| Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) | Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя) |
| 1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Подготовка учащихся к учебной деятельности Фасилитационный подход По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем | Создание комфортной психологической атмосферы урока |
| 1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Коллективный поиск ответа на вопрос игры Что? Где? Когда? Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале. По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся : репродуктивный, занимательный | Опора на уже имеющиеся знания обучающихся из курса химии 8 кл. |
| 1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания» | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесно-визуальный По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный- проблемное изложение По характеру управления учебной работой: самостоятельно Методы стимулирования интереса к учению: создание практикоориентированной ситуации | В старшей школе наиболее эффективным способом, который использует учитель для мотивации учебной деятельности, является группа приемов, направленная на создание учебных проблемных ситуаций с акцентированием практического и общественно-социального значения полученных знаний. Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся |
| 2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | • Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата: • Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока) 1.организационный этап 2 мин. 2. Актуализация знаний 4 мин. 3. Целеполагание 1 мин 4. Введение новых знаний 20 мин 5.Первичное обобщение, введение новых знаний в систему знаний 15 мин 6. определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению 5 мин | Реализация субъект-субъектных отношений, совместное участие учителя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока. |
| 2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности). По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа, диалог, дискуссия), По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация, эвристическая беседа, диалог, дискуссия) репродуктивный (работа с книгой), По характеру управления учебной работой: под руководством учителя Методы стимулирования интереса к учению: создание практикоориентированной ситуации, учебная дискуссия, создание ситуации успеха Методы контроля и самоконтроля: устный самоконтроль. | У старших подростков продолжают развиваться различные виды мышления Теоретическое (формулирование учебных гипотез для решения проблемных ситуаций, использование имеющихся знаний для объяснения фактов и явлений, применение логических операций) Наглядно-образное (использование материализированных (рисунки, схемы, формулы, уравнения) образов объектов) Словесно-логическое (правильное использование терминов и понятий, грамотное владение языком соответствующей науки, словесное обоснование) |
| 2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (рассказ), наглядные (бумажная распечатка) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (работа с книгой и ЭОР) По характеру управления учебной работой: самостоятельно, под руководством учителя) Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха | Важным психическим новообразованием подросткового возраста является развитие произвольности всех психических процессов. Подросток уже вполне самостоятельно может организовать свое внимание, память мышление, воображение. Быстро развиваются смысловая логическая память, понятийное мышление. При этом мышление приобретает способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям, то есть способность строить умозаключения на основе выдвинутых гипотез. Подросток становится способным к умственным экспериментам, мысленному решению задач. Предметом мышления становится не только решение внешне заданных задач, но и сам процесс своего мышления, то есть мышление приобретает рефлексивный характер. |
| 2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Построение системы конкретно-практических задач По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (выполнение заданий) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивные (составление формул, решение ситуационной задачи), продуктивные (проблемный и частично-поисковый- ситуационная задача, письменная работа) По характеру управления учебной работой: (самостоятельная работа) Методы контроля и самоконтроля: письменные задания и письменный самоконтроль | В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация (Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве) способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости |
| 3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный самоконтроль По степени самостоятельности и активности мышления учащихся По характеру управления учебной работой: | Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи |
| 3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?) | Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения. Продолжается формирование способности анализировать и оценивать собственные интеллектуальные операции, выявлять степень освоенности содержания (знаю что?), владение действиями (знаю как?), понимание смысла изученного (знаю зачем?), и понимание степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось). |