Тема урока: Решение задач по теме «Пропорция»
Класс : 6 А,Б
Цель: закрепить умения и навыки решения задач с помощью пропорций.
Задачи:
- Повторить понятия отношения, пропорции, прямой и обратной пропорциональных зависимостей; закрепить навыки нахождения неизвестного члена пропорции; навыки решения задач с помощью пропорций.
- Способствовать воспитанию интереса к предмету через различные формы проведения урока.
- Развивать логическую смекалку, творческое мышление.
Тип урока: урок повторения и закрепления знаний.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.
Оборудование: набор индивидуальных карточек.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Устная работа.
Прежде чем приступить к основной работе, проверим наши знания по теме «Пропорция».
Что называют отношением двух чисел?
{Частное двух чисел называют отношением этих чисел}
- Что показывает отношение двух чисел?
{Отношение двух чисел показывает во сколько раз первое число больше второго, или какую часть первое число составляет от второго} - Что такое пропорция?
{Равенство двух отношений называют пропорцией} - Как называют числа составляющие пропорцию?
{Числа, составляющие пропорцию, называются членами этой пропорции} - Назовите средние и крайние члены пропорции 100 : 200 = 4 : 8.
{Числа 100 и 8 – крайние члены пропорции, а числа 200 и 4 – средние члены} - Приведите пример пропорции.
{Ответы учащихся} - Сформулируйте основное свойство пропорции.
{Произведение крайних членов равно произведению средних членов} - Какие величины называют прямо пропорциональными?
{Две величины называются прямо пропорциональными, если с увеличением одной из них в несколько раз другая увеличивается во столько же раз} - Какие величины называют обратно пропорциональными?
{Две величины называются обратно пропорциональными, если с увеличением одной из них в несколько раз другая уменьшается во столько же раз} - Даны следующие пропорции:
3 : 6 = 2 : 4
8 : 4 = 2 : 3
4 : 6 = 2 : 3
6 : 3 = 2 : 4
3 : 6 = 4 : 2
6 : 4 = 3 : 2 - Все ли из этих пропорций являются верными?
{3 : 6 = 2 : 4 (верная, так как 3 · 4 = 12, 6 · 2 = 12)
8 : 4 = 2 : 3 (неверная, так как 3 · 8 = 24, 4 · 2 = 8)
4 : 6 = 2 : 3 (верная, так как 4 · 3 = 12, 6 · 2 = 12)
6 : 3 = 2 : 4 (неверная, так как 6 · 4 = 24, 3 · 2 = 6)
3 : 6 = 4 : 2 (неверная, так как 3 · 2 = 6, 6 · 4 = 24)
6 : 4 = 3 : 2 (верная, так как 6 · 2 = 12, 4 · 3 = 12)}
3. Письменные задания.
«Найдите неизвестный член пропорции:
а) 5,4 : х = 2,7 : 0,1;
б) ;
в) 4 : 14 = : х»
Решение.
а) 5,4 : х = 2,7 : 0,1
б)
в) 4 : 14 = : х
5,4 · 0,1 = х · 2,7
10 · 1,4 = х · 28
4 · х = 14 ·
х · 2,7 = 0,54
х · 28 = 14
4 · х =
х = 0,54 : 2,7
х = 14 : 28
4 · х =
х = 0,2
х = 0,5
х = : 4
Ответ: х = 0,2
Ответ: х = 0,5
х =
Ответ: х =
Задача 1. На изготовление 8 деталей требуется грамм серебра. Сколько серебра потребуется на изготовление 12 таких деталей?
Решение.
- О зависимости каких величин идет речь в задаче? (количество и масса)
- Какая это зависимость? (прямо пропорциональная)
- Составим краткую запись по условию задачи.
- Составим пропорцию по условию задачи.
8 : 12 = : х
х · 8 = 12 ·
х · 8 =
х · 8 =
х = : 8
х = - Запишем ответ.
Ответ: для изготовления 12 деталей потребуется грамм серебра.
Задача 2. Чтобы вывезти товар, прибывший на железнодорожную станцию, потребуется 21 автомашина грузоподъемностью 2,5 т. Сколько потребовалось бы автомашин грузоподъемностью 3,5т.
Решение.
- О зависимости каких величин идет речь в задаче? (количество и грузоподъемность)
- Какая это зависимость? (обратно пропорциональная)
- Составим краткую запись по условию задачи.
- Составим пропорцию по условию задачи.
21 : х = 3,5 : 2,5
х · 3,5 = 2,5 · 21
х · 3,5 = 52,5
х = 52,5 : 3,5
х = 15 - Запишем ответ.
Ответ: для вывоза товара потребуется 15 автомашин.
4. Физкультминутка. Игра на сплоченность. Ученики должны выполнять все задания молча и в тишине.
5. Тестовая работа.
Перед вами лежат бланки с тестами. Подпишите их. В этом тестовом задании вам нужно выбрать правильный вариант ответа и обвести его кружочком.
Фамилия, имя _________________________
Класс 6 «__»
Вариант 1
Фамилия, имя _________________________
Класс 6 «__»
Вариант 2
1. Выразите отношение 96 : 64 в процентах.
А) 150 %
Б) 125 %
В) 120 %
Г) 105 %
1. Выразите отношение 108 : 90 в процентах.
А) 150 %
Б) 125 %
В) 120 %
Г) 105 %
2. Найдите отношение 20 минут к 2 часам.
А) 1 : 6
Б) 10 : 1
В) 1 : 10
Г) 6 : 1
2. Найдите отношение 3 часов к 30 мин.
А) 1 : 6
Б) 1 : 10
В) 10 : 1
Г) 6 : 1
3. Какое выражение подходит для вычисления неизвестного члена пропорции х : 1,6 = 3 : 5?
А) Б)
В) Г)
3. Какое выражение подходит для вычисления неизвестного члена пропорции 2,7 : 9 = х : 0,3?
А) Б)
В) Г)
4. Найдите неизвестный член пропорции 3 : 8 = х : 3,2
А) 1,2
Б) 2,4
В) 0,6
Г) 0,12
4. Найдите неизвестный член пропорции 3,6 : х = 9 : 6
А) 1,2
Б) 0,4
В) 2,4
Г) 5,4
5. Дана пропорция 10 : а = 20 : с. Какое из следующих равенств пропорцией не является?
А) а : с = 10 : 20
Б) а : с = 20 : 10
В) с : а = 20 : 10
Г) а : 10 = с : 20
5. Дана пропорция а : 5 = с : 15. Какое из следующих равенств пропорцией не является?
А) а : с = 5 : 15
Б) 15 : 5 = с : а
В) с : а = 5 : 15
Г) 5 : а = 15 : с
6. Итог урока.
Итак, попробуем сделать обобщение. Что мы на данный момент знаем о пропорциях.
7. Домашнее задание.
Решить задачи №1017, №1019.