Тема: «У истоков русской детской литературы. Летопись и летописцы.»
Цели и задачи:
- Способствовать осознанию детьми необходимости узнать историю возникновения детской литературы.
- Познакомить с летописным жанром в литературе на примере отрывков из произведений А. С. Пушкина и Н. Кончаловской
- Развитие речи, читательских умений.
- Воспитывать гордость за историческое прошлое русского народа.
Оборудование:
- конспект урока,
- слайдовая презентация,
- учебник: Литературное чтение «В океане света» - 4 кл. часть 1, авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева
Конспект урока.
- Давайте перечитаем окончание истории, с которой мы познакомились на прошлом уроке (Чтение материала учебника, стр. 31)
- Куда пригласил Николай Александрович Игоря и Олю?
- Что же удивительного увидели дети за таинственной ширмой?
- Какой вопрос заинтересовал ребят?
(Была ли в XI-XV веках детская литература?)
(Слайд 2)
- Какие вопросы на эту тему хотелось бы вам задать?
(Что читали дети? Кто самый первый детский писатель? Какие они – самые первые детские книги?)
(Слайд 3)
- Для этого нам необходимо совершить путешествие в историческое прошлое. Готовы ли вы сделать это вместе с героями литературных путешествий?
- Первое наше путешествие (Слайд 4) в 11/12 века
- Чтение материала учебника – стр. 33
Вопросы и задания после чтения:
- Что же увидели Игорь и Оля за таинственной ширмой?
- Была ли в 11 веке детская литература?
- А что же тогда читали дети? (Слайд 5, 6,7)
(Использовали для детского чтения и отрывки из летописей.)
- Как понимаете слово летопись? (Запись событий по годам)
- Как называлась начальная русская летопись? (Прочитайте об этом в тексте)
(Начальная русская летопись была создана в XI-XII веках. Она называлась “Повесть временных лет”, что значит “минувших” и рассказывала о происхождении русского государства. Данную повесть составляли несколько летописцев – монахов, которые по тому времени были весьма образованными людьми. Они извлекали исторические сведения из былин, песен, старинных преданий и создали целую энциклопедию жизни Киевской Руси IX – XII столетий).
(Слайд 8) - Вот монах – летописец читает страничку из летописи.
- Прочитаем, что в ней написано.
- Писатель А.С.Пушкин в своём произведении «Борис Годунов» создал образ монаха-летописца Пимена
- Знаете ли вы что-нибудь о Борисе Годунове и его эпохе? (Дети воспроизводят знания из истории, из эпохи Смутного времени)
(Слайд 9)
(Эпоха смутного времени. Перелом веков. Смена событий. Внезапно умер царь Фёдор. У него не было прямых наследников на царство. Тогда появились лжецари, которые пытались занять трон. Земский собор избрал на царство Бориса Годунова. Он находился у власти несколько лет).
- Откуда люди взяли эти сведения, ведь это было много веков назад?
- Какими вы представляете творцов летописей?
(Слайд 10)
- Работа над отрывком из поэмы А. С. Пушкина
- Рассмотрите изображение летописца в учебнике (Пимен)
- Лёгок ли труд летописца?
- Прочитаем отрывок из поэмы «Борис Годунов» (читает учитель).
- О чём пишет летописец?
- Чтобы лучше понять произведение, нужно понимать смысл всех слов.
(Слайд 11. Пояснение и уточнение смысла слов:)
Монах – священнослужитель.
Келья – отдельная комната монаха в монастыре.
Перо – роговое образование на коже птиц. (В старину отточенное гусиное перо использовалось для письма).
Светец (устар.) – подставка для лучины, освещающей жильё.
Чернило (устар.) – красящая жидкость для письма.
Чернильница – небольшой сосуд для чернил.
Хартия – старинная рукопись.
- Обратите внимание на ремарки (авторские пояснения)
«Ночь. Келья в Чудовом монастыре. (Чудов монастырь находился на территории Московского Кремля). Пимен пишет перед лампадой». (Слайд 12)
Чтение по частям. Вопросы по ходу чтения.
- Каков смысл слова «сказанье»? (история, событие)
- В чём Пимен видит свой долг (наказ) от бога? (правдиво описать события)
- Почему монах, который продолжит дело Пимена, должен быть трудолюбивым?
- Почему свой труд Пимен называет безымянным? (Летописцы не подписывали рукописи)
- Ради чего трудился летописец? (Чтобы оставить историческую память потомкам )
- «Летопись окончена моя», - говорит пушкинский Пимен. А можно ли когда-нибудь закончить летописание?
- Почему нет? (История продолжается. Время бесконечно.)
- Как сейчас записывается история? (В энциклопедиях, в электронных книгах).
Выразительное чтение стихотворения. (Какова интонация, темп чтения? Похож на русскую песню, былину)
- Какие слова в монологе Пимена Вам показались самыми главными?
(Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу)
- Как понимаете эти слова?
- Работа над стихотворением Н. Кончаловской.
- О труде летописца рассказала и наша современница Наталья Кончаловская в книге «Наша древняя столица».
(чтение стихотворения)
- О каком событии напоминает Н. Кончаловская? (О нашествии монголо-татар на Русь)
- Прочитайте 2 последние строчки. Как понимаете?
(Много веков и событий описано в летописи. Мы узнаём о них из этих мудрых книг)
- Сравнительный анализ текстов. (Работа в группах) (Слайд 13)
- Что объединяет эти тексты?
(Уважение к нелёгкому труду летописца. Понимание его исторического значения. Образы летописцев: трудолюбие, благородство, скромность в самооценке, понимание Божественного преднозначения своего труда.)
- Что различает эти тексты?
(Язык, потому что эти тексты написаны с разными целями. У Пушкина – в серьёзной поэме для взрослых, у Кончаловской – в стихотворении для детей, поэтому и язык более простой)
- Выразительное чтение стихотворений.
- Итог.
- Расскажите о ваших впечатлениях от урока? (Что нового узнал, что понравилось?)
- Кому захотелось выучить стихи (или одно из них) наизусть?
- Закончить урок мне бы хотелось словами одного из лучших знатоков древнерусской литературы Дмитрия Сергеевича Лихачёва. (Слайд 14) «Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». Д.С.Лихачёв
Выучить наизусть один из отрывков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока.»
Урок чтения 4 класс.
(Образовательная система: «Школа 2100»)
Учитель-разработчик: Ачисова Валентина Александровна,
МКОУ «НОШ №1» ЗАТО п.Солнечный, Красноярского края
Тема: «У истоков русской детской литературы. Летопись и летописцы.»
Цели и задачи:
Способствовать осознанию детьми необходимости узнать историю возникновения детской литературы.
Познакомить с летописным жанром в литературе на примере отрывков из произведений А. С. Пушкина и Н. Кончаловской
Развитие речи, читательских умений.
Воспитывать гордость за историческое прошлое русского народа.
Оборудование:
Конспект урока.
Введение в проблему.
- Давайте перечитаем окончание истории, с которой мы познакомились на прошлом уроке (Чтение материала учебника, стр. 31)
- Куда пригласил Николай Александрович Игоря и Олю?
- Что же удивительного увидели дети за таинственной ширмой?
- Какой вопрос заинтересовал ребят?
(Была ли в XI-XV веках детская литература?)
(Слайд 2)
Постановка проблемы
- Какие вопросы на эту тему хотелось бы вам задать?
(Что читали дети? Кто самый первый детский писатель? Какие они – самые первые детские книги?)
(Слайд 3)
- Для этого нам необходимо совершить путешествие в историческое прошлое. Готовы ли вы сделать это вместе с героями литературных путешествий?
- Первое наше путешествие (Слайд 4) в 11/12 века
Чтение материала учебника – стр. 33
Вопросы и задания после чтения:
- Что же увидели Игорь и Оля за таинственной ширмой?
- Была ли в 11 веке детская литература?
- А что же тогда читали дети? (Слайд 5, 6,7)
(Использовали для детского чтения и отрывки из летописей.)
- Как понимаете слово летопись? (Запись событий по годам)
- Как называлась начальная русская летопись? (Прочитайте об этом в тексте)
(Начальная русская летопись была создана в XI-XII веках. Она называлась “Повесть временных лет”, что значит “минувших” и рассказывала о происхождении русского государства.
Данную повесть составляли несколько летописцев – монахов, которые по тому времени были весьма образованными людьми. Они извлекали исторические сведения из былин, песен, старинных преданий и создали целую энциклопедию жизни Киевской Руси IX – XII столетий).
(Слайд 8) - Вот монах – летописец читает страничку из летописи.
- Прочитаем, что в ней написано.
- Писатель А.С.Пушкин в своём произведении «Борис Годунов» создал образ монаха-летописца Пимена
- Знаете ли вы что-нибудь о Борисе Годунове и его эпохе? (Дети воспроизводят знания из истории, из эпохи Смутного времени)
(Слайд 9)
(Эпоха смутного времени.
Перелом веков. Смена событий. Внезапно умер царь Фёдор. У него не было прямых наследников на царство. Тогда появились лжецари, которые пытались занять трон. Земский собор избрал на царство Бориса Годунова. Он находился у власти несколько лет).
- Откуда люди взяли эти сведения, ведь это было много веков назад?
- Какими вы представляете творцов летописей?
(Слайд 10)
Физминутка
Работа над отрывком из поэмы А. С. Пушкина
- Рассмотрите изображение летописца в учебнике (Пимен)
- Лёгок ли труд летописца?
- Прочитаем отрывок из поэмы «Борис Годунов» (читает учитель).
- О чём пишет летописец?
- Чтобы лучше понять произведение, нужно понимать смысл всех слов.
(Слайд 11. Пояснение и уточнение смысла слов:
Монах – священнослужитель.
Келья – отдельная комната монаха в монастыре.
Перо – роговое образование на коже птиц. (В старину отточенное гусиное перо использовалось для письма).
Светец (устар.) – подставка для лучины, освещающей жильё.
Чернило (устар.) – красящая жидкость для письма.
Чернильница – небольшой сосуд для чернил.
Хартия – старинная рукопись.
- Обратите внимание на ремарки (авторские пояснения)
«Ночь. Келья в Чудовом монастыре. (Чудов монастырь находился на территории Московского Кремля). Пимен пишет перед лампадой». (Слайд 12)
Чтение по частям. Вопросы по ходу чтения.
- Каков смысл слова «сказанье»? (история, событие)
- В чём Пимен видит свой долг (наказ) от бога? (правдиво описать события)
- Почему монах, который продолжит дело Пимена, должен быть трудолюбивым?
- Почему свой труд Пимен называет безымянным? (Летописцы не подписывали рукописи)
- Ради чего трудился летописец? (Чтобы оставить историческую память потомкам )
- «Летопись окончена моя», - говорит пушкинский Пимен. А можно ли когда-нибудь закончить летописание?
- Почему нет? (История продолжается. Время бесконечно.)
- Как сейчас записывается история? (В энциклопедиях, в электронных книгах).
Выразительное чтение стихотворения. (Какова интонация, темп чтения? Похож на русскую песню, былину)
- Какие слова в монологе Пимена Вам показались самыми главными?
(Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу)
- Как понимаете эти слова?
Работа над стихотворением Н. Кончаловской.
- О труде летописца рассказала и наша современница Наталья Кончаловская в книге «Наша древняя столица».
(чтение стихотворения)
- О каком событии напоминает Н. Кончаловская? (О нашествии монголо-татар на Русь)
- Прочитайте 2 последние строчки. Как понимаете?
(Много веков и событий описано в летописи. Мы узнаём о них из этих мудрых книг)
Сравнительный анализ текстов. (Работа в группах) (Слайд 13)
- Что объединяет эти тексты?
(Уважение к нелёгкому труду летописца. Понимание его исторического значения. Образы летописцев: трудолюбие, благородство, скромность в самооценке, понимание Божественного предназначения своего труда.)
- Что различает эти тексты?
(Язык, потому что эти тексты написаны с разными целями. У Пушкина – в серьёзной поэме для взрослых, у Кончаловской – в стихотворении для детей, поэтому и язык более простой)
Выразительное чтение стихотворений.
Итог.
- Расскажите о ваших впечатлениях от урока? (Что нового узнал, что понравилось?)
- Кому захотелось выучить стихи (или одно из них) наизусть?
- Закончить урок мне бы хотелось словами одного из лучших знатоков древнерусской литературы Дмитрия Сергеевича Лихачёва. (Слайд 14) «Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». Д.С.Лихачёв
10. Задание на дом.
Выучить наизусть один из отрывков.
Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку.»
Урок по курсу ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
4 класс
Тема: У истоков русской детской литературы. Летопись и летописцы.
Учитель-разработчик:
Ачисова Валентина Александровна
МКОУ «НОШ №1» ЗАТО п.Солнечный
Красноярского края
Была ли в XI-XV веках детская литература?
- Что читали дети?
- Кто самый первый детский писатель?
- Какие они – самые первые детские книги?
Первые рукописные сведения о том ,что читали
дети Руси, относится к X веку.
Конечно же, религиозные книги: Библию,
Ветхий и Новый Завет, Псалтырь, Жития святых.
Использовали для детского чтения и отрывки из летописей.
Начальная русская летопись была создана в XI-XII веках. Она называлась “Повесть временных лет”, что значит “минувших” и рассказывала о происхождении русского государства.
Царь Борис Фёдорович Годунов
Рисунок Зеленского с портрета в Кунсткамере в Академии наук.
Статуя летописца работы М. Антокольского
Русский музей
Монах – священнослужитель
Келья – отдельная комната монаха в монастыре
Перо – роговое образование на коже птиц.
( В старину отточенное гусиное перо использовалось для письма) .
Светец (устар.) – подставка для лучины, освещающей жильё.
Чернило (устар.) – красящая жидкость для письма.
Чернильница – небольшой сосуд для чернил.
Хартия – старинная рукопись
А.Пушкин «Борис Годунов»
Н.Кончаловская
(отрывок)
«В монастырской келье узкой…»
Что объединяет эти тексты?
- Уважение к нелёгкому труду летописца.
- Понимание его исторического значения.
В чём различие текстов?
- Цель написания. (Пушкин – серьёзная поэма для взрослых,
Кончаловская – стихотворение для детей)
« Древнерусская литература
наполняет нас гордостью за наших далёких предков, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». (Д.С. Лихачев)