Просмотр содержимого документа
«Вычитание из круглых трехзначных чисел»
Урок математики во 2 классе.
УМК «Планета знаний»
Тема урока: «Вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд: 302 – 124; 200 – 37».
Тип урока. Урок открытия нового знания с использованием технологии проблемного диалога.
Цели урока: формирование умений выполнять вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд, когда в записи уменьшаемого есть нули.
Планируемые результаты
Универсальные учебные действия:
Предметные:
Построить способ вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд, когда в уменьшаемом есть нули.
личностные:
проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
понимает причины успеха в учебной деятельности
Метапредметные:
Регулятивные:
умение планировать действия в соответствии с учебной целью
умение использовать критерии, предложенные взрослыми, для оценивания учебных действий
умение самостоятельно осуществлять контроль учебных действий
Коммуникативные:
умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации
слушает и понимает речь других;
договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Познавательные:
умение осуществлять логическое действие «анализ», «сравнение»,«аналогия»;
Задачи урока: 1.Формировать умение формулировать и удерживать учебную задачу урока; на основе графических моделей составлять алгоритм вычитания трёхзначных чисел с переходом через десяток, пользоваться алгоритмом, уточняющим порядок действий, необходимых для безошибочных вычислений.
2.Развивать логические УУД ( сравнивать числа, анализировать варианты эталонов,
Применять аналогию….
3.Воспитывать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности;
культуру общения при деятельности в паре и культуру оформления работы
Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Базовые национальные ценности: познание; истина; научная картина мира; свобода личная; доверие к людям; справедливость; творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость; трудолюбие.
Ход урока:
Организационный момент.
Высказывание.
Эпиграфом к уроку я выбрала слова известного французского писателя .
«Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти." (Оноре де Бальзак)
И вы, как всегда, отправляетесь в добрый путь за новыми знаниями.
-Поднимите руку, кто знает, как человек может чему-то по-настоящему научиться?
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Показать прозрачную игрушку.
– Посмотрите на игрушку. Что в ней необычного? (Все детали видны, можно увидеть, как работает…)
– А что будет, если убрать одно колёсико? (Игрушка сломается, не сможет работать, двигаться.)
– Вот так же и знания человека состоят из маленьких «деталей-колёсиков». И только когда эти «детали» собраны вместе и не упущена ни одна, они начинают «действовать», их можно применить в жизни. Каждый урок и каждое новое знание, которое вы на нём получаете, являются такими «деталями», частями ваших знаний.
– И сегодня я предлагаю добавить к вашим знаниям ещё одну «деталь». Чтобы присоединить её к тем знаниям, которые у вас уже есть.
-Над какой большой темой вы работаете на уроках математики? ( Сложение и вычитание трёхзначных чисел.)
-Каким образом вы можете что-то узнать? ( Сначала повторим необходимое, потом выполним задание для пробного действия. Если не получится, постараемся понять причину затруднения, поставим цель, выберем средства, ….) УУД планирование Р
– Верно, так всё и будет. Начинаем … (С повторения необходимого.)
III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
1) Тренинг мыслительных операций посредством работы с трёхзначными числами.
-Дан ряд чисел: 200, 218, 236, 254, 372 УУД сравнение
-Какое число этого ряда «лишнее»? Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? ( сравнить). Что значит сравнить? ( найти общее и различие)
- Что общего у всех чисел? ( Они натуральные, в записи каждого числа есть цифра 2)
Найдите лишнее число. Докажите. ( 200- круглое, а остальные нет; 372- содержит 3 сотни, а остальные -2)
-Какое число надо поставить вместо 372, чтобы получилась закономерность? ( числа увеличиваются на 18, поэтому за числом 254 идёт 272.)
Учитель заменяет число 372 на 272.
- Какое число следующее в ряду? ( 290= 272+18)
- На сколько 290 больше 200? (на 90 На сколько 200 меньше 290? ( Тоже на 90)
-Расскажите , что вы знаете о числе 200. ( 200- трёхзначное число, содержит 2 сотни, предыдущее число 199, последующее 201, сумма цифр -2)
– Выразите число 200 в различных счётных единицах.
По 1 учащемуся у доски, остальные – в тетрадях.
(200 = 2 с = 20 д.)
– Выразите 200 см в различных единицах измерения. (200 см = 2 м = 20 дм.)
2) Повторение способов вычитания двузначных чисел из круглого и вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд.
Открыть на доске: 90 – 26
192 – 128. УУД сравнение
– Молодцы! Посмотрите на следующее задание. Что записано на доске? (Выражения.)
– Что общего у обоих выражений? (Это разности.)
– Найдите значение первого выражения, используя запись в столбик.
1 учащийся у доски с объяснением, остальные – в тетрадях.
(Пишу единицы под единицами, десятки под десятками. Вычитаю единицы. Из 0 не могу вычесть 6, поэтому занимаю 1 десяток и дроблю его на 10 единиц: 10 – 6 = 4, пишу под единицами. Вычитаю десятки: 9 – 1 – 2 = 6, пишу под десятками. Ответ: 64.)
– Какой способ вы повторили, решая этот пример? (Способ вычитания двузначного числа из круглого.)
Открыть на доске эталон:
– А для нахождения значения второго выражения, какой эталон вам понадобится? (Эталон вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд.)
Открыть на доске эталоны:
– Какой из эталонов вы будете использовать? (Первый, так как в уменьшаемом не хватает единиц в разряде единиц.)
– Найдите значение второго выражения, используя запись в столбик.
1 у доски с объяснением, остальные – в тетрадях.
(Пишу единицы под единицами, … Вычитаю единицы. Из 2 не могу вычесть 8, поэтому занимаю 1 десяток и дроблю его на 10 единиц: 12 – 8 = 4, пишу под единицами. Вычитаю десятки: 9 – 1 – 2 = 6, пишу под десятками. Вычитаю сотни: 1 – 1 = 0. Ответ: 64.)
– В обоих примерах получились одинаковые ответы. Это случайность или есть закономерность? (Есть закономерность: уменьшаемое и вычитаемое во втором примере увеличены на одно и то же число – 102, поэтому результат не изменился.) УУД сравнение
– Молодцы! Мы закончили повторение необходимого. Какие способы были выбраны мной для повторения? (Способы вычитания двузначного числа из круглого и вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд.)
– Как вы думаете, почему именно эти способы я выбрала? (Скорее всего, они помогут нам в построении какого-то нового способа вычитания.) УУД аналогия
– Верно. И что должно быть дальше? (Нам надо будет выполнить задание для пробного действия.)
– Зачем? (Чтобы понять, чего мы не знаем.)
3) Задание для пробного действия.
Открыть на доске: 300 – 156.
– Посмотрите на доску. Я предлагаю вам попробовать из 300 вычесть 156, используя запись в столбик. Ведь вы умеете вычитать трёхзначные числа в столбик? (Умеем.)
– Что же в этом примере для вас ново? (Мы никогда ещё не вычитали трёхзначные числа, когда в уменьшаемом есть нули.) УУД анализ
– Попробуете? (Попробуем.)
– Пробуйте. Запишите решение примера на листе в клетку. За 30 сек.
– Проверим. Поднимите руку, кто не получил ответ.
– В чём ваша трудность? (Мы не можем решить пример 300 – 156.)
– Кто решил пример, назовите ответ. (144; 254; 244; 154; …)
Учитель фиксирует на доске все варианты ответов детей.
– Что видите? (Получили разные ответы.)
- Почему? (встретились с трудностью)
– Вы все встретились с трудностью. Что же вы будете делать? (Подумаем, почему эта трудность возникла.)
IV. Выявление места и причины затруднения.
– Давайте думать. Какое задание вы выполняли? (Мы решали пример 300 – 156.) УУД анализ
– Что в этом задании было для вас новым? (Мы не решали примеры на вычитание трёхзначных чисел, когда в уменьшаемом есть нули.)
–В чём причина затруднения? (Нет способа вычитания трёхзначных чисел, когда в уменьшаемом есть нули.)
– Молодцы! Вы поняли причину затруднения. Что дальше? (Надо поставить перед собой цель, выбрать средства и спланировать свою дальнейшую работу.)
V. Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели и задач урока
– Какую цель вы поставите перед собой? (Построить способ вычитания трёхзначных чисел, когда в уменьшаемом есть нули.)
– Как бы вы назвали урок? (Вычитание трёхзначных чисел, когда в уменьшаемом есть нули.)
Открыть название темы на доске.
– Какой инструмент поможет вам разобраться в решении таких примеров? (Графические модели.)
– Какие известные вам способы могут помочь? (Способы вычитания двузначных чисел из круглого и вычитания трёхзначных с переходом через разряд в столбик.)
– Средства вы выбрали. Осталось продумать план. УУД планирование
Учитель по ходу фиксирует план на доске.
(Сначала мы решим пример с помощью графических моделей, потом запишем и решим этот же пример в столбик и уточним эталон вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд.)
VI. Реализация построенного проекта.
– Действуйте по плану. Что сделаете сначала? (Попытаемся решить пример с помощью графических моделей.)
– Напишите графическую модель примера 300 – 156.
1 учащийся у доски ( кинестетик, аудиал), остальные – на партах:
– Как вычитают трёхзначные числа с помощью графических моделей? (Из сотен вычитают сотни, из десятков – десятки, из единиц – единицы.) УУД речевое высказывание, анализ, аналогия.
– Что здесь мешает так действовать? (В уменьшаемом нет единиц ни в разряде десятков, ни в разряде единиц.)
– Где их взять? (У сотни.)
– Молодец! Что нужно сделать с сотней? (Раздробить на 10 десятков.)
– А где взять единицы? (Надо из 10 десятков взять 1 десяток и раздробить его на 10 единиц.)
– Замените одну сотню этой моделью. Макеты вырезать.
1 учащийся у доски, остальные – на партах:
– Как будете действовать дальше? (Вычитать по общему правилу: 2 с – 1 с = 1 с, кладу 1 большой треугольник; 9 д – 5 д = 4 д, кладу 4 маленьких треугольника; 10 е – 6 е = 4 е, кладу 4 точки. Ответ: 144.)
Стереть с доски или зачеркнуть все неверные ответы.
– Молодцы! Самое трудное позади. Что дальше по плану? (Записать и решить этот пример в столбик.)
– Запишите пример в столбик и объясните, как его решить, пользуясь графическими моделями.
1 у доски с объяснением, остальные – в тетради. (Аудиал)
(Пишу… Вычитаю единицы. Из 0 не могу вычесть 6, поэтому занимаю 1 сотню, дроблю её на 10 десятков, из которых занимаю 1 десяток, поэтому десятков остаётся 9. 1 десяток дроблю на 10 единиц: 10 – 6 = 4, пишу под единицами. Вычитаю десятки: 9 – 5 = 4, пишу под десятками. Вычитаю сотни: 3 – 1 – 1 = 1, пишу под сотнями. Ответ: 144.)
– Осталось выполнить последний пункт плана. Какой? (Надо уточнить эталон вычитания трёхзначных чисел.)
Открыть на доске:
Работа в парах.
– Что надо изменить в уменьшаемом? (В разряды десятков и единиц надо вписать нули.)
Вписать в уменьшаемое нули:
– Восстановите, как вычитали в столбик, и закончите уточнение эталона в парах.
Раздать заготовки для уточнения эталона.
– Выберите представителя от группы, который представит результат вашей работы.
Представитель от группы озвучивает результат. После согласования групп, эталон должен иметь такой вид:
– Сравните результат вашей работы с предложенным вариантом эталона. Что скажете? (Мы пришли к правильному выводу.)
– Молодцы! Вы нашли способ решения самого сложного вида примеров на вычитание. Что дальше? (Надо потренироваться в применении этого способа при решении примеров.)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1) – Откройте в учебнике № 1 на стр. 64.
– Прочитайте задание.
1-пример учитель
Выполните решение 2 и 3 примеров.
По одному с места с объяснением.
(200 – 37. В уменьшаемом 0 единиц в разряде единиц и десятков, поэтому занимаю 1 сотню, дроблю её на 10 десятков. Один десяток занимаю, остаётся 9 десятков. 1 десяток дроблю на 10 единиц. Теперь можно выполнить вычитание: 1 с, 9 д – 3 д = 6 д, 10 е – 7 е = 3 е. Ответ 163.)
Затем учащиеся объясняют решение примера в столбик.
Далее аналогично.
2) – Продолжаем тренироваться. Посмотрите на № 2 на стр. 64. Прочитайте задание.
– Решите 1 и 4 примеры без проверки.
По 1 у доски с объяснением, остальные – в учебнике.
– Какой вид работы поможет вам выяснить, насколько вам понятен способ вычитания трёхзначных чисел, когда в уменьшаемом есть нули? (Самостоятельная работа.)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
– Предлагаю вам самостоятельно решить 2 и 3 примеры (без проверки) из № 2 на стр. 64. Готовы?
– Приступайте.
– Проверьте. УУД контроль
Открыть на доске эталон:
– У кого есть ошибки? В чём их причина? (Не уменьшили количество десятков на 1, не уменьшили количество сотен на 1, допустили ошибки в счёте, …)
– Какой план работы вы себе наметите? (При выполнении домашней работы постараться ещё раз осмыслить новый способ) с.71 № 5 ( 1 столбик)
– У кого всё получилось? Поставьте себе «+».
– Как вы считаете, где вам может пригодиться умение применять новый способ? (В решении уравнений, задач, при выполнении действий с именованными числами, …)
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
1) Выполнение действий с именованными числами.
– Вы убедитесь в необходимости нового знания при выполнении № 7 (б) на стр. 65.
1 у доски с объяснением, остальные – в тетради.
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Молодцы! Вы много успели за урок. Пора подвести итог.
Сопоставьте цель, проблемы, план урока с полученным вами результатом.
Как мы добиваемся намеченной цели?
Какую цель на уроке вы перед собой ставили? (Построить способ вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд, когда в уменьшаемом есть нули.)
– Достигли цели? Докажите.
– Расскажите, в чём суть нового способа? (Мы занимаем 1 сотню, дробим её на 10 десятков, а из 10 десятков занимаем 1 десяток. Десятков остаётся 9. 1 десяток дробим на 10 единиц.)
Выполнили ли вы план урока?
– Какие трудности остались на конец урока? (…)
– Как вы планируете их преодолевать? (…, при выполнении домашнего задания.)
X . Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Оцените свою работу на уроке.
Покажите кружок – зеленый я все понял и могу
Синий – если ещё надо поработать
Красный- я не могу
(Пишу… Вычитаю единицы. Из 0 не могу вычесть 6, поэтому занимаю 1 сотню, дроблю её на 10 десятков, из которых занимаю 1 десяток, поэтому десятков остаётся 9. 1 десяток дроблю на 10 единиц: 10 – 6 = 4, пишу под единицами. Вычитаю десятки: 9 – 5 = 4, пишу под десятками. Вычитаю сотни: 3 – 1 – 1 = 1, пишу под сотнями. Ответ: 144.)