| № п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Умения и виды деятельности | Дата | Домашнее задание | |
| специальные | обще учебные | по плану | Фактически | |
| Раздел 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА И ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (6 ч) | |
| 1 | Искусство первобытного человека | 1 | Значение первобытной культуры. Произведения изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека. Зарождение театра, музыки и танца. Синкретический характер искусства первобытного человека Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды | Формировать понятие о художественно- исторической эпохе и развитии человеческой цивилизации. Знакомиться с памятниками первобытной культуры. Постигать духовное наследие человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства. Знать периодизацию первобытной куль-туры, синкретический характер искусства первобытного человека,. Пользоваться искусствоведческими терминами. Альтамир, мегалиты: дольмен, менгир, кромлех; Стоунхендж; пантомима, синкретический | 3.09 | | Гл.1 Сообщение «Первые художники Земли» | |
| 2 | Художественная культура Древней Передней Азии. Входной срез | 1 | Особенности художественной культуры Месопотамии. Зиккураты - важнейшие архитектурные сооружения. Монументальность, аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Изобразительное искусство Междуречья. | Углубить представления о традиционных и современных видах искусства, их общности и различии, характерных чертах и основных специфических признаках. Знакомиться с важнейшими достижениями художественной культуры Древней Передней Азии. Развивать художественное мышление, творческое воображение, внимание, памяти, в том числе зрительную, слуховую и др. Знать особенности художественной культуры Месопотамии. Осуществлять поиск, отбор и обработку информации сводчато-арочная конструкция, зиккурат, пандус, Вавилонская башня, Висячие сады Семирамиды, клинопись | 10.09 | | Гл.2 Презентация «Искусство Древней Передней Азии» | |
| 3 | Архитектура Древнего Египта | 1 | Культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре. Скальные храмы и гробницы (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора) | Обогатить эмоционально-духовную сферу школьников в процессе восприятия художественных ценностей, познавательной деятельности. Углубить представления о традиционных и современных видах искусства, их общности и различии, характерных чертах и основных специфических признаках. Рассмотреть периодизацию развития культуры Древнего Египта; роль и место человека в художественной культуре в данный исторический период; архитектурные шедевры. Знать шедевры и основные направления архитектуры Древнего Египта; понимать их влияние на мировую художественную культуру. Пользоваться дополнительной литературой, картами, таблицами, схемами. пирамида Хиопса, сфинкс, пилон, обелиск, архитектурный комплекс | 17.09 | | Гл. 3 Маршрут путешествия по долине в Гизе. | |
| 4 | Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. | 1 | Культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Гигантизм и неизменность канона. Скульптурные памятники Египта; рельефы и фрески. Сокровища гробницы Тутанхамона. Музыка, театр и поэзия Древнего Египта. | Расширить опыт художественно-творческой деятельности учащихся в области различных видов искусства, включая современные мультимедийные технологии. Постигать системы знаний о принципах канона, о композиции и символике цвета. Иметь представление о роль человека в изобразительной деятельности египтян. Знать понятие канона, рельефа, фрески; сокровища гробницы Тутанхамона; особенности музыки Древнего Египта. Владеть основными видами публичных выступлений. Следовать этическим нормам и правилам ведения диалога. Рассказывать о создании и особенности основных памятников изоискусства Древнего Египта, узнавать их на изображениях Канон, фреска, рельеф, мистерия. | 24.09 | | Гл. 4 | |
| 5 | 1 | 1.10 | | Сообщение «Музыка и танец в жизни древних египтян» | |
| 6 | Художественная культура Мезоамерики | 1 | Важнейшие культурные достижения цивилизации ольмеков (ступенчатые пирамиды, каменная скульптура). Дворцы ацтекских правителей. Ювелирное искусство. Искусство майя. Искусство инков. | Постижение системы знаний о единстве и многообразии, национальной самобытности культур народов Мезоамерики. Расширить сферу познавательных интересов. Находить отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Самостоятельно организовывать поиск информацию по теме; аргументировать собственную точку зрения в дискуссии Ольмеки, ацтеки, майя, инки, реконструкция | 8.10 | | Гл.5 Эскизы одежды или предметов ДПИ. | |
| Раздел 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ (6 часов) | |
| 7 | Эгейское искусство | 1 | Истоки крито-микенской культуры и ее значение. Шедевры эгейской архитектуры. Фрески Кносского дворца. Вазопись стиля Камарес. | Знать и уметь характеризовать искусство крито – микенскую культуру в художественно исторической эпохе. | 15.10 | | Гл. 6 | |
| 8 | Архитектурный облик Древней Эллады. | 1 | Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации- динамическое воплощение мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса(синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия) Пергамский алтарь - слияние восточных и античных традиций (гигантизм, экспрессия, натурализм) | Дать понятие всемирно-исторического значения художественной культуры Древней Греции, ордерной системы в архитектуре. Рассмотреть периодизацию; архитектуру архаики, классики, эллинизма. Владеть терминологией основных понятий древнегреческой ордерной системы, Знать примеры архитектурного наследия Древней Греции Античность, архаика, ордерная система: дорический, ионический, коринфский, кариатиды, Акрополь, Парфенон, эллинизм. | 22.10 | | Гл. 7 Презентация «Выдающиеся древнегреческие скульпторы» | |
| 9 | Изобразительное искусство Древней Греции | 1 | Основной этап развития древнегреческой скульптуры. Скульптурные творения архаики. Мастера классики: Мирон, Поликлет, Леохар, Пракситель. Скульпторы эллинизма: Лисипп, Агександр, Афинодор, Полидор. Искусство вазописи | Раскрыть непреходящее значение творений греческой скульптуры. Познакомить с основными стилями вазописи Древней Греции. Иметь представление об основных этапы развития древнегреческой скульптуры, основные стили греческой вазописи. Описывать живописные или скульптурные произведения по плану со с.394. Курос, кора, вазопись | 5.11 | | Гл.8 | |
| 10 | Архитектурные достижения и Древнего Рима | 1 | Особенности славы и величия Рима, как основной идеи римского форума как центра общественной жизни, Особенности культурного наследия Древнего Рима в сравнении с культурой Древней Греции. Художественное и архитектурное своеобразие исторических памятников Рима: Колизей, Пантеон, триумфальные арки. Изобразительное искусство этрусков, римский скульптурный портрет, мозаичные и фресковые композиции | Выявить значение древнеримской художественной культуры и ее периодизации. Анализировать и сопоставлять произведения искусства с учетом особенностей их художественного языка. Выделять характерные элементы произведения. Знать влияние на римское искусство культуры Древней Греции; основные архитектурные и изобразительные достижения Рима. Форум, Триумфальная арка, базилика, Пантеон, Колизей, акведук, владук, термы, скульптурный портрет, мозаика, фреска | 12.11 | | Гл. 9 | |
| 11 | Изобразительное искусство Древнего Рима | 1 | Особенности славы и величия Рима, как основной идеи римского форума как центра общественной жизни, Особенности культурного наследия Древнего Рима в сравнении с культурой Древней Греции. Художественное и архитектурное своеобразие исторических памятников Рима: Колизей, Пантеон, триумфальные арки. Изобразительное искусство этрусков, римский скульптурный портрет, мозаичные и фресковые композиции | Выявить значение древнеримской художественной культуры и ее периодизации. Анализировать и сопоставлять произведения искусства с учетом особенностей их художественного языка. Выделять характерные элементы произведения. Знать влияние на римское искусство культуры Древней Греции; основные архитектурные и изобразительные достижения Рима. Форум, Триумфальная арка, базилика, Пантеон, Колизей, акведук, владук, термы, скульптурный портрет, мозаика, фреска | 19.11 | | Гл. 10 | |
| 12 | Театральное искусство и музыка Античности | 1 | Мифологическая основа мировоззрения в культуре, мифы музыкального характера. Рождение греческого театра, выдающиеся трагики и комедиографы греческого театра. Театральное и церковое искусство Древнего Рима. Музыкальное искусство Античности. -Инсценировать один из эпизодов трагедии Эсхила «Прометей Прикованный». Работа по группам. Опыт творческой деятельности: -Сообщение учащихся об античном Риме на основе очерка Н.В.Гоголя «Рим», стихотворений И. Бродского, картин С. Щедрина («Колизей в Риме») и А. Иванова («Аппиева дорога при закате солнца») | Обогатить эмоционально-духовной сферу школьников в процессе восприятия художественных ценностей, познавательной деятельности. Проследить рождение греческого театра; особенности театральной культуры римлян. Дать представление о значении музыки в жизни античных обществ. Знать истоки и механизм развития театрального искусства Античности, отличия и особенности музыкального искусства. Исследовать проблемную теорию вопроса Дифирамбы, пантомима, трагик, гармоника, каноника. | 26.11 | | Гл. 11 Выразительное чтение стихотворений И.Бродского | |
| Раздел 3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (10 часов) | |
| 13 | Мир византийской культуры | 1 | Византийская архитектура София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве Иконопись и икона (специфика символического языка и образности). Искусство мозаики. | Выявить значение культуры Византийской империи, как пролог к развитию средневековой культуры. Знать важнейшие достижения художественной культуры Византии. Проводить стилистический анализ, определять характерные особенности крестово-купольный тип храма, иконопись, собор Св. Софии | 3.12 | | Гл.12 | |
| 14 | Архитектура западноевропейского Средневековья Контрольный тест (1-й урок темы) | 1 | Обращение к римским архитектурным традициям и появление новых стилей зодчества. Романский стиль архитектуры. Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Архитектура Готики. Готический собор как образ мира. Архитектурное оформление портала средневекового собора. | Дальнейшее формирование понятий об архитектурном стиле и направлений в искусстве. Выявлять особенности романского и готического стилей в искусстве. Находить сходные и различные черты художественных стилей; описывать архитектурные произведения по плану со с.394. Романтский и готический стили, перспективный портал, феодальный замок, башня-донжон, собор Нотр -Дам в Париже | 10.12 | | Гл.13 | |
| 15 | 1 | 17.12 | | Эскиз архитектурного сооружения в традициях готики | |
| 16 | Изобразительное искусство Средних веков | 1 | Идея божественности мироздания как основа синтеза каркасной конструкции архитектуры, скульптуры, света и цвета (витраж), Скульптура романского и готического стиля. Искусство витража. | Постижение системы знаний о создании художественного образа в изобразительном искусстве на примере изобразительного искусства средневековья. Определять особенности изобразительного искусства Средних веков. Воспринимать произведения разных видов искусства. Работать с дополнительной литературой и другими источниками Химеры, витраж, окно-роза | 23.12 | | Гл.14 Эскиз витража композицию окна-розы. | |
| 17 | Театральное искусство и музыка Средних веков | 1 | Литургическая драма. Средневековый фарс. Достижения музыкальной культуры. Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев). | Раскрыть значение литургической драмы и григорианского хорала в средневековой Западноевропейской культуре. Расширить познания в области театрального искусства: театральное выражение средневекового фарса, мистерии, особенности григорианского хорала. Готовить доклады. Развивать навыки публичного выступления перед аудиторией Литургическая драма, миракли, моралите, фарс, григорианский хорал, минезингеры, трубодуры, труверы | 24.12 | | Гл. 15 | |
| 18 | Художественная культура Киевской Руси | 1 | Архитектура Киевской Руси. Храмовое строительство. Изобразительное искусство. | Постижение системы знаний о самобытности архитектуры Древней Руси. Знать понятия экстерьера крестово-купольного храма, особенности и своеобразие живописи Древней Руси. Пользоваться искусствоведческими терминами. Зодчество, хоры, закоморы, пилястры, килевидные арки (какошники), фасады, плинфа, цемянка | 14.01 | | Гл.16 | |
| 19 | Развитие русского регионального искусства | 1 | Архитектура Великого Новгорода и её характерные особенности. Храм Софии Новгородской. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Следование традициям владимиро-суздальских мастеров, обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества. Ансамбль Московского кремля. | Познакомить с особенностями и своеобразием культуры России в период феодальной раздробленности. Выявлять общность и различия регионального искусства. Знать наиболее значимые памятники русского искусства данного периода. Определять особенности творческой манеры художника Новгородская школа иконописи, московская школа живописи, светотень. | 21.01 | | Гл. 17 Маршрутный лист экскурсии по Московскому Кремлю | |
| 20 | Искусство единого Российского государства | 1 | Искусство периода образования государства. Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов. Искусство периода утверждения государственности. Искусство России на пороге Нового времени. | Дать представление о развитии русского искусства в период образования государства Устанавливать характерные изменения в русском искусстве. Определять стилевые особенности произведений. Шатровый тип храма, подклеть, четверик, восьмерик нарышкинский стиль, Строгановская школа живописи, парсуна | 28.01 | | Гл.18 Афиша путешествия по крупнейшему центру русского деревянного зодчества | |
| 21 | 1 | 11.02 | | |
| 22 | Театр и музыка Средневековой Руси | 1 | Возникновение профессионального театра. Эволюция русского театра в допетровскую эпоху, во время царствования Петра I; рождение профессионального театра в России. Музыкальная культура. | Дать представление о развитии театральной и музыкальной культуры средневековой Руси Фиксировать основные этапы развития театральной и музыкальной культуры средневековой Руси. Воспринимать произведения искусства, смысл художественного образа. Придворный и школьный театр, знаменный распев, монодия, многораспевность, партесное пение | 18.02 | | Гл. 19 | |
| Раздел 5. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА ВОСТОКА (4 часа) | |
| 23 | Художественная культура Индии | 1 | Своеобразие культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Изобразительное искусство. Музыкальное и театральное искусство Индии. | Познакомить с самобытностью и неповторимостью искусства Индии. Знать основные виды архитектурных сооружений Индии, особенности развития искусства музыки и танца в Индии. Описывать некоторые выдающиеся памятники индийского зодчества. Пантеон индийских богов, якшини, чайтья, вихара, притвор, миниатюрная живопись, рага, «Веды»,ситар, «раса». | 25.02 | | Гл.20 | |
| 24 | Художественная культура Китая | 1 | Шедевры архитектуры Китая. Суть своеобразия китайского зодчества - воплощение мифологических (космизм) и религиозно-нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений. Скульптура. Жанры китайской живописи. Пекинская музыкальная драма | Показать значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Узнавать самые значительные памятники архитектуры и скульптуры Китая. Применять коммуникативные навыки работы в группах Пагода, павильон, «терракотовое» | 3.03 | | Гл. 21 | |
| 25 | Искусство Страны восходящего солнца (Япония) | 1 | Шедевры японской архитектуры. Садово-парковое искусство - сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) Японии. Мастера японской гравюры. Театральное искусство. | Проанализировать своеобразие и неповторимость искусства Японии. Узнавать основные архитектурные достопримечательности Японии. Прочитывать информацию, заключенную в памятниках культуры, анализировать произведения, особенности их языка Иероглифическая каллиграфия, гравюра, нецке | 10.03 | | Гл.22 Сочинение-эссе «Мои размышления в японском саду камней». | |
| | |
| 26 | Художественная культура Ислама | 1 | Своеобразие мавританского стиля, знать характерные черты изобразительного искусства (каллиграфии, куфи) и архитектуры Ислама. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора. Литература и музыка Ислама | Познакомить с историческими корнями и значением искусства Ислама, Фиксировать характерные черты архитектуры и изобрази-тельного искусства (каллиграфии, куфи) Ислама. Мечеть, минарет, медресе, мавританский стиль, муэдзин, каллиграфия | 17.03 | | Гл.23 | |
| Раздел 6. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ (8 часов) | |
| 27 | Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения | 1 | Характерные черты художественной культуры эпохи Возрождения (Ренесанса).Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения. Мастер Проторенессанса Джотто. Живопись Раннего Возрождения. В мире образов Боттичелли. Скульптурные шедевры Донателло. | Дать представление об историческом значение и вневременной художественной ценности идей эпохи Возрождения. Выявлять периодизацию эпохи Возрождения, характерные черты живописи Проторенессанса, наиболее известных художников данного периода. Гуманизм, Ренессанс, Проторенессанс | 24.03 | | Гл.24 | |
| 28 | Архитектура итальянского Возрождения | 1 | Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города. Флорентийское чудо Брукеллески. Великие архитекторы эпохи Возрождения | Постижение системы знаний об архитектуре, итальянского Возрождения. Любоваться лучшими произведениями мировой архитектуры и знать их. Проводить самостоятельную исследовательскую работу. Работать в коллективе Ротонда | 6.04 | | Гл.25 | |
| 29 | Титаны Высокого Возрождения | 1 | Титаны Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи(Выражение леонардовского представления о мире в улыбке,“Моны Лизы” “полной иронии и ума, показывающей осознание границ доступного человеческому разуму”). Микеланджело –бунтующий гений. Рафаэль - «первый среди великих» (Выявление внутреннего мира персонажа в портретах и сопоставление его с внешним видом) | Формировать систему знаний о выдающихся художниках эпохи Возрождения их вкладе в мировую художественную культуру. Знать основные вехи творческого пути и особенность художественного языка каждого из представителей итальянского Возражения. Развивать навыки публичного выступления перед аудиторией. Леонардо до Винчи, Микеланджело, Рафаэль | 7.04 | | Гл.26 Презентация «Мастера венецианской живописи». | |
| 30 | Мастера венецианской живописи | 1 | Живопись основанная на чувственном восприятии мира и провоцирование природой поисков художниками особого колорита, буйства красок, стихий чувств и эмоций. Окончательное освобождение масляной живописи от традиций темперы и фрески. Творчество Беллини и Джорджоне. Художественный мир Тициана. Многообразие его таланта. | Расширить систему знаний о выдающихся художниках эпохи Возрождения. Знать мастеров и творения венецианской живописи Сопоставлять жизненные явления с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства. Темпера, Тициан, архитектурный пейзаж, Маньеризм | 14.04 | | Гл.27 | |
| 31 | Искусство Северного Возрождения Контрольный тест (2-й урок темы) | 1 | Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Живопись нидерландских и немецких мастеров. Пантеизм - религиозно-философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. В мире фантасмагории Босха. Творчество Брейгеля. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера - художника, достойного бессмертия | Дать представление о развитии искусства Северного Возрождения. Выявлять черты ренессанса в архитектуре Северной Европы; живописи нидерландских, немецких мастеров. Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений. гравюры на дереве и металле Дюрера | 21.04 | | Гл. 28 Сообщение «Дюрер – художник, достойный бессмертия». | |
| 32 | 1 | 12.05 | | |
| 33 | Музыка и театр эпохи Возрождения | 1 | Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Начало профессионального композиторского творчества и инструментальной музыки. Итальянская комедия дель арте. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. | Познакомить с музыкальной культурой Возрождения; рассмотреть роль музыки в нравственном воспитании общества. Знать музыкальную культуру Возрождения. Интерпретировать содержание (смысл, художественную информацию) шедевров мирового музыкального искусства с позиций их эстетической и нравственной ценности. Полифония, имитация, комедия дель арте, речитатив, мадригал | 19.05 | | Гл. 29 Сообщение Искусство комедии дель арте» | |
| 34 | Обобщение по теме года: « От истоков до XVII века» | 1 | Повторение и систематизация по всему курсу МХК 10 класса. Представление проектов, исследовательских работ, презентаций учащихся по курсу МХК «От истоков до XVII века» Провести сравнительный анализ произведений разных авторов и стилей. | Выявить качество и уровень овладения знаниями умениями навыками, предусмотренными учебной программой за курс МХК 10 класса. Расширять опыт художественно-творческой деятельности в области различных видов искусства, включая современные мультимедийные технологии. Владеть основными видами публичных выступлений. Следовать этическим нормам и правилам ведения диалога. Анализировать, устанавливать при-чинно-следственные связи; классифицировать, формулировать выводы. | 26.05 | | | |
| Итого: 34 часа | |