kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МХК на тему: «Взаимосвязь мировоззрения итальянского Возрождения с классической композицией картины»

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МХК

на тему: «Взаимосвязь мировоззрения итальянского Возрождения с классической композицией картины»

Автор: Ушар Галина Михайловна

Форма урока:

 урок усвоения новых знаний с использованием интерактивных методик.

Цель: формирование представлений учащихся о взаимосвязи мировоззрения эпохи Возрождения и произведениями живописи Ренессанса.

Задачи:

  1. Понимание учащимися:
    • основных позиций ренессансной философии;
    • гуманистических традиций в изобразительном искусстве Возрождения;
    • отличия культуры Возрождения от культуры Средневековья.
  2. Развитие аналитического мышления у учащихся.
  3. Формирование навыков коллективной работы.
  4. Приобретение навыков оценочных суждений.

Интерактивные стратегии:

     1.Презентация с иллюстративным рядом.

     2.Работа по группам с тестами на классификацию.

     3. Составление комментария-телеграммы.

     4. Стратегия «составь этикетку».

     5. Составление синквейна.

     6. Мини-проект «Живопись эпохи Высокого Возрождения».

План урока:

Деление класса на 2 группы.

-Сравнительная характеристика мировоззрения эпохи Средневековья и           Возрождения.

Работа с текстами, составление комментария – телеграммы.

Гуманистические традиции Ренессанса.

-Тест на классификацию произведений по стилям.

- Признаки, присущие живописи Средневековья и Возрождения.

-Определение по значимости системы социально – культурных приоритетов Средневековья и Ренессанса.

-Взаимосвязь философии Ренессанса с композицией классической картины на примере фрески Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря».

-Объяснение принципа классической симметрии и пирамидальной композиции.

-Разбор композиции картины Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте».

-Тест на классификацию картин с признаками классической картины.

-Создание поясняющей «этикетки» классической картины.

-Рефлексия:           

-Индивидуальная работа в тетрадях по ответам на вопросы.

-Составление синквейна «Ренессанс».

-Сентенция (определение) отличительных признаков классической картины.

-Взаимосвязь философии Ренессанса с композицией классической    картины.

-Классификация идейных принципов мировоззрения Средневековья и Возрождения.

     Опережающее задание: подготовить мини-проекты по теме:

    «Живопись эпохи Высокого Возрождения в Италии»

 

     План мини - проекта:

  1. Кем, где и когда были созданы наиболее известные произведения?
  2. Как проявились особенности культуры Возрождения в данной сфере искусства?
  3. Какие особенности произведений живописи можно выделить?
  4. Каково ваше отношение к этим произведениям?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА ПО МХК на тему: «Взаимосвязь мировоззрения итальянского Возрождения с классической композицией картины» »

9




КОНСПЕКТ УРОКА ПО МХК

на тему: «Взаимосвязь мировоззрения итальянского Возрождения с классической композицией картины»



Автор: Ушар Галина Михайловна


Форма урока:

урок усвоения новых знаний с использованием интерактивных методик.

Цель: формирование представлений учащихся о взаимосвязи мировоззрения эпохи Возрождения и произведениями живописи Ренессанса.

Задачи:

  1. Понимание учащимися:

    • основных позиций ренессансной философии;

    • гуманистических традиций в изобразительном искусстве Возрождения;

    • отличия культуры Возрождения от культуры Средневековья.

  2. Развитие аналитического мышления у учащихся.

  3. Формирование навыков коллективной работы.

  4. Приобретение навыков оценочных суждений.


Интерактивные стратегии:

1.Презентация с иллюстративным рядом.

2.Работа по группам с тестами на классификацию.

3. Составление комментария-телеграммы.

4. Стратегия «составь этикетку».

5. Составление синквейна.

6. Мини-проект «Живопись эпохи Высокого Возрождения».


План урока:

Деление класса на 2 группы.

-Сравнительная характеристика мировоззрения эпохи Средневековья и Возрождения.

Работа с текстами, составление комментария – телеграммы.

Гуманистические традиции Ренессанса.

-Тест на классификацию произведений по стилям.

- Признаки, присущие живописи Средневековья и Возрождения.

-Определение по значимости системы социально – культурных приоритетов Средневековья и Ренессанса.

-Взаимосвязь философии Ренессанса с композицией классической картины на примере фрески Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря».

-Объяснение принципа классической симметрии и пирамидальной композиции.

-Разбор композиции картины Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте».

-Тест на классификацию картин с признаками классической картины.

-Создание поясняющей «этикетки» классической картины.

-Рефлексия:

-Индивидуальная работа в тетрадях по ответам на вопросы.

-Составление синквейна «Ренессанс».

-Сентенция (определение) отличительных признаков классической картины.

-Взаимосвязь философии Ренессанса с композицией классической картины.

-Классификация идейных принципов мировоззрения Средневековья и Возрождения.

Опережающее задание: подготовить мини-проекты по теме:

«Живопись эпохи Высокого Возрождения в Италии»


План мини - проекта:

  1. Кем, где и когда были созданы наиболее известные произведения?

  2. Как проявились особенности культуры Возрождения в данной сфере искусства?

  3. Какие особенности произведений живописи можно выделить?

  4. Каково ваше отношение к этим произведениям?



Ход урока

Слайд № 1:

Тема урока:

Взаимосвязь мировоззрения итальянского Возрождения с классической композицией картины.

Эпиграф: «Античность, этот забытый мир вновь является

Возрождению, как древняя сказочная птица Феникс». М. В. Алпатов.


Учитель:

На смену Средневековью пришла эпоха Ренессанса или Возрождения. Эпоха «возрождения» классических античных традиций в искусстве, интереса к человеку.

Изменилось представление о роли человека в обществе, что повлекло за собой изменения в культуре и искусстве после «темных» веков Средневековья.

Слайд №2:

Родина Ренессанса – Флоренция (Италия).

Периоды эпохи Возрождения:

  • Раннее (с начала 15 века).

  • Высокое (1-я треть 16 века).

  • Позднее (2-я половина 16 века).

(Запись периодизации в тетрадях).


Слайд №3:

Мировоззрение эпохи Возрождения нашло отражение в трудах итальянских философов и гуманистов: Пико Делла Мирандола, Леона Батиста Альберти, Марсилино Фиччино.

Слайд №4

Портреты философов.


Учитель:

прочитайте отрывки из трудов этих ученых мужей и выделите главное, что будет являться ключом к пониманию эпохи, составьте комментарий-телеграмму.


Работа с текстами по группам:

1. Бог задумал сотворить человека, « чтобы был кто – то, кто оценил бы смысл такой большой работы (т. е. сотворение мира), любил бы ее красоту, восхищался ее размахом… Принял Бог человека и сказал:


«Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать всё, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь. Ты можешь переродиться в низшие неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные».

Пико Делла Мирандола.


2.«Человек измеряет землю и небо… Ни небо не представляется слишком высоким, ни земля слишком глубокой. Человек познал тайны небесных светил, стал гением, почти как творец…Человек может все…»

Марселино Фиччино.


3.«Природа, то есть Бог, вложили в человека элемент божественный и небесный, несравненно более прекрасный, чем что либо смертное…Она дала ему талант, способность к обучению…Человек рожден не для того чтобы бездействовать, а для того чтобы работать над великим и грандиозным делом.»

Леон Батист Альберти.


Учитель подводит итог, исходя из выступлений групп:


В средневековой философии человек как личность значил очень мало, на первом месте стояла его духовно-религиозная сущность. На человека смотрели лишь как на исполнителя воли божьей.

Вспомните ключевое слово, характеризующее мораль и культуру Средневековья?

Ответ: аскетизм, отказ от мирских удовольствий и плотских желаний.


В период Ренессанса меняется мировоззрение в целом, человек становится в "центре мира". Бог создал его свободным мастером. Теперь он полноправный творец, точнее, "сотворец" Бога. Ренессансное мировоззрение возвышает

человека, как высшее творение Господа. Внимание к человеку, к его красоте, как высшего творения Бога, получило название «гуманизм».

Исходя из этого заключения, сгруппируйте картины по стилям и обоснуйте свое мнение.

(Работа в тетрадях по группам:

1-я группа определяет картины, относящиеся к Средневековью,

2-я – произведения Ренессанса).


Слайд №5:

Тест на классификацию:

распределите картины по стилям Средневековье/Ренессанс.


Слайд № 6:

(картины пронумерованы).

Дионисий. «Богоматерь с младенцем на троне».

«Суд Пилата». Фреска.

Боттичелли. «Рождение Венеры».

Филиппо Липпи. «Мадонна с младенцем и двумя ангелами».


Учащиеся демонстрируют свои работы и обосновывают свое мнение.


Слайд №7:

Картины сгруппированы по стилю «Средневековье»(2,4).


Слайд №8:

Картины сгруппированы по стилю «Ренессанс»((1,3).


Учитель: вы правильно распределили картины по стилям, правильно увидели разницу в воплощении образа человека – в средневековой живописи человек изображался схематично, а в живописи Ренессанса мы видим красивых, полных жизни людей. Художники Возрождения внимательно присматриваются к человеку, к выражению лица, к красоте человеческого тела.

Запишем в тетрадях:

признаки, присущие живописи Средневековья и Возрождения.


Слайд №9:

Средневековье-аскетизм.

Возрождение-гуманизм.

«Гуманизм» в переводе с латинского - человечный.

Учитель:

В рамках подведения итогов нашего разговора о разнице в мировоззрении Средневековья и Возрождения – задание:

Выстройте по значимости систему приоритетов социально-культурных ценностей Средневековья и Ренессанса.

(Работа в тетрадях по группам).


Слайд №10:

Право, политика, мораль, искусство, бог, религия, наука, человек.


Слайд №11:

Средневековье:

Бог, религия, мораль, искусство, политика, право, наука.


Слайд №12:

Возрождение:

Человек, наука, искусство, мораль, политика, право, религия.


Учитель: С точки зрения философии и морали Ренессанса, человек есть центр мироздания.

Как вы считаете, нашла ли эта точка зрения свое отражение в живописи Ренессанса?

Чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим и проанализируем фреску одного из «титанов» эпохи - Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».


Слайд №13

Леонардо да Винчи.

Основоположник классического ренессансного стиля.


Слайд №14:

Фреска «Тайная вечеря».


Учитель рассказывает библейский сюжет, по мотивам которого написана фреска.


Обсуждение:

Учитель: Почему мы сразу, с первого взгляда выделяем главное действующее лицо - Иисуса Христа?

Ответ: Потому что он помещен в центре фрески.

Учитель: Как это связано с мировоззрением эпохи?

Ответ: Человек-центр мироздания, писали философы Ренессанса, поэтому главный герой помещен в центре композиции.


Учитель: В эпоху Ренессанса сложился классический ренессансный стиль, его основоположник – Леонардо да Винчи.




Слайд №15:

1-й признак классической композиции картины: принцип классической симметрии, когда главный герой помещен в центре композиции картины.


Слайд №16:

Картины с классической симметрией:

Мессина «Святой Себастьян».

Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте».

Рафаэль «Сикстинская Мадонна».


Слайд №17:

2-й признак классической картины: пирамидальная композиция.


Слайд №18:

Классический пример пирамидальной композиции.

Рафаэль «Сикстинская Мадонна».

Она применяется для взаимодействия фигур друг с другом и окружающим миром.


Слайд №19:

Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте».


Учитель: проанализируйте картину с точки зрения композиции.


Слайд №20:

Схема классической симметрии и пирамидальной композиции.


Учитель:

Задание: найдите произведения с признаками классической картины.

(Работа в тетрадях).


Слайд№21:

На экране 6 картин:

1. Крамской. «Незнакомка».

2. Репин. «Бурлаки на Волге».

3. Рафаэль. «Мадонна со щегленком».

4. Поленов. «Московский дворик».

5. Репин. «Не ждали».

6. Васнецов. «Богатыри».


Ответы учащихся: картины под номерами 1,3, 6.


Учитель: создайте поясняющую «этикетку» классической картины.

(Работа по группам).


Примеры «этикеток»:

Классическая симметрия и пирамидальная композиция являются признаками классического ренессансного стиля.

Идеальная классическая композиция предполагает наличие:

пирамидальной композиции;

принципа классической симметрии.


Слайд №22:

Идеальная классическая композиция предполагает наличие:
пирамидальной композиции;
принципа классической симметрии.


Учитель:

Именно так художники Возрождения выражали мысль о том, что человек - центр мира.

А теперь каждый в тетради ответьте на следующие вопросы (по окончании – учащиеся проверяют друг у друга ответы).

  • Назовите основоположника классического ренессансного стиля?

  • Что такое классическая симметрия?

  • Для чего нужна пирамидальная композиция?

  • В чем заключается идеал классической композиции?

  • Назовите картины с признаками классической композиции?


Составьте синквейн: «Ренессанс».

(Работа по группам).


Слайд №23:

Правила составления синквейна.


Слайд №24:

Вариант синквейна:

«Ренессанс»

Великий, созидательный.

Сменил, взрастил, вдохновил.

Эмоционально наполняет меня.

Гуманизм.


Слайд №25:

Характерные черты эпохи Возрождения.

Задание для учащихся: по группам.

Перед вами на экране идеи христианского Средневековья и идеи гуманистов Возрождения. Выделите те идеи, которые будут связаны с эпохой Возрождения.

Слайд №26:

  • Безграничная вера в Бога, его пророков и проповедников.

  • Воспевание земного счастья, красоты, наслаждения – телесного и интеллектуального.

  • Служение Богу и воинские подвиги – цель жизни и высшее счастье.

  • Воспевание природы, восхищение ее красотой.

  • Гуманизм величия человеческого.

  • Гуманизм сострадания: милосердие, жалость к униженным и обездоленным.

  • Земная жизнь – период испытаний физических и моральных сил человека.

  • Краткость земной жизни человека и вечная загробная жизнь.

  • Осуждение мысли, сомнения, знания, гордыни, красоты и наслаждения телесного.

Опережающее задание: подготовить мини-проекты по теме:

«Живопись эпохи Высокого Возрождения в Италии».

Класс делится на 4-6 групп и выполняет одно и то же задание, по итогам деятельности выбирается лучший проект.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ушар Галина Михайловна

Дата: 01.08.2014

Номер свидетельства: 110982


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства