Формирование умения решать задачи по физике через алгоритмический подход к решению
Формирование умения решать задачи по физике через алгоритмический подход к решению
В связи с введением ЕГЭ по физике повышаются требования к умению учащихся самостоятельно решать задачи. Умение решать задачи приобретается длительными и систематическими упражнениями. Решение физических задач – одно из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся. Физической задачей в школьной практике можно назвать проблему, которая в общем случае решается с помощью логических умозаключений, математических действий и эксперимента на основе законов и методов физики. Основным недостатком в сдаче экзамена является неумение решать задачи, даже при правильной формулировке физических законов. Еще в середине ХХ столетия Антуан де Сент-Экзюпери писал: «…Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать». Опыт показывает, что многие учащиеся и выпускники школ испытывают большие трудности в решении даже стандартных типовых задач. Отсутствие у школьников умений решать задачи создает у них отрицательное отношение к физике, разрушает интерес, подрывает веру в собственные силы.
К причинам неумения решать задачи по физике можно отнести:
1)перегрузка школьного курса физики учебным материалом, не позволяющая выделить время на тренировку и упражнения;
2)бессистемность в подборе задач;
3)учащиеся один за другим решают задачи у доски, а остальные молча списывает;
4)школьники не учатся методам решения задач, а просто пытаются их решать путем проб и ошибок, стремясь найти подходящую формулу.
Одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся является организация их деятельности по решению задач. Успех обучения решению задач зависит от применяемой методики обучения: учащиеся пользуются обобщенным методом решения или каждая задача решается своим методом.
Можно выделить три основных способа решения задач:
-традиционный;
-самостоятельный;
-алгоритмический.
Рассмотрим один из способов решения задач – алгоритмический. Обучение решению задач по алгоритмам формирует умение решать задачи вообще, постепенно переходя к решению нестандартных творческих задач.
В чем же польза алгоритма?
-требует конкретизации знаний, перенося знания на сходную или новую ситуацию, а это учит ребенка думать;
-для формирования творческого мышления надо начинать с простейших мыслительных действий и умений, которые затем, с автоматизмом навыка, будет выполнять учащийся;
-облегчает процесс овладения умениями решать задачи и позволяет научить всех учащихся, а не избранных;
-создает у учащихся уверенность в своих силах и способностях.
- в алгоритме указывается общее направление поиска решения задачи, тем самым предоставляет большие возможности для самостоятельной мыслительной работы и задает метод решения в общем виде;
-алгоритм выполняет функцию модели учебной деятельности.
В процессе обучения решению задач необходимо отличать общий план решения задач от алгоритмов.
Общий план решения задач сводится к следующему:
а) краткая запись условия;
б) графический материал, необходимый для решения задачи;
в) уравнения (формулы), описывающие физические явления с необходимыми комментариями;
г) алгебраические преобразования, приводящие к ответу в буквенном (общем) виде;
д) проверка размерности ответа;
г) получение численного ответа в системе СИ.
Учащиеся должны быть приучены решать задачи по этому плану и твердо знать последовательность действий. Однако этот план не является алгоритмом. Алгоритм рассчитан на узкий класс задач, план же решения используется при решении любой физической задачи. Знание алгоритма в большей мере предопределяет успех решения, нежели знание плана. Алгоритмический способ решения задач во многом зависит от того, как вводится алгоритм.
Алгоритм не должен механически навязываться учащимся. На основании решения двух-трех задач под руководством учителя они сами должны обнаружить общность логики рассуждений при решении этих задач и самостоятельно сконструировать алгоритм. После этого решаются несколько задач на доске для того, чтобы учащиеся научились сознательно выполнять каждую операцию. В дальнейшем самостоятельное решение задачи с последующей устной или письменной проверкой решения. На первых шагах этой работы надо требовать от учащихся неукоснительного выполнения пунктов и использования в заданной последовательности алгоритма. В результате этого учащиеся через некоторое время убеждаются в пользе алгоритма и обретают уверенность в своих возможностях решать задачи.
По мере того как по введенному алгоритму решается ряд задач, возникает необходимость в дополнениях и пояснениях, которые следует, как и сами алгоритмы, записывать в тетрадь. Подбор задач по теме с целью упражнений в применении алгоритмов должен быть таким, чтобы каждая задача учила чему-то новому.
Для примера рассмотрим алгоритмы решения задач по кинематике. Для овладения методом решения кинематических задач учащиеся должны усвоить следующие понятия: что такое система отсчета, скорость, ускорение; уравнения, определяющие зависимость координат и скорости от времени при равномерном и равноускоренном движениях.
В процессе решения задач необходимо выявить общность в последовательности действий и сформулировать следующий алгоритм решения задач по кинематике:
-выбрать систему отсчета (выбор тела отсчета, начала системы координат, положительного направления осей, момента времени, принимаемого за начальный);
- определить вид движения вдоль каждой из осей и написать кинематические уравнения движения вдоль каждой оси – уравнения для координаты и для скорости;
-определить начальные условия (координаты и проекции скорости в начальный момент времени), а также проекции ускорения на оси и подставить эти величины в уравнения движения;
-определить дополнительные условия, т.е. координаты или скорости для каких-либо моментов времени, и написать кинематические уравнения движения для выбранных моментов времени;
-решить полученную систему уравнений относительно искомых величин в общем виде;
- проверить ответ размерностью;
-подставить в решение общего вида заданные значения величин в системе СИ и произвести вычисления.
Алгоритм по мере его применения к решению задач разного типа постепенно осознается учащимися, у них вырабатывается умение пользоваться им, уверенность в возможности решать на его основе разные задачи. В результате решения ряда задач по теме «Основы кинематики» с использованием алгоритма возникает возможность дополнить его следующим:
-систему отсчета не обязательно связывать с неподвижным телом. В ряде случаев задача решается проще, если СО связана с движущимся телом;
-СО надо выбирать так, чтобы наиболее простым образом можно было определить начальные условия;
-если число уравнений будет недостаточным для нахождения искомой величины, то надо выявить дополнительные связи и соотношения.
Литература
1. Лебедева И.Ю. и др. Физика:ЕГЭ: Учебно-справочные материалы – М.;СПб.: Просвещение,2012.
2. Коган Л.М. Учись решать задачи. – М.: «Высшая школа»,1993.
3. Усова А.В. и др. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. – М.: Просвещение,1988.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование умения решать задачи по физике через алгоритмический подход к решению »
Формирование умения решать задачи по физике через алгоритмический подход к решению
Герасимова М.А.
учитель физики
ГБОУ СОШ с.Орловка
В связи с введением ЕГЭ по физике повышаются требования к умению учащихся самостоятельно решать задачи. Умение решать задачи приобретается длительными и систематическими упражнениями. Решение физических задач – одно из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся. Физической задачей в школьной практике можно назвать проблему, которая в общем случае решается с помощью логических умозаключений, математических действий и эксперимента на основе законов и методов физики. Основным недостатком в сдаче экзамена является неумение решать задачи, даже при правильной формулировке физических законов. Еще в середине ХХ столетия Антуан де Сент-Экзюпери писал: «…Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать». Опыт показывает, что многие учащиеся и выпускники школ испытывают большие трудности в решении даже стандартных типовых задач. Отсутствие у школьников умений решать задачи создает у них отрицательное отношение к физике, разрушает интерес, подрывает веру в собственные силы.
К причинам неумения решать задачи по физике можно отнести:
1)перегрузка школьного курса физики учебным материалом, не позволяющая выделить время на тренировку и упражнения;
2)бессистемность в подборе задач;
3)учащиеся один за другим решают задачи у доски, а остальные молча списывает;
4)школьники не учатся методам решения задач, а просто пытаются их решать путем проб и ошибок, стремясь найти подходящую формулу.
Одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся является организация их деятельности по решению задач. Успех обучения решению задач зависит от применяемой методики обучения: учащиеся пользуются обобщенным методом решения или каждая задача решается своим методом.
Можно выделить три основных способа решения задач:
-традиционный;
-самостоятельный;
-алгоритмический.
Рассмотрим один из способов решения задач – алгоритмический. Обучение решению задач по алгоритмам формирует умение решать задачи вообще, постепенно переходя к решению нестандартных творческих задач.
В чем же польза алгоритма?
-требует конкретизации знаний, перенося знания на сходную или новую ситуацию, а это учит ребенка думать;
-для формирования творческого мышления надо начинать с простейших мыслительных действий и умений, которые затем, с автоматизмом навыка, будет выполнять учащийся;
-облегчает процесс овладения умениями решать задачи и позволяет научить всех учащихся, а не избранных;
-создает у учащихся уверенность в своих силах и способностях.
- в алгоритме указывается общее направление поиска решения задачи, тем самым предоставляет большие возможности для самостоятельной мыслительной работы и задает метод решения в общем виде;
-алгоритм выполняет функцию модели учебной деятельности.
В процессе обучения решению задач необходимо отличать общий план решения задач от алгоритмов.
Общий план решения задач сводится к следующему:
а) краткая запись условия;
б) графический материал, необходимый для решения задачи;
в) уравнения (формулы), описывающие физические явления с необходимыми комментариями;
г) алгебраические преобразования, приводящие к ответу в буквенном (общем) виде;
д) проверка размерности ответа;
г) получение численного ответа в системе СИ.
Учащиеся должны быть приучены решать задачи по этому плану и твердо знать последовательность действий. Однако этот план не является алгоритмом. Алгоритм рассчитан на узкий класс задач, план же решения используется при решении любой физической задачи. Знание алгоритма в большей мере предопределяет успех решения, нежели знание плана. Алгоритмический способ решения задач во многом зависит от того, как вводится алгоритм.
Алгоритм не должен механически навязываться учащимся. На основании решения двух-трех задач под руководством учителя они сами должны обнаружить общность логики рассуждений при решении этих задач и самостоятельно сконструировать алгоритм. После этого решаются несколько задач на доске для того, чтобы учащиеся научились сознательно выполнять каждую операцию. В дальнейшем самостоятельное решение задачи с последующей устной или письменной проверкой решения. На первых шагах этой работы надо требовать от учащихся неукоснительного выполнения пунктов и использования в заданной последовательности алгоритма. В результате этого учащиеся через некоторое время убеждаются в пользе алгоритма и обретают уверенность в своих возможностях решать задачи.
По мере того как по введенному алгоритму решается ряд задач, возникает необходимость в дополнениях и пояснениях, которые следует, как и сами алгоритмы, записывать в тетрадь. Подбор задач по теме с целью упражнений в применении алгоритмов должен быть таким, чтобы каждая задача учила чему-то новому.
Для примера рассмотрим алгоритмы решения задач по кинематике. Для овладения методом решения кинематических задач учащиеся должны усвоить следующие понятия: что такое система отсчета, скорость, ускорение; уравнения, определяющие зависимость координат и скорости от времени при равномерном и равноускоренном движениях.
В процессе решения задач необходимо выявить общность в последовательности действий и сформулировать следующий алгоритм решения задач по кинематике:
-выбрать систему отсчета (выбор тела отсчета, начала системы координат, положительного направления осей, момента времени, принимаемого за начальный);
- определить вид движения вдоль каждой из осей и написать кинематические уравнения движения вдоль каждой оси – уравнения для координаты и для скорости;
-определить начальные условия (координаты и проекции скорости в начальный момент времени), а также проекции ускорения на оси и подставить эти величины в уравнения движения;
-определить дополнительные условия, т.е. координаты или скорости для каких-либо моментов времени, и написать кинематические уравнения движения для выбранных моментов времени;
-решить полученную систему уравнений относительно искомых величин в общем виде;
- проверить ответ размерностью;
-подставить в решение общего вида заданные значения величин в системе СИ и произвести вычисления.
Алгоритм по мере его применения к решению задач разного типа постепенно осознается учащимися, у них вырабатывается умение пользоваться им, уверенность в возможности решать на его основе разные задачи. В результате решения ряда задач по теме «Основы кинематики» с использованием алгоритма возникает возможность дополнить его следующим:
-систему отсчета не обязательно связывать с неподвижным телом. В ряде случаев задача решается проще, если СО связана с движущимся телом;
-СО надо выбирать так, чтобы наиболее простым образом можно было определить начальные условия;
-если число уравнений будет недостаточным для нахождения искомой величины, то надо выявить дополнительные связи и соотношения.
Литература
1. Лебедева И.Ю. и др. Физика:ЕГЭ: Учебно-справочные материалы – М.;СПб.: Просвещение,2012.
2. Коган Л.М. Учись решать задачи. – М.: «Высшая школа»,1993.
3. Усова А.В. и др. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. – М.: Просвещение,1988.