kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Россия-Родина моя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:  1.  Формировать познавательный интерес обучающихся к своей

                                    Родине.

                               2. Способствовать усвоению понятий: « Родина», « государственные

                                   символы», « герб», « гимн», « флаг», « геральдика».

                               3. Развивать умения применять полученные знания и навыки в

                                   различных видах деятельности.

                              4. Содействовать становлению целостной и гармоничной личности.

Оборудование: плакат « Государственные символы России»; изображение областной символики; рисунки гербов различных городов Воронежской области; ветка берёзы; карта России; раздаточный материал :  « Тесты», « Знаешь ли ты гимн?»; оборудование для творческой работы « Герб дружбы».

Ход урока:

I. Сообщение темы урока. Разгадывание ребуса.

                                                 Р 1 А   ( Р – ОДИН – А)

II. Актуализация знаний.

1. Чтение стихотворения З.Александровой.

Если скажут слово – Родина,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная.

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

2. Создание ассоциативного ряда.

- А что для вас Родина?

( С этими словами учитель передаёт веточку берёзы детям, и они, передавая эту ветку друг другу, произносят одно слово, которое олицетворяет для них Родину: дом,  семья, улица, город и т.д.).

3.  Совместное формулирование понятия.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки у дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём,

И рубиновые звёзды –

Звёзды мира над Кремлём.

- Итак, что же такое – Родина?

   Прочитайте эти высказывания. Отметьте то из них, которое, на ваш взгляд, является верным.

  • Родина – это место, где человеку хорошо.
  • Родина – это место, где человек живёт.
  • Родина – это место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие.

- Да, действительно, Родина – это место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие.

III. Изучение нового материала.

- Как называется наша Родина?

( Россия).

- Откуда появилось такое название – « Россия»?

- В стародавние времена Россию называли Русью. Некоторые исследователи полагают, что слово « Русь» происходит от слова « русло» - углубление, по которому течёт река. Ведь на Руси множество больших и малых рек. И города, и сёла наши предки всегда строили на берегах водоёмов.

- Есть также предположение, что слово « русский»  появилось от названия древнего славянского племени « рось», поэтому русских называли россами, а страну, где они живут, - Россией.

- Как теперь полностью называется наша страна?

( Российская Федерация).

2. Работа с физической картой России.

- Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Покажите границы нашего государства.

   В большой стране у каждого человека есть его маленький уголок – улица, деревня, город, край, где он родился и вырос. Это его малая родина. А из множество таких, близких сердцу мест и состоит наша великая Родина.

     Покажите на карте месторасположения нашего Воронежского края.

3. Изучение государственной символики.

А) игра « Кто лишний?»

- Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы. Слово

 « символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.

   Как вы думаете, какое из этих слов не относится к государственной символике?

                                    ГЕРБ,   ГИМН,   БЕРЁЗА,   ФЛАГ.

Имеет флаг, и гимн, и герб

Российская держава.

И, как все символы, они

Жизнь нашу отражают.

Б) словесное рисование « Герб России».

- Слово « герб» происходит от немецкого « эрбе» - наследство. Гербом называют изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. В старину гербы имели так же дворянские роды или отдельные лица.

   Рассмотрим герб России. Опишите его.

( Учащиеся рассматривают и описывают герб России).

- Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны с запада и востока. Три короны над ним – символ кровного братства и единой истории трёх восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава – символы государственной власти.

- А кто из вас знает, что за всадник изображён на красном щите, который расположен на груди орла?

( Святой Георгий Победоносец).

В) « Легенда о святом Георгии».

- Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.

   В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в тёмной пещере на берегу моря. Огнём жёг землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – всё съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог оставить царевну в беде. Сразился со змеем и победил его, став навеки Победоносцем.

Г) устное сообщение « История флага».

- А о каком символе государственной власти  эта загадка?

Гордо я на мачте корабля,

 И в бою солдаты берегут меня.

Я России часть и знак –

Бело-сине-красный…

                                              ( флаг).

- Самые первые флаги были военные. Появились они тогда же, когда появились большие армии и возникла необходимость издали отличать, какой отряд движется – свой или вражеский. Для этой цели и стали воины привязывать к копьям ленточки и кисточки разных цветов. Размеры этих ленточек увеличивались, рисунок усложнялся, и появились настоящие флаги.

   У древних римлян флагов ещё не было. Но у воинских подразделений Древнего Рима – легионов были свои значки, изображающие орлов нВ высоком древке, под которыми крепились таблички с названиями легионов. Зато у древних кочевников скифов были уже настоящие флаги. Их шили в виде длинного мешка, изображающего дракона с пастью, ногами и хвостом в виде рукавов. На ветру мешок раздувался, и вид получался очень впечатляющий. Интересно, что ещё в начале XX века почти такие же знамёна существовали у горных общин в Грузии, только изображали не дракона, а льва. Но надутые флаги всё же редкость. Обычный флаг бывает в виде прямоугольного полотнища. Уже в начале средних веков в Европе каждый рыцарь имел свой герб, который изображал на щите и на флаге, прикреплённом к копью.

   Современные флаги большинства стран составлены из цветных полос одинаковой или разной ширины. Синий, белый, красный – самые распространённые цвета государственных флагов. Из государств – членов ООН более 30 стран имеют флаги, составленные этими тремя цветами.

Д)  диспут« Что обозначают цвета Российского флага».

   Трёхцветный флаг России учреждён первым российским императором – Петром I. Петр очень уважал Голландию, самую передовую страну в тогдашней Европе, и многое заимствовал у неё, в том числе идею флага, изменив лишь порядок цветов. В ту эпоху эти цвета чаще всего трактовались как выражение трёх основных сословий: белый – духовенство, синий – дворянство, красный – трудовой народ.

   Позднее эти цвета стали истолковываться по-другому. Какую версию вы слышали, и какая вам наиболее близка?

( Учащиеся высказывают своё мнение).

Е) Игра « Найди Российский флаг».

( На доске – изображения флагов разных стран, имеющих в своём составе три цвета: красный, синий, белый. Это  - Россия, Франция, Югославия, Великобритания, Нидерланды. Учащиеся должны отыскать среди них российский флаг).

Ж) конкурс « Допиши гимн России».

- Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном.

   Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях.

Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российской есть слова:

« Россия – любимая наша страна».

Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучшей страны.

Слова написал те Сергей Михалков,

Понятен и близок нам смысл этих слов.

А Александров ноты сложил.

Работу над гимном так завершил.

Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества.

( Дети получают заготовки со словами гимна, но в некоторых местах его слова недописаны. Задача участников данного конкурса – вставить пропущенные слова в гимн. Оценивается правильность и скорость выполнения задания).

IV. Продолжение работы над темой урока.

1. Изучение областной символики.

А) Герб Воронежской области.

На красном щите – золотая гора.

Струится всегда по горе той вода.

Её изливает кувшин серебристый –

И льётся родник этот чистый-пречистый.

Дубовой листвою увит красный щит.

Вверху же корона златая горит.

Корону венчает вензель Петра

Прославил он край наш родной на века.

Б) Флаг области.

С полоскою синей

Наш флаг ярко-красный,

А в центре красуется

Изобилие сулит.                                               

V. Коллективная творческая работа « Герб дружбы».

- Давайте придумаем герб нашего класса.

Выбираем:

1. Форму герба.

2. Символы.

3. Цветовые сочетания.

VI. Подведение итога урока.

- Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина. Каждый любит её, любит место, где он родился и живёт, любит родные леса и поля, людей, с которыми он живёт, любит свою великую страну, имя которой – Россия.

Литература:

  1. Будакова Ю.В. Из опыта патриотического воспитания младших школьников// Начальная школа. – 2008. - № 9. – С.45-49.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Россия-Родина моя"»


Тема урока:

Россия – Родина моя.


Цели урока: 1. Формировать познавательный интерес обучающихся к своей

Родине.


2. Способствовать усвоению понятий: « Родина», « государственные

символы», « герб», « гимн», « флаг», « геральдика».


3. Развивать умения применять полученные знания и навыки в

различных видах деятельности.


4. Содействовать становлению целостной и гармоничной личности.


Оборудование: плакат « Государственные символы России»; изображение областной символики; рисунки гербов различных городов Воронежской области; ветка берёзы; карта России; раздаточный материал : « Тесты», « Знаешь ли ты гимн?»; оборудование для творческой работы « Герб дружбы».


Ход урока:

I. Организация класса.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

В ожидании замер класс –

Тема важная у нас.


II. Сообщение темы урока. Разгадывание ребуса.

Р 1 А ( Р – ОДИН – А)


III. Актуализация знаний.

1. Чтение стихотворения З.Александровой.

Если скажут слово – Родина,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная.

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

2. Создание ассоциативного ряда.

- А что для вас Родина?

( С этими словами учитель передаёт веточку берёзы детям, и они, передавая эту ветку друг другу, произносят одно слово, которое олицетворяет для них Родину: дом, семья, улица, город и т.д.).


3. Совместное формулирование понятия.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки у дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём,

И рубиновые звёзды –

Звёзды мира над Кремлём.

- Итак, что же такое – Родина?

Прочитайте эти высказывания. Отметьте то из них, которое , на ваш взгляд, является верным.

  • Родина – это место, где человеку хорошо.

  • Родина – это место, где человек живёт.

  • Родина – это место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие.

- Да, действительно, Родина – это место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие.


IV. Изучение нового материала.

1. Сообщения о результатах исследования « Тайна имени».

- Как называется наша Родина?

( Россия).

- Откуда появилось такое название – « Россия»?

- В стародавние времена Россию называли Русью. Некоторые исследователи полагают, что слово « Русь» происходит от слова « русло» - углубление, по которому течёт река. Ведь на Руси множество больших и малых рек. И города, и сёла наши предки всегда строили на берегах водоёмов.

- Есть также предположение, что слово « русский» появилось от названия древнего славянского племени « рось», поэтому русских называли россами, а страну, где они живут, - Россией.

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Россия…

Россия…

Раздолье…

Равнины…

Берёзы босые. Седые осины.

Всё дорого с детства,

Всё памятно с детства.

И всё же не можем никак наглядеться.

- Как теперь полностью называется наша страна?

( Российская Федерация).

2. Работа с физической картой России.

- Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Покажите границы нашего государства.

В большой стране у каждого человека есть его маленький уголок – улица, деревня, город, край, где он родился и вырос. Это его малая родина. А из множество таких, близких сердцу мест и состоит наша великая Родина.

Покажите на карте месторасположения нашего Воронежского края.


3. Изучение государственной символики.

А) игра « Кто лишний?»

- Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы. Слово

« символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.

Как вы думаете, какое из этих слов не относится к государственной символике?

ГЕРБ, ГИМН, БЕРЁЗА, ФЛАГ.

Имеет флаг, и гимн, и герб

Российская держава.

И, как все символы, они

Жизнь нашу отражают.


Б) словесное рисование « Герб России».

- Слово « герб» происходит от немецкого « эрбе» - наследство. Гербом называют изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. В старину гербы имели так же дворянские роды или отдельные лица.

Рассмотрим герб России. Опишите его.

( Учащиеся рассматривают и описывают герб России).

- Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны с запада и востока. Три короны над ним – символ кровного братства и единой истории трёх восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава – символы государственной власти.

На герб посмотрим: здесь орёл,

Да не простой – двуглавый,

Символизирует страну –

Могучий величавый.

В Европе с Азией страна

Раскинулась широко –

Меж океанов и морей,

От запада к востоку.

Вот и взирает птица-царь

В две стороны внимательно:

В порядке ль всё, не шёл чтоб враг,

Следит он обязательно.

В руках держава, скипетр есть,

Над главами – короны.

И всадник на коне верхом,

И змей, копьём сражённый.

- А кто из вас знает, что за всадник изображён на красном щите, который расположен на груди орла?

( Святой Георгий Победоносец).


В) « Легенда о святом Георгии».

- Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.

В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в тёмной пещере на берегу моря. Огнём жёг землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – всё съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог оставить царевну в беде. Сразился со змеем и победил его, став навеки Победоносцем.


Г) устное сообщение « История флага».

- А о каком символе государственной власти эта загадка?

Гордо я на мачте корабля,

И в бою солдаты берегут меня.

Я России часть и знак –

Бело-сине-красный…

( флаг).

- Самые первые флаги были военные . Появились они тогда же, когда появились большие армии и возникла необходимость издали отличать, какой отряд движется – свой или вражеский. Для этой цели и стали воины привязывать к копьям ленточки и кисточки разных цветов. Размеры этих ленточек увеличивались, рисунок усложнялся, и появились настоящие флаги.

У древних римлян флагов ещё не было. Но у воинских подразделений Древнего Рима – легионов были свои значки, изображающие орлов нВ высоком древке, под которыми крепились таблички с названиями легионов. Зато у древних кочевников скифов были уже настоящие флаги. Их шили в виде длинного мешка, изображающего дракона с пастью, ногами и хвостом в виде рукавов. На ветру мешок раздувался, и вид получался очень впечатляющий. Интересно, что ещё в начале XX века почти такие же знамёна существовали у горных общин в Грузии, только изображали не дракона, а льва. Но надутые флаги всё же редкость. Обычный флаг бывает в виде прямоугольного полотнища. Уже в начале средних веков в Европе каждый рыцарь имел свой герб, который изображал на щите и на флаге, прикреплённом к копью.

Современные флаги большинства стран составлены из цветных полос одинаковой или разной ширины. Синий, белый, красный – самые распространённые цвета государственных флагов. Из государств – членов ООН более 30 стран имеют флаги, составленные этими тремя цветами.

Д) диспут« Что обозначают цвета Российского флага».

Трёхцветный флаг России учреждён первым российским императором – Петром I. Петр очень уважал Голландию, самую передовую страну в тогдашней Европе, и многое заимствовал у неё, в том числе идею флага, изменив лишь порядок цветов. В ту эпоху эти цвета чаще всего трактовались как выражение трёх основных сословий: белый – духовенство, синий – дворянство, красный – трудовой народ.

Позднее эти цвета стали истолковываться по-другому. Какую версию вы слышали, и какая вам наиболее близка?

( Учащиеся высказывают своё мнение).

А флаг России – триколор,

Полотнище в три цвета.

В нём яркой красной полосой

Страна наша воспета.

В России так заведено,

Что любят красный цвет давно.

Не зря ведь названы у нас

И площадь Красной, и изба,

И даже девица красна.

Ведь красный – это красота,

Цвет крови, и цвет жизни,

И верности Отчизне.

Продолжим экскурс в старину,

Тогда узнаем почему

У флага есть ещё цвета,

Что значат ещё цвета два.

Цвет белый – это чистота,

России белые снега.

А благородство – синий цвет,

Синее рек российских нет!

***

Белый цвет – берёзка,

Синий – неба цвет,

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

Е) Игра « Найди Российский флаг».

( На доске – изображения флагов разных стран, имеющих в своём составе три цвета: красный, синий, белый. Это - Россия, Франция, Югославия, Великобритания, Нидерланды. Учащиеся должны отыскать среди них российский флаг).


Ж) конкурс « Допиши гимн России».

- Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном.

Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях.

Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российской есть слова:

« Россия – любимая наша страна».

Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучшей страны.

Слова написал те Сергей Михалков,

Понятен и близок нам смысл этих слов.

А Александров ноты сложил.

Работу над гимном так завершил.

Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества.

( Дети получают заготовки со словами гимна, но в некоторых местах его слова недописаны. Задача участников данного конкурса – вставить пропущенные слова в гимн. Оценивается правильность и скорость выполнения задания).


V. Физкультминутка.

Посмотрите, посмотрите,

Вот какой флажок у Мити.

Гордо он его поднял,

Влево, вправо помахал.

Он шагает на парад,

Митя – будущий солдат.


VI. Продолжение работы над темой урока.

1. Изучение областной символики.

А) Герб Воронежской области.

На красном щите – золотая гора.

Струится всегда по горе той вода.

Её изливает кувшин серебристый –

И льётся родник этот чистый-пречистый.

Дубовой листвою увит красный щит.

Вверху же корона златая горит.

Корону венчает вензель Петра

Прославил он край наш родной на века.






Б) Флаг области.

С полоскою синей

Наш флаг ярко-красный,

А в центре красуется

Герб наш прекрасный.




2. Знакомство с гербами городов Воронежской области.

( На доске – рисунки различных гербов Воронежской области).

А) « О каком гербе загадка?»

Щит пшеницею увит,

На щите кувшин лежит.

В нём всегда воды полно,

А вода как серебро.

С золотой горы журчит,

Изобилие сулит.

( Герб Воронежа).





Б) « О чём говорят гербы?»

Гербы ты эти рассмотри,

Что говорят они о городе - скажи.

( По изображённым на гербах символам, школьники рассказывают об особенностях городов Воронежской области).

В) « Прочитай слово».

- Расположите эти буквы в порядке увеличения размера шрифта и вы узнаете название науки, которая занимается сбором информации о различных гербах, их описанием и правилами составления.

е а и г ь а р д л к

( Геральдика).


VII. Коллективная творческая работа « Герб дружбы».

- Давайте придумаем герб нашего класса.

Выбираем:

1. Форму герба.

2. Символы.

3. Цветовые сочетания.


VIII. Подведение итога урока.

- Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина. Каждый любит её, любит место, где он родился и живёт, любит родные леса и поля, людей, с которыми он живёт, любит свою великую страну, имя которой – Россия.

Берегите Россию – нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе…

Берегите Россию –

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть!


IX. Домашнее задание.

Оформление тематической классной выставки « Россия – Родина моя».


Литература:

  1. Будакова Ю.В. Из опыта патриотического воспитания младших школьников// Начальная школа. – 2008. - № 9. – С.45-49.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Россия-Родина моя"

Автор: Коваль Надежда Митрофановна

Дата: 09.12.2015

Номер свидетельства: 264248


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства