Решение задач на прямую и обратно- пропорциональную зависимость практического смысла. Расширение познавательной сферы обучающихся через межпредметные связи. Знакомство с физическими и химическими явлениями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Задачи на пропорции 6 класс»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №120 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
«Решение задач на пропорции.»
6 класс
Учитель математики
Кисиленко Н.М.
Донецк 2021
ЗАДАЧИ НА ПРОПОРЦИИ 6 класс
Тема урока: «Решение задач на пропорции».
Класс: 6
Тип занятия: урок повторения и закрепления полученных знаний (обобщающий).
Цель занятия: повторить и обобщить материал по применению свойств пропорции ,прямой и обратной пропорциональности для решения задач практического смысла .
Задачи урока:
Образовательные – предметные:
повторение теоретического материала по теме: прямая и обратная пропорциональность, пропорция, свойство пропорции , нахождение неизвестного члена пропорции, формулы нахождения скорости, времени, расстояния, плотности, цены и стоимости товара, объема и длины, концентрации раствора и т.д.;
отработка умений и навыков определения прямой и обратной пропорциональности, составления и решения пропорции, формулировки ответов;
обобщение материала по применению свойств пропорциональности;
расширение познавательной сферы обучающихся через знакомство с величинами и явлениями из других образовательных предметов.
Развивающие – метапредметные:
развитие логического мышления, памяти через выполнение нестандартно сформулированных математических заданий;
развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения урока;
развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов на каждом этапе урока и самоанализа собственных достижений на нём;
развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика через представление собственных достижений на этапах урока;
повторение и расширение межпредметных знаний по физике, химии ,экономике, астрономии, географии.
Воспитательные – личностные:
развитие коммуникативных умений обучающихся через организацию парной, индивидуальной и фронтальной работы на уроке;
развитие у обучающихся чувства собственного достоинства, способностей к преодолению трудностей, умения ориентироваться в социальной среде;
повышение мотивации к изучению предмета математики.
Материально-техническое обеспечение урока:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экран,
План урока:
I. Организационный этап
II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала .а) Фронтальная устная работа.
б) Письменно экспресс тест.
III. Этап усвоения новых знаний. Работа по теме (задачи)
IV.Знаете ли Вы ? ( историческая справка)
V.Рефлексия (подведение итогов)
V I . Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный этап (Санитарное состояние, ТБ, отсутствующие, готовность к уроку), взаимопроверка Д\З, вопросы по Д/З.
II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала.
а)Фронтальная устная работа.
1.Назовите взаимозависимые величины и вещества.
2.Что такое прямая и обратная пропорциональность?
3.Что такое пропорция?
4.Свойство пропорции.
5.Кай найти средний член пропорции?
6.Как найти крайний член пропорции?
7.Как найти скорость, расстояние, время ?
8.Повторим единицы измерения: масса, скорость, расстояние, время, объем, …
б)Экспресс тест (письменно): Определить какая это пропорциональность .
П - прямая, О -обратная.
1.При постоянной скорости. Время – расстояние?
2.При постоянном времени. Скорость - расстояние – скорость?
3.При постоянной цене. Стоимость – количество?
4.При одинаковой стоимости. Количество- цена?
5.При одинаковой массе. Плотность – объем?
6.Количество бензина – расстояние?
7.Концентрация раствора соли- количество соли - количество воды?
III. Работа по теме:
ЗАДАЧИ
1.Велосипедист проезжает 54м за 9 сек. Какое расстояние он может проехать за 1 мин.? ( при решении перевести ед.измерения, определить какая это пропорциональность прямая или обратная, составить пропорцию)
Для удобства условие и решение задачи оформлять кратко , но четко.
S t Чем больше время движения, тем больше расстояние.
54 м 9с Это прямая пропорциональность.
Х 60с Решение: 54/Х=9/60; Х=54*60:9=360 (м)
Ответ: 360м
2.Некоторую работу могут выполнить 4 рабочих за 12 дней. За сколько дней смогут выполнить эту работу 6 рабочих при одной и той же производительности труда? (Чем больше человек выполняют работу , тем меньше времени на это надо. Обратная пропорциональность.)
3.В 450 г раствора содержится 27 г соли. Определить концентрацию раствора. ( для упрощения найти содержание соли в 100г раствора. Ответ записать в % )
4.Для получения 15 кг сплава потребуется 6 кг олова. Сколько нужно взять олова для изготовления 20 кг сплава ?
5.Длина железной дороги Москва-Петербург приближенно равна 650 км. Изобразите отрезком эту дорогу, применив масштаб 1:10000000.
6.*.Ведро вмещает 6л бензина. В такое же ведро вместо бензина налито равное ( по массе) количество дегтя. Сколько литров дегтя налито в ведро, если масса 1л бензина 4/5 кг, а масса 1л дегтя 1кг 200 г ?
Ответы задач занесите в таблицу и составьте слово из 9 букв
6%
360м
6см 5 мм
4л
8кг
8дней
Ц
Я
Р
П
О
И
7я бук
9я буква
2я и 6я бук
1я и 4я бук
3я и 5я бук
8я буква
IV.Знаете ли Вы ??? Слово « пропорция» (от латинского proportion ) означает «соразмерность», «определенное соотношение частей между собой». Учение об отношениях и пропорциях успешно развивалось в IV веке до н.э. в Древней Греции.
С глубокой древности люди пользовались различными рычагами. Весло, лом, весы, ножницы, качели, тачка и т.д.- примеры рычагов. Выигрыш, который дает рычаг в прилагаемом усилии, определяется пропорцией М/m=L/l , где М и m - массы грузов, а L и l – «плечи» рычага.
«Золотое сечение» это отношение 5:8 оно применяется в произведениях искусства, архитектуре, встречается в природе. Отношение высоты здания к его длине в Парфеноне, расстояние между почками на ветвях и стеблях, отношение размеров частей лица и рук человека, все это пропорция и «золотое сечение»
а:в=в:с и с:в=в:а
V.Рефлексия . Все расстояния лица дают общее представление об идеальных пропорциях, привлекающих взгляд. Пальцы, ладонь, тоже подчиняются закону. Необходимо еще отметить, что отрезок расставленных рук с туловищем равен росту человека. Да что там, все органы, кровь, молекулы, соответствуют Золотой формуле. Истинная гармония внутри и снаружи нашего пространства.
V I . Домашнее задание. Найти примеры 5 объектов где выполняется «золотое сечение», составить 2 задачи на пропорции из своей жизни.
Литература: 1.Учебник «Математика 6» , Н.Я.Виленкин , М, Просвещение,1992г.
2.Сборник заданий для экзамена 6 класс,1000 задач и упражнений различной сложности. Тесленко В.В., Федченко Л.Я.,Донецк ,1999г.