kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики. Тема: "Вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд, когда в уменьшаемом есть нули"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики разработан в системно-деятельностной технологии. Включает девять этапов. Тип урока: ОНЗ. Тема: «Вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд, когда в уменьшаемом есть нули: 300 – 156». Цели: Образовательная: - сформировать умение вычитать трёхзначные числа с переходом через разряд, когда в записи уменьшаемого есть нули. Деятельностная: - построить способ вычитания трёхзначных чисел, когда в уменьшаемом есть нули. Воспитательная: -способствовать воспитанию учебного сотрудничества. Этапы урока: I этап «Мотивация к учебной деятельности» (1-2 мин.) II этап «Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии» (4-5 мин.) III этап «Выявление места и причины затруднения» (3-4 мин.) IV этап «Построение проекта выхода из затруднения» (4-6 мин.) V этап «Реализация построенного проекта» (5-8 мин.) VI этап «Первичное закрепление во внешней речи» (4-5 мин.) VII этап «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону» (3-5 мин.) VIII этап «Включение в систему знаний и повторение» (5-8 мин.) IX этап «Рефлексия учебной деятельности» (2-3 мин.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики. Тема: "Вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд, когда в уменьшаемом есть нули" »

Учитель начальных классов: Гарбузова Ирина Игоревна

Место работы: МБОУ «СОШ№2 имени А.И.Исаевой»

Эл. адреса: [email protected]

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд, когда в уменьшаемом есть нули: 300 – 156».

Цели:

Образовательная:

- сформировать умение вычитать трёхзначные числа с переходом через разряд, когда в записи уменьшаемого есть нули.

Деятельностная:

- построить способ вычитания трёхзначных чисел, когда в уменьшаемом есть нули.

Воспитательная:

-способствовать воспитанию учебного сотрудничества.


Этапы урока:

I этап «Мотивация к учебной деятельности» (1-2 мин.)

II этап «Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии» (4-5 мин.)

III этап «Выявление места и причины затруднения» (3-4 мин.)

IV этап «Построение проекта выхода из затруднения» (4-6 мин.)

V этап «Реализация построенного проекта» (5-8 мин.)

VI этап «Первичное закрепление во внешней речи» (4-5 мин.)

VII этап «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону» (3-5 мин.)

VIII этап «Включение в систему знаний и повторение» (5-8 мин.)

IX этап «Рефлексия учебной деятельности» (2-3 мин.)


Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

–Прочитайте выражение «Математика – гимнастика ума». Почему так говорят. Ребята, сегодня урок я предлагаю начать с «разминки».

А)Попытайтесь отвечать на вопросы быстро:

 Сколько единиц от 1 до 100? (100.)

 Назови самое большое трёхзначное число. (999.)

 2 десятка да 8 десятков. Сколько десятков получилось? (10 десятков.) А сотен? (1 сотня.)

 Назовите соседа числа 129 справа. (130.)

 Назовите число, которое на 1 меньше, чем дней в неделе. (6.)

 На столе лежало 3 огурца, 2 морковки и 7 апельсинов. Сколько всего овощей лежало на столе? (5 овощей.)

Б) Назовите четвёртое лишнее. (Уменьшаемое, вычитаемое, сумма, разность).

В) - Назовите числа.

- Что вы можете сказать обо всех числах? (У всех чисел 0 в разряде единиц.)

- Назовите числа в порядке возрастания. (100; 120; 140; 160; 180.)

- Что заметили? (Каждое следующее число увеличивается на 20.)

- Какое число будет следующим? (200.)

- Сделайте графическую модель числа 200.


Над какой большой темой вы работаете на уроках математики? (Сложение и вычитание трёхзначных чисел.)

– И сегодня вы продолжите работать над этой темой и узнаете новое о вычитании трёхзначных чисел. Как вы будете узнавать новое? (Сначала повторим необходимое, потом выполним задание для пробного действия. Если не получится, постараемся понять причину затруднения, поставим цель, выберем средства, …)

– Верно, так всё и будет. Начинаем… (С повторения необходимого.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Организация учебного процесса на этапе 2:

Повторение способов вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд.

Открыть на доске: 908 – 126

192 – 128.

– Молодцы! Посмотрите на следующее задание. Что записано на доске? (Выражения.)

– Что общего у обоих выражений? (Это разности.)

– Найдите значения выражений, используя запись в столбик.

1 учащийся у доски с объяснением, остальные – в тетрадях.


Открыть на доске эталоны:


– Какой из эталонов вы будете использовать? (Первый, так как в уменьшаемом не хватает единиц в разряде единиц.)

1 у доски с объяснением, остальные – в тетрадях.


– Молодцы! Мы закончили повторение необходимого.


Задание для пробного действия.

Раздать ¼ чистого листа с клетку.

Открыть на доске: 300 – 156.

– Посмотрите на доску. Я предлагаю вам попробовать из 300 вычесть 156, используя запись в столбик.

- Ведь вы умеете вычитать трёхзначные числа в столбик? (Умеем.)

– Что же в этом примере для вас ново? (Мы никогда ещё не вычитали трёхзначные числа, когда в уменьшаемом есть нули.)

– Попробуете? (Попробуем.)

– Пробуйте. Запишите решение примера на листе в клетку.

– Проверим. Поднимите руку, кто не получил ответ.

– В чём ваша трудность? (Мы не можем решить пример 300 – 156.)

– Кто решил пример, назовите ответ. (144; 254; 244; 154; …)

Учитель фиксирует на доске все варианты ответов детей.

– Что видите? (Получили разные ответы.)

– Поднимите руку, кто считает, что его ответ верный.

– Вы не подняли рук, значит, у вас тоже есть затруднение? Какое? (Мы не можем доказать, что правильно решили пример на вычитание трёхзначных чисел, когда в уменьшаемом есть нули.)

– Вы все встретились с трудностью. Что же вы будете делать? (Подумаем, почему эта трудность возникла.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

– Давайте думать. Какое задание вы выполняли? (Мы решали пример 300 – 156.)

– Что в этом задании было для вас новым? (Мы не решали примеры на вычитание трёхзначных чисел, когда в уменьшаемом есть нули.)

– Расскажите, как вы действовали, и в каком месте ваших рассуждений засомневались. (…)

– Почему же эти сомнения возникли? В чём причина затруднения? (Нет способа вычитания трёхзначных чисел, когда в уменьшаемом есть нули.)

– Молодцы! Вы поняли причину затруднения. Что дальше? (Надо поставить перед собой цель, выбрать средства и спланировать свою дальнейшую работу.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

– Какую цель вы поставите перед собой? (Научиться вычитать трёхзначные числа, когда в уменьшаемом есть нули, построить способ вычитания трёхзначных чисел, когда в уменьшаемом есть нули.)

– Как бы вы назвали урок? (Вычитание трёхзначных чисел, когда в уменьшаемом есть нули.)

Открыть название темы на доске.

– Какой инструмент поможет вам разобраться в решении таких примеров? (Графические модели.)

– Какие известные вам способы могут помочь? (Способы вычитания двузначных чисел из круглого и вычитания трёхзначных с переходом через разряд в столбик.)

– Средства вы выбрали. Осталось продумать план.

Учитель по ходу фиксирует план на доске.

(Сначала мы решим пример с помощью графических моделей, потом запишем и решим этот же пример в столбик и уточним эталон вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд.)

5. Реализация построенного проекта.

– Действуйте по плану. Что сделаете сначала? (Попытаемся решить пример с помощью графических моделей.)

Выложите графическую модель примера 300 – 156.

1 учащийся у доски, остальные – на партах:

– Как вычитают трёхзначные числа с помощью графических моделей? (Из сотен вычитают сотни, из десятков – десятки, из единиц – единицы.)

– Что здесь мешает так действовать? (В уменьшаемом нет единиц ни в разряде десятков, ни в разряде единиц.)

– Где их взять? (У сотни.)

– Молодец! Что нужно сделать с сотней? (Раздробить на 10 десятков.)

– А где взять единицы? (Надо из 10 десятков взять 1 десяток и раздробить его на 10 единиц.)

– Найдите соответствующую графическую модель в ваших конвертах.

Замените одну сотню этой моделью.

1 учащийся у доски, остальные – на партах:

– Как будете действовать дальше? (Вычитать по общему правилу: 2 с – 1 с = 1 с, кладу 1 большой треугольник; 9 д – 5 д = 4 д, кладу 4 маленьких треугольника; 10 е – 6 е = 4 е, кладу 4 точки. Ответ: 144.)

Стереть с доски или зачеркнуть все неверные ответы.

– Молодцы! Самое трудное позади. Что дальше по плану? (Записать и решить этот пример в столбик.)

– Запишите пример в столбик и объясните, как его решить, пользуясь графическими моделями.

1 у доски с объяснением, остальные – в тетради.

(Пишу… Вычитаю единицы. Из 0 не могу вычесть 6, поэтому занимаю 1 сотню, дроблю её на 10 десятков, из которых занимаю 1 десяток, поэтому десятков остаётся 9. 1 десяток дроблю на 10 единиц: 10 – 6 = 4, пишу под единицами. Вычитаю десятки: 9 – 5 = 4, пишу под десятками. Вычитаю сотни: 3 – 1 – 1 = 1, пишу под сотнями. Ответ: 144.)

Осталось выполнить последний пункт плана. Какой? (Надо уточнить эталон вычитания трёхзначных чисел.)

Открыть на доске:


Что надо изменить в уменьшаемом? (В разряды десятков и единиц надо вписать нули.)

Вписать в уменьшаемое нули:


– Восстановите, как вычитали в столбик, и закончите уточнение эталона в группах.

Раздать заготовки для уточнения эталона.

– Выберите представителя от группы, который представит результат вашей работы.

Представитель от группы озвучивает результат. После согласования групп, эталон должен иметь такой вид:



Учитель раздаёт соответствующий лист из пособия «Построй свою математику».

– Сравните результат вашей работы с предложенным вариантом эталона. Что скажете? (Мы пришли к правильному выводу.)

– А зачем вам предложен эталон с графическими моделями? (Чтобы мы могли восстановить ход рассуждений, …)

– Молодцы! Вы нашли способ решения самого сложного вида примеров на вычитание. Что дальше? (Надо потренироваться в применении этого способа при решении примеров.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) – Откройте в учебнике 1 на стр. 64.

– Прочитайте задание.

– Выполните решение 1 и 3 примеров.

По одному с места с объяснением.












(200 – 37. В уменьшаемом 0 единиц в разряде единиц и десятков, поэтому занимаю 1 сотню, дроблю её на 10 десятков. Один десяток занимаю, остаётся 9 десятков. 1 десяток дроблю на 10 единиц. Теперь можно выполнить вычитание: 1 с, 9 д – 3 д = 6 д, 10 е – 7 е = 3 е. Ответ 163.)

Затем учащиеся объясняют решение примера в столбик.

Далее аналогично.

2) – Продолжаем тренироваться. Посмотрите на 2 на стр. 64. Прочитайте задание.





– Решите 1 и 4 примеры без проверки.

По 1 у доски с объяснением, остальные – в учебнике.

– Какой вид работы поможет вам выяснить, насколько вам понятен способ вычитания трёхзначных чисел, когда в уменьшаемом есть нули? (Самостоятельная работа.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организация учебного процесса на этапе 7:

– Предлагаю вам самостоятельно решить 2 и 3 примеры (без проверки) из 2 на стр. 64. Готовы?

– Приступайте.

Проверьте.

Открыть на доске эталон:



– У кого есть ошибки? В чём их причина? (Не уменьшили количество десятков на 1, не уменьшили количество сотен на 1, допустили ошибки в счёте, …)

– Какой план работы вы себе наметите? (При выполнении домашней работы постараться ещё раз осмыслить новый способ, …)

– У кого всё получилось? Поставьте себе «+».

– Как вы считаете, где вам может пригодиться умение применять новый способ? (В решении уравнений, задач, при выполнении действий с именованными числами, …)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Организация учебного процесса на этапе 8:

1) Выполнение действий с именованными числами.

Вы убедитесь в необходимости нового знания при выполнении 7 (б) на стр. 65.









1 у доски с объяснением, остальные – в тетради.

2) Решение задач.

– У нас осталось время для работы с задачей. Посмотрите на 8 на стр. 65. Прочитайте задачу.











– Что на схеме обозначает первый (второй) отрезок? (Количество заколок в первой (второй) коробке.)

– Что обозначают части этих отрезков? (Количество красных и синих заколок.)

– Глядя на схему, скажите, что известно? (Известно, что в первой коробке 10 заколок, из них 6 красных. Ещё известно, что во второй коробке 12 красных и 8 синих заколок.)

– Прочитайте первый вопрос. (Сколько заколок во второй коробке?)

– Выполните анализ задачи для ответа на этот вопрос. (Чтобы ответить на этот вопрос, надо к количеству красных заколок во второй коробке прибавить количество синих заколок во второй коробке, так как ищем целое. Мы можем сразу ответить на этот вопрос задачи, так как известны обе величины: 12 + 8 = 20 заколок во второй коробке.)

– Прочитайте второй вопрос…

Далее аналогично.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Организация учебного процесса на этапе 9:

– Молодцы! Вы много успели за урок. Пора подвести итог. Какую цель вы перед собой ставили? (Построить способ вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд, когда в уменьшаемом есть нули.)

– Достигли цели? Докажите.

– Расскажите, в чём суть нового способа? (Мы занимаем 1 сотню, дробим её на 10 десятков, а из 10 десятков занимаем 1 десяток. Десятков остаётся 9. 1 десяток дробим на 10 единиц.)

– Расскажите о своей работе ученика на уроке: что получилось, а над чем надо продолжать работать?

– Что пожелаете себе и друг другу, если затруднения остались?





6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гарбузова Ирина Игоревна

Дата: 21.12.2014

Номер свидетельства: 146506


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства