Цель — формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России.
Задачи урока:
- формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Основному Закону нашей жизни;
-развивать у школьников чувство гордости за Россию как многонациональную страну, отношения добрососедства, согласия и
взаимопонимания представителей различных народов;
- развивать навыки ведения диалога по вопросам государственной символики;
- способствовать формированию активной жизненной позиций школьников,
их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России.
Ход урока:
(слайд 2)
Дорогие ребята, 12 декабря 2013 г. в нашей стране государственный праздник. Мы отметим важную дату в истории государства - 20-летие принятия Конституции Российской Федерации, Основного Закона страны.
(слайд 3)
Конституция Российской Федерации определяет его общественное и государственное устройство страны, закрепляет основы Конституционного строя, идеологические, политические и юридические особенности нашего государства, утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа России.
Для чего человеку нужна Конституция? Прежде всего для того, чтобы не
чувствовать себя чужим в собственной стране, т.е. ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями. Конституцию своего Отечества следует знать и глубоко уважать. Благодаря знанию Конституции, государственной символики мы понимаем неповторимость родной страны, чувствуем уважение, гордость за достижения своей страны, любовь к Отечеству.
Сегодня наш первый урок посвящается Конституции Российской Федерации.
(слайд 4)
Мы живем в великой стране. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край даже на самом быстром поезде, эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь полдня.
(слайд 5)
В состав России входят 83 субъекта Российской Федерации: 21 республика, 9 краев, 4 автономных округа, 1 автономная область, 46 областей, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. В России проживают 180 наций и народов. Каждый народ имеет свой язык. Все они объединились в одно большое государство.
Как называется наше государство?
Наше государство называется Россия.
Полное название нашей страны - Российская Федерация.
«Федерация» означает союз, объединение. Россия объединяет в своём составе республики, края, области, автономные округа.
(слайд 6)
У каждой страны есть свои отличительные знаки. Эти знаки называются символами государства.
Как вы думаете, что такое символы?
Символы государства - это знаки отличия страны от других стран. Всякий символ страны несёт в себе информацию о неповторимости этой страны. Символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами - ваша страна, а она уникальна в этом мире. Другой такой страны нет! Символы нужны для выражения патриотизма её граждан, Для представления страны на международной арене, как зрительный так и музыкальный образ государства. Почитание своих символов является проявлением гражданской позиции человека и гражданина.
Кто может назвать символы любого государства?
Флаг, герб, гимн.
Основными символами служат государственный герб и государственный
флаг, государственный гимн. Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны - Конституцией Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации была принята в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 года. В этом году ей исполняется 20 лет.
Каждый день школьники видят и слышат государственные символы России - её герб, флаг и гимн. А когда ваши родители были школьниками, то они каждый день видели и слышали совсем иные государственные; символы - герб, флаг и гимн СССР (учитель показывает слайды с изображением гербов и флагов СССР и Российской Федерации).
Сегодня у нас совсем другие государственные символы – герб, гимн и флаг. Являются ли они абсолютно новыми, созданными в последние два десятилетия или имеют давнюю историю?
Символы свидетельствуют о неразрывной связи времен, они - живые свидетели памяти. Таким образом, знание Государственной символики, позволяет глубже понять историю своего государства, помогает воспитывать уважение к своему Отечеству. История Родины и её символов едина, так как в гербах, флагах и гимнах в определённой мере отражались все изменения, происходившие в стране. Только в конце XIX века во всём мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свой герб, флаг, гимн. С тех пор для любого государства его главные символы существуют в триединстве: герб, флаг, гимн.
Герб Российской Федерации
(слайд 7)
Герб – это изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, области. Есть закон о Государственном гербе Российской Федерации, который утверждён Государственной Думой и подписан президентом нашей страны. В законе определены правила использования герба, которых мы должны строго придерживаться
- Где можно увидеть герб?
-Его можно увидеть на флагах, монетах, печатях и официальных документах.
История российского герба тесно связана с историческими событиями нашего государства. Образ двуглавого орла очень древний, но в конце 15 в., после падения монголо-татарского ига и объединения Руси, он стал государственной символикой России как знак единства и независимости государства.
- Посмотрите внимательно на герб Российской Федерации. Что он представляет собой?
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, заострённый в оконечности красивый геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Золотой двуглавый орел – символ солнца и образ солнечной колесницы. В древности славяне полагали, что солнце выезжает на золотой колеснице, запряженной двумя птицами. Солнце всходит на востоке, а заходит на западе. Поэтому и головы орла повернуты в противоположные стороны. Орёл увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, как знак государственности, а в левой – держава, как знак законности и права. На груди орла в красном щите серебряный всадник в синем плаще на коне, поражающий копьем опрокинутого навзничь дракона. Всадник – знак неустрашимости, торжества добра над злом, истины над ложью.
- Кто знает как зовут этого всадника?
- Георгий Победоносец
- Что вы знаете о нём?
- Святой покровитель воинов, защитников Отечества, образ его часто изображали на иконах..
Ученик:
Золотой орёл двуглавый –
Символ веры, символ славы
И могущества державы.
Храбрый воин на щите –
Он копьём врага разит.
Он Отчизну защитит
И поможет ей в беде!
Флаг Российской Федерации
(слайд 8)
В старину флаг не был похож на современный и носил другое название – «стяг», от слова «стягивать». Назначение стяга – объединять (стягивать) воинов для защиты родной земли. Позднее стяги стали называть «знаменем». Расцветка российского флага сложилась во времена правления Петра I.
-Какого цвета полосы Российского флага?
- Белый, синий, красный.
- Что означают цвета флага?
- Белый – мир и благородство,
Синий – верность, честность.
Красный – мужество, отвага
- Где мы можем увидеть флаг нашей страны?
- Российский флаг можно увидеть на границе при въезде в нашу страну, над зданиями посольств, торговых представительств за рубежом, в праздничные дни на улицах, на стадионах во время спортивных состязаний.
Ученик:
Флаг у нас прекрасный –
Белый, синий, красный
Белый – мир и чистота,
Синий – верность, небеса,
Красный – мужество, отвага.
Вот цвета родного флага!
Гимн Российской Федерации
(слайд 9)
Гимн - хвалебная песнь, музыкальное произведение торжественного характера. Если говорить о. государственном гимне, то слова его прославляют державу или правителя, отражая мировоззренческий и духовный настрой общества; музыка торжественна и вдохновенна, но вместе с тем достаточно легко воспроизводима.и запоминаема. Государственный гимн так же, как герб и флаг, является официальным символом любого суверенного государства.
Гимны имеют очень древнюю историю. Уже в Древних Египте их исполняли в честь богов. В Древней Греции их пели хором под аккомпанемент кифары и в сопровождении танцев.
- Когда можно услышать гимн России?
Гимн России можно услышать при поднятии Российского флага во время парада, ежедневно по радио в шесть часов утра, перед началом спортивных состязаний и во время международных соревнований, при награждении медалями российских спортсменов.
- Как должны вести себя люди при исполнении государственного гимна?
Будете ли вы лично вставать при исполнении гимна, если рядом никого нет, и никто не сделает вам замечание?
- Какие чувства должен испытывать человек, слушая или исполняя гимн Родины?
Создателями гимна России являются композитор Александр Васильевич Александров и поэт Сергей Владимирович Михалков.
Прочитаем слова гимна и проанализируем их.
В первом куплете гимна говорится о том, что вся Россия – любимая наша страна, обладающая могучей волей и великой славой.
Во втором куплете славится наше свободное Отечество, славится мудрость, полученная нами от предков. В нем звучит гордость нашей Родиной.
Третий куплет прославляет просторы России, её леса и поля. Слова гимна подчеркивают великие просторы России.
Четвертый куплет повторяет второй.
Пятый посвящен российскому народу. Этот куплет исполняется особенно торжественно – он заключает и подтверждает все предыдущие слова.
Ученик:
Когда я слышу гимн России,
То сердце начинает биться
И рвётся из груди, как птица,
В простор небес высокий, синий.
Я гордость, радость ощущаю,
Что я живу в такой стране,
Что краше нет на свете края,
Душа пылает, как в огне!
Гимн славит Родины просторы,
Гимн славит мой родной народ,
Поля, леса, моря и горы.
Гимн нас к совершениям зовёт!
Итог урока.
(слайды 10, 11)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие»
Классный час
«Конституция Российской Федерации: государственные символы
России»
для учащихся 3 классов
Цель — формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России.
Задачи урока:
- формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Основному Закону нашей жизни;
-развивать у школьников чувство гордости за Россию как многонациональную страну, отношения добрососедства, согласия и
взаимопонимания представителей различных народов;
- развивать навыки ведения диалога по вопросам государственной символики;
- способствовать формированию активной жизненной позиций школьников,
их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России.
Ход урока:
(слайд 2)
Дорогие ребята, 12 декабря 2013 г. в нашей стране государственный праздник. Мы отметим важную дату в истории государства - 20-летие принятия Конституции Российской Федерации, Основного Закона страны.
(слайд 3)
Конституция Российской Федерации определяет его общественное и государственное устройство страны, закрепляет основы Конституционного строя, идеологические, политические и юридические особенности нашего государства, утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа России.
Для чего человеку нужна Конституция? Прежде всего для того, чтобы не
чувствовать себя чужим в собственной стране, т.е. ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями. Конституцию своего Отечества следует знать и глубоко уважать. Благодаря знанию Конституции, государственной символики мы понимаем неповторимость родной страны, чувствуем уважение, гордость за достижения своей страны, любовь к Отечеству.
Сегодня наш первый урок посвящается Конституции Российской Федерации.
(слайд 4)
Мы живем в великой стране. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край даже на самом быстром поезде, эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь полдня.
(слайд 5)
В состав России входят 83 субъекта Российской Федерации: 21 республика, 9 краев, 4 автономных округа, 1 автономная область, 46 областей, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. В России проживают 180 наций и народов. Каждый народ имеет свой язык. Все они объединились в одно большое государство.
Как называется наше государство?
Наше государство называется Россия.
Полное название нашей страны - Российская Федерация.
«Федерация» означает союз, объединение. Россия объединяет в своём составе республики, края, области, автономные округа.
(слайд 6)
У каждой страны есть свои отличительные знаки. Эти знаки называются символами государства.
Как вы думаете, что такое символы?
Символы государства - это знаки отличия страны от других стран. Всякий символ страны несёт в себе информацию о неповторимости этой страны. Символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами - ваша страна, а она уникальна в этом мире. Другой такой страны нет! Символы нужны для выражения патриотизма её граждан, Для представления страны на международной арене, как зрительный так и музыкальный образ государства. Почитание своих символов является проявлением гражданской позиции человека и гражданина.
Кто может назвать символы любого государства?
Флаг, герб, гимн.
Основными символами служат государственный герб и государственный
флаг, государственный гимн. Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны - Конституцией Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации была принята в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 года. В этом году ей исполняется 20 лет.
Каждый день школьники видят и слышат государственные символы России - её герб, флаг и гимн. А когда ваши родители были школьниками, то они каждый день видели и слышали совсем иные государственные; символы - герб, флаг и гимн СССР (учитель показывает слайды с изображением гербов и флагов СССР и Российской Федерации).
Сегодня у нас совсем другие государственные символы – герб, гимн и флаг. Являются ли они абсолютно новыми, созданными в последние два десятилетия или имеют давнюю историю?
Символы свидетельствуют о неразрывной связи времен, они - живые свидетели памяти. Таким образом, знание Государственной символики, позволяет глубже понять историю своего государства, помогает воспитывать уважение к своему Отечеству. История Родины и её символов едина, так как в гербах, флагах и гимнах в определённой мере отражались все изменения, происходившие в стране. Только в конце XIX века во всём мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свой герб, флаг, гимн. С тех пор для любого государства его главные символы существуют в триединстве: герб, флаг, гимн.
Герб Российской Федерации
(слайд 7)
Герб – это изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, области. Есть закон о Государственном гербе Российской Федерации, который утверждён Государственной Думой и подписан президентом нашей страны. В законе определены правила использования герба, которых мы должны строго придерживаться
- Где можно увидеть герб?
-Его можно увидеть на флагах, монетах, печатях и официальных документах.
История российского герба тесно связана с историческими событиями нашего государства. Образ двуглавого орла очень древний, но в конце 15 в., после падения монголо-татарского ига и объединения Руси, он стал государственной символикой России как знак единства и независимости государства.
- Посмотрите внимательно на герб Российской Федерации. Что он представляет собой?
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, заострённый в оконечности красивый геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Золотой двуглавый орел – символ солнца и образ солнечной колесницы. В древности славяне полагали, что солнце выезжает на золотой колеснице, запряженной двумя птицами. Солнце всходит на востоке, а заходит на западе. Поэтому и головы орла повернуты в противоположные стороны. Орёл увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, как знак государственности, а в левой – держава, как знак законности и права. На груди орла в красном щите серебряный всадник в синем плаще на коне, поражающий копьем опрокинутого навзничь дракона. Всадник – знак неустрашимости, торжества добра над злом, истины над ложью.
- Кто знает как зовут этого всадника?
- Георгий Победоносец
- Что вы знаете о нём?
- Святой покровитель воинов, защитников Отечества, образ его часто изображали на иконах. .
Ученик:
Золотой орёл двуглавый –
Символ веры, символ славы
И могущества державы.
Храбрый воин на щите –
Он копьём врага разит.
Он Отчизну защитит
И поможет ей в беде!
Флаг Российской Федерации
(слайд 8)
В старину флаг не был похож на современный и носил другое название – «стяг», от слова «стягивать». Назначение стяга – объединять (стягивать) воинов для защиты родной земли. Позднее стяги стали называть «знаменем». Расцветка российского флага сложилась во времена правления Петра I.
-Какого цвета полосы Российского флага?
- Белый, синий, красный.
- Что означают цвета флага?
- Белый – мир и благородство,
Синий – верность, честность.
Красный – мужество, отвага
- Где мы можем увидеть флаг нашей страны?
- Российский флаг можно увидеть на границе при въезде в нашу страну, над зданиями посольств, торговых представительств за рубежом, в праздничные дни на улицах, на стадионах во время спортивных состязаний.
Ученик:
Флаг у нас прекрасный –
Белый, синий, красный
Белый – мир и чистота,
Синий – верность, небеса,
Красный – мужество, отвага.
Вот цвета родного флага!
Гимн Российской Федерации
(слайд 9)
Гимн - хвалебная песнь, музыкальное произведение торжественного характера. Если говорить о. государственном гимне, то слова его прославляют державу или правителя, отражая мировоззренческий и духовный настрой общества; музыка торжественна и вдохновенна, но вместе с тем достаточно легко воспроизводима .и запоминаема. Государственный гимн так же, как герб и флаг, является официальным символом любого суверенного государства.
Гимны имеют очень древнюю историю. Уже в Древних Египте их исполняли в честь богов. В Древней Греции их пели хором под аккомпанемент кифары и в сопровождении танцев.
- Когда можно услышать гимн России?
Гимн России можно услышать при поднятии Российского флага во время парада, ежедневно по радио в шесть часов утра, перед началом спортивных состязаний и во время международных соревнований, при награждении медалями российских спортсменов.
- Как должны вести себя люди при исполнении государственного гимна?
Будете ли вы лично вставать при исполнении гимна, если рядом никого нет, и никто не сделает вам замечание?
- Какие чувства должен испытывать человек, слушая или исполняя гимн Родины?
Создателями гимна России являются композитор Александр Васильевич Александров и поэт Сергей Владимирович Михалков.
Прочитаем слова гимна и проанализируем их.
В первом куплете гимна говорится о том, что вся Россия – любимая наша страна, обладающая могучей волей и великой славой.
Во втором куплете славится наше свободное Отечество, славится мудрость, полученная нами от предков. В нем звучит гордость нашей Родиной.
Третий куплет прославляет просторы России, её леса и поля. Слова гимна подчеркивают великие просторы России.
Четвертый куплет повторяет второй.
Пятый посвящен российскому народу. Этот куплет исполняется особенно торжественно – он заключает и подтверждает все предыдущие слова.
Ученик:
Когда я слышу гимн России,
То сердце начинает биться
И рвётся из груди, как птица,
В простор небес высокий, синий.
Я гордость, радость ощущаю,
Что я живу в такой стране,
Что краше нет на свете края,
Душа пылает, как в огне!
Гимн славит Родины просторы,
Гимн славит мой родной народ,
Поля, леса, моря и горы.
Гимн нас к совершениям зовёт!
Итог урока.
(слайды 10, 11)
Литература:
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Под ред. А.Я.Данилюка. – М.: Просвещение, 2011
Комплект познавательных мини-плакатов: Герб РФ, Гимн РФ, Президент РФ, Флаг РФ/Творческий Центр Сфера, 2013
Методические рекомендации по проведению Всероссийского открытого урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации.