Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА ПО МХК на тему: «Взаимосвязь мировоззрения итальянского Возрождения с классической композицией картины» »
9
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МХК
на тему: «Взаимосвязь мировоззрения итальянского Возрождения с классической композицией картины»
Автор: Ушар Галина Михайловна
Форма урока:
урок усвоения новых знаний с использованием интерактивных методик.
Цель: формирование представлений учащихся о взаимосвязи мировоззрения эпохи Возрождения и произведениями живописи Ренессанса.
Задачи:
Понимание учащимися:
основных позиций ренессансной философии;
гуманистических традиций в изобразительном искусстве Возрождения;
отличия культуры Возрождения от культуры Средневековья.
Развитие аналитического мышления у учащихся.
Формирование навыков коллективной работы.
Приобретение навыков оценочных суждений.
Интерактивные стратегии:
1.Презентация с иллюстративным рядом.
2.Работа по группам с тестами на классификацию.
3. Составление комментария-телеграммы.
4. Стратегия «составь этикетку».
5. Составление синквейна.
6. Мини-проект «Живопись эпохи Высокого Возрождения».
План урока:
Деление класса на 2 группы.
-Сравнительная характеристика мировоззрения эпохи Средневековья и Возрождения.
Работа с текстами, составление комментария – телеграммы.
Гуманистические традиции Ренессанса.
-Тест на классификацию произведений по стилям.
- Признаки, присущие живописи Средневековья и Возрождения.
-Определение по значимости системы социально – культурных приоритетов Средневековья и Ренессанса.
-Взаимосвязь философии Ренессанса с композицией классической картины на примере фрески Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря».
-Объяснение принципа классической симметрии и пирамидальной композиции.
-Разбор композиции картины Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте».
-Тест на классификацию картин с признаками классической картины.
-Создание поясняющей «этикетки» классической картины.
-Рефлексия:
-Индивидуальная работа в тетрадях по ответам на вопросы.
-Составление синквейна «Ренессанс».
-Сентенция (определение) отличительных признаков классической картины.
-Взаимосвязь философии Ренессанса с композицией классической картины.
-Классификация идейных принципов мировоззрения Средневековья и Возрождения.
Опережающее задание: подготовить мини-проекты по теме:
«Живопись эпохи Высокого Возрождения в Италии»
План мини - проекта:
Кем, где и когда были созданы наиболее известные произведения?
Как проявились особенности культуры Возрождения в данной сфере искусства?
Какие особенности произведений живописи можно выделить?
Каково ваше отношение к этим произведениям?
Ход урока
Слайд № 1:
Тема урока:
Взаимосвязь мировоззрения итальянского Возрождения с классической композицией картины.
Эпиграф:«Античность, этот забытый мир вновь является
Возрождению, как древняя сказочная птица Феникс». М. В. Алпатов.
Учитель:
На смену Средневековью пришла эпоха Ренессанса или Возрождения. Эпоха «возрождения» классических античных традиций в искусстве, интереса к человеку.
Изменилось представление о роли человека в обществе, что повлекло за собой изменения в культуре и искусстве после «темных» веков Средневековья.
Слайд №2:
Родина Ренессанса – Флоренция (Италия).
Периоды эпохи Возрождения:
Раннее (с начала 15 века).
Высокое (1-я треть 16 века).
Позднее (2-я половина 16 века).
(Запись периодизации в тетрадях).
Слайд №3:
Мировоззрение эпохи Возрождения нашло отражение в трудах итальянских философов и гуманистов: Пико Делла Мирандола, Леона Батиста Альберти, Марсилино Фиччино.
Слайд №4
Портреты философов.
Учитель:
прочитайте отрывки из трудов этих ученых мужей и выделите главное, что будет являться ключом к пониманию эпохи, составьте комментарий-телеграмму.
Работа с текстами по группам:
1. Бог задумал сотворить человека, « чтобы был кто – то, кто оценил бы смысл такой большой работы (т. е. сотворение мира), любил бы ее красоту, восхищался ее размахом… Принял Бог человека и сказал:
«Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать всё, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь. Ты можешь переродиться в низшие неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные».
Пико Делла Мирандола.
2.«Человек измеряет землю и небо… Ни небо не представляется слишком высоким, ни земля слишком глубокой. Человек познал тайны небесных светил, стал гением, почти как творец…Человек может все…»
Марселино Фиччино.
3.«Природа, то есть Бог, вложили в человека элемент божественный и небесный, несравненно более прекрасный, чем что либо смертное…Она дала ему талант, способность к обучению…Человек рожден не для того чтобы бездействовать, а для того чтобы работать над великим и грандиозным делом.»
Леон Батист Альберти.
Учитель подводит итог, исходя из выступлений групп:
В средневековой философии человек как личность значил очень мало, на первом месте стояла его духовно-религиозная сущность. На человека смотрели лишь как на исполнителя воли божьей.
Вспомните ключевое слово, характеризующее мораль и культуру Средневековья?
Ответ: аскетизм, отказ от мирских удовольствий и плотских желаний.
В период Ренессанса меняется мировоззрение в целом, человек становится в "центре мира". Бог создал его свободным мастером. Теперь он полноправный творец, точнее, "сотворец" Бога. Ренессансное мировоззрение возвышает
человека, как высшее творение Господа. Внимание к человеку, к его красоте, как высшего творения Бога, получило название «гуманизм».
Исходя из этого заключения, сгруппируйте картины по стилям и обоснуйте свое мнение.
(Работа в тетрадях по группам:
1-я группа определяет картины, относящиеся к Средневековью,
2-я – произведения Ренессанса).
Слайд №5:
Тест на классификацию:
распределите картины по стилям Средневековье/Ренессанс.
Слайд № 6:
(картины пронумерованы).
Дионисий. «Богоматерь с младенцем на троне».
«Суд Пилата». Фреска.
Боттичелли. «Рождение Венеры».
Филиппо Липпи. «Мадонна с младенцем и двумя ангелами».
Учащиеся демонстрируют свои работы и обосновывают свое мнение.
Слайд №7:
Картины сгруппированы по стилю «Средневековье»(2,4).
Слайд №8:
Картины сгруппированы по стилю «Ренессанс»((1,3).
Учитель: вы правильно распределили картины по стилям, правильно увидели разницу в воплощении образа человека – в средневековой живописи человек изображался схематично, а в живописи Ренессанса мы видим красивых, полных жизни людей. Художники Возрождения внимательно присматриваются к человеку, к выражению лица, к красоте человеческого тела.
Запишем в тетрадях:
признаки, присущие живописи Средневековья и Возрождения.
Слайд №9:
Средневековье-аскетизм.
Возрождение-гуманизм.
«Гуманизм» в переводе с латинского - человечный.
Учитель:
В рамках подведения итогов нашего разговора о разнице в мировоззрении Средневековья и Возрождения – задание:
Выстройте по значимости систему приоритетов социально-культурных ценностей Средневековья и Ренессанса.
(Работа в тетрадях по группам).
Слайд №10:
Право, политика, мораль, искусство, бог, религия, наука, человек.