Просмотр содержимого документа
«"В песне - душа народа."»
9
СЦЕНАРИЙ УРОКА - КОНЦЕРТА
« В ПЕСНЕ – ДУША НАРОДА»
Форма проведения: урок – концерт.
Цель: рассмотреть жанр песни в историческом развитии, познакомить
с песнями разных народов и стран.
Задачи: - побуждать интерес к песенному искусству разных народов.
- воспитывать уважение к музыке других народов.
- развивать творческие способности, удовлетворять
познавательный интерес учащихся.
Учитель. Добрый день! Добрый день всем, кто находится в нашем зале!
Сегодня наш урок пройдет в виде урока – концерта.
Рассмотрим жанр песни в ее историческом развитии.
Интерес к песенному искусству у разных народов живет с
момента зарождения песни до настоящего времени.
Наша встреча даст ответы на многие вопросы. Умеете ли вы уважительно относиться к русской музыке, музыке других народов?
Еще раз убедимся, насколько талантливы наши учащиеся, и как развиваются их творческие способности.
Да, это концерт, поэтому, на мой взгляд, вы увидите много интересного. Но это еще и урок, а значит, его нужно оценить. Оценивать наш урок будут независимые эксперты: заместитель директора по воспитательной работе Чуев М.В. и учитель
(Выходят ведущие).
Ученица. Всем известен афоризм «В песне – душа народа». А знаете, кому принадлежит этот афоризм? (Ответы учащихся - Быкадоров Е.).
Верно. Великому русскому драматургу А.Н.Островскому. Но уж, точно, никто не знает, что этот афоризм имеет продолжение: «Убьешь песню - убьешь душу!»
Ученица. Недаром говорят, что песня – это душа народа. Народная песня всегда устремлена ко всему лучшему. Это – связь времен, мост между прошлым и будущим.
Ученица. Пока будет жить песенный дух любого древнего края, никогда не смолкнут проникновенные песни, задорные песни. Пусть они всегда звучат над просторами седого Урала, сливаются в прекрасную симфонию с мелодиями всех народов.
Ученица. Все просится в музыке, в песне излиться:
Печаль, и веселье, и труд.
Поют и деревья, и ветры, и птицы,
И реки, и люди поют.
Ученица. - А сколько всего песен на свете?
- Когда появилась самая первая песня?
- Кто ее сочинил?
Ученица. Хотите узнать ответы на эти не такие уж простые вопросы?
Тогда мы начинаем нашу встречу, посвященную песне.
I часть «Истоки музыкального искусства»
Сцена 1. Древняя Греция.
(Слайд - древняя Греция Афины)
Исполняется греческий народный танец «Сиртаки».
( Издалека начинает звучать «Мелодия» из оперы В.Глюка «Орфей», на слайде – юноша, играющий на свирели).
Ученица. Куда это мы попали? Неужели в древнюю Грецию? И кто этот юноша, которого так внимательно слушают люди?
Ученица. Это странствующий певец – сказитель аэд. В те далекие времена их называли «сшивателями песен». Про них древнегреческий поэт и философ Гомер почти три тысячи лет назад сказал:
Всеми людьми, что живут на земле
Почтенны и любимы.
Песни владыки, певцы.
Их богиня сама научает –
Муза – ладам и напевам.
Певцов она род возлюбила. (Музыка В.Глюка «Орфей» звучит чуть громче…)
Ученица. Какая чудесная мелодия!
Ученица. Это песня Орфея.
Ученица. Это песня? У нее же нет слов, только одна мелодия?
Ученица. Ребята, (обращаясь в зал) а что означает слово мелодия?
Ученик из зала. Деканаидзе В. В переводе с древнегреческого «мелодия» означает «пение», «песня», «напев». А Орфей …
Орфей – это фракийский певец, сын бога Аполлона и музы поэзии Калиоппы.
Ученица. Верно. Его считали не только лучшим певцом и музыкантом, но и создателем поэзии.
Ученица. Но ведь Орфей – герой вымышленный, сказочный, из народного мифа…
Ученица. Согласна. Значит, самую первую песню и самую первую мелодию сочинил не он? Но кто же?
Сцена 2. Италия.
(На слайде берег Средиземного моря. Вдали очертания города. Слышны шум прибоя, крики чаек.)
Ученица. Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся на берег Средиземного моря, в Италию, где были изобретены ноты, построены первые оперные театры.
Ученица. Да, да, я знаю! Слова «опера», «фортепиано», «ария», «соната» - итальянского происхождения.
Ученица. А еще в Италии зародилось искусство прекрасного пения – (вопрос залу) как называлось такое пение?
Ученица. Поваляева К. Такое пение называлось бельканто.
Ученица. Быть может, там знают, кто сочинил самую первую песню? Придумал самую первую мелодию для нее?
Исполняется песня «Санта Лючия» (Егорова Лиза)
Ученица. Как задушевно и искренне звучит итальянская народная песня «Санта Лючия». Мелодия как – будто покачивается на волнах и вместе с исполнителем плывет в лодке – гондоле в лунном сиянии. (Слайд с лодкой – гондолой).
Ученица. У итальянцев есть и другие мелодии – зажигательные, стремительные, под которые не только поют, но и танцуют.
Итальянский народный танец «Тарантелла».
Ученица. ( Обращаясь к залу), откуда итальянцы берут свои мелодии?
Ученик. (Кирпа Д.) Нашептало синее море.
Ученик. (Кашкин И.) Принес теплый ветер.
Сцена 3. Грузия. (Слайд горный пейзаж)
Звучит грузинская народная песня «Сулико»
(Литвинов Ж.)
Ученица. Эту мелодию ветер принес из далекого горного края. Там воздух свеж и прозрачен, а под ярким солнцем сверкают заснеженные вершины Кавказа.
У подножья гор живут гордые и воинственные люди с горячими сердцами.
Исполняется «Лесгинка».
(Гюльмамедов)
Ученица. Откуда берутся такие мелодии?
Ученик из зала. ( ) Из мастерской мастера – чеканщика, ведь здесь четкий ритм.
Ученица. А песни?
Ученик. А песни - в горах рождают мелодии.
Сцена 4. Венгрия (На заставке пейзаж виноградников.)
Звучит венгерская народная мелодия.
Ученица. Интересно получается, значит мелодии помогает сочинять море и горы?… А как быть людям, которые живут не на берегу моря и не в горах? Где им взять мелодии для песен?
Ученик из зала. ( ) Жизнь людей всегда была связана с природой. Прислушиваясь к ее звукам, повторяя их, человек и сочинил первые мелодии.
Ученик из зала.( ) В этих мелодиях – порыв морского ветра, отголоски горного эха…
Ученица. …и терпкость игристого виноградного вина, как в венгерском «Чардаше».
Звучит «Чардаш».
Ученица. Так, когда же появились первые песни?
Ученик из зала. Говорят, что песни появились вместе с человеком. С тех пор ни один народ в мире не живет без песни.
Ученик из зала. Каждый народ вносит в песню национальные черты, отражая характер, быт, нравы и традиции.
Ученик из зала. Например, у прибалтийских народов есть пастушеские песни, у кавказских народов – кузнечные, есть даже песни, которые исполняются при толчении зерна.
Ученик из зала. У народов Севера и Дальнего Востока по древней традиции каждый человек, достигнувший зрелости, обретает свою «личную» песню, пеню – портрет, которая сопровождает его всю жизнь…
(Звучание песни «Ах, ты степь широкая»)
Мрыхина Н.А.. Народная песня – это не напев со словами, а часть самой жизни.
II часть: Русская народная песня.
(На слайде картина с изображением русских просторов.)
Звучит отрывок из песни «Ах, ты степь, широкая».
Учитель. (На фоне музыки). Как широко и свободно льется мелодия.
Где она родилась? Откуда она?
Ученица. Может, мелодия жила в вашем сердце, просто вы ее не слышали?
Ученица. … А прислушались, и вот уже запела душа, зазвучала…
Мрыхина Н.А. И полетела песня по просторам русским, передаваясь из уст в уста…
…становясь все ближе и роднее каждому русскому человеку.
Ученица. В песне – душа народа. Недаром воскликнул поэт: «Сколько чувства в напеве родном!»
Ученица. Народная песня может быть бесшабашно – веселой или печальной, рассказать о любви или о солдатской доле – и всегда она, эта песня, близка и понятна.
Ученица. Русская старина, народные песни. Как много песен знали наши бабушки, да каких! Сколько же песенной клади хранила их память. А пели – заслушаешься! Затянут песню – помолодеют, глаза блестят…
Мрыхина Н.А. С тех пор, услышав старинную русскую песню, мы волнуемся, и сердце щемит. (Музыка усиливается и постепенно затихает)
Ученица. Песня – правда, коль подумаешь умом, - гласит народная мудрость.
А сколько пословиц придумано в народе о песне!
Ученики из зала: (ученик с микрофоном подходит к учащимся, озвучивающих пословицы)
- Пой песню тот, у кого голос хорош!
- Голосу нет – душа поет!
- Петь бы еще, да на животе тоще!
- Поется там, где и воля и доля.
- Весело поется, весело прядется!
- Беседа дорогу коротает, а песня – работу!
- Какова песня - таковы слова.
- Где песня поется, там счастливо живется!
- Песня - правда, сказка – ложь.
- Полпесенки спела - половина дела.
- Жить – с песней дружить.
Ученица. Русский народ гордится своими песнями.
Ученица. Как затянет, как зальется
Песней русскою народ.
И откуда, что берется?
Прямо к сердцу так и льнет!
Ученица. В народе говорят: были бы песни, будет и пляска!
Исполняется русская народная пляска.
Ученик.
Ты откуда, русская зародилась музыка?
То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты, скажи, откуда, грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась с самого начала?
Как же ты явилась? Как ты зазвучала?
Пролетели утки, уронили дудки.
Пролетели гуси, уронили гусли.
Их порою вешней нашли, удивились.
Ну, а песня? С песней на Руси родились!
Русская народная песня «Ой, по - над Волгой».
(Исполняют участники праздника).
Ученики из хора:
Сохранить бы нам всю эту красоту, передавая ее из поколения в поколение, как святое наследие.
Поколение, принявшее такое наследие, не может быть жестоким и беспечным.
Ведь если исчезнут традиции давних предков - обеднеет народ; оскудеют его язык, его мировосприятие, его душа.
А оскудеет душа народа - исчезнет он. Потому и не бывает народов без своих песен!
(Вопрос ученика из зала о том, почему на празднике звучали не только песни, а были исполнены и танцы?)
Ответ учащейся из зала:
в танцевальной музыке, как и в песенной - есть мелодия – а мелодия в переводе с древнегреческого означает - «пение», «песня», «напев».
Ученица или учитель: и здесь мы хотели бы поставить точку, но вот эксперты просят слово.
Слово экспертам (эксперты подводят итоги урока – концерта и поднимают карточку с оценкой «5»).