kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Задача"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока математики к учебнику Л.Г. Петерсон, является 23 уроком, 2 части учебного пособия. Конспект содержит все этапы урока в соответствии с требованием нового стандарта. Конспект урока подходит, как для опытных учителей, так и для молодых специалистов. Поможет сформировать умение решать простые задачи на нахождение части и целого, записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и составлять задачи по схемам

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Задача"»

Урок 23

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Задача».

Основные цели:

1) Сформировать представление о задаче и ее логических частях (условие, вопрос, выражение, решение, ответ), умение выделять их из произвольных текстов.

2) Формировать умение решать простые задачи на нахождение части и целого, записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и составлять задачи по схемам.

3) Актуализировать понятия целого, части целого, тренировать вычислительный навык в пределах 9.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение.

Демонстрационный материал:

1) стихотворение (этап 1):

Ум да разум нынче в чести.

С ними дружбу поведешь –

Так нигде не пропадешь!





2) изображение геометрических фигур (из геометрического лото) для задания 2 (этап 2):







3) задание 3 (этап 2):







4) карточки с текстами на пробное действие (для фиксации на доске):





5) таблички:



6) образец для самопроверки самостоятельной работы (этап 7):






Раздаточный материал:

1) индивидуальные планшетки;

2) карточки на пробное задание в конвертах на каждого учащегося (этап 2):





3) эталоны к уроку 23, часть 2, М-1.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности:

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы;

2) определить содержательные рамки урока: знакомство с новыми математическими заданиями;

3) закрепить представление о понятии «учиться».

Организация учебного процесса на этапе 1:

На доске стихотворение (Д-1):

Ум да разум нынче в чести.

С ними дружбу поведешь –

Так нигде не пропадешь!





  • Прочитайте стихотворение. Как вы его понимаете? (Знания помогут нам в жизни, умному человеку в жизни легче.)

  • Как это стихотворение относится к вашей работе на уроке? (На уроке надо быть внимательным, узнавать новое, хорошо учиться и т.д.)

  • Как же вы работаете на уроке, когда открываете новое знание? (Мы должны сделать два шага: понять, что мы еще не знаем, и самим это узнать.)

  • Я вижу, что вы готовы трудиться на уроке. Какую тему мы изучали на прошлых уроках? (Мы знакомились с волшебными цифрами.)

  • Какие задания вы выполняли с волшебными цифрами? (Мы сравнивали волшебные числа, решали примеры, …)

  • В математике еще очень много интересного. Сегодня на уроке вы столкнетесь с новыми заданиями. Пожелайте друг другу удачи! В путь!

  • С чего должны начать работу? (С повторения.)

  • Все ли вы будете повторять? (Нет, только то, что нам пригодиться сегодня на уроке.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать знания: целое, часть целого, нахождение части целого, тренировать вычислительный навык в пределах 9;

2) тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Тренинг вычислительного навыка.

Работа организуется фронтально.

  • Сосчитайте от 1 до 9, от 4 до 8, от 7 до 2.

  • Назовите последующее число 8.

  • Расскажите все, что знаете о числе 9.

2) Актуализация взаимосвязи части и целого.

Учитель открывает на доске геометрические фигуры (Д-2):







  • На какие части можно разбить круги на рисунке? (По цвету.)

  • Составьте все возможные равенства.

Один учащийся работает у доски, остальные учащиеся работают на индивидуальных планшетках или в рабочих тетрадях.

  • Проверьте, что у вас получилось.

Целесообразно предложить учащемуся, работающему у доски, прокомментировать свой результат. В случае выявления ошибок проводится коррекционная работа.

  • Какое действие выполняете, когда находите целое? (Сложение.)

  • С помощью какого действия находили неизвестную часть? (С помощью действия вычитания.)

3) Составления выражения по рисунку.

Учитель открывает на доске задание 3 (Д-3):







  • Посмотрите на рисунок. Что можете узнать? (Мы можем узнать, сколько березок.)

  • Почему? (Нам известно, что всего деревьев 7 – это целое, 4 елочки – это часть, чтобы найти другую часть надо из целого вычесть известную часть, из 7 вычесть 4.)

  • Запишите это выражение и найдите его значение.

Учащиеся выполняют задание на индивидуальных планшетках.

  • Сколько же березок? (3.)

  • А как проверить рассуждения? (Если сложить части, получим целое, 4+3=7.)

4) Пробное действие.

  • Что вы повторили? (Мы повторили числа от 1 до 9, находили целое и части, составляли выражение по рисунку.)

  • Какое задание вы получите? (Задание, с помощью которого мы поймем, чего мы еще не знаем.)

  • Откройте конверты, достаньте задания.

Учащиеся достают карточки из конвертов Р-2, аналогичные карточки учитель открывает на доске Д-4.

  • Прочитайте тексты и попробуйте составить из них задачу.

  • Что нового для вас в этом задании? (Мы не составляли раньше задачи.)

  • Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Научиться составлять задачи.)

  • Как назовете урок? (Задача.)

Учитель открывает тему урока.

  • Попробуйте выполнить это задание.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

  • Итак, посмотрите, что у вас получилось.

  • Кто не смог выполнить это задание?

Учащиеся поднимаю руки.

  • Что показало выполнение пробного действия? (Мы не смогли составить задачу.)

  • Кто составил задачу? Прочитайте.

Учащиеся читают составленные тексты задач.

  • Обоснуйте свои результаты. (Мы не можем обосновать свои результаты.)

  • Какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобраться, в чем затруднение.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какое задание вы выполняли? (Мы должны были составить задачу.)

  • Чем это задание отличается от предыдущих? (Мы не составляли задачи.)

  • В чем же затруднение? (В выборе частей, из которых состоит задача.)

  • Почему же возникло затруднение? (У нас нет эталона, из каких частей состоит задача.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

построить проект выхода из затруднения: поставить цель проекта, определить средства, сформулировать шаг достижения поставленной цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Какова же цель дальнейшей деятельности? (Построить эталон, в котором заключается части задачи.)

  • Что вам может помочь. Какое задание вы выполняли при повторении? (Мы составляли выражение по рисунку.)

  • Как это задание может помочь? (Это задание напоминает задачу, только в этом задании был рисунок, а мы работали с карточками с текстами.)

  • Как же вы можете узнать, из чего состоит задача? (Мы сопоставим выполненное нами задание с карточками.)

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);

3) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Я предлагаю поработать вам в парах. Каковы основные правила работы. (Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.)

  • Выполните план в парах.

Учащиеся в парах сопоставляют задание 3 из этапа актуализации знаний и карточками. В случае возникновения затруднений у учащихся учитель организует подводящий диалог.

  • Как было представлено задание? (В виде рисунка.)

  • Как вы думаете, с какой карточки, должна начинаться задача?

Учащиеся отбирают карточку условием.

  • Прочитайте текст, записанный на этой карточке. (У Тани 4 гриба, а у Саши -2.)

  • Какая карточка похожа на эту? (У Тани 4 гриба.)

  • Почему вы не выбрали эту карточку? (К этому тексту нельзя поставить вопрос.)

Учитель вывешивает на доске карточку с условием.

  • То, что нам известно – это УСЛОВИЕ.

Карточка вывешивается на доске рядом с текстом условия.

  • Что же делать с этим условием? Какой должна быть следующая карточка? (Должен быть вопрос.)

  • Найдите эту карточку. Прочитайте текст.

Учащиеся находят соответствующую карточку, один из учащихся читает текст.

  • То, что вы должны найти – это ВОПРОС.

Карточка вывешивается на доске рядом с текстом вопроса.

  • Сколько же частей должно быть в тексте задачи? (2.)

  • Назовите их? (Условие и вопрос.)

В случае организации работы в парах, учитель организует представление парами своих результатов. В своей защите учащиеся показывают карточки, из которых должна состоять задача, и обосновывают сое мнение. Учитель подводит итог, фиксируя карточки УСЛОВИЕ и ВОПРОС на доске.

Далее работа организуется фронтально.

  • Справились ли вы с заданием на повторение? (Да.)

  • Что помогло? (Рисунок.)

  • Можем ли вы сделать рисунок к задаче? (Да.)

  • Нарисуйте столько квадратиков, сколько грибов у Тани и треугольников, сколько грибов у Саши.

Один из учащихся делает рисунок на доске, остальные учащиеся в рабочих тетрадях.

  • Как еще вы можете представить условие задачи, кроме рисунка? (В виде схемы.)

  • Постройте схему к данной задаче.

Один ученик строит и заполняет схему у доски с комментированием, остальные учащиеся работают на планшетках или в рабочих тетрадях.

  • Что вы построили для решения задачи? (Схему, рисунок.)

Учитель вывешивает на доску соответствующую карточку.

  • Как же решить эту задачу? С помощью какого действия? (С помощью действия сложения.)

  • Обоснуйте свой ответ. (Мы ищем целое, чтобы найти целое, нужно части сложить.)

  • Составьте выражение к этой задаче. (4+2.)

Выражение фиксируется на доске и в рабочих тетрадях учащихся (на планшетках).

  • Что вы составили для решения задачи? (Выражение.)

Учитель вывешивает на доску соответствующую карточку.

  • Найдите его значение? (4+2=6.)

Один из учащихся с места комментирует решение.

  • Полученное равенство называют РЕШЕНИЕМ задачи.

Учитель вывешивает соответствующую карточку на доску.

  • Итак, решили ли вы задачу? (Да.)

  • Прочитайте вопрос задачи.

Один из учащихся читает вопрос к задаче.

  • Ответьте на вопрос. (Всего 6 грибов.)

  • Запишите ответ.

Один из учащихся записывает ответ на доску, остальные учащиеся в свои рабочие тетради.

  • Итак, как вы завершаете решение задачи? (Мы записываем ответ.)

Учитель вывешивает на доску соответствующую карточку.

  • Сделайте вывод. Из каких частей состоит задача? (Из условия и вопроса.)

  • Что вам помогает решить задачу? (Схема, выражение, решение и ответ.)

  • Проверьте наш вывод.

Учитель раздает учащимся эталоны Р-3.

  • Какой вывод вы можете сделать? (Мы сделали верное открытие.)

  • Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

  • Что позволяет вам открытие? (Мы теперь можем составлять задачи и их решать.)

  • Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) 2, стр. 44.

  • Найдите 2 на стр.44.

Учитель заранее выносит задание на доску. Учащиеся выходят по цепочке к доске и соединяют линиями части задачи и их названия. Остальные учащиеся работают в учебнике.

2) Работа в парах.

3 стр. 44

  • Найдите 3 на этой же странице. Что вы видите? (Решенную задачу.)

  • Как вы думаете, что вам надо сделать? (Назвать части задачи.)

  • Составьте задачу. (На одной тарелке 5 яблок, а на другой -2 яблока. Сколько яблок на двух тарелках?)

  • Определите в парах части задачи.

Учащиеся в парах выполняют задание, проверка организуется фронтально. Учащиеся с места называют части задачи.

  • Назовите условие задачи. (На одной тарелке 5 яблок, а на другой 2 яблока.)

  • Назовите вопрос задачи. (Сколько всего яблок на двух тарелках?)

  • Какая составлена схема? (Отрезок разделен на части.)

  • Какое составлено выражение? (5 + 2.)

  • Почему? (Мы ищем целое, значит, части нужно сложить.)

  • Что еще вы не назвали? (Решение и ответ.)

  • Кто из вас допустил ошибки в обозначении частей задачи?

  • В чем ваша ошибка?

  • Исправьте ошибки.

  • А как убедиться в том, что вы хорошо поняли и не допускаете ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

организовать самопроверку и самооценку учащимися умения выделять логические части задачи.

Организация учебного процесса на этапе 7:

4, стр. 45.

  • Найдите 4 на странице 45. Составьте задачу.

Задача составляется фронтально.

  • Решите эту задачу в учебнике и выделите все части задачи.

На выполнение задания отводится 2–3 минуты.

  • Проверим.

Учитель открывает на доске эталон для самопроверки Д-5, правильность выделения условия и вопроса определяется устно. Далее организуется вербальная поэтапная проверка выделения остальных частей задачи. Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность выполнения задания.

  • У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)

  • Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в выделении частей задачи, а так же в решении задач.)

  • Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)

  • У кого нет ошибок? Сделайте вывод. (Мы умеем выделять части задачи, решать задачи.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) организовать тренинг умения составлять выражения;

2) закрепить знание состава числа 7.

Организация учебного процесса на этапе 8:

  • В конце урока я предлагаю потренироваться в составлении выражений.

5, стр. 45 (1,5 рисунки)

  • Найдите номер 5 на странице 45.

  • Рассмотрите первый рисунок.

  • Какое составлено выражение? (4 + 3.)

  • Что обозначает это выражение? (Ищем целое, части складываем.)

  • Как представлена первая часть? (4 желтых круга.)

  • Как представлена вторая часть? (3 красных треугольника.)

  • Найдите пятый рисунок.

  • Какое составлено выражение? (9 – 2.)

  • Что обозначает это выражение? (Ищем неизвестную часть, из целого вычитаем известную часть.)

  • Как представлено целое? (9 синих кругов.)

  • Как представлена известная часть? (2 синих круга.)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

11) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке (логические части задачи);

2) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

3) обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Как вы заканчиваете наш урок? (Анализируем свою работу.)

  • Какую цель вы ставили перед собой? (Построить эталон задачи.)

  • Достигли ли вы цели?

  • Какое открытие вы сделали на уроке? (Мы узнали, что в задаче есть условие, вопрос, для решения задачи нужно составить схему, записать выражение, решение и ответ.)

  • Кому удалось сделать «открытие» самому. Докажите.

  • В чем возникали трудности на уроке?

  • Какие трудности остались на конец урока?

  • Оцените в словах свою работу на уроке.

Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.

  • Какую цель поставите перед собой при выполнении домашней работы?

Домашнее задание:

 составить задачу на сложение или на вычитание; найти в них условие, вопрос, нарисовать схемы, записать решение и ответ.

☺ № 6, стр. 45.






8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Задача"

Автор: Белогурова Елена Николаевна

Дата: 29.03.2016

Номер свидетельства: 311763

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) ""Решение текстовых задач" - элективный курс "
    ["seo_title"] => string(47) "rieshieniie-tiekstovykh-zadach-eliektivnyi-kurs"
    ["file_id"] => string(6) "183641"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425906721"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Решение текстовых задач по математике "
    ["seo_title"] => string(46) "rieshieniie-tiekstovykh-zadach-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "185079"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426145799"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "конспек урока математики на тему "Решение задач на  совместную работу" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiek-uroka-matiematiki-na-tiemu-rieshieniie-zadach-na-sovmiestnuiu-rabotu"
    ["file_id"] => string(6) "204440"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429647624"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Проблема формирования устной и письменной речи при решении текстовых задач "
    ["seo_title"] => string(85) "probliema-formirovaniia-ustnoi-i-pis-miennoi-riechi-pri-rieshienii-tiekstovykh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "221502"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435336902"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Пути и способы осуществления дифференциации обучения при формировании обобщенного приема решения задач"
    ["seo_title"] => string(126) "puti-i-sposoby-osushchiestvlieniia-diffierientsiatsii-obuchieniia-pri-formirovanii-obobshchiennogho-priiema-rieshieniia-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "314650"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459751208"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства