Формирование у обучающихся способности к решению простых задач на разностное сравнение чисел, через анализ графических схем и составление выражений (3 случая);
Совершенствование навыка счета в пределах 9.
Развитие пространственного мышления, речи, логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Формирование навыков самооценивания у детей, осознания гражданской эдентичности.
Оборудование:
Учебник: Петерсон Л. Г. Математика. 1 класс. Часть 2. М.: Баласс, 2000, с. 52-53.
Мультимедийное оборудование: проектор, компьютер, презентация к уроку.
Жетончики, закладки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Задачи на сравнение чисел»
Тема: Задачи на сравнение чисел. 1 класс.
Цели:
Формирование у обучающихся способности к решению простых задач на разностное сравнение чисел, через анализ графических схем и составление выражений (3 случая);
Совершенствование навыка счета в пределах 9.
Развитие пространственного мышления, речи, логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Формирование навыков самооценивания у детей, осознания гражданской эдентичности.
Оборудование:
Учебник: Петерсон Л. Г. Математика. 1 класс. Часть 2. М.: Баласс, 2000, с. 52-53.
Мультимедийное оборудование: проектор, компьютер, презентация к уроку.
Жетончики, закладки.
Приложение 1
Ход урока
10.25 I. Этап вхождения в урок (1–2 мин.)
– Здравствуйте, ребята, сегодня урок математики проведу я. Меня зовут Галия Фаритовна. У нас на уроке гости. Повернитесь и поприветствуйте гостей, подарите им свои улыбки, улыбнитесь друг другу и мне. Спасибо! Я надеюсь, что мы с вами подружимся и станем одной большой семьей. Впереди вас ждет много нового и интересного. Мы будем решать задачи, сравнивать числа, совершенствовать счет, развивать внимание и логику. На уроке надо быть внимательными и активными. За правильный ответ вы будете откладывать жетон, в конце урока мы подведем итог и выявим самых активных.
II. Актуализация опорных знаний (устный счет)
1. Минутка чистописания (3 мин.)
10.27 –Начнем с математической разминки.
Отгадайте ребус: 7я – семья (слайд картинка).
– Что такое семья? (Семья – это группа родственников живущих вместе) (слайд картинка)
– Сосчитайте, сколько в этой семье человек. Эту цифру мы пропишем в минутке чистописания.
– Откройте учебники на с. 53. Положите его с наклоном, сядьте прямо, ручки возьмите правильно.
– Посмотрите на ряд прописанных чисел и установите закономерность. Как получается каждое следующее число (количество цифр увеличивается на одно).
– Давайте вспомним, как она пишется (на слайде)
– Продолжите эту закономерность. (Проверка по слайду)
– Проверьте свой ряд чисел по слайду. Возьмите жетон у кого так
10.30 2. Работа над нумерацией и составом чисел (по цепочке) (2-3 мин)
– Продолжаем математическую разминку.
– Посчитай от 1до7, от 7 до15, от 10 до 7.
– Назовите последующее числа 7,на сколько последующее число больше предыдущего?
– Назовите предыдущее числа 7, на сколько предыдущее число меньше последующего?
– Дополните числа до 7 (на слайде)
10.33 3. Задание на развитие внимания (2 мин)
Игра «Найди отличия» (на слайде)
– В нашей дружной семье, каждому найдется занятие по душе. Маша и Паша родные брат с сестрой, вечерами любят решать кроссворды, математические ребусы. Одно из таких заданий я вам предлагаю выполнить.
– Найдите отличия на этих картинках.
10.35 4. Решение задачи (фронтальная работа) (4 мин)
– А еще ребята любят играть с конструктором. Послушайте задачу. – Маша и Паша работали с конструктором. Они собрали самолет из 9 деталей. Из них 5 деталей использовала Маша, а Паша – остальные детали. Сколько деталей использовал Паша? (На доске схема задачи, учитель «одевает схему».)
– О ком говориться в задаче? (О Маше и Паше.)
– Чем занимались дети? (Они конструировали самолет.)
– Сколько деталей они использовали, чтобы построить самолет? (9.)
– Это целое или часть? (Целое.)
– Сколько деталей использовала Маша? (5.)
– Это целое или часть? (Часть.)
– Что будем искать в задаче? (Сколько деталей использовал Паша.)
– Это целое или часть? (Часть.)
– Как найти часть (Хором: чтобы найти часть, нужно из целого вычесть известную часть.)
– Как запишем решение? (9 – 5 = 4.)
– Что в задаче было неизвестно? (Сколько деталей у Паши.)
– Назовите ответ. (У Паши 4 детали.)
10.39 Физкультминутка (2 мин)
– Утро в семье начинается с зарядки, я предлагаю вам отдохнуть (показ учителем).
– Молодцы! Садитесь.
III. Изучение нового материала
10.41 1. Подведение к проблеме (11 мин)
– Сегодня, мы познакомимся с новым видом задач, в которых надо сравнивать числа. Нам помогут дети из предыдущей задачи (детали на доске)
– У Маши были круглые детали. У Паши – треугольные. У кого больше деталей? (У Маши.) Почему? (Потому что 5 больше 4, 4 называем при счете раньше, чем 5.) А как еще можно сравнить (составить пары). Ребята, помогите мне составить пары ниточками (приглашаю 1 ученика).
– Сколько кругов имеет пару? (4)
– Сколько кругов осталось без пары? (1)
– Значит кругов больше. А на сколько кругов больше, чем треугольников? (На 1.)
– Что вам помогло это определить? (Рисунок.)
– А теперь попробуйте определить каких фигур больше на этом рисунке (на слайде).
– Почему это задание трудно выполнить? (Очень много предметов, долго составлять пары.)
– Что мы не можем сделать? (Сравнить и сказать, где больше, где меньше.)
– Значит чему мы будем учиться? (Будем учиться сравнивать большие числа.)
– Сегодня нам надо найти такой способ сравнения, для которого не требуется рисунок, а надо просто выполнить вычисление.
2. Открытие нового знания.
А) – Давайте вернемся к деталям.
– Оставшийся без пары круг – это часть или целое? (Часть.)
– Каким действием находится часть? (Вычитанием.)
– Как найти эту часть, назовите решение (5–4) (учитель записывает под рисунком).
– 5 – это какое число? (большее), 4 – это какое число? (меньшее), значит, что же нужно вычитать, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (Из большего числа вычесть меньшее.)
Вывод по слайду: правило хором.
Б) – Эту задачу можно изобразить в виде схемы с отрезками (на доске).
– Каких фигур было больше (кругов), значит большим отрезком обозначим большее число.
– Каких фигур меньше (треугольников), значит меньшим отрезком обозначим меньшее число. Оставшаяся часть отрезка называется разницей. Она и показывает, на сколько одно число меньше или больше другого. Давайте посмотрим, кто из вас самый внимательный: из чего состоит большее число? (Из меньшего числа и разницы.)
– Давайте поиграем в игру «Расшифруй букву»:
– Я буду показывать на букву, а вы хором называйте, что она обозначает.
– А теперь игра «День – ночь». Вы положите головы на парты, я что-то изменю в записи, а вы скажите, что неизвестно и как его найти.
(Хоровое закрепление неизвестных компонентов.)
10.52 3. Первичное закрепление (3 мин)
– Попробуем решить буквенные выражения на с 52 в № 2 под схемами.
– Кто сможет прочитать первое? (Учитель показывает на доске.) Что получится в результате сложения? Запиши (ребенок у доски).
– Как получилось второе выражение? (Части поменяли местами.)
– А результат изменится? (Нет.) Что запишем в пустом квадрате?
– Расшифруйте следующее выражение. Что же получится, если….
10.55 4. Самостоятельная работа (С 52, № 3) (3 мин.)
– Ребята, найдите № 3 на с 52. Прочитаем хором задание.
– Что неизвестно на первой схеме в № 3?, во 2, в 3?
– Попробуйте сами записать буквенные выражения и найти неизвестные компоненты.
(Самопроверка по слайду.)
– У кого так записано 1 выражение? Поднимите руки. Возьмите жетон
(Анализ работ.)
– У кого все 3 выражения правильны?
10.58 Физкультминутка (2 мин)
– Я узнал, что у меня есть огромная семья:
И тропинка, и лесок, в поле каждый лепесток, Речка, звери, птицы, луг На зарядку встали вдруг. Становитесь, детвора, отдохнуть и нам пора.
(На слайде.)
11.00 IV. Повторение, воспитательный момент (6 мин)
(Решение примеров по цепочке из № 5 на с. 53)
– В нашей семье очень любят считать и решать числовые выражения. Давайте и мы с вами решим примеры на с. 53 № 3 по цепочке. Первый пример…..
2 + 3 + 4 – 8 = *(1) Р 9 – 9 + 5 – 0 = *(5) И 6 – 4 + 6 – 5 = *(3) С
– Расположите ответы примеров в верхней строке таблицы в порядке возрастания, с какого числа нужно начать?
– 1, 2, 3, 4, 5, 6.
– Под числом запишите буквы.
– Какое слово у нас получилось? (Россия.)
– Что значит это слово? (Ответы детей.)
(Серия слайдов.)
– Страна, в которой мы живем, называется Россия. Эта наша большая Родина.
– В какой республике мы живем? (Башкортостан.) Это наша малая родина.
– В ней проживают люди разных национальностей. Все эти народы живут дружно, как одна большая семья. В семье должен быть мир, лад и взаимопонимание. Только тогда наша Россия будет сильна и могуча. Но каждый из нас должен стараться помогать вашим близким и поддерживать их.
11.06 V. Рефлексия (2 мин)
– Что мы сегодня учились делать? (Учились сравнивать группы предметов.)
– Что нового узнали? (Как находить большее число, меньшее число и разницу.)
– Как найти на сколько одно число больше или меньше другого? (Хором правило.)
11.08 VΙ. Оценивание (2 мин)
– Посчитайте жетоны у вас на столах. Поднимите руки, у кого нет ни одного жетона?
– У кого 10, 9,8… Молодцы!
– Спасибо за урок!
– В память об этом уроке я дарю вам закладки! (11.10)