Просмотр содержимого документа
«Задачи, обратные данной»
УМК: «Школа России».
Тема: «Задачи, обратные данной».
Цель урока: знакомство детей с новым математическим понятием: «обратные задачи», установление связи между прямой и обратной задачей.
Предметные результаты:
· Уметь узнавать и составлять обратные задачи. · Уметь использовать в речи термин «обратная» задача. · Знать структуру задачи. · Уметь решать задачи в одно действие. · Уметь выделять её части и анализировать содержание текстовой задачи. · Уметь составлять краткую запись или схематический рисунок. · Уметь выполнять вычисления изученных видов.
Метапредметные результаты:
Личностных УУД: — Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; позитивному отношению к уроку математики, учебно-познавательный интерес к учебному материалу. Регулятивных УУД: — Уметь учащимися принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; овладение умениями проговаривать последовательность действий на уроке, умение формулировать цель урока с помощью учителя. Познавательные УУД: — Уметь осуществлять логические операции; описывать математические объекты; ориентироваться в своей системе знаний, строить небольшие математические высказывания. УУД Коммуникативные: — Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.
Методы и формы работы: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в парах, математическая игра, учебный (проблемный) диалог, самостоятельная работа, наблюдение за математическими объектами (моделирование (сравнение, анализ)).
Ход урока:
Организационный момент.
Психологический настрой.
— Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по математическому лесу. Наше путешествие будет идти под девизом, который написан на слайде. Прочитаем его.
Чтоб водить корабли. Чтобы лётчиком стать Надо прежде всего Математику знать. И на свете нет профессии, Вы смекайте – ка Где бы нам не пригодилась Математика.
— Это девиз нашего урока. Как вы его понимаете? (Чтобы стать хорошим летчиком, капитаном, надо хорошо учиться. Преодолевать трудности, стараться самим добывать знания.) — С каким настроением вы пришли на урок – покажите при помощи сигналов на «Светофорчике».
—Итак, вперед, за знаниями!
II. Каллиграфическая минутка.
В руки в ручки мы берём,
Числа мы писать начнём…
Учитель предлагает ученикам рассмотреть числа, записанные на доске:
6 7 6 7 6 7 6 7… 13 13 13 13…
– Как связаны между собой записанные вами числа?
III. Устный счёт.
Устно мы теперь считаем,
Навык счёта развиваем.
– Найдите значение суммы чисел 3 и 4.
– Значение этой суммы вычтите из числа 17.
– Найдите значение суммы чисел 6 и 4.
– Значение этой суммы вычтите из числа 30.
– Из суммы чисел 70 и 8 вычтите число 8.
– Из суммы чисел 60 и 5 вычтите число 60.
– Разность чисел 10 и 8 прибавьте к числу 20.
– Разность чисел 9 и 3 прибавьте к числу 90.
– Маше 8 лет. Мама на 20 лет старше Маши, а папа на 1 год старше мамы. Сколько лет маме? Сколько лет папе?
При выполнении заданий учащиеся пользуются сигнальными карточками.
– А теперь выполните задания на смекалку – задачи 5, 6 (с. 26, 27).
Задача 5 (с. 26). (У Юры – пудель. У Димы – овчарка. У Алёши – такса.)
Задача 6 (с. 27). (Синих карандашей – 6.)
IV. Гимнастика для глаз.
V. Самоопределение к деятельности (постановка темы и цели урока).
– А теперь будьте внимательны. Я зачитаю вам слова-понятия, а вы должны назвать общее слово, которое их объединяет: условие, вопрос, данные числа, искомое число. (Задача.)
– Что вы знаете о задаче? Какие виды задач знаете?
– Сегодня вы узнаете новое о задачах. Вам самостоятельно предстоит сделать открытие.
- Посмотрите, сегодня к нам на урок снова пришел Учёный Математик. — Как вы думаете, зачем он к нам пришёл? Что-то он не весёлый. Может быть, что-нибудь случилось? (У Математика в руках листочек с буквами). — Оказывается, Математик так спешил к нам, что пока бежал у него по листочку все буквы рассыпались. Поможем Математику расшифровать слово? Поставьте буквы в порядке возрастания их высоты и узнаете слово. — Какое слово получилось? (Обратные).
— Итак, над какой темой мы будем сегодня работать на уроке? (Решать обратные задачи). — А обратные задачи, это какие? — Попробуйте сформулировать проблему, которую необходимо разрешить на уроке? (Узнать о том, какие задачи называются обратными и проверить наши предположения по этой проблеме). — Вот сегодня мы будем исследователями, понаблюдаем и разрешим данную проблему. – Прочитайте задачу 1(1) (с. 26) и выберите схему, которая соответствует данной задаче. Опираясь на условие и ответ решённой задачи, составьте две другие задачи, которые соответствуют схемам.
(1-я задача. У Веры было 10 рублей. На эти деньги она купила блокнот, который стоил 6 рублей, и карандаш. Сколько стоил карандаш?
2-я задача. У Веры было 10 рублей. На эти деньги она купила карандаш, который стоил 4 рубля, и блокнот. Сколько стоил блокнот?)
– Теперь сравните решения всех задач. Установите связь между ними.
Решение: 1) 6 + 4 = 10;
2) 10 – 6 = 4;
3) 10 – 4 = 6.
– Такие задачи называются обратными.
- Что вы можете сказать о решениях этих задач? - Внимательно посмотрите на условия этих трех задач. Что вы о них можете сказать? (Они похожи.) - Что одинаково? (Данные, числа.) — Чем отличаются? - Внимательно посмотрите на решения задач. Что одинаково? (Числа.) — Чем отличаются? (Действиями:1) +; 2) -; 3) -.) - Как назовем вторую и третью задачи? (Обратные первой.) - Конечно, это обратные задачи. — В какой форме мы записали задачи? (в форме краткой записи и в виде схематического рисунка) — Кто может поделиться с Математиком о том, как понял, что такое обратная задача? (Задачи, в которых объект (число) и результат меняются местами (известное становится не известным, а неизвестное известным), называются обратными первой). — Какую цель ставили? (узнать, что такое обратные задачи) — Какой получили результат? (мы выяснили, что такое обратная задача и решили их). — Что ещё нового мы узнали? В каком виде можно оформить кратко задачу? (схематический рисунок). — Проверили мы наши предположения? Математик говорит, что вы молодцы.
Для закрепления нового материала учащимся предлагается составить задачу по данным числам (или по данной схеме), а затем составить задачи, обратные данной.
– Разберите задачу 2 (с. 26). Выделите условие и вопрос, назовите данные и искомое числа. Составьте краткую запись или схему. Решите задачу самостоятельно. Сформулируйте и запишите ответ.
– Составьте две задачи, обратные данной.
— Кому было легко решать задачи, покажите зелёный сигнал «Светофора». — Кто затруднялся при работе с этим заданием, покажите жёлтый сигнал. — С какой целью выполняли это упражнение из учебника? (закрепили умение решать задачи, учились устно составлять и решать обратные задачи). VI.Физкультминутка.
Руки ставим все вразлёт, Руки в стороны держите,
Появился самолёт. Друг на друга посмотрите,
Мах крылом туда-сюда, Раз и два, раз и два.
Делай раз и делай два. Опустите руки вниз,
Раз и два, раз и два. И на место все садитесь!
VII. Работа с геометрическим материалом.
– Рассмотрите чертёж, данный в задании 1 (с. 27).
– Сколько отрезков изображено на чертеже? (Три.)
– Можно ли, не измеряя самый большой отрезок, узнать его длину?
– Каким образом? (Сложить длины двух других отрезков.)
– Какова длина большого отрезка? Проверьте это измерением. Вы были правы?
– Начертите отрезок длиной 10 сантиметров.
– Поставьте на нём точку так, чтобы получился отрезок длиной 4 сантиметра.
– Какова длина другого вновь полученного отрезка?
– Можно ли это узнать, не производя измерений? Как?
– Проверьте ваше предположение, измерив отрезок. Вы были правы?
VI. Решение выражений.
– Самостоятельно (по вариантам: вариант I – 1-й столбик; вариант II – 2-й столбик) решите выражения из задания4 (с. 27). Затем устно решите 3-й столбик данного номера.
VII. Домашнее задание.
1. Учебник: стр. 26, № 3, №4.
VIII . Рефлексия учебной деятельности.
— Вспомните девиз нашего урока.
Чтоб водить корабли. Чтобы лётчиком стать Надо прежде всего Математику знать. И на свете нет профессии, Вы смекайте – ка Где бы нам не пригодилась
Математика.
— Мы сегодня с вами хорошо поработали, и я считаю, что из вас должны получиться хорошие и летчики и капитаны и вы сможете для себя выбрать любую другую нужную профессию. Математические знания важны для всех сфер деятельности. — Посмотрите, как смотрит на нас Математик. Он улыбается. Почему? (Доволен тем, как мы поработали на уроке исследователями). - Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? — Какие задачи называются обратными? — Кто испытывал трудности при работе? — Какие? Что нужно сделать, чтобы их устранить? — Оцените свою работу на уроке при помощи «Светофорчика».