kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Культура и искусство моего народа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот курс раскрывает перед учеников наиболее важные закономерности в развитии отечественной культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Культура и искусство моего народа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 19







Программа

элективного курса для 9 класса

«Культура и искусство моего народа»

17 часов









Составитель:

учитель музыки и МХК

МБОУ СОШ № 19

Хачатурян Л.В.







2014 г.

Пояснительная записка.

Реализуя цель, поставленную перед художественно – эстетическим направлением по формированию духовной культуры старших школьников этот курс решает несколько задач:

- раскрытие перед учеником наиболее важных закономерностей в развитии отечественной культуры, ее роли в жизни общества, нравственного потенциала, что позволит им выбрать профессии: работник культуры и искусства, историк – искусствовед, художник – оформитель, архитектор.

- овладение образным языком искусства как на уровне сопережи- вания и восприятия, так и на уровне творческого самовыражения.

- развитие у школьников воображения, творческих способностей, потребности общаться с искусством, стремления к самообразованию.

Этот курс строится параллельно курсу истории России, не замыкается на развитии одного какого – нибудь вида искусства, а по охвату разнообразных проблем становления русской культуры является предтечей интегративного курса МХК.

Основным методом педагогического общения с ребятами должно стать проблемное обучение, в процессе которого происходят одновременно анализ и обсуждение изучаемого материала, и возникает обратная связь с детьми.

Это очень важно для учителя, она поможет ему самому определять скорость прохождения нового материала. Поэтому в программе нет поурочных разработок (а есть тематическое).

Материал I темы как бы теоретический. Ребята могут ориентироваться в нем, если с самого начала общий разговор будет строиться на известном им материале искусства. Поэтому здесь конкретные произведения не предлагаются, так как они в разных школах фигурируют разные. Постепенно кругозор детей, конечно, расширяется, когда учитель дает им домашнее задание на поиск картин. Разговор о фольклоре должен органично вылиться в историческую проблематику.

Для этого курса необходимо гибкое сочетание классной и внеклассной работы. Походы на выставки, концерты, посещение музеев, архитектурных заповедников, театров, просмотры фильмов неотъемлемая часть занятий. Обсуждение увиденного обязательно входит потом в содержании следующих уроков.

Курсы завершаются зачетной системой или специальным экзаменом по курсу «Культура и искусство моего народа». На таком экзамене ребята отчитываются тем творческим вкладом, который

Они внесли в совместное изучение предмета в течение всего курса.

Проходить такой экзамен может в форме викторины, игры «Что? Где? Когда?», КВНа, или в традиционной форме с использованием билетов.


















Содержание курса.

I. Общая тема: «Человек – искусство – общество: духовные связи».

1. Человек как целостное существо.

Единство эмоционального и интеллектуального восприятия мира, единство слова и дела, нравственная направленность развития личности – вот признаки целостного развития личности человек. Умение преобразовать окружающий мир и себя в нем по законам красоты – гармоничной личности и одновременно творческой.

Роль искусства в сохранении целостности человека, как целостности человека, как целостное видение мира (то есть воображение), умение сопереживать, чувствовать, и, наконец, доводить свой замысел до конца. Что заставляет художника творить? Потребность в совершенстве.

2.Совершенство и красота: их общее и различное.

Что такое эстетический идеал?

Прекрасна ли молодежная культура? Какие черты в людях она развивает? Почему в наши дни родились выражения «экологическая культура» и «экология человека»?

Какую культуру надо спасать и что угрожает человеку даже в мирное время?

3.Массовая культура и фольклор – общее и различное.

Стадный характер первой и коллективный характер второго. Ориентированность фольклора на гармонию человека с природой и обществом. Народ как часть мироздания и фольклор как форма их единение. Этимология слова «фольклор» (с лат.) народная мудрость. Этимология слова «культура» - служение свету (санкрит) – воспитание (с лат) – наиболее точно переводится русским словом «просвещение».

Происхождение основных ключевых нравственных понятий в русском языке. Пантеон славянских богов: Род, Лада (как Космос – источник жизни – и Гармония); их дети: Даждьбог или Сварог (дающий благо, свет – Солнце), Мокашь (Мать – сыраземля), Перун (бог – громовержец) и т.д. Происхождение «Русь» («Рось») – страна рек, страна городов, стоящих на реках «Рос» - так называлась в арабских источниках Волга.

Обряд – это коллективные действа членов общины, строго определенные обычаями данного народа или племени.

Календарные или земледельческие обряды и семейно – бытовые.

II.Общая тема «Культура Киевской Руси:

принятие христианства – двоеверие».

  1. Культура и быт славянских племен.

Природосообразность древнерусского искусства. Человек как посредник между природной стихией (небом) и обществом (землей). Символика русского народного костюма: треъярусный строй украшений – оберегов.

Хороводы, пляски: общественное назначение. Мимика, пластика, жест в танце – их символика – образная связь с текстом.

Народ – строитель. Гармония жилья с природой. Изба как малая модель мироздания, вписанность ее в русский ландшафт. Деревянное зодчество Руси.

  1. Принятие христианства.

Причины выбора киевским князем Владимиром Византийского варианта. Первые школы и первые библиотеки. «Русская правда» Ярослава Мудрого – первый учебник по философии.

  1. Киевская архитектурная школа XXII вв.

Софья Киевская и Софья Новгородская – символы мощи сложившегося государства.

Христианство и язычество славянских народов: общее и отличие. Освящение русской церковью многих языческих обрядов, Космологические истоки христианства. Календарные или земледельческие обряды, сохранившиеся до XX в.

Начало столкновений между князьями. Двоеверие – нравственный фон междуусобиц. Каким богам молился автор «Слова о полку Игореве?». Почему его предостережение превратилось в трагическое пророчество? Какие характеры прославлял автор «Слова…» в своем произведении?

Отличие «Слова» от летописи, притчи, поучения. Жанр этого произведения? Каков и чей перевод «Слова» больше нравится и почему?

III. Общая тема «Становление и расцвет Московского княжества».

1.Конец Киевской Руси.

Потеря Днепра и путей на Запад, основание Москвы на западной окраине «Владимирско – Суздальского княжества». Рост русского национального самосознания в борьбе с татаро – монголами.

Роль религии в укреплении русского единства. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской – духовный союз и нравственный подвиг обоих перед лицом современников и потомков. Богатыри – монахи на поле Куликовского боя – кощунство или благо?

2. Русское Возрождение.

Народ – строитель. Москва – город – крепость. История создания Московского Кремля. Москва белокаменная, Москва – цитадель!

Почему перестраивалась Московская крепость? Русское Возрождение: народ – художник Феофан Грек – Андрей Рублев – Дионисий. Три иконописных школы. Сходства и различия.

  1. Монастырь – сторожевой пост государства.

Крепостное зодчество Руси на главных дорогах страны.

История возникновения Казанского ханства на обломках княжества Волжских Булгар. Культура Казани ко времени завоевания ее Иваном IV. Взаимовлияние 2х культур: облик Казанского Кремля и Покровского Собора в Москве. Почему у него 9 глав? «Восьмое чудо света» - кто спас его для нас от разрушения в XX веке?

IV. Общая тема «Русь в преддверии Петровских реформ»

  1. Раскол русского общества в середине XVII века.

Никон и Авакум как представители двух разных духовных традиций в русской культуре: с одной стороны, тяготение к единству с западными славянами и отсюда – «нестяжательству» и обособленности русской культуры от Запада.

  1. Расцвет русской культуры во второй половине XVII века.

Московское барокко в архитектуре и прикладном искусстве. Симеон Полоцкий – просветитель. Зарождение научной картины мира, светских форм театра, массового книгопечатания. Знаменное пение переход от народных певческих традиций к духовным песнопениям.

Создание новой образовательной системы, слияние церкви и государства, поддержка высшим духовенством реформ Петра I. Причины победы русских войск в войне на два фронта против шведов и турок.

  1. Вся страна – большая мастерская. Народ – строитель.

Создание передового морского флота, передового литейного производства, новых принципов строительства городов. Культура России эпохи Петра – слепое подражание западу или попытка творческого переосмысления его культурного наследия? Зарождение профессионального искусства. Его резкое противопоставление по форме народному искусству.



Название темы

Количество часов

Форма проведения

Всего

Лекционных

Практических

  1. «Человек – искусство – общество: духовные связи» (5 ч).

1.

Человек как целостное существо.

1ч.

1ч.


беседа

2.

Совершенство и красота: их общее и различное.

1ч.

1ч.


лекция

3.

Массовая культура и фольклор.

3ч.

1ч.

2ч.

лекция, экскурсия

  1. Культура Киевской Руси: принятии христианства – двоеверие» (4 ч).

1.

Культура и быт славянских племен.

1ч.

.1ч.


беседа

2.

Принятие христианства.

1ч.

1ч.


беседа

3.

Киевская архитектурная школа X – XII вв.

2ч.

1ч.

1ч.

беседа

  1. «Становление и расцвет Московского княжества» (4 ч).

1.

Русское Возрождение

1ч.

1ч.


лекция

2.

Монастырь – сторожевой пост государства.

2ч.

1ч.


лекция, экскурсия

3.

Разорение русской земли Иваном IV.

1ч.

1ч.


лекция

IV. «Русь в преддверии Петровских реформ» (3 ч).

1.

Раскол русского общества в середине XVII века.

2ч.

1ч.

1ч.

беседа

2.

Расцвет русской культуры во II половине XVII века.

1ч.


1ч.

викторина

3.

Вся страна – большая мастерская. Народ – строитель.

1ч.

1ч.


беседа

Всего: 17 часов
































Список художественной литературы для учащихся

I тема

Русские пословицы и поговорки.

Народные песни, плачи.

Русские мифы, сказки.

А.Н.фанасьев «Живая вода и вещее слово».

II тема

Русский эпос.

Былины: Садко. Василий Буслаевич.

Героические былины.

«Слово о полку Игореве».

«Задонщина»

А.Никитин «Хождение за три моря»

III тема

Фольклорные мотивы в творчестве русских писателей.

А.С.Пушкин Сказки.

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».

А.Н.Островский «Снегурочка».

IV тема

Русская история в творчестве русских писателей.

А.К.Толстой «Смерть Иоанна Грозного».

Царь Федор Иоаннович, Царь Борис.

А.С.Пушкин «Борис Годунов», «Записки о Петре», «Медный всадник».

































Библиография для учителя

I тема

Афанасьев А.Н. живая вода и вещее слово – М, Сов. Россия, 1988

Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы – М, Наука, 1079

Лихачев Д. Земля родная, - М, Современник, 1986

Юго А. Думы о русском слове, 1972

Василенко В. Народное творчество: X – XII вв. – М, Искусство, 1977

Гронн В. Фольклор и действительность, - М, Наука, 1976



Рыбаков Б. Язычество древней Руси – М, Наука, 1987

Любимов Л. Искусство Древней Руси – М, Просвещение, 1981

Птица Сирин: рассказы о русском декоративно – прикладном искусстве, - М, 1988

Мерцалова М. Поэзия народного костюма – М, Молодая Гвардия, 1988

Колеч А.И. Древнерусское зодчество конца X начала XII вв. – М, Наука, 1987

III тема

Чивилихин В. Память. Книги 1 – 2 – Лениздат, 1983

Лошну Ю. Дмитрий Донской – М, МГ, 1980

Гилявский В, Тиц А, Ушаков Ю. История русской архитектуры, - Л, Стройиздат, 1984

Голдштейн. Зодчество – М, Просвещение, 1979

Даркевич В. Народная культура Средневековья – М, Наука, 1988

IV тема

Фольклорный театр: тесты – М, Современник, 1988

Кулековская Н, Кулековский Л. «С маской, бубном гудком»: как возник и развивался народный театр, М, Сов. Композитор, 1983

Азаров Ю. Печера В. КН. Новый Свет – М, Сов. Писатель, 1967

Ново – иерусалимский монастырь – М, 1989

Дмитриева М, Ермилова И. Семнадцатый век и его культура – ИРИ, т.4 – М, 1959








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Культура и искусство моего народа

Автор: Хачатурян Любовь Владимировна

Дата: 20.10.2017

Номер свидетельства: 433451

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Роль музейной педагогики в реализации образовательной программы "Искусство и культура моего народа" на уроках ИЗО "
    ["seo_title"] => string(121) "rol-muzieinoi-piedaghoghiki-v-riealizatsii-obrazovatiel-noi-proghrammy-iskusstvo-i-kul-tura-moiegho-naroda-na-urokakh-izo"
    ["file_id"] => string(6) "174439"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424120054"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Элективный курс для 9 класса "Культура и искусство моего народа""
    ["seo_title"] => string(62) "elektivnyi_kurs_dlia_9_klassa_kultura_i_iskusstvo_moego_naroda"
    ["file_id"] => string(6) "615049"
    ["category_seo"] => string(9) "iskusstvo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1665868684"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока по истории Казахстана на тему: "Культура казахского XV-XVIII века" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-istorii-kazakhstana-na-tiemu-kul-tura-kazakhskogho-xv-xviii-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "217315"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433310625"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "" Мой край - Мордовия моя""
    ["seo_title"] => string(23) "moi_krai_mordoviia_moia"
    ["file_id"] => string(6) "351064"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1477052498"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "ИСКУССТВО КАЗАХСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА  В ПРОЦЕССЕ  ОБРАЗОВАНИЯ"
    ["seo_title"] => string(59) "iskusstvokazakhskogonarodnogotantsavprotsiessieobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "315527"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459914159"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства