в свою очередь, будет содействовать расширению социальной основы библиотечного плюрализма.

Каждый человек проходит свой путь приобщения к культуре, ее ценностям, к постижению истины. Культура каждого индивида формируется его образом жизни, различными условиями и факторами. Привести к единому знаменателю экономическое, политическое, эстетическое мышление различных людей нельзя. Приоритет многообразия читательских интересов - это качественно новый принцип организации и функционирования библиотечного дела, знаменующий, с одной стороны, отказ от монопольной, бюрократической системы, приводившей к идеологическому и организационному диктату над читателем, а с другой - формирование демократических, гуманистических основ библиотечной деятельности.

Этот принцип возрождает новую духовную атмосферу в общении библиотеки с читателем, демократизацию процесса обслуживания, утверждает права читателя на свободу выбора и оценки книги, на открытое, критическое обсуждение насущных проблем развития общества. Опираясь на диалог, дискуссии, на прямые и обратные связи с читателями, библиотеки способствуют развитию свободы самопроявлений личности каждого отдельного читателя.

С позиции принципа приоритета читательских интересов библиотека отказывается от стремления определять, что лучше читать каждому читателю, уходит от стереотипов прошлого, когда “руководство чтением” зачастую исключало альтернативность содержания читательских интересов. Упор делается на фактические и научно прогнозируемые информационные потребности читателей, на полное удовлетворение их индивидуальных запросов. Конечно, плюрализм читательских интересов не беспределен. Библиотекарь не может не вмешиваться в чтение читателя, если книга носит необъективный, вредный для чтения характер. “Ни один уважающий себя библиотекарь, - пишет известный американский библиотековед Д.Х. Шира, - не позволит читателю получить книгу, если известно, что это приведет к антиобщественным последствиям. Может быть, широта взглядов - это не больше, чем маска, которая скрывает невежество” (Д.Х. Шира. Введение в библиотековедение. - М., 1983. - С. 83).

Границы плюрализма определяются Конституцией РФ, которая, например, запрещает пропаганду расовой, национальной, социальной, классовой, религиозной вражды и ненависти, насилия и войны. Плюрализм несовместим с беззаконием, вседозволенностью. Поэтому за библиотекой остается функция содействовать формированию политической, эстетической, нравственной культуры, научного мировоззрения, т.е. приобщения читателей к культуре, знаниям, обуздания в человеке биологических начал, формирования в нем социальных и духовных качеств, воспитания способности самостоятельно мыслить и т.д. Следовательно, библиотека не только удовлетворяет читательский спрос (это лишь одна сторона ее действительности), но активно влияет на формирование читательских интересов.

Необходимость стимулирования, активизации читательских интересов, содействия их развитию заложена не только в общественном назначении библиотеки, но и в требованиях самих читателей к информации и книге. У значительной части читателей познавательные мотивы не получают конкретного выражения в выборе книг для чтения. Читательский интерес - это движущаяся, развивающаяся читательская активность, и если на низших ступенях более высоких он приобретает сознательные, волевые черты, переходит в стадию интереса инициативного.

Разрыв между уровнями читательского интереса вызывает потребность воздействия на чтение читателей. Оно обычно осуществляется по следующим направлениям: 1) по линии уже имеющихся интересов - их выявление, оценка, дальнейшее развитие и организация; 2) по линии возбуждения, стимулирования, создания новых интересов, каких у читателей еще нет, их закрепления и усиления; 3) по линии переключения - вместо имеющихся нежелательных интересов на их базе развиваются новые.

Помощь библиотеки в выборе нужных книг, расширения кругозора и знания, читательских интересов осуществляется на демократической основе, на основе уважения индивидуальности и творческих начал в читателе. Приоритетное внимание к личности читателя, его свободе должно сочетаться с максимальным учетом и согласованием интересов и ценностей общества. Общечеловеческие ценности морали и нравственности, прав личности, политической и экономической демократии, экологии, мира на земле и т.д. отражают принципиальное единство человеческого рода, целей и задач его развития. Они связаны с укреплением этого единства, сохранением человечества, созданием благоприятных условий для свободной реализации внутренних сил человека. общечеловеческие ценности исключают все, что разъединяет людей, ведет личность к деградации.

Однако как не существует человек как нечто среднее, как некий общечеловек, так и общечеловеческие ценности не существуют “вообще”. Эти ценности имеют свою специфику, “окрашиваются в определенный цвет”, проходя через призму читательского интереса. Читатель - это конкретный человек, сочетающий в себе неразделимое единство общего (общечеловеческого), особенного (национального, социального, профессионального и др.) и единичного (индивидуального). Это единство имеет диалектический характер: каждая из его сторон органически связана с остальными, влияет на них и взаимодействует с ними. Диалектическое единство общего, особенного и единичного, в разных конкретных случаях проявляющееся по-разному, и характеризует каждую личность.

Эта диалектика важна при осуществлении процесса библиотечного обслуживания. Здесь особую активность представляют различия типов интересов, социальных и духовных потребностей разных слоев и групп людей, обусловленные профессиональными, образовательными, демографическими, национальными, психологическими и иными особенностями. Требование учета в библиотечной деятельности специфических особенностей разных групп читателей приобретает особую важность в связи с тем, что они влияют на выбор книг, сила воздействия которых. В свою очередь, неизмеримо возрастает, если они адресованы не человеку вообще, а определенным людям и максимально соответствуют их потребностям, интересам, запросам.

Следовательно, необходимо изучать и знать читателей и в зависимости от этого знания дифференцировать (индивидуализировать) содержание, методы и организацию работы с ними. В библиотечной практике выделяются группы молодежи (работающей, учащейся), пенсионеров, женщин, или социальные группы - рабочие, крестьяне, интеллигенция, что в целом важно, но недостаточно для эффективной реализации дифференцированного подхода. Объективной основой дифференциации читателей являются социально-профессиональная и социокультурная структура, а также уровень читательской (информационной) культуры. Указанными критериями дифференциации читателей нельзя ограничиваться, необходимы еще дополнительные данные, характеризующие интересы личности, которые могут быть удовлетворены чтением. Большое влияние на все стороны читательской деятельности человека оказывают, например, его индивидуальные и социально-психологические особенности, необходимость изучения которых неуклонно возрастает.

Важным объектом дифференциации является и книга (документ, публикация), характеризующаяся исключительной индивидуальностью. Каждая книга предназначается строго определенному кругу читателей. Первостепенная задача библиотеки состоит в том, чтобы создавать такие условия, при которых каждая книга встречалась бы с соответствующим (“своим”) читателем. А это может произойти при условии обеспечения взаимного соотношения научно-теоретического, практического, художественного содержания книг качественно определенным читательским потребностям и интересам.

В зависимости от дифференциации читателей и литературы необходимо дифференцировать организацию и методы обслуживания читателей. Только в этом случае дифференцированный подход будет пронизывать все элементы библиотечной деятельности и способствовать повышению ее эффективности. С позиций требований принципа приоритета читательских интересов в библиотечной деятельности сочетаются методы общие, дающие положительные результаты в широких масштабах, и особенные, применяемые в работе с определенными читательскими группами, а также индивидуальные, учитывающие специфические черты и особенности конкретного (отдельного) человека.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Приоритет читательских интересов

Автор: Бабич Елена Николаевна

Дата: 10.04.2018

Номер свидетельства: 465724

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Доклад на тему: "Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(96) "doklad-na-tiemu-razvitiie-poznavatiel-nogho-intieriesa-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "290899"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455031907"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Вечер, посвященный 400-летию со дня смерти У. Шекспира"
    ["seo_title"] => string(66) "viechier-posviashchiennyi-400-lietiiu-so-dnia-smierti-u-shiekspira"
    ["file_id"] => string(6) "326364"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1463151962"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по литературе для 9 класса общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(82) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-9-klassa-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "163946"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422552045"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Педагогический проект " Организация личностно-ориентированного обучения младших школьников на уроках литературного чтения" "
    ["seo_title"] => string(143) "piedaghoghichieskii-proiekt-orghanizatsiia-lichnostno-oriientirovannogho-obuchieniia-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "155062"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421238402"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения  личностных и метапредметных образовательных результатов."
    ["seo_title"] => string(136) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-uchashchikhsia-kak-sriedstvo-dostizhieniia-lichnostnykh-i-mietapriedmietnykh-obrazovatiel-nykh-riezul-tatov"
    ["file_id"] => string(6) "247930"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446643947"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства