VI районный методический фестиваль «Уроки математики в современной школе», 
  посвященный 70 – летию Победы и Году К.В.Иванова
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  В 3/9 царстве, в 0,3 государстве
  Методическая разработка
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Автор Ефимова Анфиса Николаевна, учитель математики, информатики и ИКТ МБОУ «Новошимкусская СОШ Яльчикского района Чувашской Республики»
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  2015
  Цель занятия: прививать любовь к урокам математики 
  Задача:
  -  обучающая: итоговое повторение и систематизация изученного; 
-  развивающая: развитие логического мышления учащихся и формирование познавательного интереса к предмету; 
-  воспитательная: воспитание уважения к сопернику, умения достойно вести спор, стойкости и воли к победе, умения работать в команде; формирование коммуникативных возможностей учащихся в процессе игры. 
 
 
  Ход урока
  1. Организационный момент.
  Математика пришла, 
Занимай свои места.
  Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть, видеть вашу готовность к уроку, и надеюсь, что мы с вами сегодня проведем время с интересом и с пользой. Я верю в ваши способности! 
  Мы сегодня проведем необычный урок – отправимся в путешествие. А в какую страну мы отправимся, предстоит вам самим узнать. 
  Для этого я предлагаю рассмотреть числовую ось, где расставлены точки с координатами. 
  Под данной последовательностью координат запишите точки, которым они соответствуют. Что получилось? - «Десятичные дроби». 
  Молодцы! Сегодня мы побываем в 3/9 царстве, 0,3 государстве. Запишите в тетрадях дату и тему нашего мероприятия «В 3/9 царстве, в 0,3 государстве».
  
 
  2. Мотивационное начало урока.
  Долго дроби изучали, сравнивали, округляли, складывали, вычитали, умножали и делили. А теперь настал тот час, чтоб проверить все у вас.
  Давайте узнаем, под каким девизом мы будем работать. Предлагаю каждому числу в таблице поставить в соответствие букву в русском алфавите.
  Молодцы! «Знание – сила!». В истинности высказывания Френсиса Бекона, думаю, никто из вас не сомневается.
  Итак, можно отправляться в путь. (Стук в дверь) Что это? (Звучит голос за кадром: "Здравствуйте, пятиклассники, помогите найти мою маму – царицу ДРОБЬ и подружить цифры 3/9 царства, 0,3 государства ". 
  Только что нам Прекрасная Запятая, дочь царицы Дроби, прислала телеграмму. В чем же тут дело, почему она просит помощи? Оказывается, счастливую веселую жизнь жителей 3/9 царства, 0,3 государства нарушил Змей Горыныч. Во время очередной прогулки налетел Горыныч Змей и унес уважаемую царицу ДРОБЬ.  Стало трудно жить цифрам и они начали ругаться. Как вы думаете, как можно помочь им? 
  Правильно, наша с вами задача – спасти царицу Дробь и подружить цифры 3/9 царства, 0,3 государства. За помощь будем получать буквы, которые нужно вывешивать на доску достижений.
  
 
  3. Конкурсно-игровая программа "В 3/9 царстве, 0,3 государстве"
  3.1. «Разгадай ребус»
  Чтобы в 3/9 царство, 0,3 государство войти, вы должны узнать, как зовут чиновников этой страны, а помогут в этом ребусы. Ребята, а вы знаете, что такое ребус? Ребус - загадка, 
в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков (Толковый словарь С.И. Ожегова). Попробуйте декодировать сообщение, т.е. разгадать следующий ребус:
  /Команда, которая отгадала всех героев за меньший промежуток времени, получает букву А/  
  Молодцы, ребята! Отгадали все ребусы. Теперь дверь в 3/9 царство, 0,3 государство открылась.  
  
 
  3. 2. «Расставь цифры»
  Но что мы видим? Разбежались цифры. Нужно их собрать. 
  Из цифр 0, 3, 7, 9, 4 и запятой (1 группа), из цифр 1, 8, 2, 6, 5 и запятой (2 группа) составить наибольшую и наименьшую десятичные дроби и прочитать (9743,0 и 8652,1; 0,3479 и 1,2568).  
  Молодцы! /Быстрым и точным выдается буква Б/  
  
 
  3.3. «Узнай имя»
  Чтобы дальше нам пройти, нужно в гору нам взойти. На горе стоит избушка, а в ней вредная старушка, она точно знает, где Горыныч обитает. Но не скажет – надо знать, как её нам называть. 
  Найдите значение выражения 26,97:а, если а=6,2; а=100; а=0,05; а=0,1; а=0,4. 
  /Команда, которая правильно и быстрее отгадает имя старушки, получает букву Р/
  
 
  4.4. «Вычисли расстояние»
  Правильно. Вот вам, дети, в подарок от Ягуси Колобок. Он проводит вас в логово Змея Горыныча. Но Колобок не знает, сколько ему катиться. Поможем, решив задачу «Каково расстояние от избушки Бабы Яги до логова Змея Горыныча»
  /Команда, которая быстрее и точно вычислит расстояние, награждается буквой У/
  
 
  4.5. «Привал» (физкультпауза)  
  Молодцы! Вот и добрались до логова Змея Горыныча. Отдохнем!
  Перед вами на экране произведение десятичных дробей (каждый пример появляется по клику на экране). В зависимости от количества позиций, которое необходимо отделить запятой в указанном произведении, встают те учащиеся, которые сидят за партами в этом ряду. 
  0,3 · 2,25; (встают учащиеся, сидящие за партами в 3 ряду и т.д.)
  1,05 ∙ 5,27;
  4,2 ∙ 6,3;
  7,3 ∙ 4;
  0,0003 ∙ 1,2;
  10,5 ∙ 4,2;
  3,03 ∙ 0,01;
  2,8 ∙ 6,28. 
  /За быстродействие и организованность вручается буква Д/
  
 
  4.6. «Сим-сим, откройся» 
  Чтобы спасти Царицу 3/9 царства, 0,3 государства ДРОБЬ, необходимо открыть дверь в логово Змея Горыныча, ключ от которого можно достать, вычислив задачу №1439 по учебнику
  /Самым быстрым вручается буква Ж/
  
 
  4. Итог урока.  
  Вот и освободили мы Царицу 3/9 царства, 0,3 государства ДРОБЬ. Что помогло нам это сделать? Какое слово получилось? ДРУЖБА.
  Ребята, видите, какая сила содержится в Дружбе. Она помогла нам спасти Царицу. А что будем делать со Змеем Горынычем: “Казнить, нельзя помиловать” или “Казнить нельзя, помиловать”? Всем известно, какое значение имеет запятая в написании предложений. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Помните мультфильм «Вовка в тридевятом царстве»?
  В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.
  Расставьте в следующих равенствах запятые так, чтобы они были верны:
  -  32 + 1,8=5  
-  7,36 - 336=4 
-  63 – 27=60,3 
-  3 + 108=4,08  
-  12•50=60 
-  44 : 44 = 0,1 
 
 
  5. Домашнее задание. Рефлексия.
Дорогие ребята! Вы сегодня молодцы, ведь вам удалось выполнить просьбу Прекрасной Запятой - найти царицу ДРОБЬ и подружить цифры 3/9 царства, 0,3 государства "!
  Кто же из вас был самым умным "доктором"?
  А кто из вас был самым активным на уроке? 
  Какой совет вы бы дали жителям этой страны и друг другу?
  Ребята, хочу сказать спасибо вам за вашу активную работу на сегодняшнем занятии, за то, что вы дорожите дружбой. И дружбу эту сохраните.
  Вы все сегодня доказали, что любите математику и хорошо её знаете. Вы показали нам, какие вы внимательные, какая у вас замечательная память, как вы логично рассуждаете. Вы просто – молодцы! 
  В завершении нашего урока хочется пожелать вам дальнейших успехов в освоении знаний по математике и привести слова Сергея Маршака:
  Желаю вам цвести, расти,
  Копить, крепить здоровье, 
  Оно для главного пути-
  Главнейшее условие.
  Пусть каждый день и каждый час
  Вам новое добудет
  Пусть добрым будет ум у вас 
  А сердце умным будет…(Сергей Маршак)  
  
 
  А теперь из трех видов смайликов выберите тот, который соответствует вашим впечатлениям от занятия. 
  
  Спасибо всем.
  
 
    4