Цели деятельности учителя: способствовать ознакомлению с числом 0, его местом в ряду целых неотрицательных чисел, правописанию цифры 0; создать условия для получения числа 0 из последующего числа, определения закономерностей.
Планируемые результаты образования:
Предметные: имеют представление о понятиях «натуральный ряд чисел», «число нуль»; умеют писать цифру 0, получать число 0 из последующего числа, определять место числа 0 в ряду целых неотрицательных чисел.
Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности, в частности, к изучению математики.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные: кодируют информацию в знаково-символической форме в простейших случаях; на основе кодирования строят простейшие модели математических понятий, отношений.
Коммуникативные: принимают участие в работе парами и группами; воспринимают мнения других людей.
1.Организационный момент.
Психологический настрой.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Пожелаю всем удачи –
За работу! В добрый час!
II. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
Я читаю задание, вы его выполняете, а ответ вы проговариваете про себя.
Работа по учебнику С. 85 № 196
№195 составить задачи ( некоторые дети знают, что такое задачи) или математические рассказы
Могу назвать его мячом,
А хочешь, дыркой назовём,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким.
Но как его не назовем,
Он называется …( нулём)
Ребята, а вы догадались какая тема урока? (на слайде– Число и цифра 0). Как вы догадались?
Какие цели поставим перед собой? (на доску)
Цели урока: научиться писать цифру 0; определить место ноля в числовом ряду; узнать как получить число 0. ( получение числа 0)
( на доске выписаны цели урока)
3. Работа над темой
4. (алгоритм написания) Письмо цифры 0
Рассмотрите цифру.
Начинают писать цифру 0 чуть выше нижней стороны клетки. Показ на слайде.
Прописывание в воздухе.
Вспомните правила письма и посадки.
Напишите цифру 0. Сравните свои цифры с образцом, подчеркните правильно написанные цифры.
-Какую цель выполнили?
Физминутка
Первую цель мы достигли. Прочитайте вторую цель. А теперь я предлагаю следующее задание. Прочитайте ряды чисел.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
1 2 3 4 5 6 7 …
Чем похожи эти ряды и чем отличаются? (нулем) Отличаются: первый – не натуральный, а второй – натуральный.
Почему натуральный ряд начинается с единицы? (числами второго ряда можно посчитать предметы)
Вывод: (0 не является натур числом, т к натур числами мы обозначаем кол-во предметов.)
А может 0 превратить число в натуральное?
Запишите в тетради 1 2 3 4 5 6 7 …
Затем справа припишите 0. Что у вас получилось?
(натуральные числа)
Какую цель мы достигли? Какие выводы сделали? (0 – не натуральное число, 0 может превратить число в натуральное, если будет справа от цифры)
Переходим к третьей цели. Прочитайте ее.
-Как можно получить число 0? Примеры записываются на доске. Это правило можно записать для любых чисел при помощи букв. Заменим число на букву а. Кто догадался, какая получится запись?
- Какое правило получится?
Все вместе составляем общее правило а-а=0
Итог: Как получить число
III. Первичное закрепление. ( работа в парах)
Прочитайте числа: 0.5,10.
Разделите числа на 2 группы. Сколько вариантов у вас получилось?
Найдите «лишнее число». Почему число ноль «лишнее»? (оно не натуральное).
Выполнение заданий по выбору:
Составьте неравенства с использованием 0.
Составьте равенства по формуле а-а=0
Вставьте числа: …+7=7; 0+…=…
Мы много узнали о числе и цифре 0. Где можно применить новые знания?
Ноль или нуль, в переводе с латинского – ничто, но не только в математик, но и в жизни человека оно имеет большое значение. Послушайте стихотворения о 0 и сделайте вывод о значимости этого числа.
1.Если в доме вспыхнет пламя,
Вряд ли справитесь вы сами.
Перед тем как спорить с ним
Наберите 01
2.Если видишь преступленье,
Иль к нему готовятся,
Граждан защити права
Набери скорей 02
3.Если человеку плохо,
Толку нет вздыхать и охать
Срочно номер набери.
Скорой помощи-03
4.Если сильно пахнет газом,
Форточку откройте сразу.
Не включайте свет в квартире,
Наберите 04.
Вывод: Какой вывод вы можете сделать, прослушав это стихотворение.
IV Рефлексия учебной деятельности
-О чем говорили на уроке?
-Что было интересным на уроке? Что понравилось? Что было трудным?
Сегодня на уроке мы поставили перед собой три цели.
Оцените свою работу на первой «волшебной линеечке» по критериям научился/не научился писать цифру 0;
Оцените свою работу на второй линеечке по критериям знаю/ не знаю место числа 0 в числовом ряду;
Оцените свою работу на третьей линеечке по критериям знаю/ не знаю как получить число 0.
Оцените свою работу в паре.
Спасибо за урок. Вы сегодня очень хорошо поработали.