kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Песня как художественный приём раскрытия характеров героев в рассказе И.С. Тургенева "Певцы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт анализирующего чтения

Тема: И. С. Тургенев. Рассказ «Певцы».

Светлые темные черты русского национального характера.

Песня как художественный прием раскрытия характеров героев.

Содержание

  1. Аннотация
  2. Цели урока
  3. Задачи урока
  4. Оборудование
  5. Ход урока

1.Знакомство с некоторыми страницами жизни писателя;

2.История создания «Записок охотника»;

3.Работа писателя над рассказом «Певцы»;

4.Представление рассказа:

-презентация героя

-слушание начала рассказа в художественном исполнении

-инсценировка отрывка

5. Анализ текста (художественные особенности и достоинства

рассказа, его идея), сообщения учащихся, коллективная работа - заполнение таблицы.

  1. Итог урока
  2. Оценка работы
  3. Домашнее задание
  4. Литература
  5. Интернет - источники
  6. Самоанализ

Этот урок задуман как один из этапов проектной деятельности учащихся 8-го класса по теме «Искусство слова». Проект интегрированный, сотрудничают учитель литературы и учитель музыки. Хотя уроков музыки в 8-ом классе уже нет, эта работа проводится учителем  в рамках факультатива.

Рассказ «Певцы» можно предложить ученикам  8-го класса как продолжение разговора по теме «Песня - душа народа» или после изучения повести «Ася» и уроков внеклассного чтения, для обсуждения на которых были взяты такие рассказы из «Записок охотника», как: «Живые мощи», «Касьян с Красивой Мечи», «Свидание» и другие. А результатом анализа может быть работа по развитию речи «Песня как художественный прием раскрытия характеров героев».

Рассказ «Певцы», на мой взгляд, представляет идеальную возможность воспитания проницательного читателя, думающего, умеющего чувствовать и понимать подтекст, ценящего точное образное слово,  помимо всего он  покоряет композиционной стройностью, где  одно вытекает из другого, соотнесенность и соположенность не отрицает, но дополняет, обогащает одна другую, создает единство различного, гармонию целого. Учителю необходимо воспользоваться всем тем, что представляет рассказ. И жаль, если это не произойдет в среднем звене школы, а только в 10-ом классе, когда изучаются по программе «Записки охотника». Поэтому рассказ надо изучать в 8-ом, хотя проблемы, затронутые автором, сложны и многогранны.

 В связи с этим подготовка к открытому уроку велась заранее: прочитаны и проанализированы рассказы из «Записок охотника», прочитан рассказ «Певцы», даны задания по этапам урока. Так, например, к этапу урока  «презентация» героя несколько учеников готовят представление основных действующих лиц рассказа  от первого лица, заранее под руководством ученика-режиссера готовят инсценировку отрывка из рассказа, даны индивидуальные задания: роль детали в рассказе, роль пейзажа, символика цвета, психологизм, тайнопись (подтекст), роль композиции, роль выразительно-изобразительных средств и другие.

Предлагая школьникам этот рассказ для самостоятельного прочтения, сопроводим его рядом творческих заданий и вопросов на восприятие.

Цели урока

Образовательные:

1.Углубить представление учащихся о художественном своеобразии прозы И.С.Тургенева.

2.Определить сюжетно-композиционные особенности и достоинства рассказа «Певцы».

3.Познакомить с новыми приемами раскрытия образов героев.

 

Развивающие:

1.Развивать навыки исследования художественного текста.

2.Совершенствовать умение  мыслить, читая художественный текст

Воспитывающие:

1.Воспитывать думающего, проницательного читателя,

художественный вкус, стремление к самосовершенствованию.

2. Углубить и расширить представление учащихся о свойствах народного характера.

Задачи.

1. Создать мотив обучения.

2.Пополнить знания учащихся о некоторых страницах  из жизни писателя, об истории создания «Записок охотника», о работе над рассказом «Певцы», используя аудио- и видеоматериалы.

3.Учить работать самостоятельно и в коллективе.

4.На примере мастера художественного чтения учить выразительному чтению.

5.Расширить словарь учащихся.

6.Обучать презентации героя, т. е. представлению героя произведения от 1-го лица.

7.Продолжать формировать навыки публичных выступлений.

8.Развивать творческие способности, предлагая инсценировать отрывок из рассказа.

9.Совершенствовать навыки определения выразительно-изобразительных средств языка.

10.Обучать изложению своих мыслей.

11.Формировать творческое отношение к делу.

12.Воспитывать ответственное отношение, организаторские способности.

 

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, интернет-доска, флешка с записью фильмов, песен, романса, сборники рассказов «Записки охотника», тетради с домашним заданием.

 

Список использованной литературы

  1. Т.Г. Браже  Изучение литературы в школе/ под ред. 1997-256с.
  2. Валагин А.П. /  И.С. Тургенев. «Записки охотника. Опыт анализирующего чтения» // Литература в школе. – 1992. - №3-4
  3. Маранцман В.Г. Содружество искусств на уроках литературы // Искусство анализа художественного произведения / Сост. Т.Г. Браже – М., 1971
  4. Мащенко П.М. Использование музыки на уроках литературы.- М., 1978- 76с.
  5. Осеннева М.С. Средство эстетического воспитания //Литература в школе 2001- №8 – С.23
  6. Тургенев И.С. «Записки охотника»
  7. Щеблыкин И. Книга о народе // Литература в школе. – 1992. - №3-4

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Песня как художественный приём раскрытия характеров героев в рассказе И.С. Тургенева "Певцы" »









Презентация урока по литературе







Зачетная работа

Жонкиной Н. А.























Опыт анализирующего чтения

Тема: И. С. Тургенев. Рассказ «Певцы».

Светлые темные черты русского национального характера.

Песня как художественный прием раскрытия характеров героев.



Содержание

  1. Аннотация

  2. Цели урока

  3. Задачи урока

  4. Оборудование

  5. Ход урока

1.Знакомство с некоторыми страницами жизни писателя;

2.История создания «Записок охотника»;

3.Работа писателя над рассказом «Певцы»;

4.Представление рассказа:

-презентация героя

-слушание начала рассказа в художественном исполнении

-инсценировка отрывка

5.Анализ текста (художественные особенности и достоинства

рассказа, его идея), сообщения учащихся, коллективная работа- заполнение

таблицы

  1. Итог урока

  2. Оценка работы

  3. Домашнее задание

  4. Литература

  5. Интернет-источники

  6. Самоанализ



Этот урок задуман как один из этапов проектной деятельности учащихся 8-го класса по теме «Искусство слова». Проект интегрированный, сотрудничают учитель литературы и учитель музыки.Хотя уроков музыки в 8-ом классе уже нет, эта работа проводится учителем в рамках факультатива.

Рассказ «Певцы» можно предложить ученикам 8-го класса как продолжение разговора по теме «Песня - душа народа» или после изучения повести «Ася» и уроков внеклассного чтения, для обсуждения на которых были взяты такие рассказы из «Записок охотника»,как : «Живые мощи», «Касьян с Красивой Мечи», «Свидание» и другие. А результатом анализа может быть работа по

развитию речи «Песня как художественный прием раскрытия характеров героев».

Рассказ «Певцы», на мой взгляд, представляет идеальную возможность воспитания проницательного читателя, думающего, умеющего чувствовать и понимать подтекст, ценящего точное образное слово, помимо всего он покоряет композиционной стройностью, где одно вытекает из другого, соотнесенность и соположенность не отрицает, но дополняет, обогащает одна другую, создает единство различного, гармонию целого. Учителю необходимо воспользоваться всем тем, что представляет рассказ. И жаль, если это не произойдет в среднем звене школы, а только в 10-ом классе, когда изучаются по программе «Записки охотника». Поэтому рассказ надо изучать в 8-ом, хотя проблемы, затронутые автором, сложны и многогранны.

В связи с этим подготовка к открытому уроку велась заранее: прочитаны и проанализированы рассказы из «Записок охотника», прочитан рассказ «Певцы», даны задания по этапам урока. Так, например, к этапу урока «презентация» героя несколько учеников готовят представление основных действующих лиц рассказа от первого лица, заранее под руководством ученика-режиссера готовят инсценировку отрывка из рассказа, даны индивидуальные задания: роль детали в рассказе, роль пейзажа, символика цвета, психологизм, тайнопись (подтекст), роль композиции, роль выразительно-изобразительных средств и другие.

Предлагая школьникам этот рассказ для самостоятельного прочтения, сопроводим его рядом творческих заданий и вопросов на восприятие.



Варианты творческих заданий:



1.Хотели бы вы жить в сельце Колотовка? Да или нет? Почему?

2.Представьте себе, что вы кинооператор, снимаете крупным планом местность, где находится Притынный кабак-место основного действия. Что вы покажете зрителю, без чего нельзя обойтись? Какую музыку вы предложите в качестве сопровождения?

3.Если бы вам предстояло открыть выставку портретов героев рассказа в окружении каких-то предметов, соединив их попарно, кого с кем и что с чем вы бы разместили?

4.Понаблюдайте за текстом. Есть ли определенная схема, по которой автор представляет основных действующих лиц?



Вопросы на выявление восприятия прочитанного.

1.Какой рассказ И.С. Тургенева, из ранее прочитанных, вам напомнил рассказ «Певцы»? (В каком, из ранее прочитанных, И.С.Тургенев явился мастером портрета, галереи портретов?)

2.Как разворачивается сюжет рассказа?

3.Понаблюдайте за тем, как И.С.Тургенев строит свой рассказ. Что здесь можно поставить во главу угла: сюжет, острый конфликт, композицию или описания и рассуждения?

4.Докажите, что тургеневскому стилю свойственен особый лиризм, очарование которого сказывается прежде всего в разнообразии языка. Как выразительно выпуклы, наглядны описания, как трепетно каждое его слово, какие тонкие переходы улавливает писатель в привычных состояниях, в интонациях человеческого голоса, в световых переливах ландшафта, как точны детали-свидетельство редкой наблюдательности И.С.Тургенева.

5.На небольшом отрывке текста удостоверьтесь, каких частей речи у И.С.Тургенева больше всего.

6.Проанализируйте первый абзац рассказа на наличие выразительно-изобразительных средств языка.



Уроки по этому произведению я проводила в 8-х классах уже неоднократно. Всякий раз они отличались друг от друга, но оставалась главная задача -проследить (внимательно работая с текстом, заполняя таблицу-описание состояния каждого героя после пения рядчика и после пения Якова, выявляя авторское отношение) как меняется каждый из героев, как прекрасное, по-настоящему прекрасное, способно пробудить в человеке дремлющие глубокие, добрые чувства, освободить душу от груза прожитых лет, в корне поменять, как говорится, перевернуть человека.



Материал рассчитан на 2 урока.



Тип урока: комбинированный.



Большое количество индивидуальных заданий, которые предшествуют уроку и выполняются под руководстством учителя, представляют возможность создания ситуации успеха как личного, так и коллективного, помогают вовлечь каждого в творческий процесс. Мотивируя на работу, учитываю творческий потенциал класса: уже несколько лет ученики являются активными участниками театральной студии.



Цели урока



Образовательные: 1.Углубить представление учащихся о художественном своеобразии прозы И.С.Тургенева.

2.Определить сюжетно-композиционные особенности и достоинства рассказа «Певцы».

3.Познакомить с новыми приемами раскрытия образов героев.



Развивающие: 1.Развивать навыки исследования художественного текста.

2.Совершенствовать умение мыслить, читая художественный текст.

Воспитывающие: 1.Воспитывать думающего, проницательного читателя,

художественный вкус, стремление к самосовершенствованию.

2. Углубить и расширить представление учащихся о свойствах народного характера.



Задачи.1. Создать мотив обучения.

2.Пополнить знания учащихся о некоторых страницах из жизни писателя, об истории создания «Записок охотника», о работе над рассказом «Певцы», используя аудио- и видеоматериалы.

3.Учить работать самостоятельно и в коллективе.

4.На примере мастера художественного чтения учить выразительному чтению.

5.Расширить словарь учащихся.

6.Обучать презентации героя, т. е. представлению героя произведения от 1-го лица.

7.Продолжать формировать навыки публичных выступлений.

8.Развивать творческие способности, предлагая инсценировать отрывок из рассказа.

9.Совершенствовать навыки определения выразительно-изобразительных средств языка.

10.Обучать изложению своих мыслей.

11.Формировать творческое отношение к делу.

12.Воспитывать ответственное отношение, организаторские способности.



Оборудование



Компьютер, мультимедийный проектор, интернет-доска, флешка с записью фильмов, песен, романса, сборники рассказов «Записки охотника», тетради с домашним заданием.



Ход урока



Слайд № 1, № 2

1.Вступительное слово учителя о теме, целях, задачах и месте данного урока в проектной деятельности класса, начатой в начале года.



Слайд № 3

2.Сообщение ученика. Музыка в жизни и произведениях И.С.Тургенева.

Видео - фильм «Тургенев и музыка» (начало).



Слайд № 4

3.Сообщение ученика. История создания «Записок охотника».

Видео - фильм. Д.Бак об истории создания «Записок охотника» (небольшая часть)





Слайд № 5, 6-13

4.Сообщение ученика. Историческая справка: как работал писатель над рассказом «Певцы». (Весь материал на слайдах 6-13)



Слайд № 14

5.Словарь



6.Представление рассказа



Слайд №15

-художественное чтение мастером слова начала рассказа

Слайд № 16-17

-презентация героев рассказа

Автор, Моргач, Обалдуй, Дикий-Барин, Яков-Турок, рядчик из Жиздры, Николай Иванович, его жена, мужичок в сером армячке



-таблица на доске (главное из авторской характеристики действующих лиц, то же, что на слайде № 17)



-инсценировка отрывка. Сцена перед началом состязания героев. Начинается со слов: «Ну, что ж!- возопил вдруг Обалдуй, выпив духом стакан вина…» , заканчивается: «Ну, ну, не прохлаждайся-начинай - решил Дикий-Барин и потупился».



Слайд №18

-слушание пения рядчика («Старое радио»)



-заполнение таблицы, работа с текстом, выписываем слова, передающие состояние каждого героя, в которое приводит их пение рядчика



Обалдуй

Николай Иванович


Вскрикнул от удовольствия,

Одобрительно закачал головой,

начал подтягивать, покрикивать,

на жирном лице выступила краска

бросился на шею, начал душить,

он словно помолодел

«выиграл, брат, выиграл!»

«хорошо поешь, брат, хорошо», -ласково заметил

"Поздравляю - осьмуха твоя!»



жена


«очинна хорошо»

Моргач


Начал вполголоса подхватывать





Дикий - Барин


улыбнулся,

не изменился в лице,

взгляд несколько смягчился,

выражение губ оставалось презрительным

Яков


Глаза так и разгорелись,

дрожал как лист,

как сумасшедший закричал:

«Молодец, молодец!»


мужичок


«Хорошо-га!»



Слайд № 19, 20

-слушание пение Якова («Старое радио»)

-заполнение таблицы, работа с текстом, выписываем слова, передающие состояние каждого героя, в которое приводит их пение Якова

жена

Николай Иванович


«Сдержанные рыданья внезапно поразили

потупился

меня,…жена целовальника плакала, припав грудью к окну»

торжественно объявил, что прибавляет от себя еще осьмуху пива





Моргач

Обалдуй



подошел к Якову и стал с ним целоваться

весь разнеженный, стоял, глупо разинув рот


подпрыгнул, залепетал, замахал руками

рядчик

Дикий-Барин

поднес сжатый кулак ко лбу и не шевелился

по железному лицу медленно прокатилась слеза

тихо встал и подошел к Якову

посмеивался каким-то добрым смехом

«Ты…твоя… ты выиграл», - произнес он наконец с трудом и бросился вон



мужичок


плакал в своем уголку





Вывод по теме «Песня как художественный прием раскрытия характеров героев».

После пения Якова-Турка прижимистый, расчетливый целовальник «торжественно объявил, что прибавляет от себя еще осьмуху пива». Суровый и даже свирепый Дикий-Барин «посмеивался каким-то добрым смехом». Жена целовальника, которая оценивает посетителей с точки зрения «выгодный» или нет, «плакала, припав грудью к окну». Моргач, которому ни до кого нет дела, который никого не любит, кроме сына, бросился целовать Якова.

Красота рождает и способна пробудить красоту, но только тогда, когда «душа с душою говорит».



Слайд №21

Вопросы классу:

  1. заканчивается ли на этом рассказ? (Нет)

  2. почему автор не захотел остановиться на такой замечательной сцене?

Обратимся к тексту, прочитаем в лицах окончание рассказа.

  1. каким образом конец рассказа связан с его началом?

(« сельцо Колотовка» - в начале, « тебя тятя высечь хочи-и-и-т»- в конце,

кольцевая композиция)



Переход ко 2-ому уроку

Особенности и художественные достоинства рассказа И.С.Тургенева «Певцы»






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Жонкина Наталья Александровна

Дата: 09.11.2014

Номер свидетельства: 128547

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "Презентация к уроку по литературе в 8 классе Песня как художественный прием характеристики героев по рассказу И.С. Тургенева "Певцы" "
    ["seo_title"] => string(153) "priezientatsiia-k-uroku-po-litieraturie-v-8-klassie-piesnia-kak-khudozhiestviennyi-priiem-kharaktieristiki-ghieroiev-po-rasskazu-i-s-turghienieva-pievtsy"
    ["file_id"] => string(6) "128570"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415536929"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства