Конспект урока математики к учебнику Л.Г. Петерсон, является 23 уроком, 2 части учебного пособия. Конспект содержит все этапы урока в соответствии с требованием нового стандарта. Конспект урока подходит, как для опытных учителей, так и для молодых специалистов. Поможет сформировать умение решать простые задачи на нахождение части и целого, записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и составлять задачи по схемам
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1) Сформировать представление о задаче и ее логических частях (условие, вопрос, выражение, решение, ответ), умение выделять их из произвольных текстов.
2) Формировать умение решать простые задачи на нахождение части и целого, записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и составлять задачи по схемам.
3) Актуализировать понятия целого, части целого, тренировать вычислительный навык в пределах 9.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение.
Демонстрационный материал:
1) стихотворение (этап 1):
Ум да разум нынче в чести.
С ними дружбу поведешь –
Так нигде не пропадешь!
2) изображение геометрических фигур (из геометрического лото) для задания 2 (этап 2):
3) задание 3 (этап 2):
4) карточки с текстами на пробное действие (для фиксации на доске):
5) таблички:
6) образец для самопроверки самостоятельной работы (этап 7):
Раздаточный материал:
1) индивидуальные планшетки;
2) карточки на пробное задание в конвертах на каждого учащегося (этап 2):
3) эталоны к уроку 23, часть 2, М-1.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности:
Цель:
1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы;
2) определить содержательные рамки урока: знакомство с новыми математическими заданиями;
3) закрепить представление о понятии «учиться».
Организация учебного процесса на этапе 1:
На доске стихотворение (Д-1):
Ум да разум нынче в чести.
С ними дружбу поведешь –
Так нигде не пропадешь!
Прочитайте стихотворение. Как вы его понимаете? (Знания помогут нам в жизни, умному человеку в жизни легче.)
Как это стихотворение относится к вашей работе на уроке? (На уроке надо быть внимательным, узнавать новое, хорошо учиться и т.д.)
Как же вы работаете на уроке, когда открываете новое знание? (Мы должны сделать два шага: понять, что мы еще не знаем, и самим это узнать.)
Я вижу, что вы готовы трудиться на уроке. Какую тему мы изучали на прошлых уроках? (Мы знакомились с волшебными цифрами.)
Какие задания вы выполняли с волшебными цифрами? (Мы сравнивали волшебные числа, решали примеры, …)
В математике еще очень много интересного. Сегодня на уроке вы столкнетесь с новыми заданиями. Пожелайте друг другу удачи! В путь!
С чего должны начать работу? (С повторения.)
Все ли вы будете повторять? (Нет, только то, что нам пригодиться сегодня на уроке.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать знания: целое, часть целого, нахождение части целого, тренировать вычислительный навык в пределах 9;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Тренинг вычислительного навыка.
Работа организуется фронтально.
Сосчитайте от 1 до 9, от 4 до 8, от 7 до 2.
Назовите последующее число 8.
Расскажите все, что знаете о числе 9.
2) Актуализация взаимосвязи части и целого.
Учитель открывает на доске геометрические фигуры (Д-2):
На какие части можно разбить круги на рисунке? (По цвету.)
Составьте все возможные равенства.
Один учащийся работает у доски, остальные учащиеся работают на индивидуальных планшетках или в рабочих тетрадях.
Проверьте, что у вас получилось.
Целесообразно предложить учащемуся, работающему у доски, прокомментировать свой результат. В случае выявления ошибок проводится коррекционная работа.
Какое действие выполняете, когда находите целое? (Сложение.)
С помощью какого действия находили неизвестную часть? (С помощью действия вычитания.)
3) Составления выражения по рисунку.
Учитель открывает на доске задание 3 (Д-3):
Посмотрите на рисунок. Что можете узнать? (Мы можем узнать, сколько березок.)
Почему? (Нам известно, что всего деревьев 7 – это целое, 4 елочки – это часть, чтобы найти другую часть надо из целого вычесть известную часть, из 7 вычесть 4.)
Запишите это выражение и найдите его значение.
Учащиеся выполняют задание на индивидуальных планшетках.
Сколько же березок? (3.)
А как проверить рассуждения? (Если сложить части, получим целое, 4+3=7.)
4) Пробное действие.
Что вы повторили? (Мы повторили числа от 1 до 9, находили целое и части, составляли выражение по рисунку.)
Какое задание вы получите? (Задание, с помощью которого мы поймем, чего мы еще не знаем.)
Откройте конверты, достаньте задания.
Учащиеся достают карточки из конвертов Р-2, аналогичные карточки учитель открывает на доске Д-4.
Прочитайте тексты и попробуйте составить из них задачу.
Что нового для вас в этом задании? (Мы не составляли раньше задачи.)
Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Научиться составлять задачи.)
Как назовете урок? (Задача.)
Учитель открывает тему урока.
Попробуйте выполнить это задание.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
Итак, посмотрите, что у вас получилось.
Кто не смог выполнить это задание?
Учащиеся поднимаю руки.
Что показало выполнение пробного действия? (Мы не смогли составить задачу.)
Кто составил задачу? Прочитайте.
Учащиеся читают составленные тексты задач.
Обоснуйте свои результаты. (Мы не можем обосновать свои результаты.)
Какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобраться, в чем затруднение.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Какое задание вы выполняли? (Мы должны были составить задачу.)
Чем это задание отличается от предыдущих? (Мы не составляли задачи.)
В чем же затруднение? (В выборе частей, из которых состоит задача.)
Почему же возникло затруднение? (У нас нет эталона, из каких частей состоит задача.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
построить проект выхода из затруднения: поставить цель проекта, определить средства, сформулировать шаг достижения поставленной цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Какова же цель дальнейшей деятельности? (Построить эталон, в котором заключается части задачи.)
Что вам может помочь. Какое задание вы выполняли при повторении? (Мы составляли выражение по рисунку.)
Как это задание может помочь? (Это задание напоминает задачу, только в этом задании был рисунок, а мы работали с карточками с текстами.)
Как же вы можете узнать, из чего состоит задача? (Мы сопоставим выполненное нами задание с карточками.)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Я предлагаю поработать вам в парах. Каковы основные правила работы. (Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.)
Выполните план в парах.
Учащиеся в парах сопоставляют задание № 3 из этапа актуализации знаний и карточками. В случае возникновения затруднений у учащихся учитель организует подводящий диалог.
Как было представлено задание? (В виде рисунка.)
Как вы думаете, с какой карточки, должна начинаться задача?
Учащиеся отбирают карточку условием.
Прочитайте текст, записанный на этой карточке. (У Тани 4 гриба, а у Саши -2.)
Какая карточка похожа на эту? (У Тани 4 гриба.)
Почему вы не выбрали эту карточку? (К этому тексту нельзя поставить вопрос.)
Учитель вывешивает на доске карточку с условием.
То, что нам известно – это УСЛОВИЕ.
Карточка вывешивается на доске рядом с текстом условия.
Что же делать с этим условием? Какой должна быть следующая карточка? (Должен быть вопрос.)
Найдите эту карточку. Прочитайте текст.
Учащиеся находят соответствующую карточку, один из учащихся читает текст.
То, что вы должны найти – это ВОПРОС.
Карточка вывешивается на доске рядом с текстом вопроса.
Сколько же частей должно быть в тексте задачи? (2.)
Назовите их? (Условие и вопрос.)
В случае организации работы в парах, учитель организует представление парами своих результатов. В своей защите учащиеся показывают карточки, из которых должна состоять задача, и обосновывают сое мнение. Учитель подводит итог, фиксируя карточки УСЛОВИЕ и ВОПРОС на доске.
Далее работа организуется фронтально.
Справились ли вы с заданием на повторение? (Да.)
Что помогло? (Рисунок.)
Можем ли вы сделать рисунок к задаче? (Да.)
Нарисуйте столько квадратиков, сколько грибов у Тани и треугольников, сколько грибов у Саши.
Один из учащихся делает рисунок на доске, остальные учащиеся в рабочих тетрадях.
Как еще вы можете представить условие задачи, кроме рисунка? (В виде схемы.)
Постройте схему к данной задаче.
Один ученик строит и заполняет схему у доски с комментированием, остальные учащиеся работают на планшетках или в рабочих тетрадях.
Что вы построили для решения задачи? (Схему, рисунок.)
Учитель вывешивает на доску соответствующую карточку.
Как же решить эту задачу? С помощью какого действия? (С помощью действия сложения.)
Обоснуйте свой ответ. (Мы ищем целое, чтобы найти целое, нужно части сложить.)
Составьте выражение к этой задаче. (4+2.)
Выражение фиксируется на доске и в рабочих тетрадях учащихся (на планшетках).
Что вы составили для решения задачи? (Выражение.)
Учитель вывешивает на доску соответствующую карточку.
Найдите его значение? (4+2=6.)
Один из учащихся с места комментирует решение.
Полученное равенство называют РЕШЕНИЕМ задачи.
Учитель вывешивает соответствующую карточку на доску.
Итак, решили ли вы задачу? (Да.)
Прочитайте вопрос задачи.
Один из учащихся читает вопрос к задаче.
Ответьте на вопрос. (Всего 6 грибов.)
Запишите ответ.
Один из учащихся записывает ответ на доску, остальные учащиеся в свои рабочие тетради.
Итак, как вы завершаете решение задачи? (Мы записываем ответ.)
Учитель вывешивает на доску соответствующую карточку.
Сделайте вывод. Из каких частей состоит задача? (Из условия и вопроса.)
Что вам помогает решить задачу? (Схема, выражение, решение и ответ.)
Проверьте наш вывод.
Учитель раздает учащимся эталоны Р-3.
Какой вывод вы можете сделать? (Мы сделали верное открытие.)
Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
Что позволяет вам открытие? (Мы теперь можем составлять задачи и их решать.)
Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) № 2, стр. 44.
Найдите № 2 на стр.44.
Учитель заранее выносит задание на доску. Учащиеся выходят по цепочке к доске и соединяют линиями части задачи и их названия. Остальные учащиеся работают в учебнике.
2) Работа в парах.
№ 3 стр. 44
Найдите № 3 на этой же странице. Что вы видите? (Решенную задачу.)
Как вы думаете, что вам надо сделать? (Назвать части задачи.)
Составьте задачу. (На одной тарелке 5 яблок, а на другой -2 яблока. Сколько яблок на двух тарелках?)
Определите в парах части задачи.
Учащиеся в парах выполняют задание, проверка организуется фронтально. Учащиеся с места называют части задачи.
Назовите условие задачи. (На одной тарелке 5 яблок, а на другой 2 яблока.)
Назовите вопрос задачи. (Сколько всего яблок на двух тарелках?)
Какая составлена схема? (Отрезок разделен на части.)
Какое составлено выражение? (5 + 2.)
Почему? (Мы ищем целое, значит, части нужно сложить.)
Что еще вы не назвали? (Решение и ответ.)
Кто из вас допустил ошибки в обозначении частей задачи?
В чем ваша ошибка?
Исправьте ошибки.
А как убедиться в том, что вы хорошо поняли и не допускаете ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
организовать самопроверку и самооценку учащимися умения выделять логические части задачи.
Организация учебного процесса на этапе 7:
№ 4, стр. 45.
Найдите № 4 на странице 45. Составьте задачу.
Задача составляется фронтально.
Решите эту задачу в учебнике и выделите все части задачи.
На выполнение задания отводится 2–3 минуты.
Проверим.
Учитель открывает на доске эталон для самопроверки Д-5, правильность выделения условия и вопроса определяется устно. Далее организуется вербальная поэтапная проверка выделения остальных частей задачи. Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность выполнения задания.
У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)
Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в выделении частей задачи, а так же в решении задач.)
Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)
У кого нет ошибок? Сделайте вывод. (Мы умеем выделять части задачи, решать задачи.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) организовать тренинг умения составлять выражения;
2) закрепить знание состава числа 7.
Организация учебного процесса на этапе 8:
В конце урока я предлагаю потренироваться в составлении выражений.
№ 5, стр. 45 (1,5 рисунки)
Найдите номер № 5 на странице 45.
Рассмотрите первый рисунок.
Какое составлено выражение? (4 + 3.)
Что обозначает это выражение? (Ищем целое, части складываем.)
Как представлена первая часть? (4 желтых круга.)
Как представлена вторая часть? (3 красных треугольника.)
Найдите пятый рисунок.
Какое составлено выражение? (9 – 2.)
Что обозначает это выражение? (Ищем неизвестную часть, из целого вычитаем известную часть.)
Как представлено целое? (9 синих кругов.)
Как представлена известная часть? (2 синих круга.)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
11) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке (логические части задачи);
2) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Как вы заканчиваете наш урок? (Анализируем свою работу.)
Какую цель вы ставили перед собой? (Построить эталон задачи.)
Достигли ли вы цели?
Какое открытие вы сделали на уроке? (Мы узнали, что в задаче есть условие, вопрос, для решения задачи нужно составить схему, записать выражение, решение и ответ.)
Кому удалось сделать «открытие» самому. Докажите.
В чем возникали трудности на уроке?
Какие трудности остались на конец урока?
Оцените в словах свою работу на уроке.
Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.
Какую цель поставите перед собой при выполнении домашней работы?
Домашнее задание:
составить задачу на сложение или на вычитание; найти в них условие, вопрос, нарисовать схемы, записать решение и ответ.