kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование умения решать задачи по физике через алгоритмический подход к решению

Нажмите, чтобы узнать подробности

       В связи с введением ЕГЭ по физике повышаются требования к умению учащихся самостоятельно решать задачи. Умение решать задачи приобретается длительными и систематическими упражнениями. Решение физических задач – одно из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся. Физической задачей в школьной практике можно назвать проблему, которая в общем случае решается с помощью логических умозаключений, математических действий и эксперимента на основе законов и методов физики. Основным недостатком в сдаче экзамена является неумение решать задачи, даже при правильной формулировке физических законов. Еще в середине ХХ столетия Антуан де Сент-Экзюпери писал: «…Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать». Опыт показывает, что многие учащиеся и выпускники школ испытывают большие трудности в решении даже стандартных типовых задач. Отсутствие у школьников умений решать задачи создает у них отрицательное отношение к физике, разрушает интерес, подрывает веру в собственные силы.

       К причинам  неумения решать задачи по физике можно отнести:

1)перегрузка школьного курса физики учебным материалом, не позволяющая выделить время на тренировку  и упражнения;

2)бессистемность в подборе задач;

3)учащиеся один за другим решают задачи у доски, а остальные молча списывает;

4)школьники не учатся методам решения задач, а просто пытаются их решать путем проб и ошибок, стремясь найти подходящую формулу.

       Одним из условий обеспечения  глубоких и прочных знаний у учащихся является организация их деятельности по решению задач. Успех обучения решению задач зависит от применяемой методики обучения: учащиеся пользуются обобщенным методом решения или каждая задача решается своим методом.

      Можно выделить три основных способа решения задач:

-традиционный;

-самостоятельный;

-алгоритмический.

     Рассмотрим один из способов решения задач – алгоритмический. Обучение решению задач по алгоритмам формирует умение решать задачи вообще, постепенно переходя к решению нестандартных творческих задач.

     В чем же польза алгоритма?

-требует конкретизации знаний, перенося знания на сходную или новую ситуацию, а это учит ребенка думать;

-для формирования творческого мышления надо начинать с простейших мыслительных действий и умений, которые  затем, с автоматизмом навыка, будет выполнять учащийся;

-облегчает процесс овладения умениями решать задачи и позволяет научить всех учащихся, а не избранных;

-создает у учащихся уверенность в своих силах и способностях.

- в алгоритме указывается общее направление поиска решения задачи, тем самым предоставляет большие возможности для самостоятельной мыслительной работы и задает метод решения в общем виде;

-алгоритм выполняет функцию модели учебной деятельности.

    В процессе обучения решению задач необходимо отличать общий план решения задач от алгоритмов.

    Общий план решения задач сводится к следующему:

а) краткая запись условия;

б) графический материал, необходимый для решения задачи;

в) уравнения (формулы), описывающие физические явления с необходимыми комментариями;

г) алгебраические преобразования, приводящие к ответу в буквенном (общем) виде;

д) проверка размерности ответа;

г) получение численного ответа в системе СИ.

     Учащиеся должны быть приучены решать задачи по этому плану и твердо знать последовательность действий. Однако  этот план не является алгоритмом. Алгоритм рассчитан на узкий класс задач, план же решения используется при решении любой физической задачи. Знание алгоритма в большей мере предопределяет успех решения, нежели знание плана.                                            Алгоритмический способ решения задач во многом зависит от того, как вводится алгоритм.

Алгоритм не должен механически навязываться учащимся. На основании решения двух-трех задач под руководством учителя они сами должны обнаружить общность логики рассуждений при решении этих задач и самостоятельно сконструировать алгоритм. После этого решаются несколько задач на доске для того, чтобы учащиеся научились сознательно выполнять каждую операцию. В дальнейшем самостоятельное решение задачи с последующей устной или письменной проверкой решения. На первых шагах этой работы надо требовать от учащихся неукоснительного выполнения пунктов и использования в заданной последовательности алгоритма. В результате этого учащиеся через некоторое время убеждаются в пользе алгоритма и обретают уверенность в своих возможностях решать задачи.

      По мере того как по введенному алгоритму решается ряд задач, возникает необходимость в дополнениях и пояснениях, которые следует, как и сами алгоритмы, записывать в тетрадь. Подбор задач по теме с целью упражнений в применении алгоритмов должен быть таким, чтобы каждая задача учила чему-то новому.

      Для примера рассмотрим алгоритмы решения задач по кинематике. Для овладения методом решения кинематических задач учащиеся должны усвоить следующие понятия: что такое система отсчета, скорость, ускорение; уравнения, определяющие зависимость координат и скорости от времени при равномерном и равноускоренном движениях.

       В процессе решения задач необходимо выявить общность в последовательности действий и сформулировать следующий алгоритм решения задач по кинематике: 

-выбрать систему отсчета (выбор тела отсчета, начала системы координат, положительного направления осей, момента времени, принимаемого за начальный);

- определить вид движения вдоль каждой из осей и написать кинематические уравнения движения вдоль каждой оси – уравнения для координаты и для скорости;

-определить начальные условия (координаты и проекции скорости в начальный момент времени), а также проекции ускорения на оси и подставить эти величины в уравнения движения;

-определить дополнительные условия, т.е. координаты или скорости для каких-либо моментов времени, и написать кинематические уравнения движения для выбранных моментов времени;

-решить полученную систему уравнений относительно искомых величин в общем виде;

- проверить ответ  размерностью;

-подставить  в решение общего вида заданные значения величин в системе СИ и произвести вычисления.

       Алгоритм по мере его применения к решению задач разного типа постепенно осознается учащимися, у них вырабатывается умение пользоваться им, уверенность в возможности решать на его основе разные задачи. В результате решения ряда задач по теме «Основы кинематики» с использованием алгоритма возникает возможность дополнить его следующим:

-систему отсчета не обязательно связывать с неподвижным телом. В ряде случаев задача решается проще, если СО  связана с движущимся телом;

-СО надо выбирать так, чтобы наиболее простым образом можно было определить начальные условия;

-если число уравнений будет недостаточным для нахождения искомой величины, то надо выявить дополнительные связи и соотношения.

Литература

1. Лебедева И.Ю. и др. Физика:ЕГЭ: Учебно-справочные материалы – М.;СПб.: Просвещение,2012.

2. Коган Л.М. Учись решать задачи. – М.: «Высшая школа»,1993.

3. Усова А.В. и др. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. – М.: Просвещение,1988.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование умения решать задачи по физике через алгоритмический подход к решению »

Формирование умения решать задачи по физике через алгоритмический подход к решению

Герасимова М.А.

учитель физики

ГБОУ СОШ с.Орловка

В связи с введением ЕГЭ по физике повышаются требования к умению учащихся самостоятельно решать задачи. Умение решать задачи приобретается длительными и систематическими упражнениями. Решение физических задач – одно из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся. Физической задачей в школьной практике можно назвать проблему, которая в общем случае решается с помощью логических умозаключений, математических действий и эксперимента на основе законов и методов физики. Основным недостатком в сдаче экзамена является неумение решать задачи, даже при правильной формулировке физических законов. Еще в середине ХХ столетия Антуан де Сент-Экзюпери писал: «…Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать». Опыт показывает, что многие учащиеся и выпускники школ испытывают большие трудности в решении даже стандартных типовых задач. Отсутствие у школьников умений решать задачи создает у них отрицательное отношение к физике, разрушает интерес, подрывает веру в собственные силы.

К причинам неумения решать задачи по физике можно отнести:

1)перегрузка школьного курса физики учебным материалом, не позволяющая выделить время на тренировку и упражнения;

2)бессистемность в подборе задач;

3)учащиеся один за другим решают задачи у доски, а остальные молча списывает;

4)школьники не учатся методам решения задач, а просто пытаются их решать путем проб и ошибок, стремясь найти подходящую формулу.

Одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся является организация их деятельности по решению задач. Успех обучения решению задач зависит от применяемой методики обучения: учащиеся пользуются обобщенным методом решения или каждая задача решается своим методом.

Можно выделить три основных способа решения задач:

-традиционный;

-самостоятельный;

-алгоритмический.

Рассмотрим один из способов решения задач – алгоритмический. Обучение решению задач по алгоритмам формирует умение решать задачи вообще, постепенно переходя к решению нестандартных творческих задач.

В чем же польза алгоритма?

-требует конкретизации знаний, перенося знания на сходную или новую ситуацию, а это учит ребенка думать;

-для формирования творческого мышления надо начинать с простейших мыслительных действий и умений, которые затем, с автоматизмом навыка, будет выполнять учащийся;

-облегчает процесс овладения умениями решать задачи и позволяет научить всех учащихся, а не избранных;

-создает у учащихся уверенность в своих силах и способностях.

- в алгоритме указывается общее направление поиска решения задачи, тем самым предоставляет большие возможности для самостоятельной мыслительной работы и задает метод решения в общем виде;

-алгоритм выполняет функцию модели учебной деятельности.

В процессе обучения решению задач необходимо отличать общий план решения задач от алгоритмов.

Общий план решения задач сводится к следующему:

а) краткая запись условия;

б) графический материал, необходимый для решения задачи;

в) уравнения (формулы), описывающие физические явления с необходимыми комментариями;

г) алгебраические преобразования, приводящие к ответу в буквенном (общем) виде;

д) проверка размерности ответа;

г) получение численного ответа в системе СИ.

Учащиеся должны быть приучены решать задачи по этому плану и твердо знать последовательность действий. Однако этот план не является алгоритмом. Алгоритм рассчитан на узкий класс задач, план же решения используется при решении любой физической задачи. Знание алгоритма в большей мере предопределяет успех решения, нежели знание плана. Алгоритмический способ решения задач во многом зависит от того, как вводится алгоритм.

Алгоритм не должен механически навязываться учащимся. На основании решения двух-трех задач под руководством учителя они сами должны обнаружить общность логики рассуждений при решении этих задач и самостоятельно сконструировать алгоритм. После этого решаются несколько задач на доске для того, чтобы учащиеся научились сознательно выполнять каждую операцию. В дальнейшем самостоятельное решение задачи с последующей устной или письменной проверкой решения. На первых шагах этой работы надо требовать от учащихся неукоснительного выполнения пунктов и использования в заданной последовательности алгоритма. В результате этого учащиеся через некоторое время убеждаются в пользе алгоритма и обретают уверенность в своих возможностях решать задачи.

По мере того как по введенному алгоритму решается ряд задач, возникает необходимость в дополнениях и пояснениях, которые следует, как и сами алгоритмы, записывать в тетрадь. Подбор задач по теме с целью упражнений в применении алгоритмов должен быть таким, чтобы каждая задача учила чему-то новому.

Для примера рассмотрим алгоритмы решения задач по кинематике. Для овладения методом решения кинематических задач учащиеся должны усвоить следующие понятия: что такое система отсчета, скорость, ускорение; уравнения, определяющие зависимость координат и скорости от времени при равномерном и равноускоренном движениях.

В процессе решения задач необходимо выявить общность в последовательности действий и сформулировать следующий алгоритм решения задач по кинематике:

-выбрать систему отсчета (выбор тела отсчета, начала системы координат, положительного направления осей, момента времени, принимаемого за начальный);

- определить вид движения вдоль каждой из осей и написать кинематические уравнения движения вдоль каждой оси – уравнения для координаты и для скорости;

-определить начальные условия (координаты и проекции скорости в начальный момент времени), а также проекции ускорения на оси и подставить эти величины в уравнения движения;

-определить дополнительные условия, т.е. координаты или скорости для каких-либо моментов времени, и написать кинематические уравнения движения для выбранных моментов времени;

-решить полученную систему уравнений относительно искомых величин в общем виде;

- проверить ответ размерностью;

-подставить в решение общего вида заданные значения величин в системе СИ и произвести вычисления.

Алгоритм по мере его применения к решению задач разного типа постепенно осознается учащимися, у них вырабатывается умение пользоваться им, уверенность в возможности решать на его основе разные задачи. В результате решения ряда задач по теме «Основы кинематики» с использованием алгоритма возникает возможность дополнить его следующим:

-систему отсчета не обязательно связывать с неподвижным телом. В ряде случаев задача решается проще, если СО связана с движущимся телом;

-СО надо выбирать так, чтобы наиболее простым образом можно было определить начальные условия;

-если число уравнений будет недостаточным для нахождения искомой величины, то надо выявить дополнительные связи и соотношения.

Литература

1. Лебедева И.Ю. и др. Физика:ЕГЭ: Учебно-справочные материалы – М.;СПб.: Просвещение,2012.

2. Коган Л.М. Учись решать задачи. – М.: «Высшая школа»,1993.

3. Усова А.В. и др. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. – М.: Просвещение,1988.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование умения решать задачи по физике через алгоритмический подход к решению

Автор: Герасимова Марина Алексеевна

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 127410

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Информационная сессия  "Развитие познавательных интересов учащихся через интеграцию учебных предметов" из опыта работы учителя информатики Крапивницкой О.В. "
    ["seo_title"] => string(183) "informatsionnaia-siessiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-uchashchikhsia-chieriez-intieghratsiiu-uchiebnykh-priedmietov-iz-opyta-raboty-uchitielia-informatiki-krapivnitskoi-o-v"
    ["file_id"] => string(6) "166423"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422959898"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1850 руб.
2640 руб.
1940 руб.
2770 руб.
1480 руб.
2110 руб.
1620 руб.
2320 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства