Просмотр содержимого документа
«Иконы и символика Древней Руси»
Славу древнерусского искусства составляет не только архитектура, но и неразрывно связанные с ней мозаика, иконопись, фресковая живопись, резьба по камню и деревянная скульптура.
Мозаики и фрески Киевской Софии
Мозаики и фрески Софии Киевской – это уникальный ансамбль произведений монументального искусства XI столетия.
Авторами росписей были не только местные, но и византийские мастера, вот почему большинство фресок соответствуют византийскому канону.
Главные темы мозаик и фресок – прославление небесной и земной церкви, божественности, княжеской власти.
Спас Вседержитель
Иоанн Златоуст
В суровых и строгих ликах переданы напряженная духовная жизнь, глубокая убежденность в истинности христианской веры, готовность к самопожертвованию во имя нее.
Богоматерь Оранта (Молящаяся)
(XI в. Собор Святой Софии. Киев)
Является одним из шедевров мозаичных росписей. Богоматерь изображена с высоко поднятыми руками, обращенной с молитвой к Вседержителю Христу.
Окруженная мерцанием золотых кубиков смальты, облаченная в праздничные сине-золотистые одежды, она поднимается над алтарем и производит неизгладимое впечатление на присутствующих.
Ее спокойный и торжественный лик, покровительствующий жест рук воспринимаются как олицетворение заступничества и защиты.
Не меньший интерес вызывают фресковые росписи светского характера, отражающие реальный мир человека
В западной части собора Св. Софии в Киеве сохранилось два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, прославившегося победами над печенегами, строительством новых мощных укреплений вокруг Киева, основателя первой на Руси библиотеки
Изобразительное искусство Владимиро – Суздальского княжества
Немногое из произведений изобразительного искусства
Владимиро – Суздальской Руси
сохранило время. Небольшая часть фресокв Дмитриевском соборе во Владимиреда несколько икон конца XII – XIII вв. напоминают о расцвете сильной и самобытной школы древнерусской живописи.
Икона «Дмитрий Солунский»
(Конец XII - XIIIв. Государственная Третьяковская галерея. Москва)
В монументальной иконе воплощен образ сурового христианского святого и мученика. Облаченный в богатые одежды, украшенные золотом и драгоценными камнями, он восседает на пышном троне.
Ангел венчает его голову княжеской короной, подчеркивая тем самым его божественное происхождение.
В правой руке Дмитрий Солунский держит тяжелый меч – символ незыблемой княжеской власти.
Плавный ритм его могучих плеч, складки одежды, декоративность колорита – все свидетельствует о высоком мастерстве
художника – иконописца.
Среди фресок Ферапонтова монастыря выделяется огромная композиция«О Тебе радуется»,проникнутая радостным прославлением Богоматери.
На фреске запечатлено множество фигур, небесных сил и предстоящих перед Марией людей. Все они поют славу Марии, восседающей на престоле с младенцем на руках.
Белый
Чёрный
Жёлтый (Золотой)
Зелёный
Синий
Список используемых ресурсов
Э.В. Гмызина «Цвет в культуре Древней Руси» - монография;