Тема: «Сложение и вычитание трёхзначных чисел»
Урок переноса существующих знаний на новый числовой концентр.
Цели урока:
1. Познакомиться с алгоритмам и устных приемов сложения и вычитания круглых трехзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100.
2. Знакомство с текстовыми задачами изученного вида, решаемыми на новом числовом концентре.
3. Осуществлять проверку вычислений на основе знания о взаимосвязи действий сложения и вычитания.
метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения.
личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Ход урока
Этапы работы
Деятельность учителя
1. Адаптационный
Орг. момент
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок,
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Звучит запись «Шум моря»
- Что вы слышите?
+ Звуки воды, моря
- Урок у нас сегодня необычный. Наш класс отправляется в путешествие.
- Вы догадались, где проложим мы свой путь?
+ По океану математических знаний.
- Верно, нас ждёт корабль и океан математических знаний с островами.
- Что нам понадобится в путешествии
+ смелость, ум, товарищество…
- Запишем число. Классная работа.
- 2. Актуализация знаний.
Цель: актуализация знаний о способе записи чисел, отражающей десятичную систему счисления
- Поместное значение цифр в записи числа.
- разрядный состав трехзначных чисел
- Давайте проверим, готовы ли вы к такому путешествию.
На доске :
+ Звезды красного цвета с цифрами: 9, 3, 1; желтого цвета с цифрами: 2, 6, 7)
1 вариант
- запишите числа, которые можно составить, используя звезды красного цвета. (139, 931, 913, 193, 391,319, 391)
2 вариант
- запишите числа, используя звезды желтого цвета. (267, 276, 627, 672, 726, 762.)
ЗА ДОСКОЙ РАБОТАЮТ 2 УЧЕНИКА - оценить
- Итак, что общего у всех чисел, которые вы составили.
(Они трехзначные.)
- Почему они так называются? (Они состоят из трех знаков (цифр))
- Назовите, из каких разрядов состоят трехзначные числа?
+ Из сотен, десятков, единиц.
- Назовите трехзначное число, используя только цифру 7.Представьте его в виде разрядных слагаемых.
+ 777= 700+70+7
Создание проблемной ситуации.
Вы готовы? В путь!
Первый остров на пути Тихий.
-Как вы думаете, почему он так называется?
+ работать надо тихо
- Какие числа названы в предложении запишите их ЗА ДОСКОЙ УЧЕНИК – оценить
На нашем корабле 104 каюты, 230 дверей, 150 иллюминаторов
- Запишите числа в порядке убывания
+ 230,150,104.
Проверка.
Можете ли вы сказать, сколько на корабле иллюминаторов и дверей вместе?
Поработайте в паре?
- Легко справились с заданием?
+ Трудно решить выражения.
- 230 + 150 = ?
Постановка учебной задачи
- Может кто-нибудь догадался, какая будет тема нашего урока?
+ Сложение и вычитание трехзначных чисел.
- Путешествуя, мы продолжим совершенствовать свои умения в сложении и вычитании трёхзначных чисел и решении задач.
Давайте, ребята, учиться считать
Трёхзначные числа вычитать, прибавлять.
Считать не на парте, не на столе.
А устно вычислять у себя в голове.
Открытие новых знаний.
Первичное закрепление.
Физкультминутка
У вас на партах лежат карточки с заданиями
Объясните запись: РАБОТА В ПАРАХ
Прочитайте и объясните записи.
340 +200 = 540
(300+200) + 40= 540
540 – 200 = 340
(500 – 200) + 40 = 340
340+ 20=360
300+(40 +20)=360
360- 20= 340
300+(60- 20)=340
304+5= 309
300+ (4+5) =309
309 – 5 =304
300+(9-5) = 304
- На основе наблюдений над представленными способами вычислений сформулируйте правило.
+ Трехзначные числа складываем и вычитаем по разрядам.
Откроем учебник стр. 29 прочитаем правило в рамке.
- Можем мы вернуться к примеру 230 + 150 = ? и несколькими способами найти ответ на вопрос: сколько на корабле иллюминаторов и дверей вместе?
+ 1 способ 230 + 150= 23 д. +15 д. = 38 д. = 380 Заменили числа десятками
+2 способ 230 +150 = (200+100) +(30+50)= 380 Заменили числа сотнями и десятками
На горизонте новый остров. Примерный.
- Кто догадался, что будем делать на этом острове?
Тр 29 № 7 С устным объяснением. У ДОСКИ ПО ОДНОМУ УЧЕНИКУ
210+ 300= 420+200= 760 – 500 = 970 – 400 =
210+30= 420+20= 760 – 50 = 970 – 40 =
Гимнастика для глаз:
1. Быстро поморгать с закрытыми глазами, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считаем до 5. - ПОВТОРИТЬ 5 РАЗ
2. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх, вниз. ПОВТОРИТЬ 5 РАЗ
3. Сидя на стуле 1-2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад,
3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. ПОВТОРИТЬ 5 РАЗ
- Молодцы! Путешествуем дальше. Нас ждёт следующий остров.
- Как вы думаете, какое задание нам предстоит выполнить на острове Задачный?
+ Решить задачу.
На наш корабль поступил груз 320 кг яблок и 140 кг груш. За первый день съели 60 кг фруктов. Сколько фруктов осталось?
Назовите условие – что известно?
Назовите вопрос – что надо найти?
Назовите главные слова.
Составим схему.
Было – 320 кг и 140 кг
Съели – 60 кг
Осталось - ? кг
1)320 + 140 = 460 (кг) – всего фруктов
2)460 - 60 = 400 (кг)- осталось
Ответ: 440 кг осталось.
- Что узнаем сначала?
- Как?
- Что узнаем вторым действием?
- Как?
- Назовите ответ.
III. Творческий этап
Продолжаем путь. Нас ждёт следующий остров. «Логический»
- Для этого нам нужно, объединиться в пары.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Продолжаем путь. Нас ждёт следующий остров. Какое испытание приготовил нам Тестовый остров, сейчас узнаем.
По вариантам.
Рефлексия:
Наш корабль причалил к острову Оценочный
Мне было интересно…
Я научился….
Мне было трудно….
Оцените свою работу на уроке с помощью световых сигналов
0 - Я всё понял на уроке и могу объяснить товарищу.
0 - Я усвоил тему, но объяснить не могу.
0 - Эта тема для меня трудная
Ребята, мы славно потрудились. Спасибо за работу!