− У каждого человека есть желания. Одни большие, другие маленькие. Очень
хочется, чтобы они исполнялись. У меня есть огромное желание научить вас делать открытия, самим добывать знания и уметь применять их не только на уроках, но и в жизни. А у вас есть желание хорошо учиться, все понимать, слушать учителя? На каждом уроке эти желания исполняются, но мы этого просто иногда не замечаем. И вот сегодня, на уроке мы посмотрим, как исполняются наши математические желания. Итак, какие же желания на уроке математики у вас сегодня есть? (ответы детей).
− Замечательно!
Актуализация знаний.
− Ребята, вы знаете, чтобы сделать даже самое маленькое открытие, необходимо быть к нему готовым. Я приготовила задание, которое поможет подготовиться вам к новым открытиям. (слайд 1 - 2) – на черновике
− Используя цифры 4, 0, 8, составьте все трёхзначные числа. Цифры в числе
не должны повторяться. (408,804,480,840) – слайд 3
Дан ряд чисел: 124,129,121,137,125.- слайд 4
− Назовите наименьшее число.
− Назовите число, в котором 1 сотня, 2 десятка, 9 единиц.
− Какое число, по вашему мнению, «лишнее»?(137).
− Расскажите, что вы знаете о числе 137, составьте его графическую модель.
− Увеличьте 137 на 30.
− Уменьшите 137 на 100.
− На сколько 137 меньше 138?
− Расположите числа в порядке возрастания.
Постановка цели урока.слайд 5
Работа в тетради.
800 – 300 600 + 100
243 – 114 316 - 152
− Какие выражения вы можете решить очень быстро? Почему? Решите.
− Какое выражение отличается от других?
− Можете ли вы решить его также быстро?
− А хотите научиться?
− Так какую цель мы сегодня поставим? (Научиться вычитать 3-хзначные
числа).
− Итак, цель урока: вычитание 3-хзначных чисел.
Открытие нового знания и первичное закрепление.
Работа с графическими моделями:
− Какой пример я графически изобразила? (134+242). Давайте его решим.
(Складываю сотни с сотнями, десятки с десятками, единицы с единицами,
получаю 3 сотни, 7 десятков и 6 единиц или 376)
− Какое правило важно соблюдать при сложении чисел?
(Единицы складываю с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями).
243 - 114- Давайте попробуем решить пример на вычитание:
− А какое главное правило мы должны помнить, когда используем способ
решения примеров «в столбик»? (ед. записываем под ед., дес. под дес., сот. под сот.)
Теперь составим алгоритм:
1. Пишу пример: 243 – 114 (пишем в столбик)
2. Вычитаю единицы: из 3 нельзя вычесть 4, занимаю единицы у десятков.
3. Вычитаю десятки:
4 Вычитаю сотни:
5 Читаю ответ:
По алгоритму: 316 – 152 (в столбик), стр. 60 №2 – 2 примера.
При выполнении №4 какой алгоритм решения должны вспомнить, ребята?
(???)
Физкультминутка:
Если назову однозначное число – приседаем 1 раз, двузначное число – приседаем 2 раза, трёхзначное число – 3 раза.
Раз – два – три – закрываем глаза,
Четыре – пять – шесть – открываем, не моргаем,
Кто моргнёт, тот уйдёт.
В НАЧАЛЕ НАШЕГО УРОКА ВЫ РЕШИЛИ ПРИМЕРЫ И ВЫВЕЛИ СЛОВА, КАКИЕ СЛОВА?
Как сказать одним словом что это? (транспорт)
Я предлагаю сегодня на уроке совершить путешествие в Антарктиду. Где она находится? (Глобус) Какой вид транспорта выбрать? Почему?
- Если мы путешествуем на уроке математики, то какое это будет путешествие?
- Что значит “математическое” путешествие?
- Во время путешествия мы будем решать примеры, задачи, уравнения, и одновременно отрабатывать навыки письменного сложения и вычитания трехзначных чисел.
- Совершить это путешествие я предлагаю вместе с мальчиком Колей и помочь ему увидеть пингвинов (слайд 6)
- Наше путешествие начинается. Будьте внимательны и постарайтесь запомнить, над какими странами мы совершим наш полет.
- (слайд 7)Молдавия славится своими виноградниками. На них выращивают несколько сортов винограда. 124 + 112 = Вы узнаете сколько сортов винограда выращивают в Молдавии. 236 – построить графическую модель числа.
- (слайд 8) Венгрия – государство в Центральной Европе. Там очень тепло. Температура в январе – 1 градус , а в июле - +21 градус. В год выпадает 548 мм осадков. 548 – запишите, сколько в этом числе сотен, десятков и единиц;
- (слайд 9) Италия – древнее государство, в котором сохранились старинные памятники архитектуры и искусства. Например, собор Святого Марка в Милане, построенный в 827г. 827 – замените суммой.
- (слайд 10) Наш самолет приближается к Африке.
Африка. Здесь круглый год тепло. Деревья круглый год покрыты листвой. Их высота – 40-80м. Встречаются красиво цветущие орхидеи. (слайд 11)
Решите пример, и вы узнаете: сколько видов орхидей растет в Африке
(862-430) - столбиком
- (слайд 12) В Африке есть саванны – бескрайние степи. Среди саванны встречаются отдельные деревья – баобабы, поросшие высотой, до 4м.
Решите пример, и вы узнаете: сколько видов баобабов растет в Африке
930
642
- (слайд 13) Посмотрите, с кем повстречался Коля в Африке.
- Льва называют царём зверей за его гордую осанку, царственные манеры и за властный громоподобный рык. Живут львы сообществом. Главой становится старый и мудрый лев.
- Решите уравнение, и вы узнаете массу взрослого льва.
34+Х=362
(слайд 14) На одном дереве сидят 15 мартышек, а на другом – на 3 мартышке больше. Сколько мартышек было всего на этих деревьях? (15+3=18 15+18=33)
(слайд 15)
Синий кит весит 128 тонн, а серый кит – на 92 тонны легче синего кита.
Сколько весит серый кит?
Сколько весит синий кит?
Сколько километров проплыл кит?
Сколько будут весить оба кита вместе?
Слайд №16
Наконец – то мы прилетели в Антарктиду. И Коля сразу увидел живых пингвинов.
Итог урока.
Наш урок подходит к концу. Какую цель мы сегодня перед собой поставили?
− Научились мы вычитать трёхзначные числа
− О каком алгоритме мы сегодня говорили? (правило на стр. 50)
− Скажите, а если при сложении будет не 2 слагаемых, а 3 или 4, вы сможете найти сумму?
− А сможете складывать и вычитать 4-х,5-ти или даже 6-тизначные числа?
− Хотите попробовать?(карточки с задачей).
− В начале урока вы говорили мне о своих желаниях. Исполнились ли они сегодня?
− Когда у человека исполняются желания, когда он доволен своей работой, у него хорошее настроение. Покажите карточку, соответствующую вашему настроению.
У меня, ребята, тоже очень хорошее настроение. Вы сегодня хорошо работали, старались отвечать грамотным математическим языком, помогали друг другу и радовались не только своим открытиям , но и открытиям своих товарищей.
Домашнее задание:
Стр. 60 № 5
Анализ урока.
Представленный урок (урок изучения нового материала) является 1 уроком
раздела «Вычитание трехзначных чисел в столбик».
Цели урока:
Познакомить с приемами вычитания трехзначных чисел с переходом через разряд
Развивать творческое и логическое мышление через создание условий для
самореализации творческого потенциала учащихся.
Воспитывать интерес к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.
На уроке использовались ключевые компетенции:
− компетенция моделирования -работа с моделями чисел;
− поисковая – поиск рационального способа решения примеров;
− коммуникативная – навыки работы в группе, коллективе, умение слушать
учителя и учеников (не повторяться при ответе на вопрос);