Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по МХК»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»
671840, Республика Бурятия, г. Кяхта, ул. Рукавишникова, 6
тел. 8(30142) 91963
«Рассмотрено»
Заседание МО
Протокол № _____
от______________ 2015 г. Руководитель МО_________
подпись
________________________
ФИО
«Согласовано»
Заместитель директора по НМР МБОУ «КСОШ №1»
_________ /Суровцева С.В./
Дата «___»_________2015г.
«Утверждаю»
Директор школы
___________/Максимов Л.А/
Приказ № ______________
от______________ 2015 г.
Рабочая программа
«Мировая художественная культура»
10 класс
Составлена: Максимовым Л.А.
учителем истории и обществознания
Кяхта
2015г.
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:
- Закона Российской Федерации «Об образовании»;
- Федерального компонента государственного стандарта (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089);
- Примерная программа основного общего образования по истории. Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень).
- Базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России от 30.08.52010 № 889);
- Устава МБОУ «Кяхтинская СОШ № 1».
Адресат, объем и сроки обучения.
Рабочая программа по Мировой художественной культуре разработана для учащихся 10 класса, рассчитана на 35 часов (1 урок в неделю), сроком на 1 год.
Роль и место дисциплины.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Актуальность
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Возрастные особенности.
Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся 10 класса и специфики классного коллектива. В целом обучающиеся 10 класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы. На основании методики изучения уровня 3 развития коллектива (автор – П.Я. Гальперин) можно судить о доброжелательном, спокойном характере взаимоотношений в классном коллективе, где все члены коллектива примерно одинаково охвачены межличностными отношениями.
Особенности программного материала
Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» должны соответствовать «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века».10 класс. Базовый уровень. Данилова Г.И. – М.: Дрофа, 2011
Цель рабочей программы: практическая реализация основной общеобразовательной программы.
Цели изучения курса:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся.
Контрольные мероприятия индивидуальные, и парные, и групповые, и фронтальные формы организации учебной деятельности. Становится возможным в более широких масштабах применять самостоятельную работу учащихся (например, анализ документа), творческие и опережающие задания, требующие проявления креативного мышления, использования различных информационных ресурсов.
Курс предполагает проведение 5 контрольно-обобщающих уроков по изученным разделам.
Содержание курса
Искусство первобытного человека. Первые художники Земли. Древнейшие сооружения человечества. Архитектура страны фараонов. Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. Художественная культура Древней и Передней Азии. Искусство доколумбовской Америки. Эгейское искусство. Золотой век Афин. Выдающиеся скульпторы Древней Эллады. Архитектура императорского Рима. Изобразительное искусство Римской империи. Театральное и музыкальное искусство античности. Мир византийской культуры. Архитектурный облик Древней Руси. Изобразительное искусство и музыка Древней Руси Архитектура западноевропейского средневековья. Театральное искусство и музыка средних веков.
Изобразительное искусство средних веков. Индия — «страна чудес». Художественная культура Китая. Искусство Страны восходящего солнца (Япония). Художественная культура ислама.
Флоренция — «колыбель» итальянского Возрождения. Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения. «Золотой век» Возрождения. Возрождение в Венеции. Северное Возрождение. Музыка и театр эпохи Возрождения.
Художественная культура барокко. Архитектура барокко. Изобразительное искусство барокко. Классицизм в архитектуре Западной Европы. Шедевры классицизма в архитектуре России. Художественная культура классицизма и рококо. Изобразительное искусство классицизма и рококо. Реалистическая живопись Голландии. Русский портрет XVIII в. Музыкальная культура барокко. Композиторы Венской классической школы. Неоклассицизм и академизм в живописи. Художественная культура романтизма: живопись Романтический идеал и его отражение в музыке. Реализм – художественный стиль эпохи. «Живописцы счастья» (художники импрессионализма)
Многообразие стилей зарубежной музыки. Русская музыкальная культура. Пути развития западноевропейского театра. Стили и направления зарубежного изобразительного искусства. Мастера русского авангарда. Зарубежная музыка XX в. Русская музыка XX столетия. Зарубежный театр XX столетия. Русский театр XX века.
Национально-региональный компонент. Художественная культура Бурятии.
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе:
Знать / понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
Перечень учебно-методического обеспечения:
Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII в. 10 класс. Москва, изд-во «Дрофа», 2008 г.;
Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От XVII века до современности. 11 класс. Москва, изд-во «Дрофа», 2012 г.;
Данилова Г.И. Тематическое и поурочное планирование к учебникам МХК: от истоков до XVII в. 10 класс и Даниловой Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII в. 10 класс и МХК: от XII в. до современности. 11 класс,/Г.И.Данилова,-7-е изд., стеротип.-М.: Дрофа, 2013. -124с.
МХК: Конспекты уроков по темам «Искусство эпохи Ренесанса »
Список литературы:
Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10-11 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006.
Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10 классы. Тематическое и поурочное планирование. М., Дрофа, 2004.
Разумовская, О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды/ О.К. Разумовская. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 176 с. – (Методика).
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических университетов и институтов повышения квалификации. – М., Народное образование, 1998. – с. 34-28.
Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10-11 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006.
Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. В лекциях, беседах, рассказах. М., Новая школа,1996.
«Рассмотрено»
Заседание МО
Протокол №__
от_________2015 г.
Руководитель
МО____________подпись
ФИО
«Согласовано»
Заместитель директора по
НМР МБОУ «КСОШ №1»
_______/Суровцева С.В/
Дата « »_________2015 г
«Утверждаю»
Директор школы
__________/Максимов Л.А/
Приказ № _____
от _____________2015 г.
Календарно-тематическое планирование уроков
Мировой художественной культуры
2015-2016 учебный год
(35 ч. – 1ч. в неделю)
Класс 10
УМК: Мировая художественная культура. 10 кл. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.И.Данилова. – М.: Дрофа, 2010.