Конспект урока математики
по теме "Задачи на увеличение числа на несколько единиц и увеличение числа в несколько раз". (3 класс)
Цель урока: познакомить обучающихся с новым видом задач на увеличение числа в несколько раз; сравнивать задачи на увеличение числа на несколько единиц и увеличение числа в несколько раз.
Планируемые результаты:
Личностные:
осознавать собственные знания по теме и умение их применить;
понимать успешность выполненной работы;
уметь самостоятельно преодолевать трудности.
Метапредметные:
уметь анализировать предложенные задачи и выделять главное;
логически строить план выполнения задания;
прогнозировать результат выполнения задания;
контролировать правильность и полноту выполнения действий;
уметь применять навыки самоконтроля при проверке работы;
проявлять навыки культуры общения и взаимопомощи.
Предметные:
уметь раскрывать смысл выражений "больше в ..... раз", "увеличить в ... раз", "увеличить на .....единиц";
уметь рационально применять приемы вычисления для табличного умножения и соответствующих случаев деления (с числами 2,3,4);
уметь применять ранее изученные навыки вычислений.
Ход урока:
I. Организационный момент( проверка готовности учащихся к уроку: учебник, тетрадь, карточка, цветные карандаши, пенал).
II. Настрой на работу.
Прозвенел опять звонок.
Начинается урок.
Будем тему изучать,
Слушать, думать, вычислять.
III. Актуализация знаний учащихся.
- Вам раздали карточки, в которых вы будете фиксировать (записывать) свои ответы и оценивать результат каждого вида заданий, которые будем выполнять.
с помощью зеленого и красного цвета.
1 | Мой ответ: | |
2 | Мой ответ: | |
3 | Мой ответ: | |
4 | Мой ответ: | |
5 | Проверочная работа. | |
1. "Цепочка". (на доске выполнена запись: 46-20+13-9+26-19+9=...перевернутая карточка с ответом 46)
- Перед вами цепочка действий.(закрыть запись)
- Закройте глаза. Я проговариваю здание, а вы постарайтесь правильно выполнить вычисления в уме.
- Откройте глаза и запишите в карточку напротив первого задания то число, которое у вас получилось.
(открываю запись на доске и переворачиваю карточку"46")
- Проверим правильность ваших вычислений. Неверный ответ зачеркните, а рядом запишите верный ответ. В последней графе нарисуйте кружок: верно - зеленый, неверно - красный.
- Какой вариант вычисления вам удобнее, письменный или устный, на слух? Почему?
2. "Знатоки таблицы умножения и деления".
- В карточке напротив второго задания записываете только ответы через запятую. Каждое выражение проговариваю один раз.
(2Х4, 10:5, 14:2, 21:3, 4Х3, 3Х8, 27:9, 16:2, 5Х4).
- Сверьте свои ответы с ответами на доске.
(открываю ответы, записанные на доске: 8, 2, 7, 7, 12, 24, 3, 8, 20)
- Оцените свою работу цветным кружком.
(без ошибок - зеленый, 1-2 ошибки - желтый, более 3-х ошибок - красный).
3. "Я умею решать задачи".
- Напротив третьего задания в карточке записываете только знак арифметического действия, которым решается задача.
"Марина решила 17 примеров, а Петя - 15. Сколько всего примеров решили ребята?"
"Маша решила 17 примеров, а Петя - на 5 примеров больше. Сколько примеров решил Петя?"
"В бидон помещается 20 л молока, а в ведро - на 10 л меньше. Сколько л молока помещается в ведро?"
"У Веры 23 скрепыша, а у Лены столько же. Сколько скрепышей у девочек?"
"Пенал стоит 63 руб., а набор фломастеров - на 7 руб.дешевле. Сколько стоит набор фломастеров?"
- Проверим ваши умения решать задачи?
(переворачиваю карточку с ответами, прикрепленную на доске: + + - + -)
- Оцените результат своей работы.
- Довольны ли вы своими результатами? Какие знания (умения) надо доработать?
IV. Самоопределение к деятельности.
(открываю левую створку доски; записана задача: "Маша нарисовала 3 красных круга, а зеленых на 3 больше. Сколько зеленых кругов нарисовала Маша?")
- Прочитайте, пожалуйста, запись на доске. Что вы прочитали? Как докажете?
- Работаем в тетрадях. Выполним схематический рисунок к задаче.
(на доске ученик выполняет схематический рисунок)
-Запишем решение задачи:
3+3=6 (кр.)
Ответ: 6 зеленых кругов.
-Почему выбрано действие "сложение"?
(открываю правую створку доски; записана задача: "Маша нарисовала 3 красных круга, а зеленых- втрое больше, чем красных. Сколько зеленых кругов нарисовала Маша?")
- Прочитайте задание. Что прочитали? Докажите.
- Все ли слова понятны вам? (втрое больше- в три раза больше)
- Попробуем разъяснить эту фразу (предположения ребят: по 3 круга взять 3 раза)
- Сделаем схематический рисунок.
(на доске ученик выполняет рисунок)
- Какое действие будем использовать для вычисления? Какие слова указывают на это действие?
3 х 3 = 9 (кр)
Ответ: 9 зеленых кругов.
(выделить красным мелом главные слова в условиях задач)
- Рассмотрите схемы. (вывешиваю две схемы)
- Попробуйте определить, какая схема соответствует каждой задаче. Объясните свой выбор.
V. Физ.минутка.
VI. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику.
- Откройте учебник на стр.36.
- Поработаем с рисунком для закрепления нового знания.
- №1 (ученик работает на доске: выполняет схематический рисунок или чертеж, записывается решение и ответ).
- Сделаем вывод: увеличить на несколько единиц - сложение
увеличить в несколько раз - умножение.
(вывешиваю на доску карточку-шпаргалку)
2. Упражнение для закрепления.
- Проверим. В карточке напротив четвертого задания записываете только знак действия, которым решается каждая задача.
"На парковке стояло 4 грузовика, а легковых машин у 2 раза больше. Сколько стояло легковых машин?"
"У столе учителя лежали 18 тетрадей в клеточку, а в линейку-на 2 больше. Сколько тетрадей в линейку лежало на столе?"
"На столе учителя лежало 18 тетрадей в клетку, а в линейку-в 2 раза больше. Сколько тетрадей в линейку лежало на столе?"
"Учительница раздала 18 тетрадей в клетку и столько же в линейку. Сколько тетрадей раздала учительница?"
- Поменяйтесь карточками. Проверьте работу своего одноклассника.
(х + х + )
- Оцените результат.
VII. Рефлексия.
- Что получилось? Что не получилось? Над чем надо поработать?
VIII. Проверочная работа. (работа в печатных тетрадях)