Урок ИЗО "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки"
Цель урока: на материале русской народной вышивки выстроить орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы.
Задачи урока: - познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем;
- воспитывать нравственно - эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и её культуре;
- развивать творческую активность, эстетический и художественный вкус.
Оборудование и материалы:
1. Компьютер, мультимедийный проектор, фильм «Традиционный русский народный орнамент»
2. Презентация «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».
3. Альбом, краски или фломастеры, кисточку, баночку, клеенку
Литературный ряд: эпиграф «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» А. С. Пушкин.
Музыкальный ряд: русские народные напевы.
Ход урока
1. Организационный этап.
Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка отсутствующих.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Мы продолжаем знакомиться с темами, которые посвящены изучению народного искусства. И урок хочу начать с одного пушкинского суждения: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Образованный человек должен знать искусство своего народа, знать культуру, носителем которой является. Культура – это память. Память и опыт предшествующих поколений передаётся через предметы быта, в которых отражено отношение к труду, явлениям природы и к жизни в целом. Все предметы народного быта можно отнести к народному искусству. (слайд 2)
Сегодня мы рассмотрим образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки, узнаем их символическое значение. А так же поговорим о предмете быта, который сопровождает человека всю жизнь от рождения до смерти – полотенце.
3. Повторение пройденного материала.
- С какими предметами быта вы уже познакомились?(прялка, посуда - слайд 3)
- Как украшались эти предметы? (резьбой и росписью) (слайд - 4)
4. Изложение нового материала. (звучит музыка)
Человек хотел жить в гармонии с природой, потому как понимал, что полностью от неё зависит. И чтобы чувствовать себя защищённым, чтобы силы природы были к нему благосклонны, окружал человек себя древними образами, украшая ими предметы быта.
- Вы сказали, что изделия из дерева украшались резьбой и росписью. А как украшались изделия из ткани? (ответы детей)
Вышивка была едва ли не самым распространённым видом русского народного искусства. Для неё не нужны были сложные приспособления, а холст, нитки и игла были в каждом доме. В свободное от полевых работ время, особенно в долгие зимние дни, крестьянки садились за пяльцы и расшивали полотенца, скатерти, рубахи. В узорах воплощали они свои представления о жизни, природе, мечты о лучшей доле. (слайд 5 - 7)
«На вид орнамент неприметен,
Но он столетия живет.
Не зря его на белом свете
Народ издревле бережёт.
Быть может, нитками зигзаги
В узоры вышиты не зря,
И мы с тобою видим знаки
Славянского календаря».
Б. Дубровин.
- Ещё раз вспомним, что символизирует древо жизни? (ответы детей)
Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов.
Рассмотрим вышивку на женских рубахах и полотенцах.
- Что необычного вы находите в изображении этих образов? (ломаная линия создаёт контур животных). (слайд 8 - 12)
Ребята, обратите внимание на варианты художественных решений традиционных образов, их геометрическую трактовку (реальные образы как бы раскладываются на орнаментально – геометрические элементы). (видео)
Вместе с мамами вышивкой занимались и дочери, с 8 - 9 лет готовя себе приданое, в частности и полотенца. Девушки собирали не менее ста полотенец для разных целей.
Были полотенца повседневные, а были нарядные – для праздников и ритуалов. В дни праздников вышитые полотенца помещали на стенах бревенчатой избы, обрамляли ими окна, обязательно украшался красивым полотенцем красный угол и иконы. (слайд 13)
- Какой красивый обычай с использованием полотенца сохранился до наших дней? (ответы детей) (слайд 14 - 18)
Необходимым было и остаётся полотенце в свадебном обряде, во время крестин и почётным гостям подносят хлеб - соль на нарядных полотенцах.
В зависимости от назначения, полотенца украшались орнаментом с соответствующей символикой.
- Как вы думаете, что вышивали на свадебных полотенцах? (слайд 15 - 16)
Такие полотенца украшают вышитые птицы – символ счастья. А это главное, что хочется пожелать молодым на свадьбе. (демонстрация свадебного полотенца - слайд 12 - 17)
- Какой цвет получил распространение в русской вышивке?
Красный цвет вышивки не случаен. Когда – то, в давние времена, он был символом солнечного света и тепла, знаком добра и красоты.
5. Постановка художественной задачи.
Учитывая символику формы и цвета в орнаменте народной вышивки, выполните эскиз орнамента вышивки на полотенце. Подумайте и выберите тот образ, над которым будете работать при создании орнаментальной композиции.
6. Практическая работа.
Импровизация по мотивам вышивок на полотенцах.
При выполнении работы обратить внимание на построение композиции. Ломаной линией подчеркнуть контур птицы, животного, женского божества и т. д. Подсказать, что поверхность традиционного образа можно украсить мелкими геометрическими узорами.
Во время практической работы проводятся целевые обходы:
- контроль правильности выполнения работы;
- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
- контроль объёма и качества выполненной работы.
7. Закрепление материала.
- О каком предмете быта мы говорили сегодня?
- Какое значение уделялось полотенцу на Руси?
- Как украшалось полотенце?
8. Итог урока.
- выставление оценок.
На сегодняшнем уроке мы говорили о русской народной вышивке и её символическом значении. Увидели, что древние образы, которыми окружал себя человек, можно увидеть и в орнаменте вышивок. Узнали, какой глубокий символический смысл вкладывали в украшение самого распространённого и древнего предмета народного быта – полотенца.
9. Домашнее задание: найти изображения мужчин и женщин в народных костюмах в иллюстрациях к детским книгам.