kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения с презентацией на тему "У истоков русской детской литературы. Летопись и летописцы."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «У истоков русской детской литературы. Летопись и летописцы.»

Цели и задачи:

  • Способствовать осознанию детьми необходимости узнать историю возникновения детской литературы.
  • Познакомить с летописным жанром в литературе на примере отрывков из произведений А. С. Пушкина и Н. Кончаловской
  • Развитие речи, читательских умений.
  • Воспитывать гордость за историческое прошлое русского народа.

Оборудование:

  • конспект урока,
  • слайдовая презентация,
  • учебник: Литературное чтение «В океане света» - 4 кл. часть 1, авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева

Конспект урока.

  • Введение в проблему.

- Давайте перечитаем окончание истории, с которой мы познакомились на прошлом уроке (Чтение материала учебника, стр. 31)

- Куда пригласил Николай Александрович Игоря и Олю?

- Что же удивительного увидели дети за таинственной ширмой?

- Какой вопрос заинтересовал ребят?

(Была ли в XI-XV веках детская литература?)

(Слайд 2)

  • Постановка проблемы

- Какие вопросы на эту тему хотелось бы вам задать?

(Что читали дети? Кто самый первый детский писатель? Какие они – самые первые детские книги?)

(Слайд 3)

- Для этого нам необходимо совершить путешествие в историческое прошлое. Готовы ли вы сделать это вместе с героями литературных путешествий?

-  Первое наше путешествие (Слайд 4) в 11/12 века

  • Чтение материала учебника – стр. 33

            Вопросы и задания после чтения:

            - Что же увидели Игорь и Оля за таинственной ширмой?

            - Была ли в 11 веке детская литература?

            - А что же тогда читали дети? (Слайд  5, 6,7)

(Использовали для детского чтения и отрывки из летописей.)

- Как понимаете слово летопись?     (Запись событий по годам)

- Как называлась начальная русская летопись? (Прочитайте об этом в тексте)

(Начальная русская летопись была создана в XI-XII веках. Она называлась “Повесть временных лет”, что значит “минувших” и рассказывала о происхождении русского государства. Данную повесть составляли несколько летописцев – монахов, которые по тому времени были весьма образованными людьми. Они извлекали исторические сведения из былин, песен, старинных преданий и создали целую энциклопедию жизни Киевской Руси IX – XII столетий).

(Слайд 8) - Вот монах – летописец читает страничку из летописи.

- Прочитаем, что в ней написано.

- Писатель А.С.Пушкин в своём произведении «Борис Годунов» создал образ монаха-летописца Пимена

- Знаете ли вы что-нибудь о Борисе Годунове и его эпохе? (Дети воспроизводят знания из истории, из эпохи Смутного времени)

(Слайд 9)

(Эпоха смутного времени. Перелом веков. Смена событий. Внезапно умер царь Фёдор. У него не было прямых наследников на царство. Тогда появились лжецари, которые пытались занять трон. Земский собор избрал на царство Бориса Годунова. Он находился у власти несколько лет).

              - Откуда люди взяли эти сведения, ведь это было много веков назад?

              - Какими вы представляете творцов летописей?

(Слайд 10)

  • Физминутка

 

  • Работа над отрывком из поэмы А. С. Пушкина

 - Рассмотрите изображение летописца в учебнике (Пимен)

- Лёгок ли труд летописца?

- Прочитаем отрывок из поэмы «Борис Годунов» (читает учитель).

- О чём пишет летописец?

-  Чтобы лучше понять произведение, нужно понимать смысл всех слов.

(Слайд 11. Пояснение и уточнение смысла слов:)

                       Монах – священнослужитель.

                       Келья – отдельная комната монаха в монастыре.

                       Перо – роговое образование на коже птиц. (В старину отточенное гусиное перо использовалось для письма).

                       Светец (устар.) – подставка для лучины, освещающей жильё.

                       Чернило (устар.) – красящая жидкость для письма.

                       Чернильница – небольшой сосуд для чернил.

                       Хартия – старинная рукопись.                                                               

-  Обратите внимание на ремарки (авторские пояснения)

«Ночь. Келья в Чудовом монастыре. (Чудов монастырь находился на территории Московского Кремля). Пимен пишет перед лампадой».  (Слайд 12)

Чтение по частям. Вопросы по ходу чтения.

- Каков смысл слова «сказанье»? (история, событие)

            - В чём Пимен видит свой долг (наказ) от бога?           (правдиво описать события)

            - Почему монах, который продолжит дело Пимена, должен быть трудолюбивым?

            - Почему свой труд Пимен называет безымянным?   (Летописцы не подписывали рукописи)

            - Ради чего трудился летописец? (Чтобы оставить историческую память потомкам )

            - «Летопись окончена моя», - говорит пушкинский Пимен. А можно ли когда-нибудь закончить летописание?

            - Почему нет? (История продолжается. Время бесконечно.)

            - Как сейчас записывается история? (В энциклопедиях, в электронных книгах).

Выразительное чтение стихотворения. (Какова интонация, темп чтения? Похож на русскую песню, былину)

- Какие слова в монологе Пимена Вам показались самыми главными?

(Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу)

- Как понимаете эти слова?

 

  • Работа над стихотворением Н. Кончаловской.

- О труде летописца рассказала и наша современница Наталья Кончаловская в книге «Наша древняя столица».

(чтение стихотворения)

- О каком событии напоминает Н. Кончаловская? (О нашествии монголо-татар на Русь)

- Прочитайте 2 последние строчки. Как понимаете?

(Много веков и событий описано в летописи. Мы узнаём о них из этих мудрых книг)

 

  •  Сравнительный анализ текстов. (Работа в группах) (Слайд 13)

- Что объединяет эти тексты?

(Уважение к нелёгкому труду летописца. Понимание его исторического значения. Образы летописцев: трудолюбие, благородство, скромность в самооценке, понимание Божественного преднозначения своего труда.)

- Что различает эти тексты?

(Язык, потому что эти тексты написаны с разными целями. У Пушкина – в серьёзной поэме для взрослых, у Кончаловской – в стихотворении для детей, поэтому и язык более простой)

  •  Выразительное чтение стихотворений.
  •  Итог.

- Расскажите о ваших впечатлениях от урока? (Что нового узнал, что понравилось?)

- Кому захотелось выучить стихи (или одно из них) наизусть?

- Закончить урок мне бы хотелось словами одного из лучших знатоков древнерусской литературы Дмитрия Сергеевича Лихачёва. (Слайд 14) «Древнерусская  литература  наполняет нас гордостью за наших далёких предков, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». Д.С.Лихачёв

  •  Задание на дом.

            Выучить наизусть один из отрывков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока.»

Урок чтения 4 класс.

(Образовательная система: «Школа 2100»)

Учитель-разработчик: Ачисова Валентина Александровна,

МКОУ «НОШ №1» ЗАТО п.Солнечный, Красноярского края


Тема: «У истоков русской детской литературы. Летопись и летописцы.»

Цели и задачи:

  • Способствовать осознанию детьми необходимости узнать историю возникновения детской литературы.

  • Познакомить с летописным жанром в литературе на примере отрывков из произведений А. С. Пушкина и Н. Кончаловской

  • Развитие речи, читательских умений.

  • Воспитывать гордость за историческое прошлое русского народа.

Оборудование:

  • конспект урока,

  • слайдовая презентация,

  • учебник: Литературное чтение «В океане света» - 4 кл. часть 1, авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева

Конспект урока.

  1. Введение в проблему.

- Давайте перечитаем окончание истории, с которой мы познакомились на прошлом уроке (Чтение материала учебника, стр. 31)

- Куда пригласил Николай Александрович Игоря и Олю?

- Что же удивительного увидели дети за таинственной ширмой?

- Какой вопрос заинтересовал ребят?

(Была ли в XI-XV веках детская литература?)

(Слайд 2)

  1. Постановка проблемы

- Какие вопросы на эту тему хотелось бы вам задать?

(Что читали дети? Кто самый первый детский писатель? Какие они – самые первые детские книги?)

(Слайд 3)

- Для этого нам необходимо совершить путешествие в историческое прошлое. Готовы ли вы сделать это вместе с героями литературных путешествий?

- Первое наше путешествие (Слайд 4) в 11/12 века

  1. Чтение материала учебника – стр. 33

Вопросы и задания после чтения:

- Что же увидели Игорь и Оля за таинственной ширмой?

- Была ли в 11 веке детская литература?

- А что же тогда читали дети? (Слайд 5, 6,7)

(Использовали для детского чтения и отрывки из летописей.)

- Как понимаете слово летопись? (Запись событий по годам)

- Как называлась начальная русская летопись? (Прочитайте об этом в тексте)

(Начальная русская летопись была создана в XI-XII веках. Она называлась “Повесть временных лет”, что значит “минувших” и рассказывала о происхождении русского государства.

Данную повесть составляли несколько летописцев – монахов, которые по тому времени были весьма образованными людьми. Они извлекали исторические сведения из былин, песен, старинных преданий и создали целую энциклопедию жизни Киевской Руси IX – XII столетий).


(Слайд 8) - Вот монах – летописец читает страничку из летописи.

- Прочитаем, что в ней написано.

- Писатель А.С.Пушкин в своём произведении «Борис Годунов» создал образ монаха-летописца Пимена

- Знаете ли вы что-нибудь о Борисе Годунове и его эпохе? (Дети воспроизводят знания из истории, из эпохи Смутного времени)

(Слайд 9)

(Эпоха смутного времени.

Перелом веков. Смена событий. Внезапно умер царь Фёдор. У него не было прямых наследников на царство. Тогда появились лжецари, которые пытались занять трон. Земский собор избрал на царство Бориса Годунова. Он находился у власти несколько лет).


- Откуда люди взяли эти сведения, ведь это было много веков назад?

- Какими вы представляете творцов летописей?

(Слайд 10)


  1. Физминутка


  1. Работа над отрывком из поэмы А. С. Пушкина


- Рассмотрите изображение летописца в учебнике (Пимен)

- Лёгок ли труд летописца?

- Прочитаем отрывок из поэмы «Борис Годунов» (читает учитель).

- О чём пишет летописец?


- Чтобы лучше понять произведение, нужно понимать смысл всех слов.

(Слайд 11. Пояснение и уточнение смысла слов:

Монах священнослужитель.

Келья – отдельная комната монаха в монастыре.

Перо – роговое образование на коже птиц. (В старину отточенное гусиное перо использовалось для письма).

Светец (устар.) – подставка для лучины, освещающей жильё.

Чернило (устар.) – красящая жидкость для письма.

Чернильница – небольшой сосуд для чернил.

Хартия – старинная рукопись.

- Обратите внимание на ремарки (авторские пояснения)

«Ночь. Келья в Чудовом монастыре. (Чудов монастырь находился на территории Московского Кремля). Пимен пишет перед лампадой». (Слайд 12)


Чтение по частям. Вопросы по ходу чтения.

- Каков смысл слова «сказанье»? (история, событие)

- В чём Пимен видит свой долг (наказ) от бога? (правдиво описать события)

- Почему монах, который продолжит дело Пимена, должен быть трудолюбивым?

- Почему свой труд Пимен называет безымянным? (Летописцы не подписывали рукописи)

- Ради чего трудился летописец? (Чтобы оставить историческую память потомкам )

- «Летопись окончена моя», - говорит пушкинский Пимен. А можно ли когда-нибудь закончить летописание?

- Почему нет? (История продолжается. Время бесконечно.)

- Как сейчас записывается история? (В энциклопедиях, в электронных книгах).


Выразительное чтение стихотворения. (Какова интонация, темп чтения? Похож на русскую песню, былину)


- Какие слова в монологе Пимена Вам показались самыми главными?

(Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу)

- Как понимаете эти слова?


  1. Работа над стихотворением Н. Кончаловской.

- О труде летописца рассказала и наша современница Наталья Кончаловская в книге «Наша древняя столица».

(чтение стихотворения)

- О каком событии напоминает Н. Кончаловская? (О нашествии монголо-татар на Русь)

- Прочитайте 2 последние строчки. Как понимаете?

(Много веков и событий описано в летописи. Мы узнаём о них из этих мудрых книг)


  1. Сравнительный анализ текстов. (Работа в группах) (Слайд 13)

- Что объединяет эти тексты?

(Уважение к нелёгкому труду летописца. Понимание его исторического значения. Образы летописцев: трудолюбие, благородство, скромность в самооценке, понимание Божественного предназначения своего труда.)


- Что различает эти тексты?

(Язык, потому что эти тексты написаны с разными целями. У Пушкина – в серьёзной поэме для взрослых, у Кончаловской – в стихотворении для детей, поэтому и язык более простой)



  1. Выразительное чтение стихотворений.



  1. Итог.

- Расскажите о ваших впечатлениях от урока? (Что нового узнал, что понравилось?)

- Кому захотелось выучить стихи (или одно из них) наизусть?

- Закончить урок мне бы хотелось словами одного из лучших знатоков древнерусской литературы Дмитрия Сергеевича Лихачёва. (Слайд 14) «Древнерусская литература  наполняет нас гордостью за наших далёких предков, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». Д.С.Лихачёв

10. Задание на дом.

Выучить наизусть один из отрывков.





Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку.»

Урок по курсу ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 класс Тема: У истоков русской детской литературы. Летопись и летописцы. Учитель-разработчик: Ачисова Валентина Александровна МКОУ «НОШ №1» ЗАТО п.Солнечный Красноярского края

Урок по курсу ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

4 класс

Тема: У истоков русской детской литературы. Летопись и летописцы.

Учитель-разработчик:

Ачисова Валентина Александровна

МКОУ «НОШ №1» ЗАТО п.Солнечный

Красноярского края

Была ли в XI-XV веках детская литература?   - Что читали дети? - Кто самый первый детский писатель? - Какие они – самые первые детские книги?

Была ли в XI-XV веках детская литература?

- Что читали дети?

- Кто самый первый детский писатель?

- Какие они – самые первые детские книги?

Первые рукописные сведения о том ,что читали  дети Руси, относится к X веку. Конечно же, религиозные книги: Библию, Ветхий и Новый Завет, Псалтырь, Жития святых.

Первые рукописные сведения о том ,что читали

дети Руси, относится к X веку.

Конечно же, религиозные книги: Библию,

Ветхий и Новый Завет, Псалтырь, Жития святых.

Использовали для детского чтения и отрывки из летописей. Начальная русская летопись была создана в XI-XII веках. Она называлась “Повесть временных лет”, что значит “минувших” и рассказывала о происхождении русского государства.

Использовали для детского чтения и отрывки из летописей.

Начальная русская летопись была создана в XI-XII веках. Она называлась “Повесть временных лет”, что значит “минувших” и рассказывала о происхождении русского государства.

Царь Борис Фёдорович Годунов Рисунок Зеленского с портрета в Кунсткамере в Академии наук.

Царь Борис Фёдорович Годунов

Рисунок Зеленского с портрета в Кунсткамере в Академии наук.

Статуя летописца работы М. Антокольского Русский музей

Статуя летописца работы М. Антокольского

Русский музей

Монах –  священнослужитель Келья – отдельная комната монаха в монастыре Перо – роговое образование на коже птиц. ( В старину отточенное гусиное перо использовалось для письма) . Светец  (устар.) – подставка для лучины,        освещающей жильё. Чернило  (устар.) – красящая жидкость для         письма. Чернильница – небольшой сосуд для чернил. Хартия – старинная рукопись

Монах – священнослужитель

Келья – отдельная комната монаха в монастыре

Перо – роговое образование на коже птиц.

( В старину отточенное гусиное перо использовалось для письма) .

Светец (устар.) – подставка для лучины, освещающей жильё.

Чернило (устар.) – красящая жидкость для письма.

Чернильница – небольшой сосуд для чернил.

Хартия – старинная рукопись

А.Пушкин «Борис Годунов» Н.Кончаловская (отрывок) «В монастырской келье узкой…» Что объединяет эти тексты?  Образы летописцев.  Уважение к нелёгкому труду летописца.  Понимание его исторического значения. В чём различие текстов?  Цель написания. (Пушкин – серьёзная поэма для взрослых, Кончаловская – стихотворение для детей)

А.Пушкин «Борис Годунов»

Н.Кончаловская

(отрывок)

«В монастырской келье узкой…»

Что объединяет эти тексты?

  • Образы летописцев.
  • Уважение к нелёгкому труду летописца.
  • Понимание его исторического значения.

В чём различие текстов?

  • Цель написания. (Пушкин – серьёзная поэма для взрослых,

Кончаловская – стихотворение для детей)

  • Язык произведений.
« Древнерусская литература   наполняет нас гордостью за наших далёких предков, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины».   (Д.С. Лихачев)

« Древнерусская литература  

наполняет нас гордостью за наших далёких предков, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». (Д.С. Лихачев)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Ачисова Валентина Александровна

Дата: 17.06.2014

Номер свидетельства: 106341


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства