kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вычитание из круглых трехзначных чисел

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по математике во 2 классе по учебнку Л.Г. Петерсон.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вычитание из круглых трехзначных чисел»

Урок математики во 2 классе.

УМК «Планета знаний»

Тема урока: «Вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд: 302 – 124; 200 – 37».

Тип урока. Урок открытия нового знания с использованием технологии проблемного диалога.

Цели урока: формирование умений выполнять вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд, когда в записи уменьшаемого есть нули.

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия:

Предметные:

Построить способ вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд, когда в уменьшаемом есть нули.

личностные:

  • проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

  • понимает причины успеха в учебной деятельности

Метапредметные:

Регулятивные:

  • умение планировать действия в соответствии с учебной целью

  • умение использовать критерии, предложенные взрослыми, для оценивания учебных действий

  • умение самостоятельно осуществлять контроль учебных действий

Коммуникативные:

  • умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации

  • слушает и понимает речь других;

  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Познавательные:

  • умение осуществлять логическое действие «анализ», «сравнение»,«аналогия»;

Задачи урока: 1.Формировать умение формулировать и удерживать учебную задачу урока; на основе графических моделей составлять алгоритм вычитания трёхзначных чисел с переходом через десяток, пользоваться алгоритмом, уточняющим порядок действий, необходимых для безошибочных вычислений.

2.Развивать логические УУД ( сравнивать числа, анализировать варианты эталонов,

Применять аналогию….

3.Воспитывать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности;

культуру общения при деятельности в паре и культуру оформления работы

Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Базовые национальные ценности: познание; истина; научная картина мира; свобода личная; доверие к людям; справедливость; творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость; трудолюбие.



Ход урока:

  1. Организационный момент.

Высказывание.

Эпиграфом к уроку я выбрала слова известного французского писателя .

«Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти." (Оноре де Бальзак)

И вы, как всегда, отправляетесь в добрый путь за новыми знаниями.

-Поднимите руку, кто знает, как человек может чему-то по-настоящему научиться?

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Показать прозрачную игрушку.

– Посмотрите на игрушку. Что в ней необычного? (Все детали видны, можно увидеть, как работает…)

– А что будет, если убрать одно колёсико? (Игрушка сломается, не сможет работать, двигаться.)

– Вот так же и знания человека состоят из маленьких «деталей-колёсиков». И только когда эти «детали» собраны вместе и не упущена ни одна, они начинают «действовать», их можно применить в жизни. Каждый урок и каждое новое знание, которое вы на нём получаете, являются такими «деталями», частями ваших знаний.

– И сегодня я предлагаю добавить к вашим знаниям ещё одну «деталь». Чтобы присоединить её к тем знаниям, которые у вас уже есть.

-Над какой большой темой вы работаете на уроках математики? ( Сложение и вычитание трёхзначных чисел.)

-Каким образом вы можете что-то узнать? ( Сначала повторим необходимое, потом выполним задание для пробного действия. Если не получится, постараемся понять причину затруднения, поставим цель, выберем средства, ….) УУД планирование Р

– Верно, так всё и будет. Начинаем … (С повторения необходимого.)

III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

1) Тренинг мыслительных операций посредством работы с трёхзначными числами.

-Дан ряд чисел: 200, 218, 236, 254, 372 УУД сравнение

-Какое число этого ряда «лишнее»? Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? ( сравнить). Что значит сравнить? ( найти общее и различие)

- Что общего у всех чисел? ( Они натуральные, в записи каждого числа есть цифра 2)

Найдите лишнее число. Докажите. ( 200- круглое, а остальные нет; 372- содержит 3 сотни, а остальные -2)

-Какое число надо поставить вместо 372, чтобы получилась закономерность? ( числа увеличиваются на 18, поэтому за числом 254 идёт 272.)

Учитель заменяет число 372 на 272.

- Какое число следующее в ряду? ( 290= 272+18)

- На сколько 290 больше 200? (на 90 На сколько 200 меньше 290? ( Тоже на 90)

-Расскажите , что вы знаете о числе 200. ( 200- трёхзначное число, содержит 2 сотни, предыдущее число 199, последующее 201, сумма цифр -2)

– Выразите число 200 в различных счётных единицах.

По 1 учащемуся у доски, остальные – в тетрадях.

(200 = 2 с = 20 д.)

– Выразите 200 см в различных единицах измерения. (200 см = 2 м = 20 дм.)

2) Повторение способов вычитания двузначных чисел из круглого и вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд.

Открыть на доске: 90 – 26

192 – 128. УУД сравнение

– Молодцы! Посмотрите на следующее задание. Что записано на доске? (Выражения.)

– Что общего у обоих выражений? (Это разности.)

– Найдите значение первого выражения, используя запись в столбик.

1 учащийся у доски с объяснением, остальные – в тетрадях.


(Пишу единицы под единицами, десятки под десятками. Вычитаю единицы. Из 0 не могу вычесть 6, поэтому занимаю 1 десяток и дроблю его на 10 единиц: 10 – 6 = 4, пишу под единицами. Вычитаю десятки: 9 – 1 – 2 = 6, пишу под десятками. Ответ: 64.)


Какой способ вы повторили, решая этот пример? (Способ вычитания двузначного числа из круглого.)

Открыть на доске эталон:

А для нахождения значения второго выражения, какой эталон вам понадобится? (Эталон вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд.)

Открыть на доске эталоны:


– Какой из эталонов вы будете использовать? (Первый, так как в уменьшаемом не хватает единиц в разряде единиц.)

– Найдите значение второго выражения, используя запись в столбик.

1 у доски с объяснением, остальные – в тетрадях.

(Пишу единицы под единицами, … Вычитаю единицы. Из 2 не могу вычесть 8, поэтому занимаю 1 десяток и дроблю его на 10 единиц: 12 – 8 = 4, пишу под единицами. Вычитаю десятки: 9 – 1 – 2 = 6, пишу под десятками. Вычитаю сотни: 1 – 1 = 0. Ответ: 64.)

– В обоих примерах получились одинаковые ответы. Это случайность или есть закономерность? (Есть закономерность: уменьшаемое и вычитаемое во втором примере увеличены на одно и то же число – 102, поэтому результат не изменился.) УУД сравнение

– Молодцы! Мы закончили повторение необходимого. Какие способы были выбраны мной для повторения? (Способы вычитания двузначного числа из круглого и вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд.)

– Как вы думаете, почему именно эти способы я выбрала? (Скорее всего, они помогут нам в построении какого-то нового способа вычитания.) УУД аналогия

– Верно. И что должно быть дальше? (Нам надо будет выполнить задание для пробного действия.)

– Зачем? (Чтобы понять, чего мы не знаем.)

3) Задание для пробного действия.

Открыть на доске: 300 – 156.

– Посмотрите на доску. Я предлагаю вам попробовать из 300 вычесть 156, используя запись в столбик. Ведь вы умеете вычитать трёхзначные числа в столбик? (Умеем.)

– Что же в этом примере для вас ново? (Мы никогда ещё не вычитали трёхзначные числа, когда в уменьшаемом есть нули.) УУД анализ

– Попробуете? (Попробуем.)

– Пробуйте. Запишите решение примера на листе в клетку. За 30 сек.

– Проверим. Поднимите руку, кто не получил ответ.

– В чём ваша трудность? (Мы не можем решить пример 300 – 156.)

– Кто решил пример, назовите ответ. (144; 254; 244; 154; …)

Учитель фиксирует на доске все варианты ответов детей.

– Что видите? (Получили разные ответы.)

- Почему? (встретились с трудностью)

– Вы все встретились с трудностью. Что же вы будете делать? (Подумаем, почему эта трудность возникла.)

IV. Выявление места и причины затруднения.

– Давайте думать. Какое задание вы выполняли? (Мы решали пример 300 – 156.) УУД анализ

– Что в этом задании было для вас новым? (Мы не решали примеры на вычитание трёхзначных чисел, когда в уменьшаемом есть нули.)

–В чём причина затруднения? (Нет способа вычитания трёхзначных чисел, когда в уменьшаемом есть нули.)

– Молодцы! Вы поняли причину затруднения. Что дальше? (Надо поставить перед собой цель, выбрать средства и спланировать свою дальнейшую работу.)

V. Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели и задач урока

– Какую цель вы поставите перед собой? (Построить способ вычитания трёхзначных чисел, когда в уменьшаемом есть нули.)

– Как бы вы назвали урок? (Вычитание трёхзначных чисел, когда в уменьшаемом есть нули.)

Открыть название темы на доске.

– Какой инструмент поможет вам разобраться в решении таких примеров? (Графические модели.)

– Какие известные вам способы могут помочь? (Способы вычитания двузначных чисел из круглого и вычитания трёхзначных с переходом через разряд в столбик.)

– Средства вы выбрали. Осталось продумать план. УУД планирование

Учитель по ходу фиксирует план на доске.

(Сначала мы решим пример с помощью графических моделей, потом запишем и решим этот же пример в столбик и уточним эталон вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд.)

VI. Реализация построенного проекта.

– Действуйте по плану. Что сделаете сначала? (Попытаемся решить пример с помощью графических моделей.)

Напишите графическую модель примера 300 – 156.

1 учащийся у доски ( кинестетик, аудиал), остальные – на партах:

– Как вычитают трёхзначные числа с помощью графических моделей? (Из сотен вычитают сотни, из десятков – десятки, из единиц – единицы.) УУД речевое высказывание, анализ, аналогия.

– Что здесь мешает так действовать? (В уменьшаемом нет единиц ни в разряде десятков, ни в разряде единиц.)

– Где их взять? (У сотни.)

– Молодец! Что нужно сделать с сотней? (Раздробить на 10 десятков.)

– А где взять единицы? (Надо из 10 десятков взять 1 десяток и раздробить его на 10 единиц.)

Замените одну сотню этой моделью. Макеты вырезать.

1 учащийся у доски, остальные – на партах:

– Как будете действовать дальше? (Вычитать по общему правилу: 2 с – 1 с = 1 с, кладу 1 большой треугольник; 9 д – 5 д = 4 д, кладу 4 маленьких треугольника; 10 е – 6 е = 4 е, кладу 4 точки. Ответ: 144.)

Стереть с доски или зачеркнуть все неверные ответы.

– Молодцы! Самое трудное позади. Что дальше по плану? (Записать и решить этот пример в столбик.)

– Запишите пример в столбик и объясните, как его решить, пользуясь графическими моделями.

1 у доски с объяснением, остальные – в тетради. (Аудиал)

(Пишу… Вычитаю единицы. Из 0 не могу вычесть 6, поэтому занимаю 1 сотню, дроблю её на 10 десятков, из которых занимаю 1 десяток, поэтому десятков остаётся 9. 1 десяток дроблю на 10 единиц: 10 – 6 = 4, пишу под единицами. Вычитаю десятки: 9 – 5 = 4, пишу под десятками. Вычитаю сотни: 3 – 1 – 1 = 1, пишу под сотнями. Ответ: 144.)

Осталось выполнить последний пункт плана. Какой? (Надо уточнить эталон вычитания трёхзначных чисел.)

Открыть на доске:


Работа в парах.

Что надо изменить в уменьшаемом? (В разряды десятков и единиц надо вписать нули.)

Вписать в уменьшаемое нули:


– Восстановите, как вычитали в столбик, и закончите уточнение эталона в парах.

Раздать заготовки для уточнения эталона.

– Выберите представителя от группы, который представит результат вашей работы.

Представитель от группы озвучивает результат. После согласования групп, эталон должен иметь такой вид:



– Сравните результат вашей работы с предложенным вариантом эталона. Что скажете? (Мы пришли к правильному выводу.)

– Молодцы! Вы нашли способ решения самого сложного вида примеров на вычитание. Что дальше? (Надо потренироваться в применении этого способа при решении примеров.)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1) – Откройте в учебнике 1 на стр. 64.

– Прочитайте задание.

1-пример учитель

Выполните решение 2 и 3 примеров.

По одному с места с объяснением.

(200 – 37. В уменьшаемом 0 единиц в разряде единиц и десятков, поэтому занимаю 1 сотню, дроблю её на 10 десятков. Один десяток занимаю, остаётся 9 десятков. 1 десяток дроблю на 10 единиц. Теперь можно выполнить вычитание: 1 с, 9 д – 3 д = 6 д, 10 е – 7 е = 3 е. Ответ 163.)

Затем учащиеся объясняют решение примера в столбик.

Далее аналогично.

2) – Продолжаем тренироваться. Посмотрите на 2 на стр. 64. Прочитайте задание.

– Решите 1 и 4 примеры без проверки.

По 1 у доски с объяснением, остальные – в учебнике.

– Какой вид работы поможет вам выяснить, насколько вам понятен способ вычитания трёхзначных чисел, когда в уменьшаемом есть нули? (Самостоятельная работа.)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

– Предлагаю вам самостоятельно решить 2 и 3 примеры (без проверки) из 2 на стр. 64. Готовы?

– Приступайте.

– Проверьте. УУД контроль

Открыть на доске эталон:


– У кого есть ошибки? В чём их причина? (Не уменьшили количество десятков на 1, не уменьшили количество сотен на 1, допустили ошибки в счёте, …)

– Какой план работы вы себе наметите? (При выполнении домашней работы постараться ещё раз осмыслить новый способ) с.71 № 5 ( 1 столбик)

– У кого всё получилось? Поставьте себе «+».

– Как вы считаете, где вам может пригодиться умение применять новый способ? (В решении уравнений, задач, при выполнении действий с именованными числами, …)

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

1) Выполнение действий с именованными числами.

– Вы убедитесь в необходимости нового знания при выполнении 7 (б) на стр. 65.












1 у доски с объяснением, остальные – в тетради.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Молодцы! Вы много успели за урок. Пора подвести итог.

Сопоставьте цель, проблемы, план урока с полученным вами результатом.

Как мы добиваемся намеченной цели?

Какую цель на уроке вы перед собой ставили? (Построить способ вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд, когда в уменьшаемом есть нули.)

– Достигли цели? Докажите.

– Расскажите, в чём суть нового способа? (Мы занимаем 1 сотню, дробим её на 10 десятков, а из 10 десятков занимаем 1 десяток. Десятков остаётся 9. 1 десяток дробим на 10 единиц.)

Выполнили ли вы план урока?

– Какие трудности остались на конец урока? (…)

– Как вы планируете их преодолевать? (…, при выполнении домашнего задания.)

X . Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  • Оцените свою работу на уроке.

  • Покажите кружок – зеленый я все понял и могу

  • Синий – если ещё надо поработать

  • Красный- я не могу





(Пишу… Вычитаю единицы. Из 0 не могу вычесть 6, поэтому занимаю 1 сотню, дроблю её на 10 десятков, из которых занимаю 1 десяток, поэтому десятков остаётся 9. 1 десяток дроблю на 10 единиц: 10 – 6 = 4, пишу под единицами. Вычитаю десятки: 9 – 5 = 4, пишу под десятками. Вычитаю сотни: 3 – 1 – 1 = 1, пишу под сотнями. Ответ: 144.)


9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Вычитание из круглых трехзначных чисел

Автор: Миронова Ирина Дмитриевна

Дата: 18.11.2016

Номер свидетельства: 360142

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Урок "Сложение и вычитание трехзначных чисел" "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-slozhieniie-i-vychitaniie-triekhznachnykh-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "137870"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417444457"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "«Сложение и вычитание трёхзначных чисел» "
    ["seo_title"] => string(49) "slozhieniie-i-vychitaniie-triokhznachnykh-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "158938"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421833422"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "конспект урока на тему: Проверка действий сложения и вычитания"
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekturokanatiemuprovierkadieistviislozhieniiaivychitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "263786"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449592947"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Вычитание из круглых чисел "
    ["seo_title"] => string(32) "vychitaniie-iz-krughlykh-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "105074"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402814810"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект внеклассного мероприятия на тему "В мире чисел" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-na-tiemu-v-mirie-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "214160"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1432223552"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства