Роль музейной педагогики в реализации образовательной программы "Искусство и культура моего народа" на уроках ИЗО
Роль музейной педагогики в реализации образовательной программы "Искусство и культура моего народа" на уроках ИЗО
Образовательная программа «Искусство и культура моего народа» знакомит с самобытностью коми-пермяцкого народа, его историей и культурой, воспитывает уважительное отношение к национальному художественному наследию, стремление сохранить и обогатить его, как бесценную сокровищницу прекрасного. Данная программа является попыткой объединить усилия музея и школы. Она представляет возможность оказать необходимую консультацию и методическую помощь в приобщении школьников к родной культуре.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль музейной педагогики в реализации образовательной программы "Искусство и культура моего народа" на уроках ИЗО »
Роль музейной педагогики в реализации образовательной программы «Искусство и культура моего народа» на уроках изобразительного искусства
«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать»
А.Б. Салтыков.
Народное и декоративно – прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.
Нашему современнику трудно представить, что всего лишь 100 лет назад отдельные энтузиасты начали собирать произведения крестьянского искусства. Только на рубеже XIX – XX вв. русская общественность начинает осознавать эстетическую ценность народного бытового искусства, и оно становится материалом для пристального изучения.
Музейная педагогика – это прикладная научная дисциплина, находящаяся на стыке трех наук: музееведения, педагогики и психологии. Она занимается исследованием закономерностей, принципов и методов работы музея с аудиторией.
Музейная педагогика – это та область в образовании и воспитании, которая связана со средой и регулирует отношения человека с предметно – культурным миром. Главной задачей музейной педагогики в школе является включение историко – культурно мирового наследия в образование.
Организация художественной деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре коми – пермяцкого народа, ознакомления их с различными видами декоративно – прикладного искусства.
С 2000г в нашей школе ведется по изобразительному искусству в седьмых классах музейно – педагогическая программа «Искусство и культура моего народа».
Прежде чемсоставить программу познакомиласьс направлениями просветительской работы, экспозициями, тематикой экскурсий в коми-пермяцком краеведческом музее им. П.И. Субботина – Пермяка.
Главной целью программы является – знакомство с национальной культурой коми – пермяцкого народа.
Программа знакомит с самобытностью народа коми, его историей и культурой, воспитывает уважительное отношение к национальному художественному наследию, стремление сохранить и обогатить его, как бесценную сокровищницу прекрасного.
Данная программа является попыткой объединить усилия музея и школы. Она представляет возможность оказать необходимую консультацию и методическую помощь в приобщении школьников к родной культуре.
Сотрудники музея помогают учителю избавиться от элементов дилентантизма и неточностей в работе с историческими материалами. А для музея – это подготовка своего постоянного посетителя.
Программа рассчитана на 1 год по 1ч в неделю, в которую входят циклы лекций, экскурсий, беседы и практические занятия на темы декоративно – прикладного и народного искусства коми – пермяков. Такие занятия могут проходить в краеведческом музее, где ребята знакомятся с бытом и обрядами коми – пермяков, национальным костюмом, интерьером избы, деревянным зодчеством, творчеством П.И. Субботина – Пермяка и др.
На занятиях учащиеся знакомятся с современным искусством, организуются встречи с ведущими художниками (например, с М.П.Гуреевым, на встрече с Л.Н. Бражкиным был организован просмотр видеофильма о его творчестве).
При сотрудничестве с музеем большую помощь нам оказывает Щербинина Татьяна Евгеньевна – научный сотрудник музея. Татьяна Евгеньевна помогает организовать экскурсии, праздники, встречи с интересными людьми.
При изучении курса учащиеся выполняют творческие задания, занимаются искусствоведческой и поисковой работой, что помогает глубже изучить этот предмет. Особенно плодотворным является опыт практической работы, сочетающий в себе общение детей с подлинниками изобразительного и народного искусства, беседы по искусству, экскурсии в музей и самостоятельную творческую работу.
Например:
На 1 уроке ребята слушают лекцию в музее о «Коми-пермяцкой набойке», а на 2 уроке рисуют эскиз набойки.
На 1 уроке слушают лекцию «Чудские древности», на 2-3 уроке
выполняют эскиз витража по теме «Пермский звериный стиль».
Совместная работа с музеем оказывает неоспоримую помощь в решении многих задач. Изучение народного искусства, наиболее близкого и доступного детям, куда органично входит знакомство с подлинными музейными предметами, рассказ музейного сотрудника, устный музыкальный фольклор, практические занятия с детьми на основе пройденного материала, праздники, посещения музея – все это необходимо для наиболее полного раскрытия темы.
На занятиях школьники знакомятся с современным искусством: театром, литературой, музыкой. Организуются встречи учащихся с ведущими художниками, архитекторами, писателями, композиторами, актерами, народными мастерами округа. Ребята выполняют творческую работу «Люди искусства». В конце года проводится итоговый урок-семинар «Современное искусство коми-пермяков».
В 7 классах проводится анкетирование с целью выявления отношения учащихся к изучению в школе коми-пермяцкого народного искусства. Результаты анкетирования показывают, что в основном все учащиеся положительно относятся к этому предмету. Ранжирование видов деятельности показало, что на 1 место учащиеся ставят практическую работу -41%, экскурсии в музей – 32%, исследовательскую, поисковую – 27%.
Мы считаем, что нашпроект по музейно – педагогической программе «Искусство и культура моего народа» осуществляет модель взаимодействия музея и школьного образования.
Ведется сотрудничество с музеем и по другим направлениям:
- участие в культурно-образовательном проекте «Школа традиционной народной культуры» реализуемым краеведческим музеем им.П.И. Субботина –Пермяка;
- участие в праздниках «Масленица», «Рождество»;
- мастер-класс на открытии выставки декоративного творчества (учащиеся демонстрировали свое мастерство по народной росписи);
- участие в выставках детского рисунка;
- исследовательская работа и др.
Список литературы
1. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1991.
2. Краткий педагогический словарь. – М.: Политиздат, 1988.
3. Краткий словарь по эстетике. – М.: Просвещение. 1983.
4. Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.: Просвещение, 1987.
5. Павлова М.Б. Метод проектов в образовании школьников. – М.: Вента-Графф,2003.
6. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.: Просвещение.2006.
7. Ростовцев Н.Н. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. - М.: Просвещение,1987.
8. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: «Академия», 2003.
9. Фомина Н.Н. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. – М.: Просвещение,1995.
10. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. - М.: 1979.