Цели урока: 1. Формировать познавательный интерес обучающихся к своей
Родине.
2. Способствовать усвоению понятий: « Родина», « государственные
символы», « герб», « гимн», « флаг», « геральдика».
3. Развивать умения применять полученные знания и навыки в
различных видах деятельности.
4. Содействовать становлению целостной и гармоничной личности.
Оборудование: плакат « Государственные символы России»; изображение областной символики; рисунки гербов различных городов Воронежской области; ветка берёзы; карта России; раздаточный материал : « Тесты», « Знаешь ли ты гимн?»; оборудование для творческой работы « Герб дружбы».
Ход урока:
I. Сообщение темы урока. Разгадывание ребуса.
Р 1 А ( Р – ОДИН – А)
II. Актуализация знаний.
1. Чтение стихотворения З.Александровой.
Если скажут слово – Родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная.
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
2. Создание ассоциативного ряда.
- А что для вас Родина?
( С этими словами учитель передаёт веточку берёзы детям, и они, передавая эту ветку друг другу, произносят одно слово, которое олицетворяет для них Родину: дом, семья, улица, город и т.д.).
3. Совместное формулирование понятия.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды –
Звёзды мира над Кремлём.
- Итак, что же такое – Родина?
Прочитайте эти высказывания. Отметьте то из них, которое, на ваш взгляд, является верным.
- Родина – это место, где человеку хорошо.
- Родина – это место, где человек живёт.
- Родина – это место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие.
- Да, действительно, Родина – это место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие.
III. Изучение нового материала.
- Как называется наша Родина?
( Россия).
- Откуда появилось такое название – « Россия»?
- В стародавние времена Россию называли Русью. Некоторые исследователи полагают, что слово « Русь» происходит от слова « русло» - углубление, по которому течёт река. Ведь на Руси множество больших и малых рек. И города, и сёла наши предки всегда строили на берегах водоёмов.
- Есть также предположение, что слово « русский» появилось от названия древнего славянского племени « рось», поэтому русских называли россами, а страну, где они живут, - Россией.
- Как теперь полностью называется наша страна?
( Российская Федерация).
2. Работа с физической картой России.
- Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Покажите границы нашего государства.
В большой стране у каждого человека есть его маленький уголок – улица, деревня, город, край, где он родился и вырос. Это его малая родина. А из множество таких, близких сердцу мест и состоит наша великая Родина.
Покажите на карте месторасположения нашего Воронежского края.
3. Изучение государственной символики.
А) игра « Кто лишний?»
- Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы. Слово
« символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.
Как вы думаете, какое из этих слов не относится к государственной символике?
ГЕРБ, ГИМН, БЕРЁЗА, ФЛАГ.
Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
И, как все символы, они
Жизнь нашу отражают.
Б) словесное рисование « Герб России».
- Слово « герб» происходит от немецкого « эрбе» - наследство. Гербом называют изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. В старину гербы имели так же дворянские роды или отдельные лица.
Рассмотрим герб России. Опишите его.
( Учащиеся рассматривают и описывают герб России).
- Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны с запада и востока. Три короны над ним – символ кровного братства и единой истории трёх восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава – символы государственной власти.
- А кто из вас знает, что за всадник изображён на красном щите, который расположен на груди орла?
( Святой Георгий Победоносец).
В) « Легенда о святом Георгии».
- Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.
В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в тёмной пещере на берегу моря. Огнём жёг землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – всё съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог оставить царевну в беде. Сразился со змеем и победил его, став навеки Победоносцем.
Г) устное сообщение « История флага».
- А о каком символе государственной власти эта загадка?
Гордо я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак –
Бело-сине-красный…
( флаг).
- Самые первые флаги были военные. Появились они тогда же, когда появились большие армии и возникла необходимость издали отличать, какой отряд движется – свой или вражеский. Для этой цели и стали воины привязывать к копьям ленточки и кисточки разных цветов. Размеры этих ленточек увеличивались, рисунок усложнялся, и появились настоящие флаги.
У древних римлян флагов ещё не было. Но у воинских подразделений Древнего Рима – легионов были свои значки, изображающие орлов нВ высоком древке, под которыми крепились таблички с названиями легионов. Зато у древних кочевников скифов были уже настоящие флаги. Их шили в виде длинного мешка, изображающего дракона с пастью, ногами и хвостом в виде рукавов. На ветру мешок раздувался, и вид получался очень впечатляющий. Интересно, что ещё в начале XX века почти такие же знамёна существовали у горных общин в Грузии, только изображали не дракона, а льва. Но надутые флаги всё же редкость. Обычный флаг бывает в виде прямоугольного полотнища. Уже в начале средних веков в Европе каждый рыцарь имел свой герб, который изображал на щите и на флаге, прикреплённом к копью.
Современные флаги большинства стран составлены из цветных полос одинаковой или разной ширины. Синий, белый, красный – самые распространённые цвета государственных флагов. Из государств – членов ООН более 30 стран имеют флаги, составленные этими тремя цветами.
Д) диспут« Что обозначают цвета Российского флага».
Трёхцветный флаг России учреждён первым российским императором – Петром I. Петр очень уважал Голландию, самую передовую страну в тогдашней Европе, и многое заимствовал у неё, в том числе идею флага, изменив лишь порядок цветов. В ту эпоху эти цвета чаще всего трактовались как выражение трёх основных сословий: белый – духовенство, синий – дворянство, красный – трудовой народ.
Позднее эти цвета стали истолковываться по-другому. Какую версию вы слышали, и какая вам наиболее близка?
( Учащиеся высказывают своё мнение).
Е) Игра « Найди Российский флаг».
( На доске – изображения флагов разных стран, имеющих в своём составе три цвета: красный, синий, белый. Это - Россия, Франция, Югославия, Великобритания, Нидерланды. Учащиеся должны отыскать среди них российский флаг).
Ж) конкурс « Допиши гимн России».
- Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном.
Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях.
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российской есть слова:
« Россия – любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучшей страны.
Слова написал те Сергей Михалков,
Понятен и близок нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил.
Работу над гимном так завершил.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества.
( Дети получают заготовки со словами гимна, но в некоторых местах его слова недописаны. Задача участников данного конкурса – вставить пропущенные слова в гимн. Оценивается правильность и скорость выполнения задания).
IV. Продолжение работы над темой урока.
1. Изучение областной символики.
А) Герб Воронежской области.
На красном щите – золотая гора.
Струится всегда по горе той вода.
Её изливает кувшин серебристый –
И льётся родник этот чистый-пречистый.
Дубовой листвою увит красный щит.
Вверху же корона златая горит.
Корону венчает вензель Петра
Прославил он край наш родной на века.
Б) Флаг области.
С полоскою синей
Наш флаг ярко-красный,
А в центре красуется
Изобилие сулит.
V. Коллективная творческая работа « Герб дружбы».
- Давайте придумаем герб нашего класса.
Выбираем:
1. Форму герба.
2. Символы.
3. Цветовые сочетания.
VI. Подведение итога урока.
- Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина. Каждый любит её, любит место, где он родился и живёт, любит родные леса и поля, людей, с которыми он живёт, любит свою великую страну, имя которой – Россия.
Литература:
- Будакова Ю.В. Из опыта патриотического воспитания младших школьников// Начальная школа. – 2008. - № 9. – С.45-49.