kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории Казахстана на тему: "Культура казахского XV-XVIII века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 10

Предмет: История Казахстана

Тема урока: Культура казахского народа в 15-18 веках

Цель урока: систематизировать и углубить знания учащихся о развитии культуры казахского народа в эпоху средневековья.

Задачи:

- ознакомить учащихся с особенностями духовной культуры средневековья на территории Казахстана; дать сведения о духовной культуре казахского народа и ее роли в сохранении исторического наследия казахского народа; показать, насколько разнообразно искусство казахского народа, дошедшее до наших дней;

-развивать познавательный интерес к духовной культуре казахского народа, способность самостоятельно формулировать свои мысли, делать выводы;

-научить ценить культурные достижения, культурные ценности, воспитывать уважительное отношение к богатому духовному и материальному наследию казахского народа.

Тип урока: комбинированный, интегрированный.

Оборудование: интерактивная доска, карточки.

                                                     Ход урока:

                                                   ?р адам?а ?з анасынан бас?а ??діретті т?рт ана болу керек:

                                                              ту?ан жері - сатылмайтын байлы?ы, ту?ан д?ст?р, сапт санасы         

                                                               тірегі, ?міріне шуа? шашар ?немі, ал ту?ан тарихымыз  

                                                               ?аншалы?ты еске алу?а ауыр болса да,

                                                               біз ?з тарихымызды ?мытпай еске алуымыз керек

1.Вступительное слово учителя:

Вопросы:

-Что такое культура?  ( 1-возделывание, воспитание, почитание, т.е. развитие и сохранение ценностей;2-выражает высокий уровень качественногоразвития духовных достижений человека;3- маркер и основа общества, наций, стран и цивилизаций)

- Какие виды культуры вы знаете? ( Материальная и духовная)

Сегодня на уроке мы остановимся на достижениях духовной культуры казахского народа.

Работа в группах:

Задание №1: ответить на вопросы карточки.

1 грУкажуппа. Вопросы:

  1. укажите хронологические рамки палеолита.
  2. Назовите самое древнее орудие труда.
  3.  Назовите хронологические рамки тюркского каганата.
  4. Назовите основателей Казахского ханства.
  5. Какое племя стало основой казахской народности?

2группа. Вопросы:

1.Укажите хронологические рамки раннего палеолита.

2.Что такое чоппер?

3.Время образования Казахского ханства.

4. На какие улусы распалась Монгольская империя?

5. Когда образовалась казахская народность?

3 группа. Вопросы:

  1. Укажите хронологические рамки мезолита.
  2. Назовите занятия  древнего человека.
  3. Укажите начало Монгольского нашествия.
  4. Кто написал о времени образования Казахского ханства?
  5. Где изначально находилось Казахское ханство?

Задание №2. Духовная культура.

Известно, что халиф Багдада Гарун аль-Рашид, прославленный в сказках « Тысяча и одна ночь», был страстным любителем поэзии и ученых споров. Отдавая почести ученым и поэтам,он стремился возвысить славу Багдада. Многие правители подражали ему,великому халифу. Как-то раз ему доложили, что во дворце появился мудрец,чье имя султану было неизвестно. Правитель приказал его ввести. Он вошел без поклона. Все умолкли.

-Прошу вас сесть,- пригласил султан.

Гость подошел к султану и попросил его потесниться. Телохранители насторожились. Султан их успокоил:

-Если он действительно великий мудрец, то мы его простим, если нет-будет наказан.Храните терпение,-сказал он на неизвестном языке для подданых.- Вы правы, мой повелитель, терпение всегда было уделом мудрых и сильных,- улыбнулся гость.

- Как вы разгадали тайну наших слов?

- Я знаю 70 языков,- был ответ.

 - Вам первое слово, мой Учитель. Мы внимание,- сказал повелитель и умолк.

Как вы думаете, о ком идет речь? ( А.Н.аль-Фараби)

Задания группам: указать годы жизни, место рождения, труды, содержание.

1 группа- аль-Фараби, М. Кашгари.

2 группа- А. Иугнеки, Х.А. Яссауи.

3 группа- К. Жалаири, Ю. Баласагуни.

Задание №3 ( кюй « Аксак кулан»)

Задание 1 группе- песенное искусство казахского народа.

Великий Абай писал:

Когда человек рождается-

Мир открывает песня.

С песней в землю уходит человек.

Задание 2 группе.Мудрец известен знаниями, а не происхождением(ассир.).Мудрый, зная много, богачом слывет, но богач не может прослыть мудрецом.(перс.)-пословицы и поговорки,загадки  казахского народа.

Задание 3 группе- легендарные эпосы и сказки.

Изучение новой темы.

Открываем тетради, записываем тему.

Учитель: Казахский народ на протяжении веков славится своей поэтичностью, умением состязаться в остроумии и красноречии. «Борода –джигита украшение, А украшение речи- красноречие»- говорили в старину. « Где искать богатства?»- спросил как-то Абылай у Бухар-жырау. «У умного джигита одна губа золотая, другая-серебрянная. Все богатсво у него во рту»-ответил тот.

Сегодня мы  продолжим  говорить о музыкальном искусстве казахского народа,об айтысах, о музыкальных инструментах, о  ремесленном и прикладном искусстве  казахского народа. Продолжим работу в группах. Вы получили опережающее задание по группам.( Открываем учебник, параграф № 26.)

1 группа- айтыс. Прослушивание айтыса

2 –казахские музыкальные инструменты. Прослушивание кюя,слайды.

3- ремесленное и прикладное искусство. Слайды

  •  

-Я сегодня для себя сделал вывод.

 -Я сегодня узнал.

В качестве закрепления проведем поэтический айтыс

1.Двух мудрецов судьба сведет- друзьями станут до могилы

А двух глупцов судьба сведет- врагами станут до могилы.

2.Кому надо быть вожаком-тот в 20 лет вожак.

Тот, кто рожден быть  дураком, и в 60 дурак.

3.Проворно умный завершит деяние любое.

А глупый дело затруднит и самое простое.

4. Над отступившимся никто из нас пусть не смеется

Быть может и смеющимся в свой час упасть придется.

5.Молчит о подвигах джигит хоть ими и гордиться,

А тот, кто сладко говорит, для битвы не годится.

6.В родной долине лучше прахом быть,

чем на чужбине падишахом быть.

7.Цветет бутон там, где прижился,

Джигит силен там,где родился.

8.Не поджигай чужого дома, того гляди и сам сгоришь.

               Не надо яму рыть другому сам в эту яму угодишь.

9. Может за добро добром заплатить любой,

Зло оплачивать добром может лишь герой.

10.Мудрец не тот, кто приобрел немало книг,

А тот, кто их прочел и многое постиг.

11.Глупец придет, чтоб рассказать, что и когда он ел.

Мудрец придет, чтоб рассказать, что повидал успех.

12.Немало есть таких людей, с кем тайной можно поделиться,

Но как немного среди них таких, с кем тайной можно поделиться.

Вот и завершился наш айтыс. Участвуя в нем, вы, возможно, почувствовали голос предков,их жизнелюбие, находчивость и при этом сами проявили находчивость.

На этом наш урок закончен. Спасибо за работу.

Запишите Д/З  п.№ 26

Сегодня за урок получили оценки:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по истории Казахстана на тему: "Культура казахского XV-XVIII века"

Автор: Тасмагамбетова Сауле Кащаповна

Дата: 03.06.2015

Номер свидетельства: 217315


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства