Тема: Сравнение чисел. Результат сравнения – 1 класс (программа «Начальная школа XXI века»)
Цель: открытие нового знания (результат сравнения можно изображать с помощью цветных стрелок).
Задачи:
- Образовательная: научить читать высказывания, изображенные с помощью стрелок, уметь изображать с помощью синих или красных стрелок данные высказывания; формировать умение решать задачи.
- Здоровье сберегающая - сохранять физическое и психическое здоровье школьников.
- Развивающая - развивать навык самостоятельного умственного труда.
Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, проектор, экран, презентация, карточки со словами: больше, меньше, длиннее, короче, старше, младше, дороже, дешевле, выше, ниже. Карточки с грустным, равнодушным и веселым смайликом.
УУД:
- Личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, формирование уважительного отношения к иному мнению;
- Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- Коммуникативные: использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Ход урока
Этапы урока
анализ
учитель
ученики
Орг. момент
Настрой на работу
Постановка учебной проблемы
Практичеcкое задание на новый материал
- На доске карточки с числами: 18,6,23,7,15,3,100,83. Давайте поработаем с ними. Составьте и задайте вопросы одноклассникам.
Составляют устные вопросы, типа: прочитать в порядке убывания, в порядке возрастания, назвать однозначные, двузначные и трехзначные числа. Одни ребята задают вопросы, другие отвечают на них.
- Составьте из данных чисел пары и сравните их.
Четверо детей работают с карточками у доски, остальные проверяют.
- Посмотрите вот на эти числа: 32, 1,14, 3
- Я предлагаю сравнить число 32 и 3. Но есть одно условии, карточки передвигать нельзя.
Пробуют сравнить при помощи знаков «больше» или «меньше» (не получается).
Побуждение к осознанию
- Вы смогли выполнить задание?
- В чем затруднение?
- Чем это задание не похоже на предыдущее?
- Между этими числами есть другие числа.
- Можем ли мы использовать знак «больше» или «меньше» в данном случае?
- Нет
Побуждение к проблеме.
- Какова сегодня тема урока?
- Сравнение чисел. Результат сравнения.
Тема на доску
- Верно (вывешиваю тему на доске)
Поиск решения
Материал для выдвижения гипотез
- Сейчас вы поработаете в парах. Спишите эти числа на листочек в такой же последовательности как на доске.
Записывают числа на листочке.
Побуждение к гипотезам
- Попробуйте показать графически (рисунок, схема, что-то еще, что на ум придет) как сравнить число 32 и 3.
- Какие есть гипотезы?
- С чего нужно начать?
Работают в парах. Выдвигают гипотезы.
Проверка гипотез
- Итак, как показать сравнение чисел: 32 и 3?
Закончив работу, дети озвучивают разные гипотезы, которые фиксируются на доске.
Подсказка к решающей гипотезе
- Хорошо, а сейчас посмотрите на экран (презентация, слайд 1). Найдите и назовите отличия и сходства.
- Достаточно ли стрелочки для обозначения отношения «больше», «меньше»?
Называют сходства и отличия. Выясняют, что только стрелочки для обозначения «больше» или «меньше» не достаточно. Необходимо использовать цвет.
Побуждение к практической проверке, завершение проверки
- Давайте проверим, используем цвет (слайд 2).
Читают верные высказывания:
картинка 1 - дуб выше ели;
картинка 2 - ель ниже дуба;
картинка 1 - ель ниже дуба;
картинка 2 - дуб выше ели.
Вывод
- Какое знание мы открыли? Сформулируйте правило.
- При помощи чего можно показать результат сравнения?
- При помощи стрелок красного и синего цвета.
Красный цвет – отношение «больше».
Синий цвет – отношение «меньше». Стрелочка всегда идет от предмета, который называется первым ко второму.
Физическая минутка
В русском языке есть слова близкие по значению к словам больше и меньше. На доске есть карточки с этими словами. Распределите их по колонкам.
больше меньше
длиннее короче
старше младше
дороже дешевле
выше ниже
8 учеников берут по одной карточке и прикрепляют в нужный столбик, остальные проверяют.
Работа по учебнику
- Молодцы, справились, а сейчас откроем учебник и проверим правило, которое мы открыли.
Читают правило и делают вывод.
- Все верно.
Исправление ошибок
- А теперь, зная новое правило, вернемся к числам 32 и 3 и исправим. Поставим правильную стрелочку (слайд 3).
Исправляют, проверяют.
Выражение решения
Выражение нового знания научным языком в принятой форме
- Давайте выполним задание на странице 90 № 1, 2 и 3
Читают рисунки.
Работа в тетради на печатной основе.
Откройте тетрадь на печатной основе на странице 60. Выполним № 1, 2 (слайд 4).
№ 3
Выполняют под руководством учителя.
Выполняют трое у доски, остальные в тетради. Проверяют.
Реализация продукта
Применим полученные данные в окружающем мире
- Посмотрите на слайд (№ 5). Какой сегодня праздник?
- Давайте выполним задание. Обсудите в парах.
- День Космонавтики.
Рисуют стрелки, обсуждая в парах. Проверяют по слайду.
Использование полученного знания при решении задачи.
- На экране записана задача (слайд 6). Давайте прочитаем ее и изобразим условие и вопрос задачи графически, используя полученные знания.
Читают задачу, составляют схему. Решают.
Подведение итогов
- Так какое знание мы сегодня открыли? Где мы можем применить это знание?
- Результат сравнения можно изображать с помощью цветных стрелок.
- При решении задач.
Рефлексия
Вчера на уроке окружающего мира мы говорили о настроении. Так давайте оценим свою работу и свое настроение на уроке. Если вам понравилось работать, и вы чувствовали себя комфортно, то нарисуйте улыбающегося смайлика, если вам понравилось, но вы испытывали затруднения, то - равнодушного смайлика, а если вам было скучно и ничего нового вы не узнали, то нарисуйте грустного смайлика. Слайд 7
Рисуют смайликов и прикрепляют к доске.
Литература
- В.Н. Рудницкая. Математика 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. Москва: Издательский центр «Вентана – Граф», 2011.
- Е.Э. Кочурова. Математика. Рабочая тетрадь № 1. Рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. 1 класс. Москва: Издательский центр «Вентана – Граф», 2011.