Просмотр содержимого документа
«Задачи с параметрами. Метод сечений.»
Задачи с параметрами. Метод сечений.
Астрахарчик Н.А. – учитель математики.
Урок рассчитан на учащихся 8 восьмого физико- математического класса. Задачи с параметрами встречаются, как при изучении школьной программы, так и в заданиях ОГЭ по математике (задача 23), а также при сдаче ЕГЭ по математике профильного уровня. Задача с параметром считается одной из самых трудных в задании, т.к. является не стандартной и требует умения комплексного применения знаний. На уроке рассматривается один из методов решения задач с параметрами – метод сечений. Метод сечений относится к графическим методам. Его часто применяют в задачах, в которых необходимо найти количестворешений уравнения в зависимости отпараметра.
Цели занятия.
- Развитие исследовательских навыков у учащихся при поиске рационального пути решения, умения самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.
- Привить понимание того, что при решении задач с параметром возможны различные подходы, которыми они владеют (графические, аналитические).
- Развивать навыки самоконтроля и самопроверки.
- Контролировать время выполнения задания.
- Психологически подготовить учащихся к решению нестандартных задач с параметром на экзамене (создание ситуации успеха).
Описание целевой группы.
Занятия предназначено для учащихся 8-х классов. Занятие по подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ профильного уровня по математике проводится в рамках изучения курса математики. Это задачи повышенной сложности, где очень важно не только знание изученного материала, но и умение самостоятельно принимать решение по выбору метода решения, распределению времени, умение контролировать свои действия.
Тип урока: Комплексное применение знаний, умений и навыков.
Задачи урока:
Подготовиться психологически к решению задач с параметром – формирование понимания у учащихся, что преимущество данной задачи в возможности применения различных методов ее решения.
Выбор различных стратегий решения задачи для учащихся с различными типами мышления.
Научиться распознавать тип задания.
Выработка умений самостоятельно выбрать те разделы математики, которые могут быть использованы.
Уметь «держать в голове» основную стратегию решения задачи и не упускать «мелочи» - вычислительные действия, правила оформления работы.
Воспроизведение и корректировка умений и навыков для творческого решения задач
Формы работы – индивидуальная, коллективная. Повторяются основные математические понятия, необходимые для применения метода решения.
Задача №1.
Постройте график функции y= и определите, при каких значениях m прямая y=m не имеет с графиком ни одной общей точки.
Решение:
y=,
y=,
y=,
Построим график функции (зеленый цвет). Очевидно, что прямая y= имеет с графиком одну точку только при x=1, при этом у=0,5. Следовательно, m=0,5.
Задача № 2.
Постройте график функции y=2 -и определите, при каких значениях m прямая y=m не имеет с графиком ни одной общей точки.
Решение:
y=2 -, y=2 -.
Построим график функции (синий цвет). Прямая y= не имеет с графиком ни одной общей точки при у= 2 (горизонтальная асимптота) и при х=5. При этом y=1,8, т.е. при m=2 и при m=1,8.
Задача № 3. Постройте график функции и определите, при каких значениях m прямая y= m имеет с графиком ровно три общие точки.
При , , .
При , , .
Решение:
Построим график функции (зеленый цвет). Прямая y= имеет с графиком три общих точки, когда проходит через вершину параболы при этом y=0. Во втором случае прямая должна проходить через точку с координатами x= - 0,5, y=0,25, т.е. при m=0 и при m=0,25.
Задача № 4.
Постройте график функции определите, при каких значениях m прямая y=m имеет с графиком ровно две общие точки.
Решение:
Построим график функции (синий цвет). Прямая y= имеет с графиком две общие точки, когда проходит через точки с координатами: x = - 2, y = -2,5 и при x = -1, y = - 4,5.
При этом m = -2,5; -4,5.
Задача № 5.
Постройте график функции и определите, при каких значениях m прямая y=m имеет с графиком ровно две общие точки.
Решение:
Построим график функции (зеленый цвет цвет). Прямая y= имеет с графиком две общие точки, когда проходит через точку с координатами: x = 2, y = 3 и через вершину параболы
, координаты которой: x = 3, y = 2.
При этом m = 3; 2.
Литература.
Типовые тестовые задания. ОГЭ 2016. Под редакцией И.В. Ященко.