kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ИСКУССТВО КАЗАХСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

искусство казахского народного танца

в процессе  образования

Ж.М. Курумбаева

Изучение искусства казахского танца и теоретического осмысления пройденного творчества пути требует профессионального подхода, от которого зависит настоящее и будущее казахского танца. Естественный процесс развития танцевального фольклора на современном уровне направлен на сохранение и преемственность казахских народных традиций, что является актуальной проблемой эстетического воспитания молодого поколения.

 В процессе хореографического образования ставится задача пробудить творческое начало  в учащемся, возбудить у него интерес не только к результату, но и к процессу самой деятельности в результате занятий хореографией, открывающей для него творческую природу танца, пути и способы его создания и исполнения.

Стремительное развитие народной хореографии выявило его высокое эстетическое значение, как для узкого круга специалистов, так и для массового зрителя. Эстетические закономерности стали играть весьма существенную роль в функционировании и развитии народно-сценического танца. Эстетическое значение действий, созидающих красоту в танце, в своей основе аналогично значению действий, которые порождают прекрасное в музыке или театре. Посредством самих движений, которые являются "культурными ценностями" они вызывают массу реакций, как у самих исполнителей, так и у зрителей.

Казахскому народному танцу сегодня характерны глубина образов, идейное содержание, разнообразная лексика танце­вальной пластики. Танец является ярким, эмоциональным, художе­ственным, специфическим отображением многовековой многообразной жизни, воплощающий в себе творческую фантазию и глу­бину народных чувств. Создаваясь на протя­жении многих столетий, танец стал подлин­ной художественной энциклопедией соци­альной жизни этноса, что особенно важно в период духовного оздоровления общества,  воспитания национального самосознания.

Кризис национального самосознания, утрата ценностных ориентиров у многих граждан Казахстана, характерных для эпохи глобализации, породили важнейшую задачу сегодняшнего дня - воспитание национального самосознания. Уникальным и органичным ресурсом в решении задачи воспитания национального самосознания является народная традиционная культура, выполняющие функции социальной ориентации, обеспечивающие консолидацию общества и помогающие восстановлению культурной преемственности и этнической идентичности. Начавшееся в регионах возрождение традиционной народной художественной культуры, способствующее воспитанию национального самосознания, рассматривается сегодня как государственная политика

В современном мире человек является носителем целого набора идентичностёй — культурной, этнической, профессиональной, конфессиональной и т.д. Но в структуре личности доминантной, особенно в кризисные нестабильные периоды, является этническая идентичность. Причем устойчивость национальной общности зависит от оптимальных форм сохранения традиций. Национальное самосознание имеет сложную многоуровневую структуру, включающую этническое и историческое самосознание, историческую память, этнокультурное сознание, его составляющей является национальная идея, национальный менталитет, и
оно сосуществует с другими проявлениями самосознания: сословными, конфессиональными и т.д. Безусловно, что проблемы национального самосознания приобрели для Казахстана особое значение. В силу этих исторических обстоятельств национальное самосознание явилось фактором, связывающим нацию в целое духовное и социокультурное пространство [1].

Национальная идея занимала умы выдающихся философов, писателей, обществоведов XIX века — П.Я. Чаадаева, Вл. С. Соловьева, Ф.М. Достоевского, Г.П. Федотова, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, евразийцев и многих современников. Некоторые современные авторы выдвигают национальное самосознание и национальную идею в качестве основного признака нации.

В основе национальной идеи, по мысли И.А. Ильина, лежат такие ценности как «любовь к историческому облику и творческому акту своего народа «вера в его духовную инстинктивную силу, его духовное призвание» («воля к творческому расцвету моего народа — в земных делах и небесных свершениях») [2].

 Национальное самосознание общества сегодня характеризуется интересом к отечественной истории и культуре, изменением отношения людей к духовно-нравственным и эстетическим ценностям. Поэтому в последнее время в образовательной и социальной среде усилилась тенденция к пониманию роли национальной хореографии, воспитания и подготовки высококвалифицированных специалистов в области казахской хореографии [3]. Народная художественная культура, представляющая собой одну из граней общей культуры, воплощает национальное самосознание и этнохудожественную деятельность поколений.

Традиционная хореография способна формировать национальное самосознание через воссоздание основных форм духовной культуры, сохранение и развитие национальной материальной культуры, возрождение этнических форм верований, обрядов, традиций.

Сущность казахского танца нельзя ограничивать только изучением практического навыка исполнения танца. «Для понимания лексики необходимо знание как музыкального и сценического наследия народа, так и его прикладного творчества, народных игр, сюжетно-бытовых видов и всего того, что имело большое значение для формирования духовной культуры казахского народа» [4]. Так только в национальном поклоне-приветствии, который является «действенным показателем характера народного самосознания, который сконцентрировал в себе всю этику поведенческих норм общества, отражающих его моральные устои, выражается учтивость, согласие, прощание». В поклоне важную роль играет положение спины, которая остается всегда прямой. Такая форма наклона отвечает представлениям народа о глубоком чувстве собственного достоинства,  в этой форме спины О. Всеволодской-Голушкевич «видится пластичное выражение идеи человеческого достоинства женщины-казашки. Прямая спина при поклоне как бы подчеркивает стихийный гуманизм свободолюбивого казахского народа» [5].

Создать определённый образ или эмоциональный фон композиции и донести их до зрителя посредством движений возможно только при условии высокого уровня владения своим телом. В свою очередь, совершенное владение телом вызывает эстетические эмоции. Движения, сформированные на высоком уровне двигательной культуры, граничат с искусством и передают внутреннее состояние духа людей, их переживания, чувства, настроения, посредством внешней формы. А форма отражает существенные, глубинные свойства. "Как живописцу краски и холст, так танцору для демонстрации искусства служит его собственное тело"[6]. В композициях необходимо выразить всю гамму сложных человеческих переживаний, заключённых в музыке. Музыка может успешно передавать и отражать самые различные настроения, интеллектуальные и волевые процессы, обобщённые свойства явлений действительности, характеристики движений и т.д.  Для успешного создания образа, умения передавать эмоциональное состояние, смысловое содержание и характер музыкального произведения необходима выразительность, которая неразрывно связана с красотой движений, грациозностью, танцевальностью и т.д. Так в женском казахском танце именно руки играют очень важную роль, «они выполняют, помимо технической, и пластическую функцию, они раскрывают содержание, смысл пластического образа. Руки танцовщицы могут изображать вышивание, накладывание орнаментов на кошму, ковер, игру на домбре и т.д.» [7]. Предельно выразительные, мягкие и пластичные движения рук воспроизводят действия трудовых процессов, свойственных казахскому быту: выделку кошмы, вышивание, ткачество.

 В танце придание смысла каждому движению возможно только после осознания сюжетного содержания композиции в целом. Мышление танцора должно работать с интегральными единицами - целостными образами, синтезирующими в себе знания, смысл и чувственное переживание осваиваемых двигательных действий. «В характере казахских танцев отражается вся глубина специфического мироощущения народа, выливаясь в определенную  манеру исполнения танца и выражаясь в особо приподнятой, горделивой осанке исполнителя, в определенных  позах и движениях рук»[8].

С.Ш.Аязбекова  утверждает, что «Мышление в музыкальных образах во многом связано с такой особенностью казахского традиционного мироотношения,  как невыразимость выразимого. Общеизвестно, что у казахов, как и у многих других восточных народов, не принято многие вещи высказывать однозначно, словесно, в прямолинейной форме. Поэтому иносказательность становится чуть ли не главной характеристикой традиционного мышления казахов» [9].

Двигательные действия, являющиеся предметом обучения в хореографии, представляют собой сложнейшее явление, ибо отражают деятельность мозга - самый высокоорганизованный материал. Исследование мозгового обеспечения мыслительной деятельности человека признано одной из наиболее актуальных современных проблем. Однако, в данной области, ещё много слабо разработанных вопросов, особенно в свете улучшения умственной работоспособности танцоров. Интерес к этой проблеме возник давно, отражая стремление к целостному познанию человека в единстве его физического, умственного и нравственного развития (Ф. Блум, Н.А.Менчинская и др.). Поэтому  уровень культуры движений зависит от  уровня  познавательных процессов [10,11]].

 Психологи (Д.Е. Богоявленская и др.) рассматривают творчество как продукт мыслительной деятельности, что имеет принципиальное значение для нашего исследования, как один из важнейших механизмов развития личности [12]. В педагогической литературе творчество или творческая деятельность определяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение

Для творчества недостаточно мышления только логического. Необходимо подключение тех типов мышления, которые продуцируют новые  оригинальные идеи, альтернативные результаты логического хода рассуждений.

В итоге исследования сущности творчества мы пришли к пониманию творчества как компонента профессиональной компетентности и как процесса решения различного типа поставленных задач.

На основе анализа сущности творчества можно сделать вывод: системообразующий  элемент творческой активности – мотивационно-потребностное ядро личности учащегося; важнейшие  условия формирования творческой активности учащихся - содержание изучаемого материала, характер деятельности; формирование  творческой  активности взаимосвязано с развитием самостоятельности.  

Использованная литература

  1. Платонов Ю.П. Этническая психология. СПб: Речь, 2001. С. 305.
  2.  Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. Т.1-10. М., 1993 – 1999.
  3. Кульбекова А. К.Формирование профессионального мастерства хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана: системный подход: дисс. … докт. пед. наук. – Москва, 2009. – С.19.

4.      История хореографии Казахстана: Учебник/ Авт. Т.Кишкашбаев, А. Шанкибаева, Л. Мамбетова, Г. Жумасеитова, Ф.Мусина.-Алматы: ИздатМаркет, 2005.-272с. -С.7

5.      Всеволодская-Голушкевич О.В. Школа казахского танца.-Алматы, 1994.-С.67.

6.Щербо А.Б., Джола Д.Н. Красота воспитывает человека. К.; Радянська школа. 1977. -103с;

  1. Жиенкулова Ш.Тайна танца.-Алма-Ата, 1980.-С.24

8.      История хореографии Казахстана: Учебник/ Авт. Т.Кишкашбаев, А. Шанкибаева, Л. Мамбетова, Г. Жумасеитова, Ф.Мусина.-Алматы: ИздатМаркет, 2005.-С.49.

9.Аязбекова С.Ш.Картина мира этноса:Коркут-ата и философия музыки казахов. –Алматы, 1999.-С.176. 

  1. Блум  Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. — М.: Мир, 1988. —248 с.
  2. Менчинская Н.А. Мышление в процессе обучения // Исследования в советской психологии. —1966. — С.349—388.
  3. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М: Знание,1981.-96с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер.»Педагогика и психология»;№10)
  4. Мукашева Ж.Б. Формирование профессионально-значимых педагогических качеств учащихся специализированных колледжей (балетных школ): Автореф. дисс. … канд.пед.наук.- Алматы, 2008.-С.11

Просмотр содержимого документа
«ИСКУССТВО КАЗАХСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 793.3

К 93

искусство казахского народного танца

в процессе образования


Ж.М. Курумбаева

Изучение искусства казахского танца и теоретического осмысления пройденного творчества пути требует профессионального подхода, от которого зависит настоящее и будущее казахского танца. Естественный процесс развития танцевального фольклора на современном уровне направлен на сохранение и преемственность казахских народных традиций, что является актуальной проблемой эстетического воспитания молодого поколения.

В процессе хореографического образования ставится задача пробудить творческое начало в учащемся, возбудить у него интерес не только к результату, но и к процессу самой деятельности в результате занятий хореографией, открывающей для него творческую природу танца, пути и способы его создания и исполнения.

Стремительное развитие народной хореографии выявило его высокое эстетическое значение, как для узкого круга специалистов, так и для массового зрителя. Эстетические закономерности стали играть весьма существенную роль в функционировании и развитии народно-сценического танца. Эстетическое значение действий, созидающих красоту в танце, в своей основе аналогично значению действий, которые порождают прекрасное в музыке или театре. Посредством самих движений, которые являются "культурными ценностями" они вызывают массу реакций, как у самих исполнителей, так и у зрителей.

Казахскому народному танцу сегодня характерны глубина образов, идейное содержание, разнообразная лексика танце­вальной пластики. Танец является ярким, эмоциональным, художе­ственным, специфическим отображением многовековой многообразной жизни, воплощающий в себе творческую фантазию и глу­бину народных чувств. Создаваясь на протя­жении многих столетий, танец стал подлин­ной художественной энциклопедией соци­альной жизни этноса, что особенно важно в период духовного оздоровления общества, воспитания национального самосознания.

Кризис национального самосознания, утрата ценностных ориентиров у многих граждан Казахстана, характерных для эпохи глобализации, породили важнейшую задачу сегодняшнего дня - воспитание национального самосознания. Уникальным и органичным ресурсом в решении задачи воспитания национального самосознания является народная традиционная культура, выполняющие функции социальной ориентации, обеспечивающие консолидацию общества и помогающие восстановлению культурной преемственности и этнической идентичности. Начавшееся в регионах возрождение традиционной народной художественной культуры, способствующее воспитанию национального самосознания, рассматривается сегодня как государственная политика

В современном мире человек является носителем целого набора идентичностёй — культурной, этнической, профессиональной, конфессиональной и т.д. Но в структуре личности доминантной, особенно в кризисные нестабильные периоды, является этническая идентичность. Причем устойчивость национальной общности зависит от оптимальных форм сохранения традиций. Национальное самосознание имеет сложную многоуровневую структуру, включающую этническое и историческое самосознание, историческую память, этнокультурное сознание, его составляющей является национальная идея, национальный менталитет, и
оно сосуществует с другими проявлениями самосознания: сословными, конфессиональными и т.д. Безусловно, что проблемы национального самосознания приобрели для Казахстана особое значение. В силу этих исторических обстоятельств национальное самосознание явилось фактором, связывающим нацию в целое духовное и социокультурное пространство [1].

Национальная идея занимала умы выдающихся философов, писателей, обществоведов XIX века — П.Я. Чаадаева, Вл. С. Соловьева, Ф.М. Достоевского, Г.П. Федотова, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, евразийцев и многих современников. Некоторые современные авторы выдвигают национальное самосознание и национальную идею в качестве основного признака нации.

В основе национальной идеи, по мысли И.А. Ильина, лежат такие ценности как «любовь к историческому облику и творческому акту своего народа «вера в его духовную инстинктивную силу, его духовное призвание» («воля к творческому расцвету моего народа — в земных делах и небесных свершениях») [2].

Национальное самосознание общества сегодня характеризуется интересом к отечественной истории и культуре, изменением отношения людей к духовно-нравственным и эстетическим ценностям. Поэтому в последнее время в образовательной и социальной среде усилилась тенденция к пониманию роли национальной хореографии, воспитания и подготовки высококвалифицированных специалистов в области казахской хореографии [3]. Народная художественная культура, представляющая собой одну из граней общей культуры, воплощает национальное самосознание и этнохудожественную деятельность поколений.

Традиционная хореография способна формировать национальное самосознание через воссоздание основных форм духовной культуры, сохранение и развитие национальной материальной культуры, возрождение этнических форм верований, обрядов, традиций.

Сущность казахского танца нельзя ограничивать только изучением практического навыка исполнения танца. «Для понимания лексики необходимо знание как музыкального и сценического наследия народа, так и его прикладного творчества, народных игр, сюжетно-бытовых видов и всего того, что имело большое значение для формирования духовной культуры казахского народа» [4]. Так только в национальном поклоне-приветствии, который является «действенным показателем характера народного самосознания, который сконцентрировал в себе всю этику поведенческих норм общества, отражающих его моральные устои, выражается учтивость, согласие, прощание». В поклоне важную роль играет положение спины, которая остается всегда прямой. Такая форма наклона отвечает представлениям народа о глубоком чувстве собственного достоинства, в этой форме спины О. Всеволодской-Голушкевич «видится пластичное выражение идеи человеческого достоинства женщины-казашки. Прямая спина при поклоне как бы подчеркивает стихийный гуманизм свободолюбивого казахского народа» [5].

Создать определённый образ или эмоциональный фон композиции и донести их до зрителя посредством движений возможно только при условии высокого уровня владения своим телом. В свою очередь, совершенное владение телом вызывает эстетические эмоции. Движения, сформированные на высоком уровне двигательной культуры, граничат с искусством и передают внутреннее состояние духа людей, их переживания, чувства, настроения, посредством внешней формы. А форма отражает существенные, глубинные свойства . "Как живописцу краски и холст, так танцору для демонстрации искусства служит его собственное тело"[6] . В композициях необходимо выразить всю гамму сложных человеческих переживаний, заключённых в музыке. Музыка может успешно передавать и отражать самые различные настроения, интеллектуальные и волевые процессы, обобщённые свойства явлений действительности, характеристики движений и т.д. Для успешного создания образа, умения передавать эмоциональное состояние, смысловое содержание и характер музыкального произведения необходима выразительность, которая неразрывно связана с красотой движений, грациозностью, танцевальностью и т.д. Так в женском казахском танце именно руки играют очень важную роль, «они выполняют, помимо технической, и пластическую функцию, они раскрывают содержание, смысл пластического образа. Руки танцовщицы могут изображать вышивание, накладывание орнаментов на кошму, ковер, игру на домбре и т.д.» [7]. Предельно выразительные, мягкие и пластичные движения рук воспроизводят действия трудовых процессов, свойственных казахскому быту: выделку кошмы, вышивание, ткачество.

В танце придание смысла каждому движению возможно только после осознания сюжетного содержания композиции в целом. Мышление танцора должно работать с интегральными единицами - целостными образами, синтезирующими в себе знания, смысл и чувственное переживание осваиваемых двигательных действий. «В характере казахских танцев отражается вся глубина специфического мироощущения народа, выливаясь в определенную манеру исполнения танца и выражаясь в особо приподнятой, горделивой осанке исполнителя, в определенных позах и движениях рук»[8].

С.Ш.Аязбекова утверждает, что «Мышление в музыкальных образах во многом связано с такой особенностью казахского традиционного мироотношения, как невыразимость выразимого. Общеизвестно, что у казахов, как и у многих других восточных народов, не принято многие вещи высказывать однозначно, словесно, в прямолинейной форме. Поэтому иносказательность становится чуть ли не главной характеристикой традиционного мышления казахов» [9].

Двигательные действия, являющиеся предметом обучения в хореографии, представляют собой сложнейшее явление, ибо отражают деятельность мозга - самый высокоорганизованный материал. Исследование мозгового обеспечения мыслительной деятельности человека признано одной из наиболее актуальных современных проблем. Однако, в данной области, ещё много слабо разработанных вопросов, особенно в свете улучшения умственной работоспособности танцоров. Интерес к этой проблеме возник давно, отражая стремление к целостному познанию человека в единстве его физического, умственного и нравственного развития (Ф. Блум, Н.А.Менчинская и др.). Поэтому уровень культуры движений зависит от уровня познавательных процессов [10,11]].

Психологи (Д.Е. Богоявленская и др.) рассматривают творчество как продукт мыслительной деятельности, что имеет принципиальное значение для нашего исследования, как один из важнейших механизмов развития личности [12]. В педагогической литературе творчество или творческая деятельность определяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение

Для творчества недостаточно мышления только логического. Необходимо подключение тех типов мышления, которые продуцируют новые оригинальные идеи, альтернативные результаты логического хода рассуждений.

В итоге исследования сущности творчества мы пришли к пониманию творчества как компонента профессиональной компетентности и как процесса решения различного типа поставленных задач.

На основе анализа сущности творчества можно сделать вывод: системообразующий элемент творческой активности – мотивационно-потребностное ядро личности учащегося; важнейшие условия формирования творческой активности учащихся - содержание изучаемого материала, характер деятельности; формирование творческой активности взаимосвязано с развитием самостоятельности.

Использованная литература


  1. Платонов Ю.П. Этническая психология. СПб: Речь, 2001. С. 305.

  2. Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. Т.1-10. М., 1993 – 1999.

  3. Кульбекова А. К.Формирование профессионального мастерства хореографов в вузах и учреждениях культуры и искусств Казахстана: системный подход: дисс. … докт. пед. наук. – Москва, 2009. – С.19.

  4. История хореографии Казахстана: Учебник/ Авт. Т.Кишкашбаев, А. Шанкибаева, Л. Мамбетова, Г. Жумасеитова, Ф.Мусина.-Алматы: ИздатМаркет, 2005.-272с. -С.7

  5. Всеволодская-Голушкевич О.В. Школа казахского танца.-Алматы, 1994.-С.67.

  6. Щербо А.Б., Джола Д.Н. Красота воспитывает человека. К.; Радянська школа. 1977. -103с;

  7. Жиенкулова Ш.Тайна танца.-Алма-Ата, 1980.-С.24

  8. История хореографии Казахстана: Учебник/ Авт. Т.Кишкашбаев, А. Шанкибаева, Л. Мамбетова, Г. Жумасеитова, Ф.Мусина.-Алматы: ИздатМаркет, 2005.-С.49.

  9. Аязбекова С.Ш.Картина мира этноса:Коркут-ата и философия музыки казахов. –Алматы, 1999.-С.176.

  10. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. — М.: Мир, 1988. —248 с.

  11. Менчинская Н.А. Мышление в процессе обучения // Исследования в советской психологии. —1966. — С.349—388.

  12. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М: Знание,1981.-96с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер.»Педагогика и психология»;№10)

  13. Мукашева Ж.Б. Формирование профессионально-значимых педагогических качеств учащихся специализированных колледжей (балетных школ): Автореф. дисс. … канд.пед.наук.- Алматы, 2008.-С.11


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
ИСКУССТВО КАЗАХСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Автор: КУРУМБАЕВА ЖАННАТ МИРЗАГУЛОВНА

Дата: 06.04.2016

Номер свидетельства: 315527

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "ОБУЧЕНИЕ КАЗАХСКИМ НАРОДНЫМ ТАНЦАМ В ШКОЛЕ И МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"
    ["seo_title"] => string(122) "obuchieniiekazakhskimnarodnymtantsamvshkolieimietodyprimieniaiemyievaktivizatsiipoznavatielnoidieiatielnostiuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "315522"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459913879"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "доклад"Формирование  гражданской активности и социальной  ответственности учащихся " "
    ["seo_title"] => string(92) "doklad-formirovaniie-ghrazhdanskoi-aktivnosti-i-sotsial-noi-otvietstviennosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "109936"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405258491"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства