Урок проведен по программе "Планета знаний" в 3 классе. Используется технология обучения в сотрудничестве. На уроке составляется алгоритм вычитания из круглых чисел, а также закрепляются вычислительные навыки. Данный урок способствует процессу социализации обучающихся.
I.Организационный момент
Сегодня мы будем работать под девизом: Помогая другим, учимся сами!
- Как вы понимаете данное высказывание?
- Вместе учиться не только легче, но и интереснее. Мы будем работать в группах. Какие правила работы в группе вы должны помнить?
Помогать друг другу;
Вежливо и доброжелательно общаться;
Говорить тихими голосами;
Работать активно;
Отвечать за успехи каждого.
- Помните: совместная работа – это серьезный и ответственный труд.
II.Актуализация знаний.
- А сначала, как и всегда – гимнастика для ума.
a)Игра «Дополни» (на доске)
21 руб. + … = 100 руб.
32 руб. + … = 100 руб.
75 руб. + … = 100 руб.
24 руб. + … = 100 руб.
10
21 + 79 = 100
90
- Посчитаем единицы при сложении двузначных чисел. Какое число получается в сумме? (10)
- Посчитаем десятки (9 дес. = 90). (На доске показ):
- При сложении двузначных чисел получается сотня, если единицы дают в сумме 10, а десятки - 90.
b)Посчитайте сдачу со 100 рублей, если покупка стоит:
100 руб. – 36 руб. = …
100 руб. – 45 руб. = …
100 руб. – 58 руб. = …
10
100 – 36 = 64
90
100 руб. – 72 руб. = …
- Проверим, будет ли сохраняться эта закономерность
при вычитании? (на доске схема):
- Эта закономерность сохраняется и при вычитании из сотни.
Данный прием можете использовать для проверки вычислений.
c)Определите, не вычисляя, верно ли выполнили действия, что для этого нужно сделать? (считать единицы и десятки).
48 + 52 = 100 (В)
100 – 29 = 81 (Н)
100 – 34 = 66 (В)
45 + 65 = 100 (В)
Проверка. 1 группа отвечает, другие ребята показывают сигнальными карточками, согласны они с ответами или нет.
III.Постановка проблемного вопроса.
- Как вычитать число из сотни, вы умеете. А как вычитать число из нескольких сотен, т.е. из круглых чисел? Можете вы ответить на данный вопрос? Это и будет задачей нашего урока.
- Предлагаю вам посмотреть видеосюжет, просмотрев который, вы должны ответить на вопрос, для чего людям в повседневной жизни нужны вычислительные навыки?
Беседа после просмотра видеосюжета:
- Каждый из вас ходит в магазин за покупками, либо по просьбе родителей, либо приобрести что-то для себя. Родители дают вам определенную сумму денег, с которой вы должны принести сдачу, если покупка стоит меньше этой суммы. Поэтому мы должны уметь выполнять такие вычисления.
IV.Решение проблемной ситуации.
Работа в группах. Прием «Обучение в команде»
- Сейчас каждая группа получает задание: вычесть число из нескольких сотен (300 - 57).
- Давайте проверим работу групп. От каждой группы к доске выходит представитель и показывает свое решение, результат и аргументирует его.
- А как легче выполнить вычисление данного примера? Для этого познакомимся с записью примера «в столбик». (Записываю пример на доске столбиком)
- Можно ли из нуля вычесть 7?
- Что сделаем? (Занимаем сотню, это десять десятков)
- Один десяток переносим в разряд единиц, 9 десятков записываем над десятками. Выполняем вычитание в разряде единиц (10 - 7 = 3). Выполняем вычитание в разряде десятков (9 – 5 = 4). Выполняем вычитание в разряде сотен, осталось две сотни.
- Мы получили с вами алгоритм вычитания из нескольких сотен.
V.Работа в группе. Игра «Сосчитай сдачу»
- Каждая группа получает в конверте определенную «сумму денег» (200 руб., 400 руб., 300 руб., 500 руб.) вы должны выбрать из предлагаемого списка товары, чтобы хватило вашей суммы денег. Причем, вы можете выбрать только два товара. В своей группе вы находите стоимость всего товара и считаете сдачу, которую вы должны получить, купив свой товар.
- Не забывайте, что результат вашей работы зависит от каждого из вас.
Самостоятельная работа в группе.
Проверка работы. От каждой группы к доске выходит представитель и показывает свое решение, результат и аргументирует его. Остальные ребята следят за работой выступающих и подают сигнал с помощью карточек.
ФИЗМИНУТКА.
VI.Закрепление изученного материала.
- У меня есть 1000 рублей, я хочу приобрести из предложенного списка калькулятор, который стоит 97 рублей. Помогите мне узнать, сколько рублей я должна получить на сдачу? Для этого поработаем с учебником и посмотрим, как можно разбить 1000 на сотни и десятки.
Стр. 49 № 5.
- Представим 1000 в виде сотен. Сколько сотен в коробке? (9) Сколько отдельных сотен? (1).
- Посмотрим дальше, 9 сотен мы оставили в коробке, а сотню заменим десятками.
- Сколько десятков в коробке? (9)
- Сколько рядом? (1)
- Продолжим нашу запись: 900+90+10.
- Значит тысяча, это 9 сотен, 9 десятков и 10 единиц. Это нам понадобится, когда мы будем вычитать из тысячи. Самостоятельно рассмотрите, как вычесть число из 1000 (Уч. № 6, 1 пример).
- Помогите мне узнать сдачу.
Работа в группах с использование индивидуальных магнитных досок. (Задание: найти результат примера: 1000 – 97)
Представители каждой группы выходят, показывают свои варианты ответов на магнитной доске.
- Ребята, давайте сравним результаты каждой группы и выберем верный вариант ответа, обосновывая свое решение, опираясь на составленный алгоритм вычитания из круглого числа.
VII.Контроль усвоения знаний обучающихся.
- А сейчас вы должны будете не только решить примеры, но и составить их для своих товарищей. Я предлагаю вам три числа: 300, 600,1000.вам нужно составить примеры на вычитание так, чтобы данные числа являлись уменьшаемыми, а вычитаемое может быть как двухзначным, так и трехзначным числом.
Составил: (пример)
____________________________(Ф. И.)
Решил:________________________(Ф. И.)
Проверил:______________________(Ф. И.)
Работа в группах на карточках:
Организатор группы собирает карточки с составленными примерами и передает другой группе по «вертушке» для решения примеров. Карточки с решенными примерами возвращаются обратно в свою группу. Кто составлял примеры, делают проверку сложением и ставят около примера «+» или «-». Организаторы группы делают анализ.
Отчет каждой группы перед классом.
VIII.Рефлексия.
-А сейчас давайте подведем итоги работы в группах по плану:
1.Чему научилась ваша группа на уроке?
2.Какие трудности возникли во время работы?
3.Кто принял активное участие?
4.Чтобы вы могли посоветовать другим ребятам?
- Я думаю, что каждый из вас внес посильный вклад в общее дело. Мне понравилась ваша работа на уроке.
Оценивание каждой группы.
Д.з. стр. 50 № 7
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Вычитание из круглых чисел »
Урок математики в 3 классе
Тема: Вычитание из круглых чисел.
Программа: «Планета знаний».
Цели: формирование умений выполнять вычитание из круглых чисел; записывать вычисления в столбик.
Педагогическая технология: технология сотрудничества
Задачи:
Образовательные: познакомить с вычитанием из круглых чисел, составить совместно с обучающимися алгоритм вычитания из круглых чисел, закрепление вычислительных навыков;
Социальные: формировать навыки работы в сотрудничестве, способствовать процессу социализации.
Ход урока.
Организационный момент
Сегодня мы будем работать под девизом: Помогая другим, учимся сами!
- Как вы понимаете данное высказывание?
- Вместе учиться не только легче, но и интереснее. Мы будем работать в группах. Какие правила работы в группе вы должны помнить?
Помогать друг другу;
Вежливо и доброжелательно общаться;
Говорить тихими голосами;
Работать активно;
Отвечать за успехи каждого.
- Помните: совместная работа – это серьезный и ответственный труд.
Актуализация знаний.
- А сначала, как и всегда – гимнастика для ума.
Игра «Дополни» (на доске)
21 руб. + … = 100 руб.
32 руб. + … = 100 руб.
75 руб. + … = 100 руб.
24 руб. + … = 100 руб.
-
10
21 + 79 = 100
90
Посчитаем единицы при сложении двузначных чисел. Какое число получается в сумме? (10)
- Посчитаем десятки (9 дес. = 90). (На доске показ):
- При сложении двузначных чисел получается сотня, если единицы дают в сумме 10, а десятки - 90.
Посчитайте сдачу со 100 рублей, если покупка стоит:
100 руб. – 36 руб. = …
100 руб. – 45 руб. = …
100 руб. – 58 руб. = …
1
10
100 – 36 = 64
90
00 руб. – 72 руб. = …
- Проверим, будет ли сохраняться эта закономерность
при вычитании? (на доске схема):
- Эта закономерность сохраняется и при вычитании из сотни.
Данный прием можете использовать для проверки вычислений.
Определите, не вычисляя, верно ли выполнили действия, что для этого нужно сделать? (считать единицы и десятки).
48 + 52 = 100 (В)
100 – 29 = 81 (Н)
100 – 34 = 66 (В)
45 + 65 = 100 (В)
Проверка. 1 группа отвечает, другие ребята показывают сигнальными карточками, согласны они с ответами или нет.
Постановка проблемного вопроса.
- Как вычитать число из сотни, вы умеете. А как вычитать число из нескольких сотен, т.е. из круглых чисел? Можете вы ответить на данный вопрос? Это и будет задачей нашего урока.
- Предлагаю вам посмотреть видеосюжет, просмотрев который, вы должны ответить на вопрос, для чего людям в повседневной жизни нужны вычислительные навыки?
Беседа после просмотра видеосюжета:
- Каждый из вас ходит в магазин за покупками, либо по просьбе родителей, либо приобрести что-то для себя. Родители дают вам определенную сумму денег, с которой вы должны принести сдачу, если покупка стоит меньше этой суммы. Поэтому мы должны уметь выполнять такие вычисления.
Решение проблемной ситуации.
Работа в группах. Прием «Обучение в команде»
- Сейчас каждая группа получает задание: вычесть число из нескольких сотен (300 - 57).
- Давайте проверим работу групп. От каждой группы к доске выходит представитель и показывает свое решение, результат и аргументирует его.
- А как легче выполнить вычисление данного примера? Для этого познакомимся с записью примера «в столбик». (Записываю пример на доске столбиком)
- Можно ли из нуля вычесть 7?
- Что сделаем? (Занимаем сотню, это десять десятков)
- Один десяток переносим в разряд единиц, 9 десятков записываем над десятками. Выполняем вычитание в разряде единиц (10 - 7 = 3). Выполняем вычитание в разряде десятков (9 – 5 = 4). Выполняем вычитание в разряде сотен, осталось две сотни.
- Мы получили с вами алгоритм вычитания из нескольких сотен.
Работа в группе. Игра «Сосчитай сдачу»
- Каждая группа получает в конверте определенную «сумму денег» (200 руб., 400 руб., 300 руб., 500 руб.) вы должны выбрать из предлагаемого списка товары, чтобы хватило вашей суммы денег. Причем, вы можете выбрать только два товара. В своей группе вы находите стоимость всего товара и считаете сдачу, которую вы должны получить, купив свой товар.
- Не забывайте, что результат вашей работы зависит от каждого из вас.
Самостоятельная работа в группе.
Проверка работы. От каждой группы к доске выходит представитель и показывает свое решение, результат и аргументирует его. Остальные ребята следят за работой выступающих и подают сигнал с помощью карточек.
ФИЗМИНУТКА.
Закрепление изученного материала.
- У меня есть 1000 рублей, я хочу приобрести из предложенного списка калькулятор, который стоит 97 рублей. Помогите мне узнать, сколько рублей я должна получить на сдачу? Для этого поработаем с учебником и посмотрим, как можно разбить 1000 на сотни и десятки.
Стр. 49 № 5.
- Представим 1000 в виде сотен. Сколько сотен в коробке? (9) Сколько отдельных сотен? (1).
- Посмотрим дальше, 9 сотен мы оставили в коробке, а сотню заменим десятками.
- Сколько десятков в коробке? (9)
- Сколько рядом? (1)
- Продолжим нашу запись: 900+90+10.
- Значит тысяча, это 9 сотен, 9 десятков и 10 единиц. Это нам понадобится, когда мы будем вычитать из тысячи. Самостоятельно рассмотрите, как вычесть число из 1000 (Уч. № 6, 1 пример).
- Помогите мне узнать сдачу.
Работа в группах с использование индивидуальных магнитных досок. (Задание: найти результат примера: 1000 – 97)
Представители каждой группы выходят, показывают свои варианты ответов на магнитной доске.
- Ребята, давайте сравним результаты каждой группы и выберем верный вариант ответа, обосновывая свое решение, опираясь на составленный алгоритм вычитания из круглого числа.
Контроль усвоения знаний обучающихся.
- А сейчас вы должны будете не только решить примеры, но и составить их для своих товарищей. Я предлагаю вам три числа: 300, 600,1000.вам нужно составить примеры на вычитание так, чтобы данные числа являлись уменьшаемыми, а вычитаемое может быть как двухзначным, так и трехзначным числом.
Р
Составил: (пример)
____________________________(Ф. И.)
Решил:________________________(Ф. И.)
Проверил:______________________(Ф. И.)
абота в группах на карточках:
Организатор группы собирает карточки с составленными примерами и передает другой группе по «вертушке» для решения примеров. Карточки с решенными примерами возвращаются обратно в свою группу. Кто составлял примеры, делают проверку сложением и ставят около примера «+» или «-». Организаторы группы делают анализ.
Отчет каждой группы перед классом.
Рефлексия.
А сейчас давайте подведем итоги работы в группах по плану:
Чему научилась ваша группа на уроке?
Какие трудности возникли во время работы?
Кто принял активное участие?
Чтобы вы могли посоветовать другим ребятам?
- Я думаю, что каждый из вас внес посильный вклад в общее дело. Мне понравилась ваша работа на уроке.