Просмотр содержимого документа
«Элективный курс для 9 класса "Культура и искусство моего народа"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Образовательный центр № 9 Майкопского района»
Программа
элективного курса для 9 класса
«Культура и искусство моего народа»
17 часов
Составитель:
учитель музыки и МХК
МБОУ «ОЦ №9 Майкопского района»
Хачатурян Л.В.
2020 г.
Пояснительная записка.
Реализуя цель, поставленную перед художественно – эстетическим направлением по формированию духовной культуры старших школьников этот курс решает несколько задач:
- раскрытие перед учеником наиболее важных закономерностей в развитии отечественной культуры, ее роли в жизни общества, нравственного потенциала, что позволит им выбрать профессии: работник культуры и искусства, историк – искусствовед, художник – оформитель, архитектор.
- овладение образным языком искусства как на уровне сопережи- вания и восприятия, так и на уровне творческого самовыражения.
- развитие у школьников воображения, творческих способностей, потребности общаться с искусством, стремления к самообразованию.
Этот курс строится параллельно курсу истории России, не замыкается на развитии одного какого – нибудь вида искусства, а по охвату разнообразных проблем становления русской культуры является предтечей интегративного курса МХК.
Основным методом педагогического общения с ребятами должно стать проблемное обучение, в процессе которого происходят одновременно анализ и обсуждение изучаемого материала, и возникает обратная связь с детьми.
Это очень важно для учителя, она поможет ему самому определять скорость прохождения нового материала. Поэтому в программе нет поурочных разработок (а есть тематическое).
Материал I темы как бы теоретический. Ребята могут ориентироваться в нем, если с самого начала общий разговор будет строиться на известном им материале искусства. Поэтому здесь конкретные произведения не предлагаются, так как они в разных школах фигурируют разные. Постепенно кругозор детей, конечно, расширяется, когда учитель дает им домашнее задание на поиск картин. Разговор о фольклоре должен органично вылиться в историческую проблематику.
Для этого курса необходимо гибкое сочетание классной и внеклассной работы. Походы на выставки, концерты, посещение музеев, архитектурных заповедников, театров, просмотры фильмов неотъемлемая часть занятий. Обсуждение увиденного обязательно входит потом в содержании следующих уроков.
Курсы завершаются зачетной системой или специальным экзаменом по курсу «Культура и искусство моего народа». На таком экзамене ребята отчитываются тем творческим вкладом, который
Они внесли в совместное изучение предмета в течение всего курса.
Проходить такой экзамен может в форме викторины, игры «Что? Где? Когда?», КВНа, или в традиционной форме с использованием билетов.
Содержание курса.
I. Общая тема: «Человек – искусство – общество: духовные связи».
1. Человек как целостное существо.
Единство эмоционального и интеллектуального восприятия мира, единство слова и дела, нравственная направленность развития личности – вот признаки целостного развития личности человек. Умение преобразовать окружающий мир и себя в нем по законам красоты – гармоничной личности и одновременно творческой.
Роль искусства в сохранении целостности человека, как целостности человека, как целостное видение мира (то есть воображение), умение сопереживать, чувствовать, и, наконец, доводить свой замысел до конца. Что заставляет художника творить? Потребность в совершенстве.
2.Совершенство и красота: их общее и различное.
Что такое эстетический идеал?
Прекрасна ли молодежная культура? Какие черты в людях она развивает? Почему в наши дни родились выражения «экологическая культура» и «экология человека»?
Какую культуру надо спасать и что угрожает человеку даже в мирное время?
3.Массовая культура и фольклор – общее и различное.
Стадный характер первой и коллективный характер второго. Ориентированность фольклора на гармонию человека с природой и обществом. Народ как часть мироздания и фольклор как форма их единение. Этимология слова «фольклор» (с лат.) народная мудрость. Этимология слова «культура» - служение свету (санкрит) – воспитание (с лат) – наиболее точно переводится русским словом «просвещение».
Происхождение основных ключевых нравственных понятий в русском языке. Пантеон славянских богов: Род, Лада (как Космос – источник жизни – и Гармония); их дети: Даждьбог или Сварог (дающий благо, свет – Солнце), Мокашь (Мать – сыраземля), Перун (бог – громовержец) и т.д. Происхождение «Русь» («Рось») – страна рек, страна городов, стоящих на реках «Рос» - так называлась в арабских источниках Волга.
Обряд – это коллективные действа членов общины, строго определенные обычаями данного народа или племени.
Календарные или земледельческие обряды и семейно – бытовые.
II.Общая тема «Культура Киевской Руси:
принятие христианства – двоеверие».
Культура и быт славянских племен.
Природосообразность древнерусского искусства. Человек как посредник между природной стихией (небом) и обществом (землей). Символика русского народного костюма: треъярусный строй украшений – оберегов.
Хороводы, пляски: общественное назначение. Мимика, пластика, жест в танце – их символика – образная связь с текстом.
Народ – строитель. Гармония жилья с природой. Изба как малая модель мироздания, вписанность ее в русский ландшафт. Деревянное зодчество Руси.
Принятие христианства.
Причины выбора киевским князем Владимиром Византийского варианта. Первые школы и первые библиотеки. «Русская правда» Ярослава Мудрого – первый учебник по философии.
Киевская архитектурная школа X – XII вв.
Софья Киевская и Софья Новгородская – символы мощи сложившегося государства.
Христианство и язычество славянских народов: общее и отличие. Освящение русской церковью многих языческих обрядов, Космологические истоки христианства. Календарные или земледельческие обряды, сохранившиеся до XX в.
Начало столкновений между князьями. Двоеверие – нравственный фон междуусобиц. Каким богам молился автор «Слова о полку Игореве?». Почему его предостережение превратилось в трагическое пророчество? Какие характеры прославлял автор «Слова…» в своем произведении?
Отличие «Слова» от летописи, притчи, поучения. Жанр этого произведения? Каков и чей перевод «Слова» больше нравится и почему?
III. Общая тема «Становление и расцвет Московского княжества».
1.Конец Киевской Руси.
Потеря Днепра и путей на Запад, основание Москвы на западной окраине «Владимирско – Суздальского княжества». Рост русского национального самосознания в борьбе с татаро – монголами.
Роль религии в укреплении русского единства. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской – духовный союз и нравственный подвиг обоих перед лицом современников и потомков. Богатыри – монахи на поле Куликовского боя – кощунство или благо?
2. Русское Возрождение.
Народ – строитель. Москва – город – крепость. История создания Московского Кремля. Москва белокаменная, Москва – цитадель!
Почему перестраивалась Московская крепость? Русское Возрождение: народ – художник Феофан Грек – Андрей Рублев – Дионисий. Три иконописных школы. Сходства и различия.
Монастырь – сторожевой пост государства.
Крепостное зодчество Руси на главных дорогах страны.
История возникновения Казанского ханства на обломках княжества Волжских Булгар. Культура Казани ко времени завоевания ее Иваном IV. Взаимовлияние 2х культур: облик Казанского Кремля и Покровского Собора в Москве. Почему у него 9 глав? «Восьмое чудо света» - кто спас его для нас от разрушения в XX веке?
IV. Общая тема «Русь в преддверии Петровских реформ»
Раскол русского общества в середине XVII века.
Никон и Авакум как представители двух разных духовных традиций в русской культуре: с одной стороны, тяготение к единству с западными славянами и отсюда – «нестяжательству» и обособленности русской культуры от Запада.
Расцвет русской культуры во второй половине XVII века.
Московское барокко в архитектуре и прикладном искусстве. Симеон Полоцкий – просветитель. Зарождение научной картины мира, светских форм театра, массового книгопечатания. Знаменное пение переход от народных певческих традиций к духовным песнопениям.
Создание новой образовательной системы, слияние церкви и государства, поддержка высшим духовенством реформ Петра I. Причины победы русских войск в войне на два фронта против шведов и турок.
Вся страна – большая мастерская. Народ – строитель.
Создание передового морского флота, передового литейного производства, новых принципов строительства городов. Культура России эпохи Петра – слепое подражание западу или попытка творческого переосмысления его культурного наследия? Зарождение профессионального искусства. Его резкое противопоставление по форме народному искусству.
№
Название темы
Количество часов
Форма проведения
Всего
Лекционных
Практических
«Человек – искусство – общество: духовные связи» (5 ч).
1.
Человек как целостное существо.
1ч.
1ч.
беседа
2.
Совершенство и красота: их общее и различное.
1ч.
1ч.
лекция
3.
Массовая культура и фольклор.
3ч.
1ч.
2ч.
лекция, экскурсия
Культура Киевской Руси: принятии христианства – двоеверие» (4 ч).
1.
Культура и быт славянских племен.
1ч.
.1ч.
беседа
2.
Принятие христианства.
1ч.
1ч.
беседа
3.
Киевская архитектурная школа X – XII вв.
2ч.
1ч.
1ч.
беседа
«Становление и расцвет Московского княжества» (4 ч).
1.
Русское Возрождение
1ч.
1ч.
лекция
2.
Монастырь – сторожевой пост государства.
2ч.
1ч.
лекция, экскурсия
3.
Разорение русской земли Иваном IV.
1ч.
1ч.
лекция
IV. «Русь в преддверии Петровских реформ» (3 ч).
1.
Раскол русского общества в середине XVII века.
2ч.
1ч.
1ч.
беседа
2.
Расцвет русской культуры во II половине XVII века.
1ч.
1ч.
викторина
3.
Вся страна – большая мастерская. Народ – строитель.
1ч.
1ч.
беседа
Всего: 17 часов
Список художественной литературы для учащихся
I тема
Русские пословицы и поговорки.
Народные песни, плачи.
Русские мифы, сказки.
А.Н.фанасьев «Живая вода и вещее слово».
II тема
Русский эпос.
Былины: Садко. Василий Буслаевич.
Героические былины.
«Слово о полку Игореве».
«Задонщина»
А.Никитин «Хождение за три моря»
III тема
Фольклорные мотивы в творчестве русских писателей.
А.С.Пушкин Сказки.
Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».
А.Н.Островский «Снегурочка».
IV тема
Русская история в творчестве русских писателей.
А.К.Толстой «Смерть Иоанна Грозного».
Царь Федор Иоаннович, Царь Борис.
А.С.Пушкин «Борис Годунов», «Записки о Петре», «Медный всадник».
Библиография для учителя
I тема
Афанасьев А.Н. живая вода и вещее слово – М, Сов. Россия, 1988
Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы – М, Наука, 1079
Лихачев Д. Земля родная, - М, Современник, 1986
Юго А. Думы о русском слове, 1972
Василенко В. Народное творчество: X – XII вв. – М, Искусство, 1977
Гронн В. Фольклор и действительность, - М, Наука, 1976
Рыбаков Б. Язычество древней Руси – М, Наука, 1987
Любимов Л. Искусство Древней Руси – М, Просвещение, 1981
Птица Сирин: рассказы о русском декоративно – прикладном искусстве, - М, 1988
Мерцалова М. Поэзия народного костюма – М, Молодая Гвардия, 1988
Колеч А.И. Древнерусское зодчество конца X начала XII вв. – М, Наука, 1987
III тема
Чивилихин В. Память. Книги 1 – 2 – Лениздат, 1983
Лошну Ю. Дмитрий Донской – М, МГ, 1980
Гилявский В, Тиц А, Ушаков Ю. История русской архитектуры, - Л, Стройиздат, 1984
Голдштейн. Зодчество – М, Просвещение, 1979
Даркевич В. Народная культура Средневековья – М, Наука, 1988
IV тема
Фольклорный театр: тесты – М, Современник, 1988
Кулековская Н, Кулековский Л. «С маской, бубном гудком»: как возник и развивался народный театр, М, Сов. Композитор, 1983
Азаров Ю. Печера В. КН. Новый Свет – М, Сов. Писатель, 1967
Ново – иерусалимский монастырь – М, 1989
Дмитриева М, Ермилова И. Семнадцатый век и его культура – ИРИ, т.4 – М, 1959